Этнография в россии

Найдено 1 определение
Этнография в россии
СССР) обществ. наука, изучающая происхождение этносов, их осн. характеристики и свойства, межэтнич. отношения, а также социально-культурные изменения в жизни сооб-в, обусловленные собственно этнич. процессами. В конечном счете осн. объектом исследования Э.в Р. является культура народов, но описываемая, классифицируемая и анализируемая преимущественно с т.зр. выявления ее этнич. специфичности. Другая характерная особенность заключается в том, что этнограф. исследования обращены по преимуществу к сфере обыденной (повседневной, традиц.) культуры прежде всего сельского и в меньшей мере городского населения, почти не касаясь специализир. (проф.) областей культуры. В течение долгого времени Э. в Р. развивалась как отрасль геогр. знания, а в наст. время относится к группе истор. наук. Важнейшей предпосылкой возникновения Э. в Р. стали рез-ты геогр. экспедиций 15-19 вв., а первая этногр. работа появилась в России в 1715. В числе первых рос. ученых, отдавших дань этногр. проблематике, следует назвать Г. Новицкого, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Г.Ф. Миллера, С.П. Крашенинникова, К.М. Бэра, В.В. Радлова, Н.Н. Надеждина, Д.Н. Анучина, Н.Н. Миклухо-Маклая и др. Одна из особенностей становления Э. — то, что изучение собственно рус. народа в отеч. науке началось значительно позже, нежели др. народов России, что диктовалось практич. адм. интересами управления окраинами империи. При этом классификация этносов осуществлялась в основном по языкам. Новый этап в развитии Э. в Р. начался с 1840-х гг. в ходе споров между “славянофилами” и “западниками” о происхождении и истор. судьбе рус. народа и гос-ва. В течение вт. пол. 19 в. на отеч. ученых оказывали влияние европ. теории мифол. истоков этничности, что стимулировало соответствующие изыскания в области славянских древностей и фольклора, и т.н. “школа заимствований”, ориентированная на поиски истоков европ. культуры в древнеинд. эпосе. Наибольшее влияние на дореволюц. Э. в Р. оказал Эволюционизм, последователями к-рого были П.И. Кушнер, М.М. Ковалевский, Э.Ю. Петри, Д.А. Коропчевский, Н.Ф. Сумцов, И.Н. Смирнов, С.С. Шашков, Н.Н. Харузин, Л.Я. Штернберг и др. В нач. 20 в. появляются работы, в к-рых эволюционизм подвергался серьезной критике (А.Н. Максимов). Одновременно получило распространение и марксистское направление, особенно в трудах Н.И. Зиберта и Ф. Кона, посвященных исследованию производств. отношений в доклассовом об-ве. С т.зр. выбора объектов исследования в к. 19 — нач. 20 в. преобладал в основном краеведч. подход. В это же время А.Н. Пыпин подготовил 4-томную “Историю рус. этнографии”. 1917—1941 были временем становления науки советского периода. В 20-х — нач. 30-х гг. этнографы были привлечены к проведению гос. нац. политики, в основе к-рой лежали идеи о расцвете и сближении наций, необходимости скорейшего национально-гос. самоопределения народов и возможности выравнивания их социального и культурного уровней развития. Было организовано системное изучение условий материального производства, обществ. строя, культурно-бытового уклада каждого отд. народа. Э. в Р. определилась как отрасль истор. науки со специфич. “истматовской” проблематикой. Особенность работ этого периода — сосредоточение внимания на вопросах истор. эволюции обществ. строя изучаемых народов; большое внимание уделялось проблемам первобытной истории. Атеистич. направленность советской политики определила и значит. масштабы работ по изучению первобытной религии. В то же время сужение профиля сообразно идеол. установкам привело к замораживанию в науки тех ее разделов, к-рые не имели отношения к истор. проблематике в ее узком смысле. Почти прекратилась работа в области этнич. географии и картографии, были прекращены этногр. исследования совр. быта народов, резко уменьшился объем работ по фольклористике, не проводились комплексные этнографо-археол. исследования. Предмет науки свелся преимущественно к изучению пережитков первобытнообщинного строя путем непосредств. наблюдения их в быту малоразвитых народов. Анализ проблем Этногенеза был ограничен одной теорией Марра. В годы Великой отеч. войны актуализировалась идейная полемика с расистскими теориями нацизма. В 30-е и послевоенные годы развитие науки было связано с именами В.Г. Богораза, П.Ф. Преображенского, С.П. Толстова, Б.А. Куфтина, С.И. Руденко, Ю.В. Бромлея, Н.Н. Чебоксарова, С.А. Токарева, Ю.П. Аверкиевой, М.О. Косвена, В.И. Козова и др. С к. 40-х гг. активизировались исследования этногенеза народов мира (В.П. Алексеев и др.), история их этнич. формирования, особенностей их культуры и быта. Продолжалось изучение первобытного об-ва, его хозяйства, религии, семейно-брачных отношений. Начались исследования бытовой культуры совр. сельского и городского населения, получили развитие комплексные направления исследований, основанные на этногр., археол., антропол. и письм. источниках. С.П. Толстов, Н.Н. Чебоксаров и М.Г. Левин разрабатывали теорию хозяйственно-культурных типов и историко-этногр. областей, Ю.В. Бромлей — теорию этносоциальных общностей. С 60-х гг. началась интенсивная работа по изучению англо-амер. социальной и культурной антропологии, франц. структурной антропологии, а также истории этнологии (см. Этнология) Германии и др. стран (С.А. Токарев, Ю.П. Аверкиева). Начиная с 70-х гг. большое распространение получило изучение теор. проблем этноса, этнич. и нац. процессов, и по сей день остающееся одним из главных. Развернулись принципиальные дискуссии о природе этноса и его генезиса: социально-деятельностной (Ю.В. Бромлей и отчасти Э.С. Маркарян), биологической (Л.Н. Гумилев), социально-информационной (Н.Н. Чебоксаров и С.А. Арутюнов), экоадаптивной (В.П. Алексеев) и др. Был поднят вопрос о том, насколько этнос реален как эмпирически локализуемая социальная общность (В.А. Тишков). Активизировались и стыковые направления исследований: этносоциология, этнопсихология, этнодемография и др. Был поставлен вопрос о прикладных задачах Э.в Р. и возможностях ее использования при решении актуальных экон., социальных и полит. проблем. Эта актуально-полит. направленность и проблематика особенно обострилась после распада СССР и возникновения многочисл. этнонац. противоречий и конфликтов на территории всего посткоммунистич. мира. Совр. состояние Э. в Р. характерно прежде всего особенным вниманием к теор. обобщению идей и эмпирич. материала, накопленного и отеч., и мировой этнологией, развитием исследований прежде всего в зонах “стыка” со смежными науками, что характерно для всех отраслей социального и гуманитарного знания на исходе 20 в. Лит.: Пыпин А.Н. История рус. этнографии. Т. 1-4. СПб., 1890; Токарев С.А. История рус. этнографии. М., 1966; Бромлей Ю.В. Совр. проблемы этнографии. М., 1981; История этногр. изучения народов СССР и зарубежных стран. М., 1989. Н.М. Гасанова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
119.66 кб

Океанистика в российской этнографии

Елена Викторовна Рудникова
Рецензия на книгу "Проблемы этнографии и истории культуры народов Азиатско-Тихоокеанского региона".
Читать PDF
232.42 кб

Ассоциация этнографов и антропологов России

Данилко Елена Сергеевна
Читать PDF
73.63 кб

Арктика в проектах Российского этнографического музея

Герасименко Елена Евгеньевна
На примере выставочных и виртуальных проектов, реализованных музеем в 2015-2017 гг., характеризуется вклад Российского этнографического музея в изучение историкои этнокультурного наследия Арктики.
Читать PDF
637.70 кб

Омская этнографическая школа и исследования казахов России

Рахимов Ернур Кендибаевич
Проведен анализ этнографического изучения казахов омскими учеными. Отмечается, что данное направление в Омске сформировалась еще в XIX в., у истоков которого стояли Ч.Ч. Валиханов и Г.Н. Потанин.
Читать PDF
125.19 кб

Башкирская коллекция №1002 российского Этнографического музея

Лойко Л. М., Янгузин Р. З.
В статье дается подробный анализ башкирской коллекции, собранной в 1906 г. С. И. Руденко. В ней представлены ценные экспонаты по хозяйству и материальной культуре башкирского народа.
Читать PDF
301.19 кб

Этнографический взглядна роль эмоций в российском детском доме

Дисней Том
Со второй половины XX в.
Читать PDF
1.07 мб

Тувинские этнографические коллекции в российских музеях (2010 г. )

Севостьянов А. С.
Читать PDF
1.70 мб

Сабли казахских воинов из фондов Российского этнографического музея

Бобров Леонид Александрович, Шереметьев Денис Александрович
Рассмотрены три сабли, хранящиеся в фондах Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), которые соотносятся с комплексом вооружения казахов XIX в.
Читать PDF
393.47 кб

IX конгресс этнографов и антропологов России: впечатления участников

Публикация представляет материалы опроса, проведенного журналом «Антропологический форум» среди участников IX Конгресса этнографов и антропологов России, состоявшегося в Петрозаводске 4-8 июля 2011 г.
Читать PDF
355.02 кб

Казахский топор «Балта» из фондов Российского этнографического музея

Бобров Леонид Александрович, Шереметьев Денис Александрович
Рассмотрен боевой топор, хранящийся в фондах Российского этнографического музея (РЭМ, № 2197-1). Плоскообушный боек топора имеет удлиненно-треугольную форму с узкой «шейкой» и широким слабоизогнутым лезвием.
Читать PDF
373.53 кб

Понятие «нрав народа» в российских этнографических концепциях XIX в.

М. В. Лескинен
Читать PDF
22.58 мб

Этапы формирования шорских этнографических коллекций в музеях России

Кимеева Татьяна Ивановна, Родионов Семен Григорьевич, Глушкова Полина Валерьевна
Статья посвящена исследованию истории формирования коллекций по традиционной культуре шорцев и систематизации процесса коллекционирования на основе хронологического метода.
Читать PDF
82.64 кб

Украинское гончарство в материалах Российского Этнографического музея

Карпова О. В.
The article describes the collection of ceramics in the Russian Museum of Ethnography as one of the most outstanding components of Ukrainian traditional culture.
Читать PDF
144.90 кб

Актуальные фэшн-тенденции в коллекции Российского этнографического музея

Калашникова Ольга Владимировна
Читать PDF
224.26 кб

Историко-этнографические аспекты изучения северо-западного фронтира России

Новожилов Алексей Геннадьевич
Важность изучения фронтира на рубеже XX–XXI вв. определяется возрастающей ролью межкультурных контактов.