ЭЗОТЕРИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЭЗОТЕРИЗМ
1) Традиция тайных знаний, передаваемых через личное ученичество узкому кругу последователей; 2) Замкнутость, "непрозрачность" системы социального знания, обусловленная различными социальными и культурными факторами.

Источник: Философский глоссарий

ЭЗОТЕРИЗМ
скрытый, тайный, противополжность – экзотеризм, открытость): совокупность знаний и духовных практик, закрытых от непосвященных, принадлежащих узкому кругу лиц и передаваемых в личном опыте от ищущего к ищущему, от учителя к ученику.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Эзотеризм
Всякое учение, позволяющее судить об истине только посвященным. Противоположностью эзотеризму является Просвещение, а его ближайшим родственником (почти всегда) – оккультизм. Это «научный» обскурантизм, или обскурантизм, претендующий на статус науки.

Источник: Философский словарь.

Эзотеризм
(греч. esoterikos – внутренний, замкнутый) – углубленное, развивающееся религиозное знание, оперирующее символикой, известной исключительно посвященным; религиозное направление, находящееся рядом с главным, признаваемым большинством верующих. Доступ к экзотерическому знанию предусмотрен исключительно для лиц, одаренных особыми квалификациями и качествами. Термин «эзотеризм» употреблялся и для характеристики той части учения Платона, которая излагалась устно исключительно для слушателей его Академии и которую он не доверил письменной речи. Эти знания предназначались для будущих философов-правителей, требовали длительного времени для изучения (до 50 лет). Эти знания отличались от знаний экзотерических (см. Экзотеризм).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЭЗОТЕРИЗМ
англ. esoteric - тайный, известный лишь посвященным, скрытый, неясный, запутанный) - понятие, встречающееся уже у некоторых древнегреческих философов и обозначающее учение, передаваемое из уст учителя в уста избранных учеников. Например, пифагорейские доктрины, дошедшие через Платона до александрийских неопифагорейцев, имели цель пронизать дух и душу ученика нерационализируемой мудростью. Это понятие противоположно "экзотеризму" (англ. exoteric - профанное, постороннее, открытое непосвященному, общепонятное и общедоступное), т. е. учению, имеющему публичный статус. В любом более или менее глубоком учении существуют эзотерический и экзотерический моменты, взаимодополняющие друг друга, подобно тому как дополняют друг друга дух и буква учения, сущность и явление, ядро и скорлупа. Древнегреческим философским учениям предшествовали религиозные мистерии, т. е. тайные действа; мисты клялись не разглашать того, что им было открыто во время элевсинских мистерий. Э. объективно обусловлен тем, что никакая сущность не может быть до конца выявлена и исчерпывающе выражена в формах образного познания; непостижимые в познавательных образах аспекты сущности в лучшем случае категоризуются особыми символами; секретная сторона бытия частично постигается вживанием в эти символы. Э. связан с запретами: а) на разглашение секретов какого-либо ремесла, науки, искусства, религии, мистической философии; б) на обучение посторонних устной или письменной символике тайной доктрины. Низший уровень Э. - тайна, воспринимаемая в молчании; средний уровень - то, о чем запрещено говорить; высший уровень - то, о чем трудно говорить из-за объективной невыразимости самых глубоких истин. В любом религиозном учении есть эзотерическая и экзотерическая сторона. Вместе с тем Э. не обязательно носит религиозный характер. Э. сопряжен с постижением предельных сущностей бытия через такие способности духа, как интуиция, совесть и мистическое пребывание души в сферах трансцендентного.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
661.83 кб

Эзотеризм и мировоззрение русского масонства XVIII-XIX веков: попытка определения

Халтурин Юрий
В статье предпринимается попытка определить характер мировоззрения русских масонов конца XVIII начала XIX века. Автор критически анализирует концепцию «христианского мистицизма» применительно к русскому масонству.
Читать PDF
283.65 кб

ФИЛОСОФИЯ РЕНЕ ГЕНОНА КАК ФИЛОСОФСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ

Красильников Валерий Олегович
Философия Рене Генона яркое интеллектуальное явление XX в., малоизвестное широкой публике и сравнительно малоизученное.
Читать PDF
219.99 кб

Основные задачи социальнофилософского исследования эзотеризма

Панычик Александр Владимирович
Читать PDF
307.52 кб

Оккультизм и романтизм как две формы «Секуляризованного эзотеризма» XIX - начала XX в

Носачев Павел
Отталкиваясь от теорий западных исследователей В. Ханеграафа, А. Фев-ра, И. Аспрема, автор предлагает анализ взаимоотношений науки и западного эзотеризма в XIX начале XX века.
Читать PDF
650.98 кб

Что такое эзотерика? Методы исследования западного эзотеризма

Верслуис Артур
В статье рассматриваются основные современные методологические подходы к исследованию эзотеризма. Автор начинает с анализа классических подходов А. Фэвра и В.
Читать PDF
1.04 мб

Нет ничего нового под солнцем: «Гнозис» как категория в исследовании западного эзотеризма

Носачев Павел
This article analyzes the tradition of using the category of “gnosis” in studies of Western esotericism.
Читать PDF
370.53 кб

Мифологические истоки религиозного и философского эзотеризма

Алиев Разим
В статье исследуются мифологические источники религиозного и философского эзотеризма. Статья отличается новизной научных взглядов, касающихся фундаментальных проблем философии.
Читать PDF
178.24 кб

Дискуссии о методологии исследования эзотеризма в работах европейских и Северо-Американских авторов

Панин С.А.
The article is dedicated to the study of development and contemporary state of discussions on methodology in the works of North American and European scholars of esotericism. The author analyzes the ideas of C. du Prel, J.