ЭТИКА ТЕХНИКИ

Найдено 1 определение
ЭТИКА ТЕХНИКИ
этическая концепция, предметом которой являются технические науки. Человек может сделать больше, чем он имеет на то право [1]. Этот императив относится ко многим областям человеческой деятельности, но особенно к технической сфере. В связи с этим остро встает вопрос о характере сопряжения технической деятельности человека с этикой. Как отмечают X. Ленк и Г. Рополь, разрешить этот вопрос пока не удается [1. С. 13]. Итак, каково же место этики в области технознания?
Прежде всего отметим бросающееся в глаза явление: потребность осознания огромной технической мощи человека, обусловливающей порой гибельные для него последствия, привела к убеждению, которое энергичнее других выразил X. Йонас, что необходимо развивать этику ответственности (см.). Интуитивно вроде бы все понимают, что люди должны контролировать свои действия, но что это означает в концептуальном плане — вот в чем вопрос. В связи с этим обращает на себя внимание исследование группы немецких философов [2]. Они предлагают при оценке техники руководствоваться следующими восемью ценностями: 1) развитием личности; 2) развитием общества; 3) благосостоянием людей; 4) здоровьем людей; 5) безопасностью техники; 6) экологическим качеством; 7) экономичностью техники и 8) ее функциональной пригодностью. Среди указанных ценностей есть такие, которые противостоят друг другу. Так, стремление к росту безопасности и экологического комфорта людей сопряжено с падением показателей экономичности техники и человеческого благосостояния. По логике немецких авторов, главной ценностью является развитие личности, которое составляет органическое единство с качеством общества. В связи с этим указывается на особую значимость справедливости как основополагающей ценности.
Нетрудно видеть, что восемь рассматриваемых ценностей распределяются между различными науками: две из них — развитие личности и общества — относятся к широкому комплексу гуманитарных наук; две другие — благосостояние людей и экономичность техники — относятся к экономике; здоровье людей следует прописать по ведомству медицины; экологическое качество жизни обсуждается в экологии; функциональность техники — ее простота, надежность, точность, производительность, совершенство и безопасность — сфера технических наук. Разводя ценности по различным наукам, мы тем самым подчеркиваем, что развиваемый немецкими авторами подход предполагает установление широко спектра междисциплинарных связей, в которых как раз и достигается окончательный успех этического дела.
Установление таких связей между различными ценностно нагруженными дисциплинами — сложнейшая проблема. Принцип ответственности предполагает оптимальное сочетание не одного десятка ценностей, причем все они вменяются (разумеется, не в вещественном, а в знаковом отношении) техническим артефактам. Рассматриваемая ситуация весьма многоплановая: отдельные этики — техническая, политическая, экономическая, экологическая — отображают друг друга в семиотическом отношении. Ценности одних наук могут быть, и более того, всегда являются знаковыми представителями преференций, фигурирующих в других концепциях. Принцип ответственности предполагает гармонию всех этик. Она включает далеко не очевидные связи координации и субординации. Определение этих связей, а затем и обеспечение их функционирования — задача метанауки. Именно она обеспечивает сопряженность этики со сферой технической деятельности людей. Впрочем, принцип ответственности предполагает не только гармонический синтез различных ценностей, но и их постоянную трансформацию в интересах будущего.
Если же не обращаются к метанауке, то изыскиваются т. наз. «простые» пути реализации этики ответственности. В различных моральных кодексах инженеров и техников призывают быть честными, справедливыми, лояльными к клиентам, солидарными с коллегами, не брать взяток, ценить свободу и счастье людей. Порой утверждается, что достаточно, если мораль инженера базируется на Нагорной проповеди Христа. Тем не менее обычно проводится четкое различие между общечеловеческими (справедливость, честность и т.п.) и профессиональными (аккуратность, тщательность в работе) добродетелями инженеров и техников. С концептуальной точки зрения моральные кодексы не выдерживают критики. В них не учитывается разнотипность ценностей, и к тому же они обычно представлены в оболочке добродетелей, но ценности как концепты несводимы к каким- либо чертам характера. Бесспорно однако, что при всех недостатках моральных кодексов их культивирование плодотворно, ибо оно способствует росту социальной ответственности инженеров и техников. К сожалению, нет ни одного действительно яркого примера, когда бы инженерное сообщество заранее предупредило бы общественность о нежелательных последствиях использования техники. Никто не имеет право быть свободным настолько, чтобы не нести ответственности перед другими людьми. Мы твердо убеждены, что без всестороннего осознания ценностного характера технознания невозможно обеспечить полномасштабный успех технического дела.
К сожалению, современной технической этике присущ, на наш взгляд, серьезный недостаток. Она дистанцируется от технических наук, но в таком случае ее рецепты неизбежно будут метафизическими. Актуальнейшая задача состоит в освобождении Э. т. (читай: этики технических наук) от метафизических ненаучных наслоений.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
439.53 кб

Философия техники и релевантная систематическая этика в контексте процессов техноинтеллектуализации

Карпенко Виталий Евгеньевич
В статье показано, как в условиях тотальной компьютеризации всех сфер техногенной культуры реактуализируются в философии техники антропологический критерий и принцип органопроекции.