Этногенез

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Этногенез
от греч. ethnos — народ + генез) — происхождение народов.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Этногенез
исторический процесс происхождения этносов от их зарождения, до формирования целостных этносоциальных организмов.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

ЭТНОГЕНЕЗ
происхождение народов. Э. Включает как начальные этапы возникновения каких-либо народов, так и дальнейшее формирование их этнографических, лингвистических, антропологических и других особенностей.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЭТНОГЕНЕЗ
(от греч. народ + происхождение, возникновение )процесс образования и становления народа. При зарождении этноса решающим фактором является общность территории и языка, хозяйственная деятельность, а также нередко политическое единство. Современная наука предполагает несколько механизмов образования новых этносов: - интеграция - формирование этноса путём объединения различных племенных общностей (как, например, французы и поляки); смешение пришлых завоевателей или колонистов с аборигенами (турки, перуанцы); объединение разноэтнических групп иммигрантов (южноафриканцы, канадцы, американцы в США. - дифференциация – откалывание или отслоение от крупного этноса его окраинной части (австралийцы от англичан); распадеение крупного этноса на несколько более мелких (древнерусский этнос - на великороссов, украинцев, белорусов); - трансформация – изменение сложившегося этноса в результате ассимиляции «инородцев» - представителей чужеродных этносов. В результате появляется новая этнокультурная общность. ( Так древние греки становятся византийцами, которые, в свою очередь, становятся современными греками).

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Этногенез
греч. ethnos – племя, народ) – происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. ? Истор. процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфич. этнокультурных систем. Совр. наука предполагает несколько осн. механизмов образования новых этносов: — интеграция, когда этнос формируется путем объединения разл. племенных общностей (как, напр., французы или поляки), смешения пришлых завоевателей или колонистов с аборигенным населением (напр., турки или перуанцы) или за счет интеграции разноэтничных групп иммигрантов (например, южноафр. буры, канадцы, американцы США); — дифференциация, когда от крупного этноса по каким-то причинам откладывается его окраинная или территориально изолированная часть (напр., австралийцы от англичан) или крупный этнос распадается на несколько более мелких (напр., др.-рус. этнос на великороссов, украинцев и белорусов); — трансформация, когда прежний этнос в новых истор. условиях, как правило, ассимилируя в себе новые иноэтничные включения, преобразуется в новую этнокультурную общность (напр., др. греки — в византийцев, а часть последних — в совр. греков). В отличие от раннепервобытных родовых общин, где социальная организация и регуляция строились на кровно-родств. отношениях, этнос — это прежде всего сооб-во культурно-языковое. При зарождении этноса решающим фактором являются общность территории и языка социальной коммуникации, а также нередко — полит. единство и общность приемов хоз. практики населения, на основе к-рых в ходе обретения и межпоколенной трансляции опыта совместного проживания, взаимодействия и коммуницирования людей формируется и единообразие черт комплекса обыденной культуры. Поскольку гл. механизмом энич. консолидации людей является прежде всего культура, наследуемая в качестве традиции, то в процессах этногенеза можно выделить две равнозначные составляющие: формирование этнич. популяции (за счет процессов эндогамии) и формирование этнич. культурной системы (языка, обычаев, нравов, приемов хоз. практики, этнически окрашенных черт в специализир. областях жизнедеятельности, приобщения к общей религии и т.п.). Оба процесса протекают одновременно и лишь в совокупности представляют собой Э. Однако многие элементы культуры являются весьма подвижными, легко заимствуемыми другими народами, так что общность языка и нек-рых культурных традиций вовсе не свидетельствует об обязат. популяционном родстве соответствующих народов (напр., тюркских). Одновременно многие культурные черты подвержены сильной истор. изменчивости, поэтому уже через несколько веков после складывания этноса они могут заметно отличаться от "первичных" черт периода Э. Исторически наиболее ранние Э. принято относить к эпохе верхнего палеолита — складыванию первых племенных объединений. Наиболее активно Э. процессы протекают на т.н. "варварской" стадии развития народов — переходе от позднепервобытного к раннеклассовому этапу социальной эволюции. Вместе с тем генезис новых социокультурных общностей продолжается и на более поздних этапах развития (напр., совр. народы Амер. континента, австралийцы и др.), хотя вопрос о классификации подобных новообразующихся культурных систем в качестве этнич. остается дискуссионным. В научной лит-ре последнего времени получает все больше признание гипотеза, что этничность не является универсальной формой культурной интеграции, а лишь исторически этапной, приходящейся на фазу разложения первобытного родо-племенного типа социальной организации и перехода к ее раннеклассовому типу. На этом этапе завершается процесс адаптации территориально-соседского сообщества людей к природно-геогр. условиям их проживания (т.е. по существу решается задача гарантированного самообеспечения продовольствием) и складывается системный комплекс хозяйственно-культурных средств освоения вмещающего ландшафта, детерминирующий осн. черты образа жизни, картины мира, специфики социальной организации, регуляции и коммуникации, ценностных и экзистенциальных ориентаций и т.п. Конвенциональное формирование подобного комплекса черт обыденной культуры и есть процесс Э. На стадии же формирования и эволюции цивилизованного (раннеклассового, доиндустриального) типа социальной организации и регуляции, со становлением городов, гос-в, письм. культуры, развитием социальной стратифицированности об-ва, выделением функционально специализированных сегментов культуры и т.п. доминирующими становятся истор. условия существования, проблема адаптации сооб-ва к своему социальному окружению, соперничества за территории и ресурсы, обмена продукцией и информацией и пр. Это порождает необходимость в реализации новых принципов социокультурной интеграции и консолидации людей, основывающихся преимущественно на функционировании институциональных средств обеспечения такой интеграции — полит., правовых, религ., образоват. и т.п. Этот тип социокультурной организации и регуляции определяется уже не как этнич., а как нац. и цивилизационный, и народы, сложившиеся на доиндустриальной (а тем более — на индустриальной) стадии эволюции, консолидированы культурой не столько этнич., сколько нац. (т.е. оформленной в системе социокультурных институтов). Лит.: Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984; Он же. Этногенез. М., 1986; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Флиер А.Я. Этнич. функции культуры // Культурология: Научно-образоват. вестник. 1996. n 5. А.Я. Флиер

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
398.96 кб

Этногенез и социогенез: проблемы взаимодействия

Петрова Ирина Александровна, Кибасова Галина Петровна, Жура Виктория Валентиновна
В статье выявляются место и роль этнической составляющей в развитии общества, детерминированых биосоциальной природой этноса. Анализируются механизмы этнических и социальных взаимодействий в исторической динамике.
Читать PDF
238.66 кб

Сущность и этапы этногенеза

Кибасова Г. П.
Читать PDF
124.66 кб

Методология изучения религиозного сознания в теории этногенеза Л. Н. Гумилева

Коптелова Татьяна Ивановна
В статье представлена методология изучения религиозного сознания, предложенная Л.Н. Гумилевым.
Читать PDF
596.05 кб

Теория этногенеза Л. Н. Гумилева в контексте концепции постнеклассической рациональности

Маслова Екатерина Константиновна
Исследуется проблема научности теории этногенеза Л.Н. Гумилева как одна из наиболее спорных в российской науке.
Читать PDF
5.09 мб

Волны этногенеза. Иные генезы этносферы. Концепция геохомогенезов: в развитие теории пассионарности

Никифоров С.В.
В статье на основе теории пассионарности и этногенеза Л.Н.
Читать PDF
164.29 кб

И снова об этногенезе и пассионарности

Дворников Юрий Валериевич
В статье анализируется гипотеза этногенеза Л. Н. Гумилёва с точки зрения её верифицируемости и возможности применения в исторических, географических и этнологических исследованиях.