ЭВДЁМОВА ЭТИКА

Найдено 1 определение
ЭВДЁМОВА ЭТИКА
(Ибиса Euorpeia) - одно из трех (наряду с «Никомаховой этикой» и «Большой этикой») этических сочинений Аристотеля. Наличие трех сочинений, различных по форме изложения, но единых по содержанию, является уникальным случаем в истории философии и ставит исследователей в тупик; вероятнее всего, речь идет о трех читанных Аристотелем в разное время лекционных курсах, а соответственно и разных редакциях одного и того же этического учения. Все три «Этики» по общим принципам систематизации, тематике, составу идей совпадают. Из восьми книг «Э.э.» три средние (IV, V, VI) полностью идентичны книгам V, VI, VII «Никомаховой этики» (переписчики «Э.э.» опускали эти книги, ограничиваясь ссылкой на указанное совпадение) - еще одна загадка этических сочинений Аристотеля, не имеющая до сих пор удовлетворительного объяснения. Остается открытым вопрос о месте «Э.э.» в ряду трех «Этик» Аристотеля. Один из последних и авторитетнейших комментаторов этических текстов Аристотеля Ф.Дирльмайер предполагает, что она является второй - составлена (продиктована) после «Большой этики» и перед «Никомаховой этикой». Косвенные ссылки на «Э.э.» можно найти у самого Аристотеля: анализ встречающихся в его «Политике» прямых ссылок на «Этику» и цитат из нее (всего в «Политике» шесть таких ссылок) показывает, что под «Этикой» могла иметься в виду как «Большая этика», так и «Э.э.».
В первом из известных, составленных в перипатетической школе каталогов произведений Аристотеля (каталог Аристона, кон. 3 в. до н.э., приводится у Диогена Лаэртского), упоминается «Этика» из пяти книг предположительно имеется в виду именно «Э.э.» (за вычетом трех средних книг, перешедших в «Никомахову этику» или заимствованных из нее). Первая литературная ссылка на все три «Этики» Аристотеля, среди к-рых первой называется «Эвдемова», принадлежит платонику Аттику (втор. пол. 2 в. н.э.). Самая древняя из дошедших до наших дней рукописей «Э.э» относится к 13 в. Первый лат. пер. — к 15 в. Первый комментарий «Э.э» принадлежит иезуиту С.Маурусу (17 в.). Название «Э.э» традиционно связывалось с именем любимого ученика Аристотеля Эвдема из Родоса, к-рый одними исследователями рассматривался как автор, другими — как издатель этого произведения; Дирльмайер высказал предположение, что речь может идти об Эвдеме Кипрском, погибшем в 354 г. до н.э., друге Аристотеля, к-рому последний посвятил свое сочинение. Многие исследователи (Ф.Шлейермахер, Л.Шпенгель, Э.Целлер, Т.Циглер и др.) оспаривали подлинность «Э.э.», т.е. авторство Аристотеля; один из важнейших аргументов состоял в том, что в заключительной части произведения (VII1,3,1249b) содержится совершенно нетипичное для этической теории Аристотеля утверждение о боге как высшей инстанции в нравственных проблемах (как пишет Целлер, «Эвдем ставит человеческое действие по своему происхождению в тесную связь с идеей бога»). В.Йегер в нач. 20 в. попытался обойти это затруднение, предположив, что «Э.э» является ранним этическим сочинением Аристотеля и несет на себе следы теономной этики позднего Платона. Специальное исследование спорного места (Д.Вагнер) позволило заключить, что речь идет не о боге во вселенной, а о боге в человеке, т.е. разуме; обозначение разума как божества типично для Аристотеля, как и для его эпохи в целом. Тем самым снимается основной аргумент, мешавший признать «Э.э» подлинным произведением Аристотеля. Согласно другой т.з., «Э.э.» является более поздним и более зрелым сочинением, чем «Никомахова этика» (Э.Кенни). Тематика «Э.э» строится следующим образом: книга I - счастье в контексте трех образов жизни; книга II — общее понятие добродетели, анализ человеческих действий под углом зрения вменения; книга III - отдельные этические добродетели; книга VII — дружба; книга VIII — своеобразие рассудительности, счастливая удача, калокагатия; три средние книги, совпадающие с соответствующими средними книгами «Никомаховой этики», посвящены анализу справедливости (IV), дианоэтических добродетелей (V) и удовольствий (VI). Рассмотренная по существу, этика Аристотеля характеризуется единством счастья и добродетели: счастье понимается как самоценное состояние, совпадающее с добродетельным (совершенным) поведением, а добродетель — как гармонично-деятельное состояние души, имеющее самоценный смысл и соответствующее признакам, к-рые обычно люди связывают с представлением о счастье. Это единство предметно реализуется в формах дружественных отношений полиса и философско-созерцательной деятельности. Отсюда — две эвдемонии (два счастья): вторая эвдемония, связанная с этическими (нравственными) добродетелями, и первая (высшая) эвдемония, связанная с дианоэтическими (мыслительными) добродетелями. Лит.: Аристотель. Эвдемова этика / Пер. Т.А.Миллер // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. С. 509-527. Обзор наиболее авторитетных изданий «Э.э.», переводов на европейские языки и литературы о ней см.: Aristoteles. Wferke. В. 7. Eudemische Ethik. Ubersetzt und kommentiert von Franz Dirlmeier. Berlin: Akademie-Vferlag, 1969. S. 122-127. А.А.Гусейнов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001