ЭТИКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ

Найдено 1 определение
ЭТИКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ
последнее произведение П.А.Кропоткина, опубликованное к годовщине смерти в изд-ве «Голос труда» в 1922. Этика не случайно явилась итогом и завершением творческого пути Кропоткина. Он рассматривает ее не только в качестве главного условия осуществления анархического идеала, но и в качестве «всеобщего мирового закона органической эволюции». За год до смерти в одном из писем Кропоткин подчеркивал, что взялся за «Э.», считая эту работу безусловно необходимой: в условиях, когда нравственная мысль бьется, по его словам, между «кантианством» и «ницшеанством», необходимо создание новой «реалистической науки о нравственности», свободной от религиозного догматизма и метафизических спекуляций, позволяющей дать естественное объяснение источников нравственного чувства. По замыслу Кропоткина, «Э.» должна была состоять из двух томов.
В первом предполагалось рассмотреть происхождение нравственности и историю нравственных учений. Второй - должен был содержать собственное этическое учение Кропоткина, намеченное в таких работах, как «Взаимопомощь как фактор эволюции»(1902), «Нравственные начала анархизма» (1907), «Справедливость и нравственность» (1920). Завершить удалось только первый том. Отдельные материалы ко второму сохранились в архивах Кропоткина. Тем не менее идеи, представленные в первом томе и указанных работах, дают полное представление о своеобразии его этической концепции.
В целом Кропоткин относит свою этику к традиции «альтруистического эволюционизма» (ЧДарвин, ГСпенсср, Ж.Гюйо). Однако фактически в своем учении он пытается синтезировать идеи мировой этической мысли. Подобно нравственным системам В.С.Соловьева (см. «Оправдание добра») и Н.ОЛосского (см. «Условия абсолютного добра»), Кропоткин строит свою этику также на основе трех начал, «первичных данных», или «условий»: а) инстинкта общительности-взаимопомощи; б) понятия справедливости-равноправия и в) нравственного чувства, условно обозначаемого как самоотверженность-великодушие. Инстинктивное начало нравственности Кропоткин возводит к природным данным естественного отбора, в к-ром он усматривает не только борьбу за существование, но также фактор общительности и взаимопомощи. Основываясь на обширном фактическом материале, он показывает, что наряду с «межвидовой борьбой» существует «внутривидовая взаимопомощь». Если борьба за существование одинаково ведет как к прогрессивному, так и к регрессивному развитию, как к улучшению, так и к ухудшению рода, то фактор взаимопомощи представляет силу, всегда ведущую к прогрессу и совершенству. Отсюда Кропоткин приходит к выводу, что наши представления о высшем добре заимствованы из жизни природы. Эта идея не была по достоинству оценена современниками (лишь в кон. 60-х гг. советский ученый-генетик В.П.Эфроимсон возродил ее на основе данных эволюционной генетики). Второе, разумное начало этики Кропоткин связывает с понятием справедливости, истоки к-рой он усматривает в золотом правиле. Согласно Кропоткину, требование справедливости коренится в природе человеческого разума, являясь следствием «двустороннего, или двухполушарного строения нашего мозга». Эта особенность определяет склонность нашего ума во всем «искать равноправия». Отсюда автор выводит идею анархии, показывая, что безначалие возможно только при условии признания и господства нравственных начал жизни. Развитие принципа справедливости Кропоткин прослеживает на материале истории нравственных учений, рассмотрению к-рых посвящена значительная часть «Э.» (гл. 5—13). Третье начало этики определяется им как некое высшее нравственное чувство, традиционно обозначаемое словами «альтруизм», «самопожертвование», «великодушие» и т.п. Но ни одно из них не выражает подлинного источника нравственного чувства, т.к. не в состоянии передать «непреоборимую внутреннюю потребность в нравственном самовыражении». Согласно Кропоткину, истинный смысл нравственного чувства наиболее точно удалось выразить фр. философу Гюйо, чьи идеи Кропоткин во многом развивает и интерпретирует. Высшее нравственное чувство определяется как некий избыток жизненной силы, стремящейся выразиться в действии и побуждающей человека к радостной и бескорыстной самоотдаче.
В этой связи «категорический императив» этики Кропоткина гласит: «Расточай энергию чувств и ума, чтобы распространить на других твой разум, твою любовь, твою активную силу». Лит.: Кропоткин ПА. Этика. Происхождение и развитие нравственности. Т. 1 // Кропоткин П.А. Этика: Избр. труды. М.: Политиздат, 1991; Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. СПб.: Т-во «Знание», 1907; Памяти П.А. Кропоткина (Сб. ст.) Пг.; М.: Голос труда, 1921 (Библ.); ГюйоЖ.М. Нравственность без обязательств и санкции. М.: Голос труда, 1923; Эфроимсон В.П. Эволюционно-генетическое происхождение альтруистических эмоций // Научная мысль. Вестник АПН. Вып. II. М.: АПН, 1968; Он же. Этика альтруизма: Этика с позиций эволюционной генетики человека [1971] // Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. М.: Русский мир, 1998. В.Н.Назаров

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001