ЕВРОПА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Европа
греч.)  – дочь финикийского царя Агенора (вариант: дочь Феникса), сестра Кадма. Зевс явился к ней в образе белого быка и увез ее на о-в Крит, где она родила Миноса, Сарпедона и Радаманфа. Впоследствии Е. стала женой бездетного критского царя Астериона, царскую власть которого унаследовал ее сын Минос.

Источник: Мифологический словарь

ЕВРОПА

Дочь финикийского царя Агенора. Влюбившийся в Е. Зевс похитил ее, то ли превратившись сам в смирного быка, то ли послав за ней быка. На спине этого прекрасного белого быка Е. переплыла море и попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманфа. Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия («звездного»), усыновившего и воспитавшего ее детей от Зевса. С мифом о Е. связана история ее брата Кадма, отправившегося на бесплодные розыски сестры и обосновавшегося в Фивах.

Источник: Словарь греческой мифологии

Европа
В древнегреческой мифологии Европа (Εύρώπη) – по Гомеру («Илиада», XIV, 321), дочь Финика (Феникса), по обыкновенной редакции мифа – дочь финикийского царя Агенора, сестра сестра Кадма, Феникса и Килика, внучка Посейдона и Ливии.
Зевс явился Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка и, похитив ее, увез на остров Крит, где сочетался с нею, приняв вид прекрасного юноши. От этого союза родились Минос, Радаманф и (по позднейшему сказанию) Сарпедон. Впоследствии Европа вышла замуж за Астерия, царя Крита, который, умирая бездетным, оставил власть над островом сыновьям Европы от Зевса.
Миф о Европе, несомненно, носит след восточного зооморфизма, подобно сродным с ним сказаниям о Кадме и Минотавре.
Кроме Крита, Европа почиталась в Фивах как туземное божество.
Геродот рационализирует сказание об Европе и считает ее финикийской царской дочерью, похищенной критскими купцами.
Имя Европа – «широкоглазая» – является эпитетом Луны и указывает на архаическое происхождение возлюбленной Зевса. Европу часто отождествляли с Деметрой, Селеной и другими богинями.
С именем Европы связано и название одноименной части света. Согласно преданию, однажды она увидела сон, будто Азия и тот материк, что отделен от Азии морем, в виде двух женщин боролись за нее. Азия была побеждена, а второй материк был назван в честь Европы.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Европа
Европа – на самом деле не континент, а мыс Азии. Это и не государство, а общность, состоящая к тому же из независимых государств. Сколько войн вели они между собой в прошлом! Какие столкновения интересов и амбиций бушуют здесь сегодня! Ни исторически, ни географически Европа не может быть ничем, кроме абстракции или идеала. Поэтому ей следует быть либо идеальной, либо перестать быть вообще, во всяком случае, перестать быть чем‑то стоящим, что имеет смысл защищать. Европы не существует, ее еще нужно создать. Иными словами, она существует лишь благодаря проблемам, которые ей приходится решать, и первой из которых является ее собственное существование. Европа имеет смысл лишь в той мере, в какой мы этого хотим, и такой, какой мы хотим ее видеть. Не континент, не государство, но труд, битва и требовательность. Та Европа, что лежит перед нами, ничуть не меньше, чем та, что осталась позади. Но она сохраняет свое значение – и будет сохранять его в будущем только при условии, если останется верной себе, какой была всегда. Эта верность, разумеется, не отменяет критического отношения к себе; впрочем, критика, в том числе рефлексивная, есть часть ее прошлого. Это верность Сократу, Монтеню, Юму, Канту… и самим себе. Европа – наши корни и наша цель, место, где мы живем, и наша судьба. Европа – задача, которую нам предстоит решить.
Главным вопросом, конечно, остается тот, которым задавался еще Руссо. Что делает народ народом? Для строящейся Европы этот вопрос звучит так: что заставляет разные народы, сохраняя свои различия, стремиться слиться в один народ и до каких пределов может доходить это слияние? От ответа на него зависит, какие институты установятся в Европе, которую из двух моделей – федеративную или конфедеративную – мы предпочтем. Объединение республик, т. е. конфедерация, или Объединенная республика, т. е. федерация? Национальный суверенитет для каждой страны или наднациональный суверенитет для всех сразу? Каждый из этих путей имеет свои достоинства, и оба трудны. Но отказ от выбора между этими двумя возможностями будет самым верным способом перечеркнуть их обе.
Вместе с тем любые институты останутся пустым звуком, если Европа не сумеет решить главную проблему, стоящую перед ней, а именно сохранить свой дух или, что означает то же самое, свою цивилизацию. Европа – не раса, это экономическое, политическое и культурное пространство. В первую очередь культурное. Экономика – не более чем средство. Политика – не более чем средство. Но чему они служат? Определенным ценностям, определенным традициям, определенным идеалам – иными словами, определенной цивилизации. И эта цивилизация – исторический факт. Европа в первую очередь была римской империей, вынужденным «брачным союзом» Афин и Иерусалима, заключенным пред алтарем их завоевателя, которого они понемножку начали приобщать к цивилизации. Именно из этого союза мы и вышли, и продолжать свое движение вперед мы сможем только в том случае, если ему не изменим. Реми Брагназывает это «римским путем». Быть европейцем значит существовать с постоянным ощущением внутреннего напряжения «между приобщением к классицизму и преодолением духовного варварства». Европа, подлинная Европа, это Возрождение, вернее, «непрерывная череда “Возрождений”, составляющая историю европейской культуры», по словам того же Реми Брага («Европа: римский путь», с. 165). Это бесконечное колебание, беспрестанное качание между Возрождением и декадансом, между Просвещением и обскурантизмом, между верностью и варварством. Верность и в данном случае подразумевает самокритику, ибо быть европейцем в этом смысле означает хранить верность лучшей части Европы, какой она предстает на высочайших вершинах своей истории. «Наша священная родина Европа», – сказал Стефан Цвейг. И мы должны выбрать, что именно на нашей родине достойно того, чтобы его отстаивать.
Часто можно слышать, что европейская цивилизация превратилась в мировую, во всяком случае в западную, цивилизацию и что она уже ничем не отличается (или отличается все меньше) от дочерней американской цивилизации. В этом утверждении есть доля истины, но в том‑то и опасность. Подобное растворение, которое Европа порой принимает за свою крупнейшую победу, способно обернуться ее последним поражением. Беспрецедентное развитие средств связи и обмена не может не привести в масштабах планеты к стиранию различий. Значит ли это, что мы обречены на одинаковость? На неудержимую экспансию субкультуры с лейблом «made in USA», с ее эстетикой фастфудов и телевизионных сериалов со смехом зрителей за кадром? Неужели будущее человека – это шоу‑бизнес? А будущее Европы – неизбежная американизация? Это не наверняка так, но это вполне возможно. И это – лишний повод европейцам испытать тревогу и приготовиться к борьбе. Против чего они должны бороться? Против варварства, которое все еще сидит в них, даже если это варварство импортного пошиба, ибо оно способно погрести их под собой. Ради чего бороться? Ради Возрождения Европы, а это значит, ради самой Европы.

Источник: Философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Обзор международной конференции «Павел Флоренский и Европа»

Белов Владимир Николаевич
Читать PDF
0.00 байт

Россия и Европа в политической философии М. К. Мамардашвили

Акопов Сергей Владимирович
Статья посвящена анализу идейносимволической составляющей политической философии М. К. Мамардашвили. Рассматривается влияние осмысления прошлого Европы и России на становление его политического мировоззрения.
Читать PDF
0.00 байт

XVII век, Европа: живопись как духовный опыт

Ташпулатова Лола Дильмуратовна
Статья посвящена рассмотрению европейской живописи Нового времени как духовной практики, сопоставимой с алхимией, философией и мистическим опытом.
Читать PDF
0.00 байт

Ценности в эпоху перемен (что такое Европа? Основы и перспективы)

Бенедикт Xvi Йозеф Ратцингер
В работе рассматриваются ценности и смыслы в рамках формирования Европы, универсализация европейской культуры и её кризис, выявляются духовные ценности в эпоху перемен.
Читать PDF
0.00 байт

95. 03. 051. Гадамер Х. -г. Европа и ойкумена. Gadamer H. -G. europa und die oikoumene // europa und

Громыко Н. В.
Читать PDF
0.00 байт

Европа и русская идеология

Страда Виторио
Читать PDF
0.00 байт

2006. 02. 020. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа / сост. Алексеева П. В. ; подгот. Текста

Петрова Т. Г.
Читать PDF
0.00 байт

2009. 02. 001. Анкерсмит Ф. Возвышенный исторический опыт. - М. : Европа, 2007. - 612 с

Дунаева Ю. В.
Читать PDF
0.00 байт

«Россия и Европа» Н. Я. Данилевского: формирование цивилизационного подхода к исследованию истории и

Миловзорова Мария Николаевна
Значение учения Н. Я. Данилевского, оказавшего сильное влияние на О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби, Л. Н. Гумилева, С.
Читать PDF
0.00 байт

Фил и соф: диалоги о вечном и преходящем. Россия и Европа: борьба за веру

Нижников Сергей Анатольевич, Лагунов Алексей Александрович
В статье в диалогической полемической форме обсуждаются причины современного усиления цивилизационных противоречий между «русским миром» и обществами, ориентированными на западный путь развития.
Читать PDF
0.00 байт

Россия и Европа: экологические риски в условиях глобального кризиса. Методологический аспект

Петруня Олег Эдуардович
В статье рассматривается экологический подход с точки зрения антропного принципа и аксиологических оснований человеческой деятельности, анализируются категории риска и неопределенности, критикуется трансгуманистическая интерпретац
Читать PDF
0.00 байт

Межкультурный диалог: китай и Европа

Нименская О.С.
На протяжении всего ХХ и начала XXI в. Китай показывает свое стремление к отходу от классической традиции и переходу к новым «современным» ценностям в различных областях жизни.
Читать PDF
0.00 байт

Россия и Европа в раннем и позднем славянофильстве (А. С. Хомяков и В. И. Ламанский)

Куприянов Виктор Александрович
Рассматривается историческая эволюция проблематики понимания отношения России и Европы в славянофильстве на примере учений А.С. Хомякова и В.И. Ламанского. Используются методы историко-философской реконструкции и герменевтики.
Читать PDF
0.00 байт

«Россия и Европа» в споре Н. Я. Данилевского и В. С. Соловьева

Ю. Н. Назаров
Читать PDF
0.00 байт

ЕВРОПА И ЕЕ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МУСКУЛАТУРА: ВОПРОС УПРАЖНЕНИЯ?

Маяцкий Михаил

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ЕВРОПА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

    работа Я. С. Трубецкого, вышедшая в 1920 в Софии (переиздана: Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995) и послужившая стимулом к возникновению евразийства. Основные идеи работы сложились у Трубецк
  • РОССИЯ И ЕВРОПА. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому

    одно из важнейших произведений И. Я. Данилевского. Создано в 1865—68 и впервые опубликовано в виде серии статей в журнале «Заря» в 1869. Отдельным изданием книга вышла в 1871 и неоднократно переиздавалас
  • Апостольские администраторы европейской и азиатской частей России

    учрежденные в 1991 руководящие структуры римско-католич. церкви в России: для католиков европ. части России с резиденцией епископа в Москве и для католиков азиатской части страны с резиденцией епис
  • Европейско-азиатское отделение Генеральной конференции адвентистов седьмого дня

    существует в Москве с июля 1990; эта христ. ре лиг. орг-ция является одним из отделений Всемирной церкви АСД и объединяет Союзы адвентистов седьмого дня в странах СНГ. Она была создана по инициативе п
  • БУДДИЗМ В ЕВРОПЕ

    Буддизм получил распространение в большинстве европ. стран; будд. орг-ции, центры или небольшие группы имеются практич. во всех странах Зап. Европы, а также в отд. странах Вост. Европы. Почти во всех
  • Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран CHI’

    Учреждено указом императрицы Екатерины II от 22 сент. 1788 как Оренбургское магометанское духовное собрание. Открыто в Уфе 4 дек. 1789. Глава Духовного собрания муфтий избирался мусульманским обществом
  • Духовное управление мусульман Европейской части России

    выборный орган, осуществляющий руководство деятельностью исламских религ. орг-ций, находящихся на территории Московской, Ивановской, Владимирской, Ярославской, Тверской, Костромской, Вологодско
  • Гуссерль: Учение о жизненном мире и кризисе европейского человечества

    Феноменология Гуссерля—учение, которое постоянно видоизменялось, сохраняя, правда, некоторые центральные для него темы и понятия. Еще в ранних работах Гуссерль различил, а в поздних многосторонн
  • История европейской культурной традиции и ее проблемы

    «ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ» — работа М.К. Петрова (М., 2004). Яркие и оригинальные работы М.К. Петрова по истории и теории европейской философии, науки и культуры, большинст
  • ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ, ЕВРОЦЕНТРИЗМ

    идейно-политическая доктрина, призывающая ориентироваться на западноевропейские страны при определении путей развития человечества и отдельных стран, а также распространять на другие континен
  • ЗАКАТ ЕВРОПЫ. Очерки морфологии мировой истории

    Der Untergarg des Abendlandes. Umrisse einer Morphologie der Weltgeschichte) — философско-исторический труд О. Шпенглера. Т. 1, «Гештальт и действительность» (Gestalt und Wirklichkeit), вышел в свет в 1918 в Вене, т. 2, «Всемирно-исторические перспе
  • Вестник Европы

    ежемесячный журнал, основанный в 1866 г. профессором всеобщей истории Петербургского Университета Стасюлевичем. За время его существования сотрудниками его были крупнейшие русские ученые и общест
  • ЗАКАТ ЕВРОПЫ

    Untergang des Abendlandes") - название осн. произв. О.Шпенглера.
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии

    Представляется целесообразным мысленно "вычертить" своего рода диаграмму важнейших событий истории и явлений культуры интересующего нас периода — с тем, чтобы представить себе их последователь
  • ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И ХАРАКТЕР НАЦИЙ

    Die Europischen Revolutionen und der Charakter der Nationen". Jena, 1931) - книга Розенштока-Хюсси. Состоит из двух частей - "Теория революций" и "Движение революций по Европе". В первой части анализируется смысл таких понятий, как р
  • РЕЛИГИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

    Сегодня общепризнано, что христианство в совокупности его главных разновидностей — католицизма, православия и протестантизма — оказало определяющее влияние на формирование западной цивилизац
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами (такими, как наука и философия) и расширили старые методы (как, напр., логический ме
  • Конгинентально-европейская политическая культура

    отличается от англо-американской своей разнородностью. В ней сочетаются светское понимание политики как соперничества интересов с манихейским ее пониманием как непримиримой борьбы сил добра и з
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

    - особая общность истоков, судеб и наследия, приведшая к формированию культу рно-истор. общности с единым культурно-генетич. кодом, с характерным самоощущением и самосознанием европейцев. По образ
  • СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА

    наука периода от заката античной культуры (V в.) до эпохи Возрождения включительно (XV в.), которыйназывают «темным», «мрачным», имея в виду общий упадок цивилизации, крушение Западной Римской импери