Концепция создания Европейского исследовательского пространства вышла в свет в 2000 г., с целью преодоления трех барьеров: недостаточности объема финансовых фондов предназначенных для исследований, отсутствия действий, стимулирующих развитие исследований и скоординированности предпринятых исследовательских инициатив. Принятая концепция ERA закладывала в период своего появления основу для общего, внутреннего рынка в сфере исследований, свободного перемещения знаний и идей, ученых (исследователей) и технологий. Благодаря этим и другим действиям должны быть достигнуты (и в государствах Европейского Союза это уже можно наблюдать) более тесное сотрудничество между исследователями в государствах-членах ЕС, стимулирующее конкуренцию, а также эффективное распределение ресурсов.
На совещании глав правительств ЕС в Лиссабоне (март 2000 г.) планировалось, что в течение 10 лет наступит период динамичного развития экономики, опирающейся на знания, а во время встречи в Барселоне (март 2002 г.) было решено до 2010 г. увеличить расходы на науку и исследования до 3% от ВВП (Для сравнения – у нас в Республике доля финансирования науки планируется довести к 2015 г. до 2,5%, что отражено в стратегическом документе развития отечественной науки «Государственной программе развития науки в Республике Казахстан на 2007–2012 гг.»). Создание ERA является одним из наиважнейших элементов исследовательской стратегии Европейского Сообщества. Европейское Исследовательское Пространство очерчивает новые горизонты научной и технологической активности в Европе. Необходимость его образования вытекала как из глобализации экономики и коммуникаций, так и форсирования научно-исследовательских и технологических процессов и их влияния на уровень жизни общества.
Европейское Исследовательское Пространство согласно с идеей его создания, должно охватывать:
1) подлинное движение квалифицированных научно-исследовательских кадров с высоким уровнем горизонтальной и вертикальной мобильности как между конкретными отдельными учреждениями, так и научными направлениями, отраслями, секторами экономики и государствами;
2) создание однородного, единого рынка занятости для научных работников, т.к. по мнению исследователей – авторов Зеленой Книги, в этом направлении в Европе еще существуют много нерешенных проблем, о чем они пишут достаточно критично: «Сейчас на пути к карьере большинства научных работников в Европе стоят институциональные ограничения, государственные границы (речь идет о новых членах ЕС, на которые еще не распространяется Шенгенская зона), неудовлетворительные условия работы и ограниченные перспективы развития. В практике занятие академических должностей постоянно остается в большей мере ограниченным для кандидатов, представляющих национальные кадры либо даже внутренние кадры отдельных вузов. Прозрачная конкуренция в этом направлении является скорее исключением, чем правилом. Трансграничная мобильность либо мобильность между университетами и отраслями в большинстве случаев карается, а не поощряется. Органы общественной администрации не охотно идут на стимулирование научных сотрудников, обращающихся за зарубежными стипендиями либо их использование на финансирование проводимые исследований»;
3) выработка реального равновесия между конкуренцией и сотрудничеством. В стремлении к достижению наилучших мировых стандартов стимулом для ученых и научно-исследовательских учреждений должна быть большая конкурентная среда на европейском уровне;
4) мировой уровень научно-исследовательской инфраструктуры, интегрированные, организованные в сети и доступные для групп ученых, работающих в Европе и в мире, в большой мере благодаря новейшим поколениям инфраструктур электронных коммуникаций;
5) научно-исследовательские учреждения высокого класса, действующие в рамках эффективного сотрудничества государственного и частного секторов (сильные взаимосвязи с социальной и экономической жизнью регионов, в которых проводятся деятельность по сотрудничеству с бизнес-сектором, как основа специализированных исследовательских и внедренческих кластеров), а также объединений и учреждений со смешанной формой собственности, составляющих костяк исследовательских и инновационных кластеров, в том числе «виртуальных исследовательских сообществ», специализирующихся прежде всего в интердисциплинарных отраслях и аккумулирующих в себе критическую массу человеческих и финансовых ресурсов;
6) эффективный приток новых знаний, в особенности среди государственного сектора исследований и капиталоемкого промышленного секторов, а также в обществе;
7) оптимизация и координация научно-исследовательских программ и приоритетов, увеличение затрат на научные исследования в государственном секторе в рамках совместных программ на европейском уровне, предусматривающих общие приоритеты, скоординированные внедренческие программы и их совместные оценки и анализ (принцип, смысл которого в том, чтобы финансировать те исследования, которые соответствуют как нуждам и потребностям локальных, региональных экономик, так и служащих развитию научно-технологического потенциала отдельных государств-членов ЕС);
8) простая, прозрачная и единая система финансирования научных исследований, опирающаяся как на различные источники общественных фондов (национальные, региональные и общеевропейские), так и на частные источники финансирования;
9) стремление к достижению максимума выгоды с разнообразия Европы, обогащенной за счет последнего расширения государств-членов ЕС. Европейские государства и регионы имеют возможность развития своих сильных сторон путем развивающейся специализации в определенных отраслях; расширение Европейского Исследовательского Пространства на остальную часть мира, с концентрацией особенного внимания на соседние с ЕС государства и сотрудничества с партнерами Европы по разрешению глобальных проблем.
Глобализация создает возможности и вызовы для Европейского исследовательского пространства. В Зеленой Книге (Greens Papers) под названием «Европейское исследовательское пространство: Новые перспективы» о деятельности и функционировании ERA написано, что «в условиях постоянно изменяющейся ситуации в мире, все более динамично формирующийся процесс глобализации научных исследований и технологического прогресса, появление новых сильных держав, мощно влияющих на развитие науки и техники – прежде всего Китая и Индии, Европейское исследовательское пространство все более как никогда становится краеугольным камнем европейского общества знаний. В обществе знаний научные исследования, образование, обучение и инновации становятся в полной мере вовлечены в реализацию стремлений ЕС и ожиданий его граждан в сфере экономического и социального развития, сфере защиты окружающей среды».
Один из важных аспектов функционирования ERA это сеть ERA-Net-ов. Их сохранение в будущем продолжения инициативы указанных сетей ERA-Net по принципу так называемой «изменяемой геометрии», которая способствует большей готовности участников к частичной интеграции внедряемых программ; выработка четко направленных общегосударственных и региональных программ с собственной структурой и бюджетом; общая определение и аналитическая идентификация наибольших общественных проблем, решение которых не соответствует возможностям отдельного взятого государства (нп., интересным прецедентом можно считать недавно предпринятая инициатива по выработке европейского стратегического плана в отрасли энергетических технологий), учреждение совместных программ исследований, предпринятых с целью решения общественнонаправленных проблем (на основе арт. 171 Трактата о установлении Европейских Сообществ).
Концепция Европейского исследовательского пространства предполагает новый подход к определению и внедрению совместных программ исследований, приоритеты и совместные программы будут определяться на при поддержке совместного прогнозирования; эластичные механизмы финансирования, объединяющие в необходимых случаях, гранты с налоговыми преференциями (которые стимулируют участию бизнес-сектор), а также с др. инструментами, такими как коммерческий заказ на научно-исследовательские работы; общие принципы внедрения, в особенности в области взаимной верификации, этических норм, использования результатов, контроля качества, отчетности и оценки, а в необходимых случаях – совместные административные структуры.
В реализации концепции ERA важная роль придается популяризации и пропаганде науки: кроме повсеместно применяемых форм популяризации науки (выставки, издания, ярмарки, конференции, публикации в СМИ и т.п.) в последние годы в новых государствах-членах ЕС, к примеру в Польше, получили свое развитие также популяризаторская деятельность в форме фестивалей, «научных пикников» (ежегодно посещает свыше 1 млн посетителей).
Выше упомянутые принципы и измерения функционирования сектора НИОКР (интересно тут заметить, что в западной литературе употребляемый термин-дефиниция R+D, т.е. Research+ +Development отражает практическую ценность науки для развития общества и прогресса нации: исследование + развитие) по мнению стратегов развития научно-исследовательской деятельности могут значительно укрепить ERA, благодаря чему оно будет в состоянии влиять на решение крупных проблем в Европе, а также реализации целей Лиссабонской стратегии. По этой причине Европейская Комиссия реформировала Европейский консультативный комитет по исследованиям (EURAB – European Research Advisory Board) с целью увеличения влияния и роли, какую комитет сейчас играет в реализации ERA.
На уровне ЕС предпринято много инициатив, которые нацелены на повышение привлекательности европейского пространства для ученых, но прогресс и по настоящий момент с точки зрения европейских организаторов науки достаточно не так динамичен, как предполагался, т.к. большинство этих инициатив носит добровольный, желательный характер, а в некоторых случаях отсутствует необходимая координация между подобными национальными и региональными центрами. Все большей поддержкой пользуется Европейская Хартия исследователей и Кодекс поведения при приеме на работу исследователей, однако процесс продвигается медленно.
Как можно судить из анализа рабочих документов служб Еврокомиссии «предпринято много действий по реализации вышеупомянутых проблем, в частности:
Рамочная Программа Научных Исследований ЕС была специально разработана с целью поддержания создания ERA, а фонды на его реализацию были значительно увеличены, хотя не достигли уровня первоначально предложенного Европейской Комиссией. Новые инициативы предприняты в связи с 7-й Рамочной программой на 2007–2013 гг., такие как Европейский Совет по научным исследованиям, будут оказывать большое влияние в сфере научных исследований в Европе. Европейский Институт Технологий, местонахождение Управляющего Совета которого после долгой конкурентной борьбы выиграл Будапешт (претендентами на размещение столь авторитетного и престижного европейского учреждения были города Вроцлав (Польша), Вена (Австрия) с Братиславой (Словакия), а также город Sant Cugat Del Valles, расположенный неподалеку от Барселоны, Испания), также по замыслу стратегов организации европейской науки будет уже в ближайшие 4 года будет ощутимо влиять на процесс создания сообщества знаний и инновационности на мировом уровне».
В рамках вышеупомянутых инициатив появились технологические платформы, в которых промышленный и предпринимательский сектор с др. секторов экономики разрабатывают долговременное видение и стратегические научно-исследовательские программы интересные с экономической точки зрения. Появившаяся по инициативе не столько «сверху»: европейских властных структур, а сколько непосредственно самих ученых инициатива функционирования сетей ERA-Net реально помогает координации национальных и региональных программ в ЕС. Координация политики в сфере научных исследований реализуется с помощью так называемого «открытого метода координации» а также добровольных директив и рекомендаций. Они стимулируют продуктивные дебаты и реформы на национальным уровне, что, к примеру, повлияло на установление всеми государствами-членами Евросоюза желаемого уровня финансирования науки и исследований в стремлению к достижению общеевропейского уровня этих расходов в объеме 3% от ВВП и путем использования этих средств усовершенствования их научно-исследовательских и внедренческих систем, управления ими. ЕС приняла глубоко продуманная инновационную стратегию, ставящая своей целью улучшение рамочных условий проведения научных исследований и развития инновационности. С этой целью в ноябре 2006 г. принята детально прописанная директива Сообщества, касающаяся помощи государства в поддержке научных исследований и развития инновационности а также директиву по более эффективному использованию налогового стимулирования в сфере исследований и развития, внесено предложение по европейской патентной системе с целью преодоления относительной по сравнению с экономиками США и Японии стагнации, в которой оказывается и проблема патента ЕС. Начаты работы над инициативами по возникновению ведущих европейских рынков в перспективных секторах, интенсивно использующих новые технологии.
Европейская политика единства и ее финансовые инструменты – структурные фонды, делают упор на росте научно-исследовательского потенциала и развития инновационности, в особенности в менее развитых регионах. Вместе с высокими приоритетами, какие приданы таким действиям в рамках внутренней политики большинства государств, входящих в состав ЕС.
К основным стратегическим европейским документам по научной и научно-технической политике можно отнести:
Новый старт Лиссабонской Стратегии. Communication to the Spring European Council Working together for growth and jobs. A new start for the Lisbon Strategy, (COM (2005) 24, Brussels, 02.02.2005).
Документ содержит предложения по среднесрочному планированию Лиссабонской Стратегии, принятой Европейским Советом в 2000 г. Еврокомиссия добилась более четкого дефинирования, конкретизации прежних существующих целей и направлений, предлагая концентрированные действия в области двух приоритетов: занятости и экономическом росте при сохранении полного единства взглядов с целями уравновешенного развития:
-рост и улучшение инвестиционной среды в научной сфере;
-льготы и преференции по инновационности, продвижение инновационных информационно-коммуникационных технологий и взвешенное использование ресурсов;
-поддержка создания сильной европейской промышленной базы.
В качестве действий, стимулирующих рост финансирования научной сферы предлагается: увеличение эффективности государственного налогообложения, создание более пригодных условий по поддержке как государственных, так и частных субъектов И+Р, увеличение количества высококвалифицированных научных работников. Подчеркивается необходимость укрепления инструментов, поддерживающих подобного рода деятельность, в связке с использованием государственной помощи и налогового стимулирования.
Proposal for a Decision of the European Parliament and of the Council Concerning the 7th framework programme of the European Community for research, technological development and demonstration activities (2007 to 2013) and Proposal for a Council Decision Concerning the 7th framework programme of the European Atomic Energy Community Euratom) or nuclear research and training activities (2007 to 2011), (COM (2005) 119 final, Brussels, 6.04.2005). В документе особое внимание уделяются рекомендациям 7 Рамочной Программы Европейского Союза. Перечислены 4 главных области действия: кооперация (Cooperation), идеи (Ideas), Человеческие ресурсы (People), научные способности (Capacities). Целью предпринятых действий в рамках указанных сфер деятельности являются: укрепление исследовательской инфраструктуры, создание региональных ведущих исследовательских кластеров, полное и частичное развитие исследовательского потенциала, в особенности в регионах конвергенции, теснейшая связка сферы НИОКР со сферой предпринимательства для улучшения инновационной среды, более широкое включение гуманитарных наук и общественных исследований к исследовательским областям.
Орудиями реализации целей, упомянутых Комиссией выступают различные формы сотрудничества научной сферы с бизнес-сектором, в частности: технологические платформы, совместные технологические инициативы, центры превосходства («Центры превосходства» – понятие, европейских, прежде всего, а затем американских стратегических программ по развитию науки и технологий. Под ними понимаются конкурентоспособные научно-исследовательские организации, обладающие, в частности, приборно-технологической базой мирового уровня, высококвалифицированным персоналом, которые обеспечивают приоритет (верховенство, превосходство) данного государства по отдельным критическим технологиям, при этом понятие «центры превосходства» ни в коей мере не связываются с каким либо специальным статусом для организаций). Документ определяет девять главных тематических областей, в которых будут концентрироваться научные исследования Сообщества.
Communication from the Commission Building the ERA of knowledge for growth (COM (2005)118 final, Brussels, 6.04.2005). С целью достижения роста финансирования сферы науки до принятого в Европейском Союзе уровня 3%, в документе подчеркнуты сферы европейского сотрудничества в трех ключевых областях: исследования-образование-инновации. Предпринятые действия будут реализованы в рамках:
-Рамочной Программы по конкурентоспособности и инновационности, которая будет стимулировать создание сети сотрудничества и широкую популяризацию результатов исследований и укрепит трансфер технологий;
-Программы по образованию и обучению;
-Программы по развитию Европейской Теле-информационной Сети.
Кроме этого предлагается внедрены такие экономические финансовые инструменты, которые будут стимулировать субъекты экономической деятельности к финансированию НИОКР (напр., налоговые льготы для экономических субъектов, проводящих исследования, упрощение обязывающих правил и положений, касающихся государственной поддержки сферы НИОКР).
Communication from the Commission Science and technology, the key to Europe’s future — Guidelines for future European Union Policy to support research (COM (2004)353 final, Brussels, 16.06.2004). В документе сформулированы основы научной политики Европейского Союза. Научная политика Европейского Союза концентрируется на шести главных направлениях:
-создании условий для привлекательности Европы с целью притягивания лучших ученых со всего мира;
-развитии европейской исследовательской инфраструктуры;
-улучшении координации между национальными исследовательскими программами;
-создании сети Европейских Центров Превосходства с целью укрепления сотрудничества между научными учреждениями в Европе;
-развитии Европейских Технологических Инициатив;
-стимулировании креативности в сфере фундаментальных исследований путем конкурирования исследовательских групп на уровне Европейского Союза;
Сверх этого, акцентированы необходимость обеспечения комплементарности структурных фондов с Рамочными Программами, в особенности когда это исследовательские проекты, проводимые в регионах конвергенции.
The Competitiveness and Innovation Framework (2007–2013) (COM(2005) 121, Brussels, 6.04.2005).
Рамочная Программа по конкурентоспособности и инновациям. Главными задачами программы являются стимулирование инноваций в сфере инфокоммуникационных технологий и увеличение инвестиций в этой области, с целью интегрированного развития информационного общества. Рамочная Программа облегчает малому и среднему бизнесу доступ к инвестициям, связанным с внедрением инноваций. i2010 – European Information Society 2010 (Brussels, 25.05.2005).
i2010 – Европейское Информационное Сообщество. В документе подчёркнута необходимость придания динамики исследованиям и инвестициям как в области информационных и коммуникационных технологий (ICT), так и популяризации их использования государственным и частным бизнесом с целью формирования европейского информационного пространства, росту инновационности и интеграции информационного общества.
ЕВРОПЕЙСКОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
ЕВРОПЕЙСКОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.