ЕВРОПА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Европа
греч.)  – дочь финикийского царя Агенора (вариант: дочь Феникса), сестра Кадма. Зевс явился к ней в образе белого быка и увез ее на о-в Крит, где она родила Миноса, Сарпедона и Радаманфа. Впоследствии Е. стала женой бездетного критского царя Астериона, царскую власть которого унаследовал ее сын Минос.

Источник: Мифологический словарь

ЕВРОПА

Дочь финикийского царя Агенора. Влюбившийся в Е. Зевс похитил ее, то ли превратившись сам в смирного быка, то ли послав за ней быка. На спине этого прекрасного белого быка Е. переплыла море и попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманфа. Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия («звездного»), усыновившего и воспитавшего ее детей от Зевса. С мифом о Е. связана история ее брата Кадма, отправившегося на бесплодные розыски сестры и обосновавшегося в Фивах.

Источник: Словарь греческой мифологии

Европа
В древнегреческой мифологии Европа (Εύρώπη) – по Гомеру («Илиада», XIV, 321), дочь Финика (Феникса), по обыкновенной редакции мифа – дочь финикийского царя Агенора, сестра сестра Кадма, Феникса и Килика, внучка Посейдона и Ливии.
Зевс явился Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка и, похитив ее, увез на остров Крит, где сочетался с нею, приняв вид прекрасного юноши. От этого союза родились Минос, Радаманф и (по позднейшему сказанию) Сарпедон. Впоследствии Европа вышла замуж за Астерия, царя Крита, который, умирая бездетным, оставил власть над островом сыновьям Европы от Зевса.
Миф о Европе, несомненно, носит след восточного зооморфизма, подобно сродным с ним сказаниям о Кадме и Минотавре.
Кроме Крита, Европа почиталась в Фивах как туземное божество.
Геродот рационализирует сказание об Европе и считает ее финикийской царской дочерью, похищенной критскими купцами.
Имя Европа – «широкоглазая» – является эпитетом Луны и указывает на архаическое происхождение возлюбленной Зевса. Европу часто отождествляли с Деметрой, Селеной и другими богинями.
С именем Европы связано и название одноименной части света. Согласно преданию, однажды она увидела сон, будто Азия и тот материк, что отделен от Азии морем, в виде двух женщин боролись за нее. Азия была побеждена, а второй материк был назван в честь Европы.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Европа
Европа – на самом деле не континент, а мыс Азии. Это и не государство, а общность, состоящая к тому же из независимых государств. Сколько войн вели они между собой в прошлом! Какие столкновения интересов и амбиций бушуют здесь сегодня! Ни исторически, ни географически Европа не может быть ничем, кроме абстракции или идеала. Поэтому ей следует быть либо идеальной, либо перестать быть вообще, во всяком случае, перестать быть чем‑то стоящим, что имеет смысл защищать. Европы не существует, ее еще нужно создать. Иными словами, она существует лишь благодаря проблемам, которые ей приходится решать, и первой из которых является ее собственное существование. Европа имеет смысл лишь в той мере, в какой мы этого хотим, и такой, какой мы хотим ее видеть. Не континент, не государство, но труд, битва и требовательность. Та Европа, что лежит перед нами, ничуть не меньше, чем та, что осталась позади. Но она сохраняет свое значение – и будет сохранять его в будущем только при условии, если останется верной себе, какой была всегда. Эта верность, разумеется, не отменяет критического отношения к себе; впрочем, критика, в том числе рефлексивная, есть часть ее прошлого. Это верность Сократу, Монтеню, Юму, Канту… и самим себе. Европа – наши корни и наша цель, место, где мы живем, и наша судьба. Европа – задача, которую нам предстоит решить.
Главным вопросом, конечно, остается тот, которым задавался еще Руссо. Что делает народ народом? Для строящейся Европы этот вопрос звучит так: что заставляет разные народы, сохраняя свои различия, стремиться слиться в один народ и до каких пределов может доходить это слияние? От ответа на него зависит, какие институты установятся в Европе, которую из двух моделей – федеративную или конфедеративную – мы предпочтем. Объединение республик, т. е. конфедерация, или Объединенная республика, т. е. федерация? Национальный суверенитет для каждой страны или наднациональный суверенитет для всех сразу? Каждый из этих путей имеет свои достоинства, и оба трудны. Но отказ от выбора между этими двумя возможностями будет самым верным способом перечеркнуть их обе.
Вместе с тем любые институты останутся пустым звуком, если Европа не сумеет решить главную проблему, стоящую перед ней, а именно сохранить свой дух или, что означает то же самое, свою цивилизацию. Европа – не раса, это экономическое, политическое и культурное пространство. В первую очередь культурное. Экономика – не более чем средство. Политика – не более чем средство. Но чему они служат? Определенным ценностям, определенным традициям, определенным идеалам – иными словами, определенной цивилизации. И эта цивилизация – исторический факт. Европа в первую очередь была римской империей, вынужденным «брачным союзом» Афин и Иерусалима, заключенным пред алтарем их завоевателя, которого они понемножку начали приобщать к цивилизации. Именно из этого союза мы и вышли, и продолжать свое движение вперед мы сможем только в том случае, если ему не изменим. Реми Брагназывает это «римским путем». Быть европейцем значит существовать с постоянным ощущением внутреннего напряжения «между приобщением к классицизму и преодолением духовного варварства». Европа, подлинная Европа, это Возрождение, вернее, «непрерывная череда “Возрождений”, составляющая историю европейской культуры», по словам того же Реми Брага («Европа: римский путь», с. 165). Это бесконечное колебание, беспрестанное качание между Возрождением и декадансом, между Просвещением и обскурантизмом, между верностью и варварством. Верность и в данном случае подразумевает самокритику, ибо быть европейцем в этом смысле означает хранить верность лучшей части Европы, какой она предстает на высочайших вершинах своей истории. «Наша священная родина Европа», – сказал Стефан Цвейг. И мы должны выбрать, что именно на нашей родине достойно того, чтобы его отстаивать.
Часто можно слышать, что европейская цивилизация превратилась в мировую, во всяком случае в западную, цивилизацию и что она уже ничем не отличается (или отличается все меньше) от дочерней американской цивилизации. В этом утверждении есть доля истины, но в том‑то и опасность. Подобное растворение, которое Европа порой принимает за свою крупнейшую победу, способно обернуться ее последним поражением. Беспрецедентное развитие средств связи и обмена не может не привести в масштабах планеты к стиранию различий. Значит ли это, что мы обречены на одинаковость? На неудержимую экспансию субкультуры с лейблом «made in USA», с ее эстетикой фастфудов и телевизионных сериалов со смехом зрителей за кадром? Неужели будущее человека – это шоу‑бизнес? А будущее Европы – неизбежная американизация? Это не наверняка так, но это вполне возможно. И это – лишний повод европейцам испытать тревогу и приготовиться к борьбе. Против чего они должны бороться? Против варварства, которое все еще сидит в них, даже если это варварство импортного пошиба, ибо оно способно погрести их под собой. Ради чего бороться? Ради Возрождения Европы, а это значит, ради самой Европы.

Источник: Философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
118.10 кб

Обзор международной конференции «Павел Флоренский и Европа»

Белов Владимир Николаевич
Читать PDF
318.46 кб

Россия и Европа в политической философии М. К. Мамардашвили

Акопов Сергей Владимирович
Статья посвящена анализу идейносимволической составляющей политической философии М. К. Мамардашвили. Рассматривается влияние осмысления прошлого Европы и России на становление его политического мировоззрения.
Читать PDF
159.22 кб

XVII век, Европа: живопись как духовный опыт

Ташпулатова Лола Дильмуратовна
Статья посвящена рассмотрению европейской живописи Нового времени как духовной практики, сопоставимой с алхимией, философией и мистическим опытом.
Читать PDF
499.08 кб

Ценности в эпоху перемен (что такое Европа? Основы и перспективы)

Бенедикт Xvi Йозеф Ратцингер
В работе рассматриваются ценности и смыслы в рамках формирования Европы, универсализация европейской культуры и её кризис, выявляются духовные ценности в эпоху перемен.
Читать PDF
749.75 кб

95. 03. 051. Гадамер Х. -г. Европа и ойкумена. Gadamer H. -G. europa und die oikoumene // europa und

Громыко Н. В.
Читать PDF
394.87 кб

Европа и русская идеология

Страда Виторио
Читать PDF
159.53 кб

2009. 02. 001. Анкерсмит Ф. Возвышенный исторический опыт. - М. : Европа, 2007. - 612 с

Дунаева Ю. В.
Читать PDF
203.28 кб

«Россия и Европа» в споре Н. Я. Данилевского и В. С. Соловьева

Ю. Н. Назаров
Читать PDF
1.63 мб

ЕВРОПА И ЕЕ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МУСКУЛАТУРА: ВОПРОС УПРАЖНЕНИЯ?

Маяцкий Михаил
Читать PDF
146.62 кб

2006. 02. 020. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа / сост. Алексеева П. В. ; подгот. Текста

Петрова Т. Г.
Читать PDF
679.32 кб

«Россия и Европа» Н. Я. Данилевского: формирование цивилизационного подхода к исследованию истории и

Миловзорова Мария Николаевна
Значение учения Н. Я. Данилевского, оказавшего сильное влияние на О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби, Л. Н. Гумилева, С.
Читать PDF
1.61 мб

Фил и соф: диалоги о вечном и преходящем. Россия и Европа: борьба за веру

Нижников Сергей Анатольевич, Лагунов Алексей Александрович
В статье в диалогической полемической форме обсуждаются причины современного усиления цивилизационных противоречий между «русским миром» и обществами, ориентированными на западный путь развития.
Читать PDF
0.00 байт

Россия и Европа: экологические риски в условиях глобального кризиса. Методологический аспект

Петруня Олег Эдуардович
В статье рассматривается экологический подход с точки зрения антропного принципа и аксиологических оснований человеческой деятельности, анализируются категории риска и неопределенности, критикуется трансгуманистическая интерпретац
Читать PDF
0.00 байт

Межкультурный диалог: китай и Европа

Нименская О.С.
На протяжении всего ХХ и начала XXI в. Китай показывает свое стремление к отходу от классической традиции и переходу к новым «современным» ценностям в различных областях жизни.
Читать PDF
762.26 кб

Россия и Европа в раннем и позднем славянофильстве (А. С. Хомяков и В. И. Ламанский)

Куприянов Виктор Александрович
Рассматривается историческая эволюция проблематики понимания отношения России и Европы в славянофильстве на примере учений А.С. Хомякова и В.И. Ламанского. Используются методы историко-философской реконструкции и герменевтики.

Похожие термины:

  • ЕВРОПА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

    работа Я. С. Трубецкого, вышедшая в 1920 в Софии (переиздана: Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995) и послужившая стимулом к возникновению евразийства. Основные идеи работы сложились у Трубецк
  • РОССИЯ И ЕВРОПА. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому

    одно из важнейших произведений И. Я. Данилевского. Создано в 1865—68 и впервые опубликовано в виде серии статей в журнале «Заря» в 1869. Отдельным изданием книга вышла в 1871 и неоднократно переиздавалас
  • БУДДИЗМ В ЕВРОПЕ

    Буддизм получил распространение в большинстве европ. стран; будд. орг-ции, центры или небольшие группы имеются практич. во всех странах Зап. Европы, а также в отд. странах Вост. Европы. Почти во всех
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

    основополагающий документ СБСЕ, подписанный 1.VIII 1975 в г. Хельсинки руководителями 33 европейских государств, а также США и Канады. Ознаменовав собой важный этап послевоенного развития Европы, З.а. С
  • ЗАКАТ ЕВРОПЫ

    Untergang des Abendlandes") - название осн. произв. О.Шпенглера.
  • ЭКУМЕНИЧЕСКИИ СОВЕТ МОЛОДЕЖИ В ЕВРОПЕ

    (ЭСМЕ) объединяет нац. экуменич. молодежи, советы, деноминац. советы и орг-ции и отд. представителей европ. церк. молодежи. Образован в 1986 на базе протестант, молодежных орг-ций; членами ЭСМЕ являются
  • КОНФЕРЕНЦИЯ ЕВРОПЕИСКИХ ЦЕРКВЕИ

    (КЕЦ) - междунар. религ. орг-ция, возникла в 1959, объединяет 118 христ. (кроме римско-католич.) церквей из 26 европ. стран. Членами КЕЦ являются рус. и груз, правосл. церкви, армянская церковь, лютеранские це
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами (такими, как наука и философия) и расширили старые методы (как, напр., логический ме
  • Конгинентально-европейская политическая культура

    отличается от англо-американской своей разнородностью. В ней сочетаются светское понимание политики как соперничества интересов с манихейским ее пониманием как непримиримой борьбы сил добра и з
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

    - особая общность истоков, судеб и наследия, приведшая к формированию культу рно-истор. общности с единым культурно-генетич. кодом, с характерным самоощущением и самосознанием европейцев. По образ
  • СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА

    наука периода от заката античной культуры (V в.) до эпохи Возрождения включительно (XV в.), которыйназывают «темным», «мрачным», имея в виду общий упадок цивилизации, крушение Западной Римской импери
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПРИЁМЕ НА РАБОТУ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

    стратегический документ (рекомендации) Европейского Союза, принятый Европейской комиссией 11 марта 2005 г. в рамках реализации положений Болонской декларации, Лиссабонского соглашения и др. основоп
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ПАТЕНТНАЯ КОНВЕНЦИЯ

    подписана в Мюнхене в 1973 г. Мюнхенская европейская патентная конвенция 1973 г. и созданная на ее основе Европейская патентная организация – ЕРО (ЕПО) предусматривает возможность для любых лиц, незав
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ЗАЧЁТНЫХ ЕДИНИЦ

    система зачетных единиц – кредитов, введенная в университетах Европы в рамках программы ERASMUS и ставшая эффективным средством признания образования, полученного студентами в другом вузе (возможн
  • ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И ХАРАКТЕР НАЦИЙ

    Die Europischen Revolutionen und der Charakter der Nationen". Jena, 1931) - книга Розенштока-Хюсси. Состоит из двух частей - "Теория революций" и "Движение революций по Европе". В первой части анализируется смысл таких понятий, как р
  • ЕВРОПЕЙСКИЕ ГРУППИРОВКИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ

    государственно-монополистические организации и военно-политические блоки капиталистических государств, возникшие в Западной Европе после 2-й мировой войны в целях урегулирования межимпериалис
  • ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОМИТЕТ ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ

    консультативный орган Европейского Союза. EURAB была создана в июне 2001 г. решением Европейской Комиссии. EURAB является независимым, консультативным органом, созданным для предоставления консультаци
  • Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран CHI’

    Учреждено указом императрицы Екатерины II от 22 сент. 1788 как Оренбургское магометанское духовное собрание. Открыто в Уфе 4 дек. 1789. Глава Духовного собрания муфтий избирался мусульманским обществом
  • КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКИХ НАУК И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

    Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie. Eine Einleitung in die phanomenologische Philosophie) — последнее, незаконченное сочинение Э. Гуссерля.
  • ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

    [лат. Magna Charta Universitatum Europearum] – документ, принятый в г.Болонья, Италия в 1988 г. ректорами европейских университетов, ставящий своей целью унификацию образовательных систем, политики развития европейс