(Arbeitsethos) — приписываемая человеческому труду как таковому, вне зависимости от его цели, нравственная ценность. Конечно, это понятие играет роль преимущественно в тех случаях, когда труд как общественная функция угрожает потерять свой смысл. Тогда пытаются восстановить его, делая ударение на этосе труда (например, «герой труда» при диктатурах). Недооценка умственного труда и труда работников искусства в капиталистическо-техническом обществе должна быть компенсирована указанием на присущий им этос труда. В нехристианском мире понятие этоса труда отсутствует. Там труд рассматривается если не как проклятие, то, во всяком случае, как нечто такое, что превращает жизнь в тягость и мешает человеку позаботиться о самом себе или о душевном счастье. «По мнению китайцев, наиболее умным является тот, кто благодаря уму и превосходству умеет быть праздным. У нас ощущается прямо-таки мировоззренческое противоречие между томительной деятельностью и мудростью. Мудрец никогда не проявляет поспешности в деле; тот, кто спешит, никогда не бывает мудрым» (Lin Yutang. Weisheit des lächelnden Lebens, нем. изд. 1949).
Haessle. Das A. i. d. Kirche, 1923; Th. Litt. Das Bildungsideal der deutschen Klassik u. die moderne Arbeitswelt, 1955; F. Jonas. Sozialphilosophie der industriellen Arbeitswelt, 1960.