В наст. вр. большинство этносов не обнаруживает тесной связи с к.-л. конкр. религией. Вместе с тем иногда какая-то часть народа бывает сопряжена с определенной конфессией. В др. случаях с какой-нибудь конфессией тесно сопряжена компактная группа этносов. Общности, образуемые в результате таких сопряжений, обычно именуют Э. г. Наиболее распространен 1-й тип сопряжения (конфессия - часть народа). К этой разновидности Э. г. (можно их назвать субэтно-конфессиональными), впрочем, могут быть причислены далеко не все конфес. группы внутри этносов. Лишь когда эти группы приобретают особые, только им присущие этнич. свойства, мы можем с достаточным основанием считать их Э. г. Механизм сложения Э. г. таков: с одной стороны, этнич. явления, свойства в течение длит. времени взаимодействия впитываются культом, «конфессионизируются», с др. стороны, отд. компоненты культового комплекса, проникая в нац. формы обществ. жизни, приобретают характер этнич. явлений, «этнизируются». В качестве примеров субэтнокон-фес. групп можно назвать болга-ро-магометан (помаков) в Болгарии, вальденсов в Италии, арабов-мандейцев в Ираке, арабов-нусай-ритов в Сирии, арабов-друзов в Сирии и Ливане, курдов-йезидов в ряде стран Юго-Зап. Азии, зороастрийцев-гебров в Иране, панджабцев-мусульман, панджаб-цев-сикхов и панджабцев-индуис-тов в Пакистане и Индии, бенгальцев-мусульман, бенгальцев-инду-истов в Бангладеш и Индии, ара-канцев в Бирме, коптов в Египте, меннонитов в Канаде и США, мормонов в США и т. д. В дореволюц. России субэтноконфес. группами являлись разные толки старообрядцев и молокан среди русских, аджарцы и ингилойцы в составе груз. народа, хемшмны среди армян, йезиды в числе курдов, кряшены и нагайбаки среди татар, меннониты в составе немецкоязыч. населения, сету среди эстонцев и латгальцы среди латышей. С падением влияния религии в нашей стране эти группы постоянно деконфессионализируются. Нек-рые субэтноконфес. группы (напр., панджабцы-мусульмане, панджабцы-сикхи и панджабцы-индуисты) имеют тенденцию превращения в отд. этносы. Э. г., сложившихся в результате сопряжения 2-го типа (можно назвать их метаэтнокон-фессиональными), в наст. вр. сравнительно немного. Наиболее яркие примеры общностей такого рода можно наблюдать на Филиппинах, где все население распадается на христ. народы юга (моро) и племена глубинных районов, среди к-рых преобладают различные традиц. культы.