ЭТОС НАУКИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Этос науки
понятие философии и социологии науки, обозначающее совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого. Наиболее известна концепция «нормативного этоса науки», разработанная Р. Мертоном. Основу этоса науки, по Р. Мертону, составляют императивы универсализм, всеобщность, незаинтересованность и организованный скептицизм.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЭТОС НАУКИ
набор внутренних социальных норм, которых придерживаются ученые в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование социального института науки. Попытка кодификации социальных норм науки была предпринята Р.Мертоном в 1942 г. Он включил в этос науки четыре нормы:
-универсализм (оценка любой научной идеиили гипотезы должна зависеть только от ее содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик ее автора, напр., его статуса);
-коллективизм (результаты исследования дол-жны быть открыты для научного сообщества);
-бескорыстность (при опубликовании науч-ных результатов исследователь не должен стремится к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы);
-организованный скептицизм (исследователидолжны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами).
Позднее этос науки неоднократно дополнялся новыми нормами как самим Р.Мертоном, так и его коллегами и учениками. В частности, Р.Барбер предложил дополнить этос науки нормами «рациональности» и «эмоциональной нейтральности», а Р.Мертон включил в этос норму «оригинальности». Представления Р.Мертона об этосе науки неоднократно критиковались. В частности, в 70-х гг. XX в. Я.Митрофф на примере case-study группы, занимавшейся исследованием Луны, показал, что в науке можно выделить противоположную мертоновской совокупность норм, названную им контрнормами (партикуляризм, скаредность, заинтересованность, организованный догматизм и др.), которые также регулируют поведение ученых.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ЭТОС НАУКИ
множество этических ценностей, регулирующих отношения между членами научного сообщества в ходе осуществления ими научной деятельности. Одна из первых экспликаций этоса науки была предложена американским социологом науки Р. Мертоном. Он считал, что научный этос включает в себя четыре ценностных императива — универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм. Позднее к ним было добавлено еще два императива: рационализм и эмоциональная нейтральность. Императив универсализма утверждает вне-личностный, объективный характер научного знания. Императив коллективизма говорит о том, что результаты научного исследования являются собственностью всего научного сообщества и общества в целом, а не отдельных ученых или научных коллективов. Императив бескорыстности означает, что главной целью деятельности ученых должно быть служение объективной истине, а не достижение личных выгод. Императив организованного скептицизма предполагает не только запрет на догматическое понимание Истины в науке, но, напротив, вменяет в профессиональную обязанность ученому критиковать взгляды своих коллег и свои собственные взгляды, если на то имеются малейшие основания. Ценность рационализма утверждает, что ученый должен стремиться не просто к истине, а к доказанному знанию. Наконец, императив эмоциональной нейтральности запрещает ученым использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии и антипатии. Научный этос — это понимание науки с точки зрения должного характера взаимоотношений между учеными. Реальное же (эмпирическое) поведение ученых, как показывают исследования, существенно амбивалентно по отношению к нормам научного зтоса. Однако вне указания ценностей научного этоса, отличить науку от других социальных подсистем оказывается весьма проблематично. (См. этика науки, биоэтика, социология науки, социальная психология науки).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ЭТОС НАУКИ  
совокупность  моральных  императивов,  нравственных норм, принятых в данном научном сообществе и определяющий поведение ученого. Р. Мертон утверждает, что научные нормы строятся вокруг четырех основополагающих ценностей: универсализма, всеобщности, бескорыстности (незаинтересованности) и организованного скептицизма. Универсализм рассматриваетсякак принцип, согласно которому изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и истинность научных утверждений оценивается независимо от того, кем и когда они получены (важно только  достоверность, подтверждаемая принятыми  научными  процедурами.  Всеобщность  (коллективизм)  – принцип, утверждающий, что научное знание должно быть общим достоянием и предполагает  гласность  научных  результатов.  Бескорыстие  (незаинтересованность)  рассматривается как  норма деятельности исследователя: поиск истины,свободной от личной выгоды, славы и денежного вознаграждения (они могут быть  только  следствием  научных  достижений, но  не  целью.  Организованный скептицизм – означает критическое отношение к себе и к своим коллегам, ибо нетнезыблемых авторитетов, а критика рассматривается как элемент научного поиска. Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности: корректное определение авторства, недопустимость плагиата, ориентированность на новизну,недопустимость фальсификации эксперимента и научного открытия, корректные ссылки и цитирование,  невозможность оскорбления оппонента в ходе научной полемики, осознание личной профессиональной  ответственности за построениенаучной теории и за негативные последствия внедрения научных достижений в производство. А Эйнштейн говорил, что для науки важны не только плоды творчества ученого и его интеллектуальные достижения, но и его моральные качества:объективность, неподкупность, требовательность, преданность, упорство и т.п.Наука, лишенная нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы. Сформировалась особая наука – биоэтика, проблемы которой требуют неотлагательного  решения. Канцерогены, стрессовые нагрузки, засорение окружающей среды разрушают генофонд и разрушают здоровье человечества. Необходима выработка критериев, допускающих до экспериментирование не только на животных, но и на человеке. Различные методы искусственной репродукции человека, замена пораженных органов, воздействие на процессы старения приводят к пограничным ситуациям, когда достижения НТР не прогнозируемы в их последствиях. Эксперименты в области генной инженерии, технологии клонирования, манипуляции над человеческой психикой, воздействие на человеческий мозг  равносильны  воздействию  наркотиков  и  транквилизаторов.  В  70-е  гг. XX в. впервые был объявлен мораторий на опасные  исследования. В 1997 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла «Конвенцию по биомедицине и правам человека», которая запрещала вмешательство в геном человека. Этическое регулирование науки рассматривается сегодня как жизненная необходимость и важнейшая предпосылка будущего развития науки.  

Источник: Философия науки и техники: словарь

ЭТОС НАУКИ
понятие философии и социологии науки, обозначающее совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого. Наиболее известна концепция "нормативного Э.н.", разработанная в 40-е годы Мертоном. Этос новоевропейской науки, с его точки зрения, обусловлен воздействием трех основных факторов: он соответствует главной цели научной деятельности - систематическому расширению сферы достоверного знания; исторически Э.н. восходит к комплексу ценностей пуританства XVII в., которое придавало особое значение таким императивам, как полезность, рациональность, индивидуализм, антитрадиционализм и земной аскетизм (здесь Мертон опирался на концепцию Вебера); он представляет собой реализацию основных стандартов демократического, цивилизованного поведения. В результате в морали ученых сходятся познавательные и социальные компоненты, а нормам Э.н. следуют не только из-за их процедурной эффективности, но и в силу того, что они считаются справедливыми и благотворными. Основу Э.н., по Мертону, составляют четыре императива: универсализм, всеобщность, незаинтересованность и организованный скептицизм. Под универсализмом, как важнейшей из норм, понимается то, что ученые в своем исследовании и в оценке исследований своих коллег должны руководствоваться не своими личными симпатиями и антипатиями, но исключительно общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания, что позволяет науке преодолевать различие и противоборство существующих в ней групп, школ и интеллектуальных традиций. Всеобщность означает, что результаты научной деятельности рассматриваются как продукт социального сотрудничества и является общим достоянием научного сообщества, в котором доля индивидуальных творцов строго ограничена. Незаинтересованность - это готовность ученого согласиться с любыми хорошо обоснованными аргументами и фактами, даже если они противоречат его собственным убеждениям. Организованный скептицизм - установка на предельную самокритичность в оценке своих достижений и участие в рациональной критике имеющегося знания в целях его постоянного улучшения. Существенные отклонения от этих норм приводят к деградации научного сообщества, снижению качества производимого знания, появлению псевдонауки.
К мертоновскому Э.н. предлагались добавочные нормы: оригинальность, эмоциональная нейтральность, независимость, интеллектуальная скромность и т.п. С другой стороны, при критическом обсуждении этой концепции и ее эмпирической проверке обнаружилось, что под воздействием ряда причин (приоритет в открытии, существующая система вознаграждений в современной науке, милитаризация науки и др.) поведение ученых может становиться "амбивалентным", т.е. ориентированным на компромисс между указанными нормами и противоположными им "контрнормами"; партикуляризмом, пристрастностью оценок, сокрытием результатов или отстаиванием права собственности на их использование, организованным догматизмом в защите принятой какой-либо группой ученых концепции. Однако в целом исследования показывают, что в нормальной научной среде подобные девиантные, отклоняющиеся от принятых норм действия происходят достаточно редко, и Э.н. является одной из самых стабильных характеристик научной деятельности.

Источник: Современная западная философия: словарь