ФАКТИЧНОСТЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Фактичность
эмпирическое наличие присутствие, в его отличии от наличия неодушевленных вещей (наличности). Фактичность проявляется прежде всего в социальной жизни. В отличии от наличности, фактичность не выявляется простым внешним созерцанием, но демонстрируется расположением (см.) присутствия.

Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)

ФАКТИЧНОСТЬ
от лат. factum совершившееся, сделанное) - данность, в частности факт возлагания на себя ответственности за собственное существование; по Хайдеггеру, фактичность - это фактичность факта существования. Понятие фактичности заключает в себе бытие-в-мире некого "внутримирового" сущего, именно такое бытие, что это сущее может понять себя как находящееся во власти своей "судьбы" вместе с бытием сущего, которое оно встречает внутри своего собственного мира (см. Заброшенность).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФАКТИЧНОСТЬ
(Faktizität; от лат. factum — «факт») — данность (в противоположность логичности, логическому бытию), особенно факт придания собственному наличному бытию своеобразного ответственного существования; по Хайдеггеру, фактичность — это «фактичность факта существования. Понятие фактичности заключает в себе бытие-в-мире некоего «внутримирового» сущего, и именно таким образом, что это сущее может понять себя как находящееся во власти своей «судьбы» вместе с бытием сущего, которое оно встречает внутри своего собственного мира» (см. Заброшенность).
H. Barth. Erkenntnis der Existenz, 1965; H. Holz. Spekulation und R, 1970; G. Wolandt. Idealismos und R, 1971.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ФАКТИЧНОСТЬ
Riktizitat) — термин, ставший известным благодаря ранним фрайбургским лекциям Хайдеггера (1919— 22), а также лекции «Онтология. Герменевтика фактичности» (1923) и «Бытию и времени». В 19 в. в немецкой философии использовались два синонимичных термина — «Tatsachlichkeit» и «Faktizitat», являвшихся новообразованиями философского языка, причем «Tatsachlichkeit» (от нем «Tatsache», букв. «дело действия») был более близок немецкой филос. традиции. Во 2-й пол. 19 в. «Faktizitat» встречается редко. У В. Дильтея — впервые в книге «Переживание и поэзия» (написана в 1867, опубликована в 1905), а затем во «Введении в науки о духе» (1881), где Дильтей говорит о «фактичности (Faktizitat), истории, т. е. живой изначальной реальности», которая никогда не дается в представлении в адекватном выражении. У Дильтея значительно чаще используется термин «Tatsachlichkeit», который в нач. 20 в. часто встречается также у П. Наторпа, Э. Гуссерля и М. Хайдеггера (диссертация «О суждении в психологизме»), где «Tatsachlichkeit» означает всего лишь «факт как факт». Одновременно растет популярность термина «Faktizitat», который в неокантианстве (Э. Ласк) обозначает противоположность надвременной логичности (Logizitat). Фактичность имеет временной характер, а значит, случайна, индивидуальна, конкретна и неповторима. Именно в этом значении начинает использовать термин «фактическим» Хайдеггер (лекции «Основные проблемы феноменологии», 1919—20), говоря о «фактической жизни» как об универсальной и всеохватывающей реальности, должной стать исходной основой феноменологического анализа. Введению термина в оборот способствовала также работа К. Ясперса «Психология мировоззрений» (1919), «фактическое» и «фактичный» используются для обозначения конкретности человеческой экзистенции, единства и неразрывности существования, противопоставляемого метафизическим схемам и конструкциям. «Фактическое» выступает также в качестве синонима подвижности, течения жизни. «Фактичность» как философская категория появляется в лекциях по «Феноменологии созерцания и выражения» (1920), Хайдеггер предпочитает «Faktizitat» синонимичному понятию «Tatsachlichkeit», ибо последнее теснее связано с проблематикой «фактов сознания» (И. Фихте, В. Дильтей}, а также с пониманием философии как теоретической по преимуществу деятельности, имеющей объективный характер. Потому термин «фактичное» («Tatsachliche») используется, когда Хайдеггер говорит об опыте, не имеющем необходимого отношения к миру Я, или о предметном содержании, не соотнесенном со способом его воспроизведения» (теоретическая установка). Однако, по Хайдеггеру, для некоторых областей (истории, философии) необходим определенный способ осуществления отнесенности (Vollzug des Bezugs), для чего Хайдеггер резервирует термин «faktisch»: так, напр., «фактически жить» в прошедшем (т. е. обладать историей) означает, что прошедшее каким-то образом пронизывает содержание жизненного опыта. Центральной категорией «фактичность» становится в «Герменевтике фактичности». В отличие от Ясперса, в трудах которого «фактичность» и «экзистенция» практически не разводятся, в «Бытии и времени» эти термины сущностно различны. «Фактичность» как понятие играет также важную роль в философии Сартра.
И. А. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
543.94 кб

ГЕНЕЗИС СОЗНАНИЯ ВРЕМЕНИ И ПЕРВИЧНАЯ ФАКТИЧНОСТЬ: К ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКЕ ВРЕМЕНИ Э. ГУССЕРЛ

Чернавин Георгий
Читать PDF
81.45 кб

"beata vita" в перспективе фактичности: интерпретация Августина у раннего Хайдеггера

Коначева Светлана Александровна
В статье рассматривается рецепция философии Августина в философской мысли раннего Хайдеггера.
Читать PDF
10.85 мб

Эстетический опыт как прорыв от фактичности к реальности

Гордеев П.А.
Статья посвящена философским взглядам русского мыслителя Семена Людвиговича Франка на природу красоты и эстетического опыта.
Читать PDF
13.49 мб

Человек в пограничной ситуации: тождество фактичности и трансцендентности (на примере философии Ж. -

Николина О.И., Сизикова O.А.
Тождество фактичности и трансцендентности в обыденном существовании погружает человека в самообман (неподлинное существование).