Численность эвенков в России 29,9 тыс. человек (1989). Живут небольшими группами в Сибири, имеют свое адм. — территориальное образование Эвенкийский авт. окр. в составе Красноярского края. Проживают также в сев. — вост. Китае и в Монголии.
Религ. воззрения различались между отд. группами, особенно зап. и вост. Осн. формами религ. верований традиционно были анимизм, культы природы, животных, огня, промысловые культы, шаманизм.
Общетунгусскнми были представления о 3 — 7-ярусной вселенной. По шаманской космогонии, верхний и нижний миры находились соответственно в верхнем и нижнем течении воображаемой шаманской реки эш декит.
Эвенки считали, что все явления природы, способные двигаться и распадаться, имеют душу мусун (силу движения). Происхождение земли и жизни связывали с действиями мифических героев: гигантских мамонта и змея; двух братьев: старшего (злого Харги) и младшего (доброго Сэ-вэки). Материалом для изваяния людей служили глина, кость и камень. Иерархия божеств и локальных духов очень сложна. В верхнем мире живут добрые духи хозяева природы, стихий, тайги, местностей, в нижнем злые духи и их помощники, умершие сородичи.
Для обеспечения охотничьей удачи, увеличения приплода зверей в тайге эвенки проводили основанные на магии индивидуальные или коллективные (с участием шамана) обряды сингкэлэвун и гиркумни. В охоте помогали амулеты фигурки духов посредников между охотником и духом-хозяином территории. Среди животных особо почитались медведь, лось, у вост. эвенков волк. После добычи медведя в прошлом проводили трехдневный праздник.
Семейно-родовым покровителем считается огонь. Дух огня представлялся в виде пожилой женщины, у якутизированных в виде старика (см. Якутов верования). Хранителями семьи были также антропоморфные идолы сэвэкичан, фигурки мугды вместилища духов-предков, передававшиеся по наследству.
Считали, что человек имеет не менее трех душ. Часто душа представлялась в виде птички оми, до рождения обитавшей в верхнем мире. Кражи душ шаманами или злыми духами вызывали болезни и смерть.
Слово «шаман» вошло в мировую науку из языка эвенков через русский язык. Шаманы проводили обряды лечения, добывания детских душ, табуирования оленя, проводов душ умерших в мир мертвых. Духи-помощники пресмыкающиеся, лось, таймень, духипредки мугды и др. Шаманы имели особый костюм, колотушку, бубен. Костюм символизировал образ зверя-птицы. Состоял из кафтана, нагрудника с подвесками и длинными жгутами-«змеями», шапки с железными рогами. У зап. эвенков были специальные помещения для камланий «шаманские чумы».
Эвенки хоронили умерших на деревьях или помостах, под влиянием христ-ва перешли к захоронениям в земле.
С кон. 17 в. среди эвенков начало распространяться православие. К эвенкам Забайкалья проникал буддизм в форме ламаизма. Атеизм советского времени сыграл большую роль в исчезновении шаманства. Анимизм, культы животных, огня сохраняются прежде всего среди неоседлых эвенков (см. также Народов Сибири верования).