ЭТНОС И КУЛЬТУРА
ЭТНОС И КУЛЬТУРА
междисциплинарная проблема изучения процессов формирования человеческого общества и самосознания на стыке истории, географии, биологии, археологии, этнографии, культурологии и социологии. Этничность, наряду с социальностью, является одной из базовых характеристик общности людей на основе единства природных, географических, климатических, территориальных, антропологических и хозяйственных факторов, что дает основание характеризовать Э. как специфическое явление, существующее на границе биосферы и социосферы (Л.Н. Гумилев). Поэтому, зародившись как компактная общность, Э. в качестве объекта исследования представляет собой довольно сложное социокультурное образование. С одной стороны, люди, живущие совместно, неизбежно налаживают отношения друг с другом, т.е. их коллектив приобретает признаки общества. Однако в этом коллективе одновременно возникают определенные формы духовной и практической деятельности, нормы жизни, обычаи, традиции, ритуалы и правила поведения, орудия производства, искусство, единый язык, психические характеристики и менталитет. Таким образом, каждый человек формируется и живет в сфере культуры данного Э. Поэтому в современной социальной культурологии предлагается в общей структуре мировой культуры выделять этнический, национальный и цивилизационный ее уровни (Б.С. Ерасов). В результате многочисленные устойчивые коллективы оказываются объединены «в этническое целое общими интересами, ценностями, правами или этническими связями, отличающимися от связей внутри государства и происходящими от принадлежности к одной этнической группе с общим языком и культурными ценностями, выработанными и созданными их предшественниками, а также их совместной деятельностью и историческим опытом» (П.А. Сорокин). Однако, наряду с общностью исторических судеб и тесных связей с природной средой и другими народами, для понимания сущности Э. большое значение имеет наличие этнического самосознания. С учетом этого Э. может быть определен как «естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплементарности» (Л.Н. Гумилев). Не случайно вопрос об этнической принадлежности и приобщении к этническим формам культуры сплошь и рядом оказывается к компетенции каждого отдельного человека, опирающегося на устойчивые стереотипы своей принадлежности к какому-либо коллективу по принципу противопоставления «мы»—«они», а также на этикетные, знаковые черты поведения и мышления. Среди важных объективных культурных факторов, поддерживающих этнический статус и самосознание, принято выделять этническую «идеологию», или «мифологию», т.е. связное повествование о прошлом и героях-первопредках, мораль, язык, отдельные виды искусства, культурные символы («земля», вера, предки) и образы (напр., волк, орел, конь, медведь и т.п.). Что же касается языка, то некоторые современные ученые не считают его важнейшим этническим признаком: «язык может служить индикатором этнической общности, но не он ее причина» (Л.Н. Гумилев). В связи с этим в этнологии предлагается рассматривать Э. не с точки зрения наличия или отсутствия некоего набора признаков, а как совокупность устойчивых связей, возникающих на границе между социально-культурными и природно-биологическими сторонами человеческого существования. В этом случае «реальную этническую целостность мы можем определить как динамическую систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями» (Л.Н. Гумилев). Наряду с этим история развития человеческого общества дает множество примеров превращения Э. в суперэтносы, замены этнических связей национальными и государственными отношениями. В результате становление современной техногенной цивилизации, необратимые процессы мировой культурной интеграции и взаимодействия привели ученых к выводу о том, что ныне фактор этничности во многом утратил свое главенствующее значение, какое он имел в прошлом. Информационно-компьютерная цивилизация практически не создает предпосылок для того, чтобы современный человек в качестве приоритетов и ценностей своего самоопределения избирал этнические показатели. С другой стороны, события последней трети ХХ в. свидетельствуют об активизации этнических процессов в целом ряде регионов и, в частности, на территории Югославии, бывшего СССР и в России. При этом понятие Э., сохранив свои традиционные признаки, трансформировалось в сторону тесной связи этничности с вопросами политики, религии, государственности, экономики, культуры и статуса языка. В этих условиях чрезвычайно возросла опасность превращения проблем Э. в источник социальных, политических, межрелигиозных, межнациональных и межгосударственных конфликтов. В настоящее время мировое сообщество, отдельные регионы и страны стоят перед необходимостью решения этнических вопросов на основе гуманизма, уважения прав человека, принципов содружества народов и государств при создании условий для развития таких форм демократии, как, напр., местное самоуправление, национально-культурные и территориальные автономии.