ФА ЦЗЕ
ФА ЦЗЕ
Санскр. дхармадхату - "миры (сферы) дхарм". Буд. термин, ставший базовым доктринальным понятием для ряда направлений кит. буддизма, прежде всего Тяньтай школы и Хуаянь школы. В раннем буддизме под Ф.ц. понимался один из видов "объективного" - дхармы (см. Фа [1], п. 2) в качестве объекта восприятия "ума", или "рассудка" (санскр. манас, кит. синь [1], см. У юнь). В махаяне термин Ф.ц. приобрел более широкое значение: 1) совокупность дхарм во всех "мирах" буд. космологии; 2) космич. "тело Будды" ("тело Закона", фа шэнь) - истинная сущность и субстрат всего универсума. Данные интерпретации сводились к одной в махаянской доктрине тождества сансары (лунъхуэй), т.е. феноменального мира и истинносущего - нирваны (непань): все дхармы феноменального мира рассматривались в качестве акцидентальных проявлений нирваны или универсального "тела Будды". Это значение Ф.ц. стало осн. для школ кит. буддизма. В учении школы Тяньтай под "мирами дхарм" понимаются десять уровней (состояний) живых существ: шесть миров сансары - ад (ди юй), мир "голодных духов" (э гуй), животных, человека, воинственных демонов-асуров (асюло), богов-дева (тянь жэнь), и четыре мира просветленных существ - последователей хинаяны (шраваков, шэн вэнь, см. Сань чэн), "будд для себя" (пратьекабудды, юань цзюэ фо, см. Сань чэн), бодхисаттв, будд. Мир будд, будучи единственной окончательной реальностью, объемлет остальные миры; в свою очередь все они (включая ад) потенциально содержат в себе мир будд, к-рый и является "миром дхарм" в узком смысле. В учении школы Хуаянь интерпретация термина Ф.ц. осн. на образе из "Гандавьюха сутры" (кит. "Ло мо цзин"- "Сутра о схватывании сетью [Индры]"), где "мир будд" уподоблен сети из драгоценных каменьев, каждый из к-рых отражает в себе все прочие и в свою очередь отражается в них. Данный образ интерпретируется Хуаянь как "мир дхарм", в к-ром не только феноменальный мир является проявлением истинносущего, но вообще отсутствует какая-либо граница между ними. Оба мира полностью присутствуют друг в друге, причем каждый их элемент содержит в себе целое, образуя т.о. универсальное "тело Будды", объединяющее все сущее в "едином сознании" (и синь, см. "Да чэн ци синь лунь"). Данное учение известно как доктрина "беспрепятственного [взаимопроникновения] принципов и вещей/дел" (ли ши у ай, см. Ли - ши). Хуаяньское учение о Ф.ц. оказало значит, влияние на философию неоконфуцианства. **Игнатович А.Н. Концепция бытия в школе Тяньтай в интерпретации Нитирэна // Филос. вопросы буддизма. Новосиб., 1984; Его же. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 237 - 239; Chan G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park-L., 1971; Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought: Studies in Sine-Japanese Mahayana Idealism. N.Y., 1974. P. 53 - 76. E.A. Торчинов