ЭВТАНАЗИЯ
Эвтаназия
помощь при смерти, искусство врача облегчить умирающему смерть или ускорить ее, чтобы избавить умирающего от мук.
ЭВТАНАЗИЯ
от греч. ей - хорошо и thanatos - смерть) - помощь при смерти, искусство врача облегчить умирающему смерть или ускорить смерть, чтобы избавить умирающего от мук. Допустимость или недопустимость эвтаназии оживленно обсуждается с точки зрения этики, юриспруденции и религии. Античная философия отмечала требование бесстрашно умереть как (героическую) эвтаназию.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ЭВТАНАЗИЯ
(Euthanasie; от греч. eu — «хорошо» и thanatos — «смерть») — помощь при умирании, искусство врача облегчить умирающему смерть или ускорить смерть, чтобы избавить умирающего от мук. Допустимость или недопустимость эвтаназии оживленно обсуждается с точки зрения этики, медицины, юриспруденции и религии в связи с высокой вероятностью злоупотребления. Античная философия отмечала как (героическую) эвтаназию требование бесстрашно умереть.
H. Saner / Н. Holzhey (Hgg.). E. — Zur Frage von Leben u. Sterbenlassen, 1976; P. Carrick. Medical Ethics in Antiquity. Dordrecht, 1985; J. Rachels. The End of Life: Euthanasia and Morality. Oxford, 1986.
H. Saner / Н. Holzhey (Hgg.). E. — Zur Frage von Leben u. Sterbenlassen, 1976; P. Carrick. Medical Ethics in Antiquity. Dordrecht, 1985; J. Rachels. The End of Life: Euthanasia and Morality. Oxford, 1986.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Эвтаназия
умышленные действия или бездействие медицинского работника, которые осуществляются в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося в угрожающем жизни состоянии, и в результате которых наступает его смерть. Понятие «информированный больной», употребляемое в международно-правовых документах в области здравоохранения, означает такого пациента, который осведомлен о состоянии своего здоровья, диагнозе, прогнозе развития заболевания и последствиях того или иного лечения, либо отказа от него. Различают активную (позитивную) Э. – использование средств или действий, ускоряющих наступление смерти (смертельная инъекция, передозировка снотворного и т.д.) и пассивную (негативную) Э., которая означает отказ от искусственных мер по поддержанию жизни (реанимационные услуги).
Источник: Философия права, словарь-минимум
ЭВТАНАЗИЯ
от гр. ем — благо и thanatos — смерть): метод, принятый некоторыми философскими учениями или религиями, нацеленный на то, чтобы безболезненной смертью сократить агонию или безнадежную болезнь. Сторонником такой «счастливой смерти» в интересах общества был Платон, заметивший в «Государстве»: «Что касается граждан, которые не являются физически здоровыми, позволим им умереть». Современность менее цинична или же более осмотрительна, но зато английский философ Бэкон, который к тому же и создал термин «эвтаназия», без колебаний стал самым ярым сторонником смягчения агонии. И в наши дни на совести остается вопрос: имеет ли человек право покушаться на жизнь другого, пусть из милосердных соображений, даже если жертва сама настойчиво его об этом просит? Здесь имеет место конфликт долга жалости и долга благочестия. «Только Бог является хозяином жизни и смерти», — писал в XVI в. врач А. Паре, определяя непреклонную точку зрения веры. Точка зрения закона, по крайней мере вплоть до наших дней, находится в той же плоскости: французский, немецкий, английский и американский парламенты, как и ряд других стран, осудили эвтаназию.
Источник: Философский словарь
Эвтаназия
Этимологически значение этого слова – хорошая смерть. На практике оно используется для обозначения добровольно принимаемой кончины с помощью средств медицины и с целью положить конец страданиям неизлечимо больного человека; эвтаназия – это смерть с медицинской помощью. Так же как евгеника, эвтаназия после гнусностей, творимых нацистами, оказалась дискредитированной, однако выбирается из этого положения несколько успешнее, чем первая. Очевидно, это происходит из‑за того, что с эвтаназией, разумеется осуществляемой под строгим контролем, все‑таки возникает меньше проблем, чем с евгеникой. Во‑первых, она касается не вида в целом, а лишь отдельных индивидуумов, во‑вторых, она применяется только к неизлечимо больным, по их личной просьбе (добровольная эвтаназия) или, в случае, если они сами не в состоянии эту просьбу сформулировать, по просьбе их близких (не добровольная эвтаназия). Мне кажется, в этом явлении больше прогрессивного, чем опасного. Если медицина не в силах нам помочь, почему бы ей не помочь нам умереть? Хотя одна опасность все‑таки существует, и заключается она в систематическом уничтожении наиболее тяжелых больных. Что должно стать лишним поводом к принятию закона по ограничению эвтаназии и строгому контролю за ней, как и должно быть во всяком правовом государстве.
Источник: Философский словарь.
Эвтаназия
(греч. eu – хорошо + thantos смерть) – понятие, корни которого восходят к III в. до н. э. Первоначально означало проблему сокращения жизни людям «неполноценным», т.е. болезненным и страдающим. В настоящее время эвтаназия означает намеренное сокращение жизни безнадежно больным людям с их личного согласия, желания семьи либо из сострадания и жалости на основе личной оценки ситуации. В последние годы проводятся широкие дискуссии о допущении эвтаназии, в основе которых лежат представления о ценности жизни, человеческом достоинстве и праве человека на смерть. Эвтаназия – проблема многоаспектная, касающаяся медицины, права, философии, этики и теологии и т. п. Проблема эвтаназии – одна из центральных в биоэтике. Различают эвтаназию пассивную (когда добровольная смерть наступает в результате действия других лиц) и активную (когда добровольный уход из жизни осуществляет сам страдающий человек). Эвтаназия не тождественна, вообще говоря, самоубийству, хотя в случае активной формы она близка к нему. Различают два противоположных подхода к решению проблемы эвтаназии: 1) патерналистический (лат. pater – отец); сторонники этого подхода выступают против эвтаназии, обосновывая это тем, что никто не может распоряжаться жизнью человека (по принципу: Бог дал, Бог взял); что существует вероятность изготовления нового лекарства, которое устранит страдания больного; что существует возможность злоупотреблении эвтаназией со стороны наследников или тех, кто хочет, например, получить какие-то органы для трансплантации и пр.; 2) антипатерналистический, сторонники которого считают, что следует узаконить эвтаназию; что человек – хозяин своей судьбы и своей жизни и имеет право на смерть, чтобы избавить себя от невыносимых страданий, а своих близких от переживаний и страданий за него, от бесполезных затрат на лечение и лекарства, если нет никаких гарантий даже на улучшение состояния больного, не говоря уже о его выздоровлении.
Эвтаназия
от древнегреч. eu – хорошо и thanatos – смерть) – понятие, означающее добровольную безболезненную смерть и отражающее естественное для каждого человека желание умереть легко и спокойно. Понятие Э. было введено Ф. Бэконом в XVII в. Э. существует в двух формах-пассивной и активной. Пассивная Э. - решение о прекращении лечения ввиду безнадежного состояния больного; активная Э. - введение высоких доз наркотиков, прекращающее страдания и жизнь безнадежных больных. В совр. литературе типология расширяется за счет введения понятий добровольной и ненамеренной Э.: добровольная Э. осуществляется при информировании пациента; ненамеренная Э. – без его согласия. Наиболее дискуссионным с биоэтической точки зрения является вопрос о добровольной активной Э. Ее сторонники опираются на два основных этических аргумента: милосердие и «золотое правило нравственности» и считают, что Э. может быть этически оправдана при 1) далеко зашедшем неизлечимом заболевании, вызывающем у человека непереносимые страдания; 2) тяжелейшей форме инвалидности, ограничивающей жизнедеятельность человека. Противники добровольной активной Э. аргументируют свою позицию тем, что 1) намеренное прекращение человеческой жизни всегда безнравственно и не может быть морально оправдано; 2) в случае постановки неправильного диагноза можно потерять напрасно многие человеческие жизни; при поспешном обращении к Э. может случиться так, что не излечимая сегодня болезнь завтра будет успешно побеждена; 3) возможны злоупотребления «убийством из милосердия» со стороны врачей и близких, которые могут быть заинтересованы в преждевременной смерти больного; 4) доступность Э. может спровоцировать у медиков и близких искушение избавиться от груза забот и ухода за тяжелым больным; 5) общество, руководствуясь законностью Э., может получить право избавляться от своих недееспособных «бесполезных» и «лишних» членов; 6) безнравственно привлечение к участию в Э. врачей – представителей самой гуманной профессии. Сопоставление доводов за и против легализации Э. приводит к выводам, что 1) необходимо законодательно ограничить акты Э., недопустимые морально/юридически; 2) активная недобровольная Э. должна быть отвергнута как нарушение права на жизнь; 3) пассивная недобровольная Э. может быть допущена при особых, специально оговоренных условиях медицинского характера; 4) добровольная Э. (активная и пассивная) может рассматриваться как реализация права человека на достойную смерть.
ЭВТАНАЗИЯ
греч. еu - хорошо, thanatos - смерть) - понятие, разрабатываемое в контексте прикладной этики применительно к сфере медико-биологических исследований, которое определяется как легкая и безболезненная смерть или отсутствие действий по недопущению смерти. Здесь предполагаются ситуации, когда смерть считается большим добром или меньшим злом по отношению к человеку. В словаре подчеркивается противоречивость самой ситуации, потенциально способной разрешиться Э. Противоречие состоит в том, что в законодательствах многих стран Э. как допущение безболезненной смерти запрещена. Хотя в тех же законах по отношению к кошкам и собакам незаконным будет диаметрально противоположное: отсутствие действий, облегчающих уход. Если брать в совокупности, то под Э. можно понимать такую ситуацию, когда смерть становится для человека благом. При этом следует иметь в виду, что Э. - термин, прилагаемый к медико-биологическим ситуациям, но выходящий далеко за пределы последних: в область этики, религии, юриспруденции. Сегодня проблема Э. активно дискутируется и входит в число наиболее сложных биоэтических проблем. В дискуссию вовлекаются не только врачи, но и юристы, теологи, социальные работники - эксперты специально организуемых при лечебных учреждениях биоэтических комитетов. По сути, предметом ожесточенных дискуссий стала проблема морального оправдания убийства или самоубийства. В этом контексте есть смысл несколько различать понятия "Э.", "автоэвтаназия" - по сути самоубийство и ассистированный суицид - пособничество в самоубийстве или непредотвращение последнего. Э. - это прерывание жизни, которая по медицинским причинам стала невозможной, невыносимой для человека. Это ситуация, когда трудно, а порой и невозможно руководствоваться традиционными нормами медицинской этики. Здесь сталкиваются диаметрально противоположные факторы: облегчение страдания и продление жизни. Такие ситуации характеризуются сложной моральной трилеммой. Во-первых, в соответствии с клятвой Гиппократа, врач не должен нести смерть больному: "Я не дам никому просимого у МЕНЯ смертного средства и не покажу пути для подобного замысла". Во-вторых, это очевидное продление бессмысленных мучений больного. И в-третьих, врач, действуя из сострадания, может стать в глазах общества либо убийцей, либо пособником самоубийства. Очевидно, что Э. - не только медицинская, но и сложная социальная проблема. И пациент нуждается не только в медицинской, но и социальной помощи. С другой стороны, врачам, возможно, не следует вовлекаться в этот процесс, а осуществление Э. должно лечь на плечи специально обученного персонала. Проблема Э. так или иначе сводится к проблеме "качества жизни". В данном случае в поле рассмотрения попадают такие ситуации, когда жизнь утрачивает свое позитивное значение и воспринимается только негативно. Это ситуации далеко зашедшего неизлечимого заболевания, вызывающего непереносимые страдания, или тяжелейшая физическая инвалидизация, резко и значительно сужающая сферу самореализации индивида. В таких ситуациях смерть начинает рассматриваться с положительной точки зрения как средство прекратить непереносимые страдания (хотя у разных людей представления о степени непереносимости страдания значительно различаются). Э. здесь - форма состардания, а цена его - жизнь. Парадоксально, но в такой ситуации ориентиром становится реальное благополучие больного и в поле зрения попадает право на это реальное благополучие. В ряде зарубежных стран: в Голландии, Англии, Франции, США, - известны так называемые эвтаназические общества, защищающие право человека на смерть. Так, в США известно общество "Хемлок", организованное в 1980 Д. Хамфри. Девиз общества: "Достойная жизнь, достойная смерть". Э. - очень сложная в правовом отношении ситуация. Главный ориентир для ее понимания в этом отношении - право на жизнь. А оно предполагает не только право на сохранение жизни, но и право на распоряжение жизнью. А последнее включает в себя и право на предельную самодетерминацию личности, в том числе право самому принимать решение, когда закончить земное существование. И в этой позиции право на жизнь начинает предполагать право на смерть. (В опыте западной юриспруденции известны судебные дела по ряду ситуаций-казусов, связанных с правом на смерть и эвтаназийной практикой. Можно в связи с этим упомянуть дела Н. Крузан, К. Куинлен, Р. Джилберта, Э. Бовиа и др.). Выход из множества такого рода ситуаций предполагает право человека участвовать в принятии решения о своей судьбе, возможность выбора. Альтернативой Э. может быть, например, уход в хоспис. В любом случае необходимо наличие просьбы самого больного в той или иной форме. Это, например, может быть т.наз. Living Will - письменная просьба к врачу, которая может признаваться как юридический документ. Или т.наз. Durable Power of Attorney for Health Care - юридический документ о передаче другому лицу права принимать медицинские решения. Без разрешающих эвтаназийные манипуляции документов любой акт Э. является уголовным преступлением - убийством. По своим формам Э. может добровольной и недобровольной, активной (позитивной) и пассивной (негативной). Активная Э. предполагает использование специальных медикаментозных средств, прерывающих жизнь, или отключение поддерживающей жизнь медицинской аппаратуры. Пассивная Э. - это не что иное как отказ от мер, способствующих поддержанию жизни. В ряде случаев пассивная добровольная Э. разрешена законом. Но ее очень сложно отличить от простой халатности.
Е.И. Янчук
Е.И. Янчук
Источник: Новейший философский словарь
Эвтаназия
(Euthanasia).
Слово "эвтаназия" составлено из двух греч. слов, означающих "хороший" и "смерть". Так называют любые усилия, направленные на то, чтобы процесс смерти не был долгим и/или мучительным, если смерть все равно неизбежна. Часто учитывается и такой фактор, как непомерные расходы на лечение. Проблема эвтаназии стала актуальной не в последнюю очередь благодаря успехам медицины. Люди, крые в прежние времена умерли бы сравнительно молодыми, сейчас доживают до старости и подвержены всем неизбежным в этом возрасте болезням. Процент пожилых людей становится все больше, и вопрос об эвтаназии встает все острее.
Эвтаназия может быть активной или пассивной. Пассивная эвтаназия это прекращение лечения, продлевающего жизнь. Активная же эвтаназия подразумевает прямое действие, прерывающее жизнь, введение пациенту токсичного вещества или введение воздуха в его кровеносные сосуды. Эвтаназия также подразделяется на добровольную и недобровольную. Добровольной эвтаназией называют тот случай, когда пациент сам выразил желание прекратить свою жизнь. При недобровольной эвтаназии это решение принимает за него ктото другой, обычно ближайшие родственники. Т.о., эвтаназия бывает четырех видов: добровольная пассивная, недобровольная пассивная, добровольная активная и недобровольная активная.
Пассивная эвтаназия практикуется уже весьма широко. Обычно к ней прибегают в тех случаях, когда медицинский прогноз не предполагает ни выздоровления, ни улучшения, а пациент страдает от жестокой боли. Дополнительным фактором часто оказываются переживания близких, а также непосильные для семьи расходы на медицинскую помощь.
Противники эвтаназии выдвигают такой аргумент, как святость жизни. Имеется в виду, что жизнь сама по себе есть благо и дар Божий, а потому ее следует сохранять любой ценой. Св. Писание и впрямь считает жизнь ценностью очень высокой, но не абсолютной. Другой аргумент связан с идеей естественной смерти. Имеется в виду, что если жизнь дается и отнимается Богом, то мы не должны препятствовать смерти в тот момент, крый Бог для нее определил. Однако проблема в том, что в соответствии с этим аргументом людям следовало бы отказываться от любой, даже самой простой медицинской помощи, поскольку и она может трактоваться как борьба с неизбежностью смерти. В ответ на это говорят, что следует проводить различие между обычными, приемлемыми медицинскими мерами и т. н. "героическими мерами", к крым мы прибегать не должны. Такой подход, однако, не снимает вопросов ведь та медицинская помощь, края сейчас рассматривается как экстраординарная,спустя десять лет вполне может перейти в разряд рутинной.
Всем нам "положено однажды умереть" (Евр 9:27). Милосердие побуждает нас позволить безнадежно больному умереть, особенно когда он ясно выражает такое желание. Иногда родственники принимают это решение за уже неспособного выразить свою волю больного, исходя из ранее составленного им и юридически заверенного письменного распоряжения . Но такой шаг все равно страшен, особенно если больной не христианин (ведь тем самым у него отнимается последняя возможность принять Христа). В таких случаях христиане непременно должны удостовериться, что этот человек слышал благовествование.
Активная эвтаназия ставит перед нами другие проблемы. Сейчас такая эвтаназия запрещена в большинстве стран. Все чаще раздаются призывы к ее легализации, но многие в принципе отвергают такую практику, считая ее убийством или содействием самоубийству. Следует отметить, однако, что в Библии не всякое лишение человека жизни рассматривается как убийство. Выделяются убийство, как таковое, простительное (случайное) убийство и предписанное убийство (на войне или как наказание за преступления). Собственно убийство это намеренное и предумышленное умерщвление человека, крый не совершил тяжких преступлений и не имеет желания умереть. Недобровольная активная эвтаназия имеет слишком много общего с такой ситуацией и потому едва ли приемлема. С другой стороны, добровольная активная эвтаназия не противоречит желанию человека и не преследует цели причинить ему вред.
Не слишком убедительны и попытки представить эвтаназию как самоубийство. Библия описывает несколько случаев самоубийства, но не дает им моральной оценки (Авимелех в Суд 9:5057; Саул в 1 Цар 31, ср. 2 Цар 1:116; Иуда Искариот в Мф 27:5). Первые два из этих случаев напоминают эвтаназию, мотивированную, однако, желанием избежать позора, а не боли. К-ром е того, в Библии не всякое добровольное лишение себя жизни признается самоубийством. Иисус поощрял самопожертвование (Ин 15:13) и сам совершил его в конце своей жизни. Самоубийство это смерть, края в ином случае не наступила бы и края прерывает плодотворную жизнь. Эвтаназия же лишь приближает конец уже ставшей обузой жизни и изменяет обстоятельства смерти.
Некрые, признавая отсутствие в Библии ясных указаний относительно эвтаназии, все же стремятся разрешить связанные с ней проблемы, ссылаясь на те или иные библейские принципы. Это делают и противники эвтаназии (они апеллируют к святости жизни и всевластию Бога), и ее сторонники (они говорят о милосердии и любви). Все эти соображения уместны, но не могут быть признаны решающими.
Вопрос об эвтаназии сложен и требует очень осторожного подхода. Помимо перечисленных, существуют и другие доводы против активной эвтаназии (ценность человеческой жизни,необратимость смерти, возможность ошибок в диагнозе или корыстного злоупотребления, а также библейский взгляд, согласно к-ром у страдание не абсолютное зло, ибо оно способно очищать и укреплять наш дух). Поэтому разумно было бы не отменять пока законов, запрещающих эвтаназию, и исследовать эту проблему глубже. Следует шире использовать такие альтернативные возможности, как пассивная эвтаназия, применение болеутоляющих средств и укрепление духа упованием на всемогущество Божье.
М. J. Erickson (пер. А. Г.) Библиография: P.R. Baelz,"VoluntaryEuthanasia", ГЛео/ 75:23851; А.В. Downing, еА..Euthanasia and the Right to Death; D. C. Maguire, Death by Choice; K. Vaux, ed., Who Shall Live: Medicine, Technology, Ethics.
Слово "эвтаназия" составлено из двух греч. слов, означающих "хороший" и "смерть". Так называют любые усилия, направленные на то, чтобы процесс смерти не был долгим и/или мучительным, если смерть все равно неизбежна. Часто учитывается и такой фактор, как непомерные расходы на лечение. Проблема эвтаназии стала актуальной не в последнюю очередь благодаря успехам медицины. Люди, крые в прежние времена умерли бы сравнительно молодыми, сейчас доживают до старости и подвержены всем неизбежным в этом возрасте болезням. Процент пожилых людей становится все больше, и вопрос об эвтаназии встает все острее.
Эвтаназия может быть активной или пассивной. Пассивная эвтаназия это прекращение лечения, продлевающего жизнь. Активная же эвтаназия подразумевает прямое действие, прерывающее жизнь, введение пациенту токсичного вещества или введение воздуха в его кровеносные сосуды. Эвтаназия также подразделяется на добровольную и недобровольную. Добровольной эвтаназией называют тот случай, когда пациент сам выразил желание прекратить свою жизнь. При недобровольной эвтаназии это решение принимает за него ктото другой, обычно ближайшие родственники. Т.о., эвтаназия бывает четырех видов: добровольная пассивная, недобровольная пассивная, добровольная активная и недобровольная активная.
Пассивная эвтаназия практикуется уже весьма широко. Обычно к ней прибегают в тех случаях, когда медицинский прогноз не предполагает ни выздоровления, ни улучшения, а пациент страдает от жестокой боли. Дополнительным фактором часто оказываются переживания близких, а также непосильные для семьи расходы на медицинскую помощь.
Противники эвтаназии выдвигают такой аргумент, как святость жизни. Имеется в виду, что жизнь сама по себе есть благо и дар Божий, а потому ее следует сохранять любой ценой. Св. Писание и впрямь считает жизнь ценностью очень высокой, но не абсолютной. Другой аргумент связан с идеей естественной смерти. Имеется в виду, что если жизнь дается и отнимается Богом, то мы не должны препятствовать смерти в тот момент, крый Бог для нее определил. Однако проблема в том, что в соответствии с этим аргументом людям следовало бы отказываться от любой, даже самой простой медицинской помощи, поскольку и она может трактоваться как борьба с неизбежностью смерти. В ответ на это говорят, что следует проводить различие между обычными, приемлемыми медицинскими мерами и т. н. "героическими мерами", к крым мы прибегать не должны. Такой подход, однако, не снимает вопросов ведь та медицинская помощь, края сейчас рассматривается как экстраординарная,спустя десять лет вполне может перейти в разряд рутинной.
Всем нам "положено однажды умереть" (Евр 9:27). Милосердие побуждает нас позволить безнадежно больному умереть, особенно когда он ясно выражает такое желание. Иногда родственники принимают это решение за уже неспособного выразить свою волю больного, исходя из ранее составленного им и юридически заверенного письменного распоряжения . Но такой шаг все равно страшен, особенно если больной не христианин (ведь тем самым у него отнимается последняя возможность принять Христа). В таких случаях христиане непременно должны удостовериться, что этот человек слышал благовествование.
Активная эвтаназия ставит перед нами другие проблемы. Сейчас такая эвтаназия запрещена в большинстве стран. Все чаще раздаются призывы к ее легализации, но многие в принципе отвергают такую практику, считая ее убийством или содействием самоубийству. Следует отметить, однако, что в Библии не всякое лишение человека жизни рассматривается как убийство. Выделяются убийство, как таковое, простительное (случайное) убийство и предписанное убийство (на войне или как наказание за преступления). Собственно убийство это намеренное и предумышленное умерщвление человека, крый не совершил тяжких преступлений и не имеет желания умереть. Недобровольная активная эвтаназия имеет слишком много общего с такой ситуацией и потому едва ли приемлема. С другой стороны, добровольная активная эвтаназия не противоречит желанию человека и не преследует цели причинить ему вред.
Не слишком убедительны и попытки представить эвтаназию как самоубийство. Библия описывает несколько случаев самоубийства, но не дает им моральной оценки (Авимелех в Суд 9:5057; Саул в 1 Цар 31, ср. 2 Цар 1:116; Иуда Искариот в Мф 27:5). Первые два из этих случаев напоминают эвтаназию, мотивированную, однако, желанием избежать позора, а не боли. К-ром е того, в Библии не всякое добровольное лишение себя жизни признается самоубийством. Иисус поощрял самопожертвование (Ин 15:13) и сам совершил его в конце своей жизни. Самоубийство это смерть, края в ином случае не наступила бы и края прерывает плодотворную жизнь. Эвтаназия же лишь приближает конец уже ставшей обузой жизни и изменяет обстоятельства смерти.
Некрые, признавая отсутствие в Библии ясных указаний относительно эвтаназии, все же стремятся разрешить связанные с ней проблемы, ссылаясь на те или иные библейские принципы. Это делают и противники эвтаназии (они апеллируют к святости жизни и всевластию Бога), и ее сторонники (они говорят о милосердии и любви). Все эти соображения уместны, но не могут быть признаны решающими.
Вопрос об эвтаназии сложен и требует очень осторожного подхода. Помимо перечисленных, существуют и другие доводы против активной эвтаназии (ценность человеческой жизни,необратимость смерти, возможность ошибок в диагнозе или корыстного злоупотребления, а также библейский взгляд, согласно к-ром у страдание не абсолютное зло, ибо оно способно очищать и укреплять наш дух). Поэтому разумно было бы не отменять пока законов, запрещающих эвтаназию, и исследовать эту проблему глубже. Следует шире использовать такие альтернативные возможности, как пассивная эвтаназия, применение болеутоляющих средств и укрепление духа упованием на всемогущество Божье.
М. J. Erickson (пер. А. Г.) Библиография: P.R. Baelz,"VoluntaryEuthanasia", ГЛео/ 75:23851; А.В. Downing, еА..Euthanasia and the Right to Death; D. C. Maguire, Death by Choice; K. Vaux, ed., Who Shall Live: Medicine, Technology, Ethics.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
ЭВТАНАЗИЯ
намеренное прекращение жизни неизлечимого больного с целью избавления его от непереносимых страданий, не поддающихся лечению имеющимися методами и средствами медицины. Различают: активную Э. (прямые действия, направленные на умерщвление пациента (напр., путем введения ему смертельной дозы медикамента) и пассивную Э. (отказ от применения таких методов лечения у неизлечимого больного, к-рые лишь удлиняют период умирания, как правило, снижая качество его оставшейся жизни).
В последние годы термин «пассивная Э.» используется реже и заменяется терминами «отказ от экстраординарных медицинских мер», «прекращение жизнеподдерживающего лечения» и др. Как активная, так и пассивная Э. могут быть добровольной (т.е. применяемой на основе информированного согласия самого пациента или на основе опекунского решения, если пациент некомпетентен) и недобровольной. Особой разновидностью активной и недобровольной Э. может считаться принудительная Э. (т.е. осуществляемая при осведомленности и без согласия со стороны компетентного пациента); эта разновидность Э. считается морально безусловно неприемлемой. Некоторые авторы отождествляют Э., в особенности добровольную, с самоубийством. Для многих первобытных обществ было привычным умерщвлять стариков и тяжелобольных.
В др.греч. Спарте слабых младенцев по решению старейшин сбрасывали со скалы. Сократ, Платон, философы-стоики, Сенека оправдывали умерщвление тяжелобольных, даже без их согласия. Платон считал, что моральный долг больного, ставшего обузой для общества, покончить с собой. Пифагорейцы и Аристотель были противниками умерщвления тяжелобольных. Традиционное христианство не допускало возможность Э., рассматривая ее как частный случай тягчайшего греха самоубийства. Августин и Фома Аквинский резко осуждали самоубийство даже по причине нестерпимой боли. Отдельные представители протестантизма с большей терпимостью относились к самоубийству, признавая, что иногда оно связано с психической неуравновешенностью человека.
В Др. Греции слово «Э.» не имело медицинского смысла и обозначало счастливую смерть за родину.
В «Клятве» Гиппократа, к-рая, вероятно, связана с пифагорейской традицией, содержится запрет не только на Э., но и на ассистирование (пособничество) при самоубийстве больного.
В другой книге Гиппократа, «Об искусстве», не рекомендуется оказывать медицинскую помощь умирающим, если заведомо известно, что здесь медицина бессильна. Современный медицинский подход к проблеме умирающего больного был намечен Ф.Бэконом, к-рый в труде «О достоинстве и приумножении наук» (1623) писал, что даже тогда, когда нет никакой надежды на спасение больного, долг врача — в облегчении страданий умирающего: «...эта эвтаназия... уже сама по себе является... счастьем».
В медицинской лит-ре термин «Э.» утверждается с кон. 18 в.; Э. трактуется как искусство облегчения умирания.
В дореволюционной России о допустимости с нравственной и юридической позиций добровольной активной Э. писал А.Ф.Кони.
В 20—40-е гг. 20 в. бэконовский смысл понятия Э. как заботы о комфортном умирании отодвигается на второй план, а на первый выступает значение «милосердного убийства».
В 30-е гг. в разных странах мира создаются общества в поддержку Э.
В Германии в русле идей «расовой гигиены», «жизни, не стоящей того, чтобы жить» и т.п. теоретически обосновывается допустимость принудительной активной Э. (Клингер); а в 1939-1941 на основании приказа Гитлера в принудительном порядке в переоборудованных из больниц «заведениях Э.» были умерщвлены в основном в газовых камерах около 275 тыс. немцев — душевнобольных, стариков и детей с тяжелыми уродствами. Оценка негативного опыта применения Э. в нацистской Германии как бесчеловечной медицины и невиданной ранее фальсификации медицинской профессии предопределила современные подходы к проблеме Э., во главе угла к-рых — уважение личности пациента и его гражданских прав.
В последней трети 20 в. тема Э. становится весьма актуальной как в академической лит-ре и медицинской практике, так и в публичных дискуссиях. Вопервых, применение в медицине новейших методов интенсивной терапии сделало массовыми ситуации пролонгированного умирания больных, когда перед врачами встали совершенно новые в философском, морально-этическом плане вопросы — жив или мертв пациент с диагнозом «смерть мозга», продолжать ли жизнеподдерживаюшее лечение пациента в стойком вегетативном состоянии и др. Во-вторых, распространение на сферу здравоохранения правозащитной идеологии обернулось тем, что в медицинской этике и медицинском праве центральной стала категория прав пациента, среди к-рых важное место занимает «право на смерть с достоинством». Характерна мысль, выраженная представителем современной протестантской этики, к-рая как бы знаменует начало современных исследований в медицинской этике: «Контроль над смертью, как и контроль над рождаемостью — основы человеческого достоинства» (Дж.Флетчер, «Мораль и медицина», 1955). Одновременно идет — прежде всего в западных странах — интенсивный процесс институционализации движений сторонников Э.
В 70-80-е гг. общества сторонников Э. возникают во многих странах мира.
В 1985 создана Всемирная федерация обществ за право умереть достойно. На протяжении шестидесяти лет британский парламент неоднократно обсуждал, но так и не принял закон о добровольной Э.
В 1992 Э. узаконена в Голландии, но уже с 1984 там не преследовали медиков, применивших Э., если: а) просьба больного об Э. соответствовала критериям «информированного согласия»; б) психические и физические страдания больного чрезмерны без перспективы устранения; в) все виды альтернативной помощи исчерпаны или отвергнуты; г) врач консультировался с коллегой. Частота применения в Голландии активной Э. в начале 90-х гг. была около 2 тыс. в год. Начиная с 1990 амер. врач Д.Кеворкян, используя свои профессиональные знания, способствовал самоэвтаназии более 100 неизлечимых больных.
В 1994 в штате Орегон США принят «Закон о достойной смерти», предоставляющий врачам право выписывать смертельные пероральные (неинъекционные) средства безнадежным больным (по их просьбе), смерть к-рых неминуема в ближайшие шесть месяцев.
В 1995 в австралийском штате Северные территории принят аналогичный «Закон об эвтаназии». Между Э. и самоубийством при поддержке медика существует этически релевантное различие, что делает второе более этически притягательным.
В целом в современной медицинской практике гораздо большее значение имеет тактика пассивной Э.
В 1957 глава римско-католической церкви Папа Пий XII перед проведением конгресса анестезиологов заявил, что отказ безнадежного больного от экстраординарного лечения не является безнравственным. Напр., отключить искусственную вентиляцию легких у больного с глубокими повреждениями мозга, необратимо утратившего сознание, — значит «не убить», а «дать умереть».
В дальнейшем попытки определить формальные критерии разграничения ординарных методов лечения от экстраординарных (как трудоемких, болезненных, дефицитных, дорогих и т.д.) подтвердили вывод, что речь идет о различии этически обязательных и этически необязательных методов.
С моральной т.з. при отказе от лечения существенна разница между ситуациями — «не начинать лечение» и «прекратить уже начатое лечение». Окончательное решение должно принадлежать самому пациенту, а в случае некомпетентности последнего — его родственникам. Понятие «право на смерть» все больше приобретает и юридический смысл — во многих странах вошло в обиход составление гражданами при жизни распоряжения «не оживлять», «прекратить жизнеподдерживающее лечение», если возникнет медицинская ситуация применения к ним экстраординарных методов лечения. Концепция отказа от экстраординарных методов лечения, получившая широкое распространение во многих странах, лежит в основе философии паллиативной медицины, к-рая развивает бэконовское понимание Э. как искусства облегчения смерти. Наиболее полно эта философия реализуется в хосписах, персонал к-рых сознательно избегает «терапевтического ожесточения», но при этом эффективно решает задачи борьбы с болью, другими симптомами, сопровождающими умирание, а также «заботится о душе» пациента, помогая ему примириться со смертью. Цели паллиативной медицины нередко требуют применения таких доз обезболивающих лекарств, что это ускоряет смерть пациента. Такая тактика называется непрямой (косвенной) Э., «Э. двойного эффекта» (double-effect euthanasia) и в принципе оправдывается современной медицинской этикой. Э. относится к одной из центральных дилемм биоэтики. Наиболее часто приводимые аргументы за Э.: а) человеку должно быть предоставлено право самоопределения, в т.ч. — право прекращения своей жизни; б) человек должен быть защищен от жестокого, негуманного лечения, от медицины, неспособной решать проблемы умирающего больного; в) неизлечимый больной имеет право настаивать на Э. с целью избавления близких от душевных мук; г) «экономический» аргумент — общественные ресурсы, затрачиваемые на помощь безнадежным больным, рациональнее направить в другие секторы здравоохранения. Противники Э., критикуя эти аргументы (подчеркивается, что «экономический» аргумент слишком напоминает о фашистской практике избавления от «лишних людей» и т.д.), высказывают следующие: а) Э. отрицает высшую ценность — святость человеческой жизни; б) Э. недопустима ввиду возможности диагностических и прогностических ошибок; в) Э. недопустима ввиду опасности злоупотреблений; г) легализация Э. приведет к окончательной утрате критерия допустимого и недопустимого в медицине; д) альтернативой Э. является современная паллиативная медицина. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) в специальных декларациях осудила как неэтичные и Э., и помощь врача при самоубийстве, но подтвердила этическое оправдание пассивной Э.
В России Э. запрещена действующими с 1993 «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ст. 45). Лит.: Введение в биоэтику / Отв. ред. Б.Г.Юдин. М.: Прогресс-Традиция, 1998; Зильбер Л.П. Трактат об эйтаназии. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 1998; Коновалова Л.В. Прикладная этика. М.: ИФРАН. 1998; Право умирающего человека на прекращение жизни // JAMA. 1992. Октябрь; Рейчелс Дж. Активная и пассивная эвтаназия // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1990; Фу/л Ф. Эвтаназия // Филос. науки. 1990. № 6; Euthanasia: Opposing Viewpoints / Ed. N.Bernards. San Diego, Calif.: Greenheaven Press, 1988; Euthanasia // Encyclopedia of Bioethics. Vol. 1. / Ed. W.Th.Reich. New York: Simon & Schuster Macmillan; London: Simon & Schuster and Prentice Hall International, 1995. А.Я.Иванюшкин, Б.Г.Юдин
В последние годы термин «пассивная Э.» используется реже и заменяется терминами «отказ от экстраординарных медицинских мер», «прекращение жизнеподдерживающего лечения» и др. Как активная, так и пассивная Э. могут быть добровольной (т.е. применяемой на основе информированного согласия самого пациента или на основе опекунского решения, если пациент некомпетентен) и недобровольной. Особой разновидностью активной и недобровольной Э. может считаться принудительная Э. (т.е. осуществляемая при осведомленности и без согласия со стороны компетентного пациента); эта разновидность Э. считается морально безусловно неприемлемой. Некоторые авторы отождествляют Э., в особенности добровольную, с самоубийством. Для многих первобытных обществ было привычным умерщвлять стариков и тяжелобольных.
В др.греч. Спарте слабых младенцев по решению старейшин сбрасывали со скалы. Сократ, Платон, философы-стоики, Сенека оправдывали умерщвление тяжелобольных, даже без их согласия. Платон считал, что моральный долг больного, ставшего обузой для общества, покончить с собой. Пифагорейцы и Аристотель были противниками умерщвления тяжелобольных. Традиционное христианство не допускало возможность Э., рассматривая ее как частный случай тягчайшего греха самоубийства. Августин и Фома Аквинский резко осуждали самоубийство даже по причине нестерпимой боли. Отдельные представители протестантизма с большей терпимостью относились к самоубийству, признавая, что иногда оно связано с психической неуравновешенностью человека.
В Др. Греции слово «Э.» не имело медицинского смысла и обозначало счастливую смерть за родину.
В «Клятве» Гиппократа, к-рая, вероятно, связана с пифагорейской традицией, содержится запрет не только на Э., но и на ассистирование (пособничество) при самоубийстве больного.
В другой книге Гиппократа, «Об искусстве», не рекомендуется оказывать медицинскую помощь умирающим, если заведомо известно, что здесь медицина бессильна. Современный медицинский подход к проблеме умирающего больного был намечен Ф.Бэконом, к-рый в труде «О достоинстве и приумножении наук» (1623) писал, что даже тогда, когда нет никакой надежды на спасение больного, долг врача — в облегчении страданий умирающего: «...эта эвтаназия... уже сама по себе является... счастьем».
В медицинской лит-ре термин «Э.» утверждается с кон. 18 в.; Э. трактуется как искусство облегчения умирания.
В дореволюционной России о допустимости с нравственной и юридической позиций добровольной активной Э. писал А.Ф.Кони.
В 20—40-е гг. 20 в. бэконовский смысл понятия Э. как заботы о комфортном умирании отодвигается на второй план, а на первый выступает значение «милосердного убийства».
В 30-е гг. в разных странах мира создаются общества в поддержку Э.
В Германии в русле идей «расовой гигиены», «жизни, не стоящей того, чтобы жить» и т.п. теоретически обосновывается допустимость принудительной активной Э. (Клингер); а в 1939-1941 на основании приказа Гитлера в принудительном порядке в переоборудованных из больниц «заведениях Э.» были умерщвлены в основном в газовых камерах около 275 тыс. немцев — душевнобольных, стариков и детей с тяжелыми уродствами. Оценка негативного опыта применения Э. в нацистской Германии как бесчеловечной медицины и невиданной ранее фальсификации медицинской профессии предопределила современные подходы к проблеме Э., во главе угла к-рых — уважение личности пациента и его гражданских прав.
В последней трети 20 в. тема Э. становится весьма актуальной как в академической лит-ре и медицинской практике, так и в публичных дискуссиях. Вопервых, применение в медицине новейших методов интенсивной терапии сделало массовыми ситуации пролонгированного умирания больных, когда перед врачами встали совершенно новые в философском, морально-этическом плане вопросы — жив или мертв пациент с диагнозом «смерть мозга», продолжать ли жизнеподдерживаюшее лечение пациента в стойком вегетативном состоянии и др. Во-вторых, распространение на сферу здравоохранения правозащитной идеологии обернулось тем, что в медицинской этике и медицинском праве центральной стала категория прав пациента, среди к-рых важное место занимает «право на смерть с достоинством». Характерна мысль, выраженная представителем современной протестантской этики, к-рая как бы знаменует начало современных исследований в медицинской этике: «Контроль над смертью, как и контроль над рождаемостью — основы человеческого достоинства» (Дж.Флетчер, «Мораль и медицина», 1955). Одновременно идет — прежде всего в западных странах — интенсивный процесс институционализации движений сторонников Э.
В 70-80-е гг. общества сторонников Э. возникают во многих странах мира.
В 1985 создана Всемирная федерация обществ за право умереть достойно. На протяжении шестидесяти лет британский парламент неоднократно обсуждал, но так и не принял закон о добровольной Э.
В 1992 Э. узаконена в Голландии, но уже с 1984 там не преследовали медиков, применивших Э., если: а) просьба больного об Э. соответствовала критериям «информированного согласия»; б) психические и физические страдания больного чрезмерны без перспективы устранения; в) все виды альтернативной помощи исчерпаны или отвергнуты; г) врач консультировался с коллегой. Частота применения в Голландии активной Э. в начале 90-х гг. была около 2 тыс. в год. Начиная с 1990 амер. врач Д.Кеворкян, используя свои профессиональные знания, способствовал самоэвтаназии более 100 неизлечимых больных.
В 1994 в штате Орегон США принят «Закон о достойной смерти», предоставляющий врачам право выписывать смертельные пероральные (неинъекционные) средства безнадежным больным (по их просьбе), смерть к-рых неминуема в ближайшие шесть месяцев.
В 1995 в австралийском штате Северные территории принят аналогичный «Закон об эвтаназии». Между Э. и самоубийством при поддержке медика существует этически релевантное различие, что делает второе более этически притягательным.
В целом в современной медицинской практике гораздо большее значение имеет тактика пассивной Э.
В 1957 глава римско-католической церкви Папа Пий XII перед проведением конгресса анестезиологов заявил, что отказ безнадежного больного от экстраординарного лечения не является безнравственным. Напр., отключить искусственную вентиляцию легких у больного с глубокими повреждениями мозга, необратимо утратившего сознание, — значит «не убить», а «дать умереть».
В дальнейшем попытки определить формальные критерии разграничения ординарных методов лечения от экстраординарных (как трудоемких, болезненных, дефицитных, дорогих и т.д.) подтвердили вывод, что речь идет о различии этически обязательных и этически необязательных методов.
С моральной т.з. при отказе от лечения существенна разница между ситуациями — «не начинать лечение» и «прекратить уже начатое лечение». Окончательное решение должно принадлежать самому пациенту, а в случае некомпетентности последнего — его родственникам. Понятие «право на смерть» все больше приобретает и юридический смысл — во многих странах вошло в обиход составление гражданами при жизни распоряжения «не оживлять», «прекратить жизнеподдерживающее лечение», если возникнет медицинская ситуация применения к ним экстраординарных методов лечения. Концепция отказа от экстраординарных методов лечения, получившая широкое распространение во многих странах, лежит в основе философии паллиативной медицины, к-рая развивает бэконовское понимание Э. как искусства облегчения смерти. Наиболее полно эта философия реализуется в хосписах, персонал к-рых сознательно избегает «терапевтического ожесточения», но при этом эффективно решает задачи борьбы с болью, другими симптомами, сопровождающими умирание, а также «заботится о душе» пациента, помогая ему примириться со смертью. Цели паллиативной медицины нередко требуют применения таких доз обезболивающих лекарств, что это ускоряет смерть пациента. Такая тактика называется непрямой (косвенной) Э., «Э. двойного эффекта» (double-effect euthanasia) и в принципе оправдывается современной медицинской этикой. Э. относится к одной из центральных дилемм биоэтики. Наиболее часто приводимые аргументы за Э.: а) человеку должно быть предоставлено право самоопределения, в т.ч. — право прекращения своей жизни; б) человек должен быть защищен от жестокого, негуманного лечения, от медицины, неспособной решать проблемы умирающего больного; в) неизлечимый больной имеет право настаивать на Э. с целью избавления близких от душевных мук; г) «экономический» аргумент — общественные ресурсы, затрачиваемые на помощь безнадежным больным, рациональнее направить в другие секторы здравоохранения. Противники Э., критикуя эти аргументы (подчеркивается, что «экономический» аргумент слишком напоминает о фашистской практике избавления от «лишних людей» и т.д.), высказывают следующие: а) Э. отрицает высшую ценность — святость человеческой жизни; б) Э. недопустима ввиду возможности диагностических и прогностических ошибок; в) Э. недопустима ввиду опасности злоупотреблений; г) легализация Э. приведет к окончательной утрате критерия допустимого и недопустимого в медицине; д) альтернативой Э. является современная паллиативная медицина. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) в специальных декларациях осудила как неэтичные и Э., и помощь врача при самоубийстве, но подтвердила этическое оправдание пассивной Э.
В России Э. запрещена действующими с 1993 «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ст. 45). Лит.: Введение в биоэтику / Отв. ред. Б.Г.Юдин. М.: Прогресс-Традиция, 1998; Зильбер Л.П. Трактат об эйтаназии. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 1998; Коновалова Л.В. Прикладная этика. М.: ИФРАН. 1998; Право умирающего человека на прекращение жизни // JAMA. 1992. Октябрь; Рейчелс Дж. Активная и пассивная эвтаназия // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1990; Фу/л Ф. Эвтаназия // Филос. науки. 1990. № 6; Euthanasia: Opposing Viewpoints / Ed. N.Bernards. San Diego, Calif.: Greenheaven Press, 1988; Euthanasia // Encyclopedia of Bioethics. Vol. 1. / Ed. W.Th.Reich. New York: Simon & Schuster Macmillan; London: Simon & Schuster and Prentice Hall International, 1995. А.Я.Иванюшкин, Б.Г.Юдин
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001