Эвристика

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эвристика
методология поисковой, изобретательской деятельности человека в сложных, нестандартных ситуациях.  

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ЭВРИСТИКА
дисциплина, изучающая особенности процесса продуктивного творческого мышления, прежде всего в познании.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

ЭВРИСТИКА
комплексная дисциплина, целью которой является открытие нового в науке, технике и других сферах жизни, когда отсутствует алгоритм решения той или иной познавательной задачи.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Эвристика
1) специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы); 2) наука, изучающая продуктивное теоретическое мышление (эвристическая деятельность).

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ЭВРИСТИКА
[от гр. heurisko отыскиваю, открываю] – 1) специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы); 2) наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность); 3) восходящий к Сократу метод обучения (т.наз. сократические беседы).

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Эвристика
(греч. heurisko – отыскиваю, открываю) – 1. Специальные методы (эвристические), которые используются для открытия чего-то нового (в науке, технике и т. д.). 2. Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическую деятельность). 3. Восходящий к Сократу метод обучения («сократические беседы») (см. понятия «Эленктика» и «Майевтика»).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Эвристика
наука о закономерностях и процессах открытия нового; изучает различные приемы, методы, особенности творческого мышления, приводящего к нетривиальным, оригинальным результатам. Большую популярность получили написанные на этом поприще книги Г. С. Альтшулера (Альтшулер Г., Верткин И. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Мн., 1994)

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ЭВРИСТИКА
от греч. отыскиваю, открываю) – совокупность приемов и методов, обеспечивающих или облегчающих решение познавательных конструктивных практических задач. В широком  смысле эвристикой называют научную ветвь,  изучающую  специфику  творческой  деятельности.  Логическую  основу эвристических методов составляют недедуктивные (правдоподобные) выводы: по аналогии, из частных случаев и др.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Эвристика
(от греч. heurisko – отыскиваю, открываю) – 1) специальные методы, включающие логические приемы и методические правила теоретического исследования, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы); 2) наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность); 3) восходящий к Сократу метод обучения с помощью наводящих вопросов (сократические беседы); 4) метод обучения развитию находчивости.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ЭВРИСТИКА
от греч. heurisko отыскиваю, открываю) - искусство изобретения; руководство к тому, как методическим путем находить новое. Эвристический - относящийся к изобретению, открыванию, а также служащий нахождению нового (новых идей, новых фактов); большими эвристическими ценностями являются гипотезы как вспомогательные средства для исследования. Эвристический метод в научном изложении состоит в изображении пути, на котором были найдены научные результаты, в противоположность систематическому изложению.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Эвристика
Метод обучения, когда учитель задает ученику наводящие вопросы, стараясь заставить его найти разумные догадки, основанные на знаниях, полученных учеником из прежнего опыта. Иногда этим же словом обозначается умение делать верные догадки; использование эвристики (в этом смысле) лежит в основе искусственного интеллекта. Эвристические методы позволяют компьютеру справляться с ситуациями, которые не могут быть сведены к математической формуле и могут содержать многочисленные исключения из общего правила. Эвристика — это способ решения задач методом проб и ошибок, применяемый в случаях, когда алгоритмические подходы (решение шаг за шагом) невозможны. См. Алгоритм.

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

ЭВРИСТИКА
(Heuristik; от греч. heuriskein — «находить») — искусство изобретения; руководство к тому, как методическим путем находить новое; как принцип обучения многообразно представлена в современной педагогике. — Эвристический - относящийся к изобретению, открыванию, а также служащий нахождению нового (новых идей, новых фактов); большими эвристическими ценностями являются хорошие гипотезы и модельные изображения как вспомогательные средства для исследования. Эвристический метод в профессиональном обучении состоит в изображении пути, на котором были найдены научные результаты, в противоположность систематическому изложению.
Н. Albert. Transzendentaler Realismus und rationale H. — Zum heurist. Charakter der wiss. Methode, in: H. Albert. Die Wiss. und die Fehlbarkeit der Vernunft, 1982; R. Groner u. a. (edd.). Methods of Heuristics. Hillsdale N. J., 1982.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЭВРИСТИКА
от греч. heurisko - отыскиваю, открываю)
- совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Э. называют также специальную научную область, изучающую специфику творческой деятельности. Эвристические методы противопоставляются рутинному, формальному перебору вариантов по заданным правилам. В сущности при решении любой задачи человек всегда использует те или иные методы, сокращающие путь к решению, облегчающие его нахождение. Напр., при доказательстве теорем геометрии мы обычно используем в качестве эвристического средства чертеж; решая математическую задачу, мы стараемся вспомнить и использовать решения других похожих задач; в качестве эвристических средств используются общие утверждения и формулы, индуктивные методы, аналогии, правдоподобные умозаключения, наглядные модели и образы, мысленные эксперименты и т. п.

Источник: Словарь по логике

ЭВРИСТИКА
греч. heurisko—отыскиваю, открываю) — наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые в открытии нового и в обучении. Эвристические методы (др. название “Э.”) позволяют ускорить процесс решения задачи. Значительный интерес к их исследованию возник в связи с возможностью решения ряда задач (распознавание объектов, доказательство теорем и т. д.), в к-рых человек не может дать точный алгоритм решения, с помощью технических устройств. Назначением Э. является построение моделей процесса решения к.-л. новой задачи. Существуют следующие типы таких моделей: модель слепого поиска, к-рая опирается на т. наз. метод проб и ошибок; лабиринтная модель, в к-рой решаемая задача рассматривается как лабиринт, а процесс поиска решения — как блуждание по лабиринту; структурно-семантическая модель, к-рая считается в настоящее время наиболее содержательной и к-рая отражает семантические отношения между объектами, составляющими область задачи. Э. связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, структурной лингвистикой, теорией информации.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭВРИСТИКА
1) модель проблемной ситуации, от состава элементов и структуры шторой зависит направление поисковой активности человека, выбор средств, позволяющих достичь цели; 2) специальные, эвристические методы решения задач. В общем виде эвристика - искусство открытия, альтернативна алгоритму как технологии решения задач. Поэтому эвристика не гарантирует успеха, а дает лишь основание для надежды. Предпринималась попытка как у нас, так и за рубежом создать науку с одноименным названием для изучения «закономерностей построения новых действий в новой для системы ситуации». Интерес к ее созданию в основном был проявлен в кибернетике (эвристическое программирование), в психологии творчества (исследование принятия решений шахматистами, диспетчерами больших железнодорожных станций и яр.), некоторыми специалистами конкретных областей знания. В отличие от компьютера человек в многофакторной ситуации не перебирает возможные варианты решений, поскольку это невозможно по ограничению во времени и по другим обстоятельствам, а строит ее модель с ограниченным количеством элементов. Эвристической функцией обладает метод аналогий. Эвристиками можно назвать все выделяемые в философии науки методологические образования: парадигмы, нормы рациональности и т. п., поскольку они задают определенную модель познавательной ситуации, сужающей поисковый круг возможных вариантов решений. Почти все они предлагают набор методов, принятых в научном сообществе, следовательно, апробированных на успешность решения познавательных задач.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЭВРИСТИКА
(греч. ??????? — отыскиваю, открываю) — 1) Спец. (эвристические) методы решения задач, к-рые обычно противопоставляются формальным методам, опирающимся на точные матем. модели. Использование эвристич. методов (эвристик) сокращает время решения задачи сравнительно с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив; получаемые решения не явл., как правило, наилучшими, а относятся к мн-ву допустимых. 2) Организация процесса продуктивного творч. мышления (эвристич. деятельность). В этом смысле Э. понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью к-рых порождаются процедуры, направленные на решение творч. задач (напр., механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечения неперспективных направлений поиска, формирование опровержений с помощью контрпримеров и т.п.). 3) Наука, изучающая эвристич. деятельность; спец. раздел науки о мышлении. Ее осн. объект — творч. деятельность, важнейшие проблемы — задачи, связанные с моделями принятия решений в условиях нестандартных проблемных ситуаций. Э. как наука развивается на стыке психологии, теории «искусственного интеллекта», структурной лингвистики, теории информации. 4) Спец. метод обучения («сократические беседы») или коллективного решения проблем («мозговой штурм»). Эвристич. обучение (майевтика), исторически восходящее к Сократу, состоит в постановке перед обучающимися серии наводящих вопросов и примеров. См. также Творчество. Лит.: Пушкин В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. М., 1967; Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М., 1969; Пушкин В.Н. Мышление и автоматы. М., 1972; Павлов К.А. Существует ли неискусственный интеллект? // Вопр. философии. 2005. № 4. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЭВРИСТИКА
наука о возникновении нового (суждений, идей, способов действия) в деятельно стп человека. Э. представляет собой комплексную отрасль знания, объединяющую ряд разделов философии, психологии, математики, научной организации труда. Центральное место в ней занимает психология продуктивного (творческого) мышления, предметом к-рой являются психологические механизмы решения различных задач, проблемных ситуаций. В поле зрения Э. находятся также условия формирования способностей к творческой интеллектуальной деятельности (эвристическое обучение) н методы ее организации. Значение Э. возрастает в связи с ускорением технического прогресса, с расширением круга проблем, подлежащих разрешению. Развитие кибернетики привело к появлению эвристического программирования — специального направления в моделировании мыслительной деятельности средствами электронной техники. В основе разрабатываемых эвристических программ лежит понимание процесса решения задач как прохождения лабиринта (когда один за другим перебираются все возможные варианты решения). В связи с этим в программу для электронной машины закладываются специальные приемы, ограничивающие число перебираемых вариантов решения и облегчающие тем самым поиски нужного варианта. Такие приемы были названы «эвристиками». В настоящее время проводятся исследования, имеющие своей целью совершенствование эвристического программирования. Разрабатываются программы, в к-рые заложен принцип динамического моделирования, когда решение задачи находят путем установления существенных связей между элементами проблемной ситуации. Это открывает большие перспективы для программирования интеллектуальной деятельности человека, для создания машин, моделирующих эту деятельность.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Эвристика
(от греч. heuresko – открываю, отыскиваю) – 1. Специальные методы решения задач (эвристические методы), которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. Использование эвристических методов (эвристик) сокращает время решения задачи по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив; получаемые решения не являются, как правило, наилучшими, а относятся лишь к множеству допустимых решений; применение эвристических методов не всегда обеспечивает достижение поставленной цели. 2. Организация процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность); совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческих задач. 3. Наука, изучающая эвристическую деятельность; раздел науки о мышлении (на стыке психологии, теории «искусственного интеллекта», структурной лингвистики, теории информации). Её основной объект – творческая деятельность; важнейшие проблемы – задачи, связанные с моделями принятия решений (в условиях нестандартных проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества структурирования описания внешнего мира. 4. Специальный метод обучения (сократические беседы) или коллективного решения проблем. Эвристическое обучение, исторически восходящее к Сократу, состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров. Коллективный метод решения трудных проблем («мозговой штурм») основан на том, что участники коллектива задают автору идеи решения наводящие вопросы, примеры, контрпримеры. Понятие «эвристика» используется в философии науки И. Лакатосом для обозначения поиска новых решений проблемы в условиях нестандартных проблемных ситуаций. К примеру, «положительная эвристика» у Лакатоса включает предположения, допускающие ограниченные варианты изменения вспомогательных гипотез с целью расширения области применения научно-исследовательских программ.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ЭВРИСТИКА
от греч. отыскиваю, открываю),
1) спец. методы решения задач (эвристич. методы), к-рые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математич. модели. Использование эвристич. методов (эвристик) сокращает время решения задачи по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив; получаемые решения не являются, как правило, наилучшими, а относятся лишь к множеству допустимых решений; применение эвристич. методов не всегда обеспечивает достижение поставленной цели. Иногда в психологич. и кибернетич. лит-ре эвристич, методы понимаются как любые методы, направленные на сокращение перебора, или как индуктивные методы решения задач.
2) Организация процесса продуктивного творч. мышления (эвристич. деятельность). В этом смысле Э, понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью к-рых порождаются процедуры, направленные на решение творч. задач (напр., механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечения неперспективных ветвей в дереве вариантов, формирования опровержений с помощью контрпримеров и т. п.).
3) Наука, изучающая эвристич. деятельность; спец. раздел науки о мышлении. Ее осн. объект - творч. деятельность; важнейшие проблемы - задачи, связанные с моделями принятия решений (в условиях нестандартных проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества структурирования описаний внеш. мира (на основе классификаций типа периодич. системы или систематики К. Линнея). Э. как наука развивается на стыке психологии, теории «искусств,интеллекта», структурной лингвистики, теории информации. 5) Спец. метод обучения (сократич. беседы) или коллективного решения проблем. Эвристич. обучение, исторически восходящее к Сократу, состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров. Коллективный метод решения трудных проблем (получивший назв. «мозговой штурм») основан на том, что участники коллектива задают автору идеи решения, наводящие вопросы, примеры, контрпримеры.

Источник: Советский философский словарь

эвристика
ЭВРИСТИКА (от греч. heurisko — нахожу, открываю) — разновидность мыслительных средств, независимых от материала конкретной задачи, для решения которой они используются. Э. может считаться универсальным мыслительным средством, постоянно присутствующим у субъекта и пригодным для работы с самыми разными проблемными ситуациями. По своим характеристикам она обычно противопоставляется алгоритму — определенной последовательности операций, точное выполнение которых гарантированно приводит к достижению правильного результата. Выделяют следующие свойства Э.: 1) сокращение числа перебираемых вариантов или времени, необходимого для решения (это сокращение выступает альтернативой полному перебору возможных ответов); 2) отсутствие гарантий получения правильного результата, а лишь правдоподобного; 3) невозможность доказательства оправданности применения и обоснования принципа ее действия (в этом смысле эвристическое — эффективное, но связанное с риском); 4) возможность использования для разрешения проблемной ситуации при отсутствии полной или даже просто необходимой информации. Функцией Э. в рамках продуктивного процесса является помощь в достижении понимания: использование этого средства облегчает различные переформулировки задачи, создает наиболее благоприятные условия для возникновения инсайта и нахождения решения (В.Ф. Спиридонов). Поэтому Э. иногда называют средством самонаведения на решение (Л.Н. Ланда).         При этом путем применения одной Э. преодолеть проблемную ситуацию невозможно. Существует значительное количество видов эвристических средств. Назовем некоторые из них: аналитические Э. (анализ условий, анализ цели, анализ условий с точки зрения цели); планирование, рефлексия (мышление о своем мышлении), поиск аналогий, генерирование гипотез, обобщение или конкретизация задачи и т.д. Помимо индивидуальных Э. существуют также и коллективные эвристические методы: такие как мозговой штурм и синектика и др. Кроме того, Э. также называют специальную науку о творческом мышлении.         В.Ф. Спиридонов

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ЭВРИСТИКА
от греч. открываю, отыскиваю) — методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Изучение эвристических методов обнаруживает определенное сходство исследовательских процедур и деятельности, по крайней мере в той их части, которая связана с творческим обобщением наличного материала и выдвижением гипотез. Эвристика как метод обучения восходит к приемам, приписываемым Сократу и известным как «сократическая беседа». Под последней подразумевается диалог, в котором один из собеседников подталкивает других к новым для них (или для всех участников беседы) выводам. Учение об эвристике — составная часть наукоучения Б. Больцано, который трактует эвристику как учение о путях развития мысли. Своеобразное применение сократических методов нашел английский педагог нач. 20 в. Г. Е. Армстронг. Он построил курс обучения естествознанию как последовательность исследовательских проблем, решение каждой из которых доступно ученикам.
Детальное изучение эвристических приемов в математике было предпринято Д. Пойа, который выделил два взаимодополняющих элемента математического исследования — удачную догадку и универсальный метод. Пойа показал, что решение всякой математической задачи сосредоточено вокруг одного ключевого момента — озарения, наступающего подчас после долгих бесплодных размышлений. Он выделил ряд характеристик этого момента — внезапность, изменение привычного взгляда, уверенность в правильности. Внезапность состоит в непредсказуемости происходящего события. Открытие, строго говоря, ничем не гарантировано, и его нельзя планировать. Изменение привычного взгляда означает переосмысление условий задачи, которые из бессвязного набора отдельных фактов превращаются в завершенное и логично устроенное целое. Именно эта связность обусловливает уверенность в правильности, поскольку сообщает особую ясность видению решения. Случайный и непредсказуемый характер догадки в решении задачи делает, по мнению Пойа, утопией проекты Декарта и Лейбница, которые ставили своей целью разработку универсального метода решения любых задач и исследовательских проблем. Вместе с тем можно разработать методические приемы, способствующие открытию. Их использование хотя и не гарантирует удачной догадки, однако повышает шанс прийти к ней. Именно так Пойа рассматривает «Правила для руководства ума» и «Рассуждение о методе» Декарта.
То, что Пойа обнаруживает в математике, пр^утствует в любой исследовательской деятельности. Проще всего увидеть момент эвристики в выдвижении объясняющих гипотез. Каждая из них, если она удачна, есть новое решение научной проблемы, превращающее ранее неупорядоченный набор эмпирических фактов в связную теоретическую конструкцию. Гипотеза никогда не может быть простым обобщением наблюдаемых фактов — она включает нечто иное, не содержащееся в них. Известные факты должны быть получены из нее в качестве логических следствий. Объяснительная сила гипотезы обнаруживается при появлении новых фактов, не известных в момент ее выдвижения. Если гипотеза верна, то эти факты также должны быть превращены в ее логические следствия. Важна, однако, способность гипотезы не только объяснять факты, но и служить основанием для прогнозов. Такая модель отношений между эмпирическими данными научной теории в целом укладывается в предложенную Поппером схему фальсификации научных гипотез. Смысл фальсификации состоит в сопоставлении наблюдаемого факта и прогноза, делаемого на основании имеющейся гипотезы. Прогноз выводится из гипотезы с помощью строгих логических процедур. Поэтому несовпадение прогноза и наблюдения приводит к необходимости отвергнуть гипотезу на основании правила modus tollens. Роль эвристических приемов в формировании научно-исследовательских программ изучал также Лакатос, который счел попперовскую модель неверной (или недостаточной) сразу в двух пунктах. Первое замечание Лакатоса состояло в том, что правило modus tollens используется далеко не всегда: к «жесткому ядру» (т. е. основным гипотезам исследовательской программы) оно применимо только в исключительных случаях. Все несовпадения фактов с прогнозами рассматриваются в основном как аномалии (или контрпримеры), которые должны быть объяснены именно в рамках имеющейся гипотезы. Такое объяснение представляет собой защиту наиболее существенных положений исследовательской программы и осуществляется путем выдвижения дополнительных гипотез, не противоречащих основной. При этом работают именно те эвристические приемы, которые рассматривал Поплер: дополнительная гипотеза выступает как обобщающая догадка для эмпирических фактов. Такую деятельность Лакатос назвал «отрицательной эвристикой», указав, однако (и в этом состоит второе возражение Попперу), что развитие научных теорий ей не ограничивается. Согласно Лакатосу, появление новых теоретических открытий далеко не всегда связано с необходимостью объяснять эмпирические факты. Происходит совершенствование теории, диктуемое совершенно иными потребностями, напр. достижения максимальной общности или устранения принятых ранее модельных упрощений. Описанное развитие научной теории Лакатос называет «положительной эвристикой».
Структура эвристических приемов Пойа весьма близка к «отрицательной эвристике» Лакатоса. Догадка, которая возникает при решении задачи, есть принцип, позволяющий объединить в связное целое различные условия, подобно тому как гипотеза сводит в одну теорию различные эмпирические факты. Однако эвристику, появление новых подходов и теорий едва ли можно рассматривать во всех случаях как приведение к единству заранее поставленных условий.
Лт.: Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995; Пойа Д. Математическое открытие. М., 1970; Потер К. Р. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Г. Б. Гутнер

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭВРИСТИКА
от греч. ??????? – отыскиваю, открываю) – 1) момент открытия нового; 2) методы, используемые в процессе такого открытия (эвристич. методы); 3) наука, изучающая творч. деятельность; 4) метод обучения (т.н. сократические беседы). Исторически понятие Э. возникло в Древней Греции как метод обучения, применявшийся Сократом: в ходе беседы ее участники с помощью системы наводящих вопросов и примеров наталкивались учителем на правильный ответ. Сократич. беседа использовалась мн. философами (Платон, Ксенофонт) и естествоиспытателями (Декарт, Лейбниц, Эйлер) для изложения своих теорий. Э. как момент открытия нового связывается с инсайтом, "озарением", мгновенным нахождением решения задачи в результате завершения осознанного или неосознанного процесса поиска этого решения. Э в р и с т и ч . м е т о д ы (называемые иногда "эвристиками") обладают след. чертами: 1) их использование сокращает время решения задачи по сравнению с методом слепого перебора; 2) способ решения, получаемый с помощью этих методов, может быть неоптимальным по ряду параметров (время, точность, достоверность решения и т.д.); 3) при ограничениях, накладываемых на параметры, применение эвристич. методов может и не привести к цели. Интерес к исследованию эвристич. приемов и методов особенно возрос в связи с решением при помощи технич. устройств задач на распознавание образов, на доказательство теорем и т.д., в к-рых человек может оценивать результат соответствующего процесса, но не может дать точный алгоритм выполнения этого процесса. При использовании ЭВМ для решения подобных задач программист, не зная точного способа, приводящего к цели, вводит в ЭВМ способ решения, основанный на правдоподобных рассуждениях самого программиста, или дает возможность машине проводить правдоподобные рассуждения (на основе введения в машину алгоритма формирования таких рассуждений, опирающегося на машинный и человеч. опыт решения задач данного класса). Такие программы для ЭВМ получили название эвристич. программ. Наиболее известна из них программа "Общий решатель проблем" (ОРП), построенная А. Ньюэллом, Дж. Шоу и Г. Саймоном и позволяющая машине находить решения широкого класса логич. задач, если условие задачи записано в специальном входном языке этой программы. Осн. эвристиками в ОРП являются метод выделения последовательностей подцелей, последоват. движение к-рых приводит к поставленной цели, и метод обобщенных действий, сводящийся к оперированию не истинными элементами задачи, а нек-рыми идентификаторами совокупностей этих элементов. Однако при попытке использовать ОРП для решения задач игры в шахматы выяснилось, что этих эвристик явно недостаточно. Были предложены др. принципы построения эвристич. программ (В. Рейтман, X. Гелернтер и др.), узкоспециализированных и рассчитанных на решение задач, однотипных по своей природе. При составлении таких программ сначала производится протоколирование решения задач рассматриваемого класса человеком, к-рому предлагается в процессе эксперимента "думать вслух", а затем на основании этих протоколов выявляются эвристики человека и эвристич. критерий успеха, на к-рый он опирается. После этого соответствующая информация закладывается в эвристич. программу и вводится в машину. Если результаты машинного решения задачи совпадают по выбранным параметрам с результатами решения ее человеком, то эвристич. программа считается эффективной. При достаточно широком психологич. эксперименте в машину может быть введен опыт большого коллектива людей, и решение задачи данного типа машиной может осуществляться более эффективно, нежели решение ее одним человеком. Э . к а к н а у к а имеет своим предметом эвристич. деятельность человека или технич. устройства. Изучение эвристич. деятельности тесно связано с теми науками, к-рые исследуют поведение живых систем в ходе решения творческих (в широком смысле) задач (прежде всего психология и физиология высшей нервной деятельности), т.е. систем, способных осуществлять эвристич. деятельность. Осн. задачи Э. как науки сводятся к построению моделей осуществления процесса поиска нового для данного субъекта (или общества в целом) решения задачи. Существует несколько таких моделей. Модель слепого поиска, имеющая сторонников среди нек-рых кибернетиков (см., напр., Д. Кэмпбелл, Слепые вариации и селективный отбор как гл. стратегия процессов познания, в кн.: "Самоорганизующиеся системы", М., 1964, с. 292), опирается на разработанный Торндайком метод проб и ошибок. Слабость модели слепого поиска состоит в невозможности объяснения с ее помощью высокой скорости решения человеком большинства творч. задач. В наст. время в чистом виде эта модель большинством психологов и кибернетиков отвергается. Более распространена лабиринтная модель эвристич. деятельности, впервые сформулированная на основе экспериментов с крысами В. Смоллом (1900). В этой модели каждая задача, стоящая перед субъектом или технич. устройством, рассматривается как лабиринт, а поиск решения – как процесс блуждания по лабиринту. Лабиринтная модель внесла в модель слепого поиска элемент структурности, однако при решении нек-рых задач, когда лабиринтная структура была фактически задана субъекту, лабиринтная модель оказалась несостоятельной. В этих случаях человек не производит в процессе решения задачи "блуждания по лабиринту", определяемому структурой этой задачи, а реализует гораздо более эффективный процесс, позволяющий находить нужное решение значительно быстрее, чем при лабиринтном методе. Иногда (т.н. задачи на "догадку") лабиринт строится испытуемыми в процессе решения и, т.о., блуждание по лабиринту выступает лишь как заключит, этап эвристич. деятельности. Наиболее содержат. моделью эвристич. деятельности можно считать структурно-семантич. модель. Она исходит из того, что в основе эвристич. деятельности по решению задачи лежит принцип построения системы моделей, к-рая отражает структуру связей семантич. характера между объектами, образующими "поле" задачи. В процессе построения такой системы моделей субъект осуществляет следующие действия: выделение в потоке входной информации дискретных объектов (селективный отбор объектов); выявление связей между ними (путем прямого наблюдения или проведения рассуждений об этих связях); актуализация тех выделенных множеств. объектов и связей, к-рые представляют интерес с т. зр. поставленной цели; абстрагирование от неактуальных объектов и связей; формирование обобщенных элементов из однотипных (по актуальным связям) структур; нахождение связей между обобщенными элементами; поиск по полученному обобщенному лабиринту с учетом предшествующего опыта на аналогичных обобщенных лабиринтах. В кибернетич. плане структурно-семантич. модель исследовалась в работах В. М. Глушкова, А. А. Фельдбаума, а в психологическом – В. Н. Пушкиным, Д. Н. Завалишиной и др. По существу на той же модели основаны известные исследования Н. А. Бернштейна и его учеников. В наст. время созданы и успешно работают программы для ЭВМ, построенные по принципу структурно-семантич. моделей. С их помощью удается решать ряд задач оптимального управления сложными системами, к-рые не могли быть решены с помощью программ, опирающихся на лабиринтную модель. Успешные результаты решения задач на машине с помощью эвристич. программ рассматривают иногда как доказательство того, что эвристич. деятельность человека протекает по тем же законам, по к-рым реализуется программа (см. напр., высказывание А. Ньюэлла и Г. Саймона в кн.: "Кибернетика и живой организм", К., 1964, с. 23). Выступая против подобной подмены изучения эвристич. деятельности человека созданием эвристич. программ, ряд кибернетиков и психологов предлагает отказаться от термина "Э." применительно к вычислит. машинам (см., напр., Кибернетич. сборник, вып. 5, М., 1962, с. 118–19). Лит.: Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, 3 изд., ч. 1–2, СПБ, 1909; Рейтман В., Разработка программ для решения интеллектуальных проблем, "Заруб. радиоэлектроника", 1962, No 1; Глушков В. М., Гносеологич. природа информац. моделирования, "ВФ", 1963, No 10; Бобнева М. И., Эвристич. программы, "лабиринты" и нек-рые проблемы психологии, "Вопр. психологии", 1964, No 5; Hьюэлл ?., Шоу Дж., Саймон Г., Разновидность интеллектуального обучения "вычислителя для решения задач общего типа", в кн.: Самоорганизующиеся системы, пер. с англ., М., 1964; Пушкин В. Н., К пониманию эвристич. деятельности в кибернетике и психологии, "Вопр. психологии", 1965, No 1; Поспелов Д. ?., Решение задач оперативного управления с помощью системы моделей, в кн.: XVIII Междунар. психология, конгресс. Симпозиум 25, М., 1966; Тихомиров О. К., Эвристики человека и машины, "ВФ", 1966, No 4; ?оспелов Д. ?., ?ушкин В. Н., Садовский В. Н., Эвристич. программирование и Э. как наука, "ВФ", 1967, No 7; De Groot A. D. van, Het Denken den Schaker, Amst., 1946; Gelernter H. L., Rochester N., Intelligent behavior in problem-solving machines, "IBM Journ. of Research and Development", 1958, v. 2, No 4; Newell ?., G. P. S. a program that simulates human thought, в кн.: Lernende Automaten, M?nch., 1961; Tonge F. M., The use of heuristic programming in management science, "Management Science", 1961, v. 7, No 3; Computers and thought, ed. by E. A. Feigenbaum and J. Feldman, ?. Y., 1963; Newell ?., Simon ?. ?., Simulation of human processing of information, "Amer. Math. Monthly", 1965, v. 72, No 2, pt 2. Д. Поспелов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
100.75 кб

Эвристика линейного программирования

Кутателадзе С. С.
Читать PDF
334.51 кб

Эвристика социальной теории г. Зиммеля, или о том, как возможно современное общество

Баёва Елена Анатольевна, Буковская Наталья Васильевна
Раскрывается специфика подхода немецкого социолога Г. Зиммеля к анализу проблем общества посредством синтеза априорного метода Канта и философии жизни.
Читать PDF
232.18 кб

Парадигмальная эвристика complexity в современном социально-гуманитарном познании

Гречко Петр Кондратьевич
Статья посвящена возможностям и перспективам, открываемым методологией «сложностности» в решении гуманитарных и социальных проблем. Сама эта методология характеризуется как отвечающая духу современности, или эпохе Постмодерна.
Читать PDF
303.83 кб

Творческая мысль: истоки, эвристика и значение в образовании

Гончаров Сергей Захарович
Задача статьи раскрыть содержательное логическое уравнение как генетически исходную мыслеобразующую форму и выявить его значение в понимании логики возникновения понятий.
Читать PDF
368.02 кб

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ: СИНЕРГЕТИКА КАК ЭВРИСТИКА

Хёрц Г.
Читать PDF
237.48 кб

Коммуникативная парадигма: логика и эвристика

Гречко Петр Кондратьевич
Рецензия на книгу: Павленко А.Н. Пределы интерсубъективности (критика коммуникативной способности обоснования знания). — СПб.: Алетейя, 2012. — 280 с.
Читать PDF
212.85 кб

Интуиция и эвристика в математике

Султанова Л. Б.
Статья по философии математики, т.е. имеет междисциплинарный характер. Основным предметом исследования в статье является математическая эвристика как совокупность методов решения нестандартных задач в математике, т.е.
Читать PDF
181.35 кб

На пути к пространству исполнения (практики экспонирования и эвристика культуры)

Шифрин Борис Фридманович
В статье дается анализ «пространства исполнения» как длящегося проекта культуры. Актуализация «пространства исполнения» в личностных исследовательских практиках (прогулки, дневники, проясняющие интерпретации и др.
Читать PDF
3.94 мб

Онтогносеологическая эвристика средневековья: от обретения логоса к ратификации рацио

Соболев Юрий Викторович
В статье рассматривается проблема оформления мировоззренческого пространства в эпоху Средних веков и Нового времени.
Читать PDF
344.18 кб

О синергетике, редукции и эвристике

Гончаров Сергей Захарович
В статье анализируются общенаучные возможности переноса представлений синергетики в гуманитарную область.

Похожие термины:

  • эвристика положительная и отрицательная

    ЭВРИСТИКА «ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ» И «ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ» — терминологические новации И. Лакатоса, обозначающие правила рационального поведения ученых в процессе развития научных исследовательских програм