область современной этики, в которой разбираются специфические и дискуссионные моральные проблемы - эвтаназия, допустимость абортов, права животных и т.п. Эта активно развивающаяся в последние годы область этических проблем подразделяется на ряд разделов, относящихся к медицинской этике, этике сексуальных отношений, этике бизнеса, экологической этике, социальной этике. Две основных черты определяют специфику, по которой та или иная проблема рассматривается как относящаяся к прикладной этике.
Во-первых, эта проблема должна быть дискуссионной в том смысле, что существуют значительные группы людей, выступающие за альтернативные ее решения. Так, проблема управления автомобилем в нетрезвом состоянии не относится к Э.п., поскольку практически все согласны с тем, что это аморальное действие. Но возможность приобретения оружия в целях защиты от преступников, относится к Э.п., поскольку есть много сторонников разрешения продажи оружия, но много и противников этого. Во-вторых, проблемы Э.п. должны иметь явно выраженный этический смысл. Существует множество дискуссионных проблем, по которым в обществе нет согласия, однако далеко не все они относятся к этическим. Чаще всего они относятся к области социальной политики и могут решаться посредством введения законов, ограничений и т.п. Прикладные моральные вопросы относятся к более общим проблемам человеческого бытия.
Морально-этические нормы, война, окружающая среда. М., 1989; Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. М., 1995.
ЭТИКА ПРИКЛАДНАЯ
ЭТИКА ПРИКЛАДНАЯ
Источник: Современная западная философия: словарь
Этика прикладная
область этического знания, учитывающая, в отличие от фундаментально-теоретического, специфику объекта и целей как особых нормативно-ценностных подсистем, конкретизирующих фундаментально-теоретические принципы и нормы морали применительно к определенным ситуациям и сферам жизнедеятельности людей. ПЭ более специализирована и поэтому более прагматична, чем общая этика; базируется не только на основах теории морали, но и на комплексе внеэтических знаний о морали (социологических, психологических, педагогических, медицинских и др.); заключает в себе сильный технологический аспект (предполагает разработку способов и методов внедрения прикладного знания в практику в виде проектов, программ, эталонов, моделей, кодексов и т.п.); в ней переосмысливаются традиционные и появляются новые ценностно-императивные моральные представления, смыслы и принципы деятельности и управления как в отдельных профессионально-специфических областях, так и в междисциплинарных сферах. В структуру ПЭ входят следующие элементы: 1) экологическая этика и биоэтика, рассматривающие нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде и Иному Живому; 2) этика гражданственности, разрабатывающая нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу; 3) этика межличностного общения, определяющая принципы, правила и нормы отношений человека к человеку; 4) ситуативная этика, разрабатывающая практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности; 5) профессиональные этики – системы моральных принципов, норм и правил поведения специалистов; 6) этика делового общения. Важнейшую роль в формировании этико-прикладного знания играет гуманитарная и этическая экспертиза и моделирование исследовательских проектов, целевое формирование новых профессиональных умений и знаний, необходимых интеллектуально-психологических и нравственных качеств, позволяющих принимать правильное решение и осуществлять моральный выбор в конкретных ситуациях.
ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА
отрасль этического знания. Независимо от решения проблемы ранговой атрибуции этики как таковой (рассматривается ли она как органическая часть философии — в качестве «практической философии», либо как отпочковавшееся от нее частно-научное знание, либо как наука, обладающая смешанным статусом, как «древо целей», остающееся корнями в философии, а отдельными ветвями вырастающее из ее сферы) прикладная этика является непременным компонентом этического знания как целостной системы. Определение природы прикладной этики через противопоставление теоретической этике не совсем корректно: и на уровне этико-прикладных исследований создаются собственные теории. Предпочтительнее сопоставлять этико-прикладное знание со знанием фундаментальным, которое для того, чтобы стать прикладным, должно быть определенным образом трансформировано.
Термин «прикладная этика» употребляется в двух основных смыслах, определяемых спецификой объекта приложения этического знания и целей приложения. По первому критерию к прикладной этике относят знание о нормативно-ценностных подсистемах, которые возникают посредством конкретизации общественной нравственности. Такие процессы в известной мере оказались знакомыми этике еще с той поры, когда начались исследования различных отраслей и суботраслей профессиональной морали (в Европе такое изучение стало предприниматься, как о том свидетельствуют библиотечные индексы, едва ли не с 16 в.) и этоса (труда и хозяйствования, военного и административного дела, воспитания и др.). Анализ процессов конкретизации в ее различных аспектах был опробован этикой как в форме кодексов ряда социопрофессиональных групп и корпораций, так и с точки зрения артикуляции свода правил для специфических сфер человеческой деятельности, в которые наряду с профессиональными вовлечены и непрофессиональные группы, а также межгрупповые и неинституционализированные общности.
В ходе дискуссий по проблемам природы и свойств профессиональной этики высказывались суждения, согласно которым процесс конкретизации норм и ценностей общественной морали применительно к определенному виду человеческой деятельности заключается в обнаружении таких ее особенностей и таких ситуаций в профессиональной деятельности, в которых необходимо ограничить общие моральные требования. Задача этической теории в этом случае — оправдать подобные отступления и предельно их минимизировать, свести к единичным случаям, квалифицируя их не как нечто положительное в моральном смысле, а лишь как неизбежное зло. Однако такое понимание конкретизации, полагают другие исследователи, обесценивает кодексы частных моральных требований и соответствующие им оценочные шаблоны.
В процессе конкретизации ставится и решается вопрос о развитии содержания моральных повелений, запрещений и разрешений, о развитии («доразвитии») формы морали, ее своеобразного «кода», типов нравственной ответственности. При этом результаты такого развития не могут быть, как это кажется ряду исследователей, извлечены из всеобщих представлений и правил по аксиоматической методике — в этом случае прикладная этика имела бы дело лишь с элементарной аппликацией и детализацией, в очень незначительной степени предполагающими моральное творчество. Развитие содержания и формы морали в процессе конкретизации означает, во-первых, известное преобразование, а в ряде случаев и переосмысление моральных императивно-ценностных представлений; во-вторых — новые акценты в способах «сцепления», когеренции ценностей, норм, правил между собой и со всеми другими — внеморальными; в-третьих — изменение их места в сложной конфигурации ценностного универсума; в-четвертых — возможность возникновения новых установок, дозволений и запретов, не имеющих применения нигде более, кроме как в какой-то определенной сфере деятельности, максимально способствующих повышению ее результативности, усилению гуманистической ориентации деятельности в данных сферах и профессиях. Конкретизация общественной нравственности происходит не только благодаря усилиям многопрофильной кооперации ученых и руководителей или в результате осуществления программ деятельности различных социальных институтов: она — результат длительной и во многом спонтанной культурной эволюции общества.
С точки зрения второго — целевого — критерия содержание прикладной этики обусловлено стремлением различных социальных институтов и организаций усилить по мере возмож^ ности воздействие фундаментального этического знания, его идей и доктрин, на реальные нравственные отношения. Традиционные способы такого воздействия дополняются вовлечением этого знания в разработку специальной теории социального управления на макро- и особенно микроуровнях.
Относительно возможности и необходимости подобного дополнения в этике выкристаллизовались два основных подхода. Согласно одному из них (восходящему к Гоббсу и Бентаму), если функционирование институтов и организаций поставлено правильно, оно не должно испытывать актуальной потребности в целевом формировании нравственных качеств у людей, вовлеченных в управление на разные роли; только собственно профессиональные умения, знания, интеллектуальные и психологические качества человека, позволяющие принимать верные решения и реализовывать их, оказываются непреложным условием эффективного социального управления. В крайней форме этот подход выражается в утверждении, будто эффективность функционирования институтов и организаций предполагает либо ограничение таких добродетелей, как порядочность, ответственность, честность, инициативность, независимость работников в суждениях и поступках, либо трансформацию их в «негативные добродетели» конформизма и службизма «человека организации». Такая позиция допускает исключения лишь для некоторого числа тех социальных практик («малые» организации ремесленников, сообщества ученых, художников, врачей, спортсменов и т. п.), где успешность не может быть достигнута без соблюдения правил честности, порядочности, доверия и т. п. В «большом» же социуме, основанном на институтах рынка и представительной демократии, управляемом бюрократическими структурами корпоративного типа, человеческая деятельность оказывается для сторонников подобного подхода всего лишь инструментом достижения отчужденного от нее могущества, средством реализации целей, не согласованных с внутренними ценностями людей.
Названный подход отражает многие вполне реальные стороны нравственной жизни современной цивилизации, ряд негативных тенденций ее развития. Однако в этическом знании прослеживается и иная позиция. Отделяя нравственные аспекты функционирования социальных институтов и организаций от собственно нравственных качеств и «гражданских добродетелей», сторонники этой позиции признают известную степень их взаимной корреляции.
В рамках такой позиции утверждается исключительная важность названных добродетелей, нравственно положительной мотивации «человека организации», во-первых, в обеспечении исправности функционирования институтов и организаций, во-вторых, в удовлетворении никогда не исчезающей потребности в приспособительных изменениях самих этих институтов и организаций, в-третьих, в обеспечении оптимального взаимодействия в них формальных и неформальных отношений, что позволяет широко использовать «человеческий фактор» в производстве и управлении.
Это и делает необходимым второй вид приложения этического знания — к целевому блоку социального управления. Прикладная этика в такой ситуации не преследует утопических целей, не пытается сделать поведение людей максимально приближенным к нравственному идеалу или подменить их собственные усилия в процессе морального выбора. Назначение данного блока состоит в укреплении у членов организации «гражданских добродетелей», в создании условий, ограничивающих и вытесняющих различные виды отклоняющегося поведения. Незаменимую роль в целевом блоке играют этика управления, административная, менеджерская этика, а также профессиональная этика, которые ориентируют и санкционируют поведение «человека организации», избегая при этом уклонов s морализаторство и ригоризм.
Второй вид прикладного этического знания обращен и к таким теориям, объектом интереса которых хотя бы частично являются мораль и нравственное воспитание. В этом значении этико-прикладной характер носят этико-социологическое, этико-психологическое, этико-педагогическое, этико-медицинское, этико-этническое, этико-этнографическое, этикоэкологическое и т. п. исследования. На базе такого взаимодействия возникают междисциплинарные комплексы знаний. С их помощью накапливается необходимая при подготовке и принятии управленческих решений и проведении любых социальных экспериментов диагностическая информация о состоянии нравов, о «болевых точках» и внутренних противоречиях нравственной жизни в различных ее срезах.
Этико-прикладное знание опирается на методы гуманитарной экспертизы и консультирования, в т. ч. на методы игрового моделирования в виде этико-праксеологических игр. Этическая экспертиза обязана вскрыть максимум реальных вариантов выбора , выявив для этого ценностные основания и указав на прецеденты решений в аналогичных ситуациях. Вслед за этим экспертиза должна предложить субъекту выбора алгоритм поиска решений и выработать в диалоге с ним гуманистические ориентации выбора в их аксиологических и праксеологических аспектах. Важную роль при этом играет распространение демократических и меритократических экспертных опросов.
Развитием прикладной этики в ряде стран заняты многочисленные кафедры, лаборатории, институты и ассоциации, проводятся соответствующие научные конференции, практические занятия, выпускаются специализированные журналы, учебные пособия, нормативные документы (кодексы, хартии, декларации, методики проведения опросов и этико-праксеологических игр и т. п.). Наиболее активно изыскания ведутся по проблемам педагогической этики, биоэтики, медицинской этики, этики ненасилия, этики бизнеса.
Лит.: Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск, 1981; Бакштановскш В. И., СогомоновЮ. В., ЧуршовВ.А. Этика политического успеха. М.— Тюмень, 1997; МомоеВ., Бакщановски В., СогомоновЮ. Приложната етика. София, 1988; Singer P. Praktical Ethics. Cambr., 1993; Encyclopedia of Applied Ethics, ed. R. Chadwick, v. 1-4. L., 1997.
В. И. Бакштановскш, Ю. В. Согомонов
Термин «прикладная этика» употребляется в двух основных смыслах, определяемых спецификой объекта приложения этического знания и целей приложения. По первому критерию к прикладной этике относят знание о нормативно-ценностных подсистемах, которые возникают посредством конкретизации общественной нравственности. Такие процессы в известной мере оказались знакомыми этике еще с той поры, когда начались исследования различных отраслей и суботраслей профессиональной морали (в Европе такое изучение стало предприниматься, как о том свидетельствуют библиотечные индексы, едва ли не с 16 в.) и этоса (труда и хозяйствования, военного и административного дела, воспитания и др.). Анализ процессов конкретизации в ее различных аспектах был опробован этикой как в форме кодексов ряда социопрофессиональных групп и корпораций, так и с точки зрения артикуляции свода правил для специфических сфер человеческой деятельности, в которые наряду с профессиональными вовлечены и непрофессиональные группы, а также межгрупповые и неинституционализированные общности.
В ходе дискуссий по проблемам природы и свойств профессиональной этики высказывались суждения, согласно которым процесс конкретизации норм и ценностей общественной морали применительно к определенному виду человеческой деятельности заключается в обнаружении таких ее особенностей и таких ситуаций в профессиональной деятельности, в которых необходимо ограничить общие моральные требования. Задача этической теории в этом случае — оправдать подобные отступления и предельно их минимизировать, свести к единичным случаям, квалифицируя их не как нечто положительное в моральном смысле, а лишь как неизбежное зло. Однако такое понимание конкретизации, полагают другие исследователи, обесценивает кодексы частных моральных требований и соответствующие им оценочные шаблоны.
В процессе конкретизации ставится и решается вопрос о развитии содержания моральных повелений, запрещений и разрешений, о развитии («доразвитии») формы морали, ее своеобразного «кода», типов нравственной ответственности. При этом результаты такого развития не могут быть, как это кажется ряду исследователей, извлечены из всеобщих представлений и правил по аксиоматической методике — в этом случае прикладная этика имела бы дело лишь с элементарной аппликацией и детализацией, в очень незначительной степени предполагающими моральное творчество. Развитие содержания и формы морали в процессе конкретизации означает, во-первых, известное преобразование, а в ряде случаев и переосмысление моральных императивно-ценностных представлений; во-вторых — новые акценты в способах «сцепления», когеренции ценностей, норм, правил между собой и со всеми другими — внеморальными; в-третьих — изменение их места в сложной конфигурации ценностного универсума; в-четвертых — возможность возникновения новых установок, дозволений и запретов, не имеющих применения нигде более, кроме как в какой-то определенной сфере деятельности, максимально способствующих повышению ее результативности, усилению гуманистической ориентации деятельности в данных сферах и профессиях. Конкретизация общественной нравственности происходит не только благодаря усилиям многопрофильной кооперации ученых и руководителей или в результате осуществления программ деятельности различных социальных институтов: она — результат длительной и во многом спонтанной культурной эволюции общества.
С точки зрения второго — целевого — критерия содержание прикладной этики обусловлено стремлением различных социальных институтов и организаций усилить по мере возмож^ ности воздействие фундаментального этического знания, его идей и доктрин, на реальные нравственные отношения. Традиционные способы такого воздействия дополняются вовлечением этого знания в разработку специальной теории социального управления на макро- и особенно микроуровнях.
Относительно возможности и необходимости подобного дополнения в этике выкристаллизовались два основных подхода. Согласно одному из них (восходящему к Гоббсу и Бентаму), если функционирование институтов и организаций поставлено правильно, оно не должно испытывать актуальной потребности в целевом формировании нравственных качеств у людей, вовлеченных в управление на разные роли; только собственно профессиональные умения, знания, интеллектуальные и психологические качества человека, позволяющие принимать верные решения и реализовывать их, оказываются непреложным условием эффективного социального управления. В крайней форме этот подход выражается в утверждении, будто эффективность функционирования институтов и организаций предполагает либо ограничение таких добродетелей, как порядочность, ответственность, честность, инициативность, независимость работников в суждениях и поступках, либо трансформацию их в «негативные добродетели» конформизма и службизма «человека организации». Такая позиция допускает исключения лишь для некоторого числа тех социальных практик («малые» организации ремесленников, сообщества ученых, художников, врачей, спортсменов и т. п.), где успешность не может быть достигнута без соблюдения правил честности, порядочности, доверия и т. п. В «большом» же социуме, основанном на институтах рынка и представительной демократии, управляемом бюрократическими структурами корпоративного типа, человеческая деятельность оказывается для сторонников подобного подхода всего лишь инструментом достижения отчужденного от нее могущества, средством реализации целей, не согласованных с внутренними ценностями людей.
Названный подход отражает многие вполне реальные стороны нравственной жизни современной цивилизации, ряд негативных тенденций ее развития. Однако в этическом знании прослеживается и иная позиция. Отделяя нравственные аспекты функционирования социальных институтов и организаций от собственно нравственных качеств и «гражданских добродетелей», сторонники этой позиции признают известную степень их взаимной корреляции.
В рамках такой позиции утверждается исключительная важность названных добродетелей, нравственно положительной мотивации «человека организации», во-первых, в обеспечении исправности функционирования институтов и организаций, во-вторых, в удовлетворении никогда не исчезающей потребности в приспособительных изменениях самих этих институтов и организаций, в-третьих, в обеспечении оптимального взаимодействия в них формальных и неформальных отношений, что позволяет широко использовать «человеческий фактор» в производстве и управлении.
Это и делает необходимым второй вид приложения этического знания — к целевому блоку социального управления. Прикладная этика в такой ситуации не преследует утопических целей, не пытается сделать поведение людей максимально приближенным к нравственному идеалу или подменить их собственные усилия в процессе морального выбора. Назначение данного блока состоит в укреплении у членов организации «гражданских добродетелей», в создании условий, ограничивающих и вытесняющих различные виды отклоняющегося поведения. Незаменимую роль в целевом блоке играют этика управления, административная, менеджерская этика, а также профессиональная этика, которые ориентируют и санкционируют поведение «человека организации», избегая при этом уклонов s морализаторство и ригоризм.
Второй вид прикладного этического знания обращен и к таким теориям, объектом интереса которых хотя бы частично являются мораль и нравственное воспитание. В этом значении этико-прикладной характер носят этико-социологическое, этико-психологическое, этико-педагогическое, этико-медицинское, этико-этническое, этико-этнографическое, этикоэкологическое и т. п. исследования. На базе такого взаимодействия возникают междисциплинарные комплексы знаний. С их помощью накапливается необходимая при подготовке и принятии управленческих решений и проведении любых социальных экспериментов диагностическая информация о состоянии нравов, о «болевых точках» и внутренних противоречиях нравственной жизни в различных ее срезах.
Этико-прикладное знание опирается на методы гуманитарной экспертизы и консультирования, в т. ч. на методы игрового моделирования в виде этико-праксеологических игр. Этическая экспертиза обязана вскрыть максимум реальных вариантов выбора , выявив для этого ценностные основания и указав на прецеденты решений в аналогичных ситуациях. Вслед за этим экспертиза должна предложить субъекту выбора алгоритм поиска решений и выработать в диалоге с ним гуманистические ориентации выбора в их аксиологических и праксеологических аспектах. Важную роль при этом играет распространение демократических и меритократических экспертных опросов.
Развитием прикладной этики в ряде стран заняты многочисленные кафедры, лаборатории, институты и ассоциации, проводятся соответствующие научные конференции, практические занятия, выпускаются специализированные журналы, учебные пособия, нормативные документы (кодексы, хартии, декларации, методики проведения опросов и этико-праксеологических игр и т. п.). Наиболее активно изыскания ведутся по проблемам педагогической этики, биоэтики, медицинской этики, этики ненасилия, этики бизнеса.
Лит.: Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск, 1981; Бакштановскш В. И., СогомоновЮ. В., ЧуршовВ.А. Этика политического успеха. М.— Тюмень, 1997; МомоеВ., Бакщановски В., СогомоновЮ. Приложната етика. София, 1988; Singer P. Praktical Ethics. Cambr., 1993; Encyclopedia of Applied Ethics, ed. R. Chadwick, v. 1-4. L., 1997.
В. И. Бакштановскш, Ю. В. Согомонов
Источник: Новая философская энциклопедия
ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА
область знания и практики, предметом к-рой являются практические моральные проблемы, имеющие пограничный (предельный) и открытый характер. Показательные примеры таких проблем — смертная казнь, эвтаназия, трансплантация органов, продажа оружия и др. Они являются пограничными, т.к. касаются фундаментальных моральных принципов, ценности самой жизни, и открытыми, т.к. имеют форму дилеммы, каждое из взаимоисключающих решений к-рой поддается моральной аргументации. Более конкретно этико-прикладные проблемы характеризуются следующими признаками. 1. Они возникают в публичных сферах жизни, предполагающих и требующих кодифицированного (юридического, административного, профессионального) регулирования и контроля, в зонах институционального поведения, где поступки по определению имеют осознанный и общественно вменяемый характер. Это такие проблемы, судьба к-рых решающим образом зависит от сознательно выраженной воли общества, воплощенной в соответствующей институциональной организации жизни. Напр., в результате смертной казни погибает значительно меньше людей, чем от семейных ссор и уличных драк, тем не менее именно она, а не семейные ссоры и уличные драки, является предметом П.э., т.к. в этом случае речь идет о сознательной дефинитивно выраженной воле общества, целенаправленном акте государства. 2. Для решения этих проблем недостаточно одной доброй воли, нравственной решимости, необходима еще профессиональная строгость суждений. Здесь моральная обоснованность выбора теснейшим образом сопряжена с адекватным знанием предмета выбора. Нельзя, напр., выработать нравственно взвешенное отношение к трансплантации органов без ответа на вопрос о медицинских критериях человеческой жизни. 3. По вопросу нравственной квалификации этих проблем среди специалистов и в общественном мнении господствуют противоположные по существу, но соразмерные по удельному весу и общественному статусу позиции. Так, т.з. в пользу эвтаназии и против нее одинаково апеллируют к этической категории милосердия, претендуют на истинность и легальность. 4. Они не могут быть решены в рамках казуистического метода, хотя и имеют казусный характер; они являются открытыми не потому, что не найдено логически безупречного обоснования их решения, а потому, что не имеют его, они всегда единичны и требуют каждый раз частных, одноразовых решений. Здесь уместна аналогия с юридической практикой, где самые совершенные законы не освобождают от суда, призванного специально удостоверять, конкретно исследовать каждый случай их нарушения. 5. Способ принятия решений здесь также (продолжая аналогию с судом) является публичным, процессуально оформленным, чаще всего он осуществляется через особые этические комитеты, в к-рых представлена вся совокупность относящихся к делу интересов и компетенций.
В случае этико-прикладных проблем как бы обнажается тот выявленный еще Аристотелем внутриличностный механизм рационального взвешивания и борьбы мотивов, к-рый предшествует принятию нравственно вменяемого решения. Характеристика проблем П.э. как открытых вызывает неслучайную ассоциацию с открытым обществом. Эти проблемы конституируются и получают адекватное выражение в открытом обществе, поскольку ему свойственны мировоззренческий плюрализм, веротерпимость. Они являются открытыми именно в масштабе общества; отдельные индивиды или группы людей, как правило, имеют относительно этих проблем совершенно определенные и однозначные суждения. Другая специфическая черта открытого общества как наиболее благоприятной среды для развития П.э. состоит в том, что оно гарантирует и постоянно расширяет права человека, с акцентированным пристрастием оберегая их в тех случаях, когда индивид принадлежит к тому или иному меньшинству.
В данном случае существенно важно то, что каждая личность сама по себе, без опосредствующих связей с особыми общностями (сословием, этногруппой, профессией и т.д.) и независимо от своей полезности, признается самоценной, пользуется в этом качестве определенными общественными и государственными гарантиями. Еще одним фактором, способствующим развитию П.э., является необычайный прогресс познания, проникающий в интимные, личностно-образующие глубины жизни, а также развитие универсальных и дорогостоящих техник и технологий, каждый случай применения к-рых становится общественно значимым событием, сопряженным с большим риском (генная инженерия, использование атомной энергии и т.п.). Моральные вопросы, имеющие этико-прикладной характер, возникают в разнообразных сферах практической деятельности. Соответственно П.э. существует как собирательное обозначение совокупности многих конкретных П.э. — биоэтики, экологической этики, этики хозяйствования (см. Предпринимательская этика), политической этики, этики науки и др. Наиболее развитой из них, на примере к-рой по преимуществу и строятся обобщения о П.э., является биомедицинская этика. Вопрос о научном и практическом статусе конкретных видов П.э. не имеет на сегодняшний день однозначного решения. Очевидно, что они не являются частями, разделами этики как науки о морали, они в такой же и даже, быть может, в большей мере принадлежат соответствующим специальным областям знания: биомедицинская этика — биологии и медицине, этика науки — науковедению и т.д. П.э. представляет собой новую, внутри себя многообразную область знания и общественной практики, возникающую на стыке этики и других конкретных форм научно-практической деятельности. П.э. тесно соприкасается, а отчасти и совпадает с профессиональной этикой, но не тождественна ей. Различия касаются, по крайней мере, двух пунктов: профессиональная этика конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии и занимается гл.о. нормами, правилами поведения, а П.э. имеет своим предметом конкретные моральные ситуации; первая рассматривает профессиональное поведение, вторая — общезначимые проблемы. Вопрос о предмете П.э., ее соотношении с этикой в традиционном значении термина остается предметом споров среди специалистов. Различные мнения об этом могут быть сгруппированы в четыре позиции: П.э. является приложением этической теории к практике и восходит своими истоками к античной древности; представляет собой новейший вариант профессиональной этики; выступает как совокупность особого рода практических моральных вопросов современности; может быть интерпретирована как новая стадия развития этики, характеризующаяся тем, что теория морали прямо смыкается с нравственной практикой общества. Несомненным, однако, является то, что П.э. — одна из самых активных точек роста этических знаний и накопления морального опыта. А.А.Гусейнов Определение природы П.э. через ее противопоставление теоретической этике не совсем корректно: и на уровне этико-прикладных исследований создаются собственные теории. Предпочтительнее сопоставлять этико-прикладное знание со знанием фундаментального свойства, к-рое для того, чтобы стать прикладным, должно быть определенным образом трансформировано. При этом термин «приложение» в связке с понятием «этика» многозначен и два его основных смысла зависят как от объекта приложения этического знания, так и от целей приложения. По первому критерию к П.э. относят знание о нормативно-ценностных подсистемах, к-рые возникают посредством конкретизации общественной нравственности. Такие процессы в известной мере знакомы этике еще с той поры, когда начались исследования различных отраслей и суботраслей профессиональной морали, этосов (труда и хозяйствования, военного и административного дела, воспитания и др.). Анализ процессов конкретизации в ее различных аспектах был опробован этикой как в форме кодексов ряда социопрофессиональных групп и корпораций, так и с т.з. артикуляции свода правил для специфических сфер человеческой деятельности, в к-рые вовлечены, наряду с профессиональными, и непрофессиональные группы и даже ряд межгрупповых и неинституционализированных общностей, напр., электоральные массы, участники многообразных общественнополитических и социокультурных движений. Этому содействовали нарастающая подвижность и разрыхленность социально-групповых перегородок в современном обществе, его углубляющаяся профессионализация, сравнительная легкость, в силу всеобщности общеобразовательной подготовки, перехода от одной профессии, одного вида деятельности к другим. Развитие содержания и формы морали в процессе конкретизации означает, во-первых, известное преобразование, переакцентировку, а в ряде случаев — даже переосмысление моральных представлений, норм, оценочных суждений, соответствующих нравственнопсихологических чувств; во-вторых — новые акценты в способах «сцепления», когеренции норм, моральных ценностей, поведенческих правил между собой и со всеми другими (правовыми, административно-организационными, праксиологическими и иными) требованиями и максимами; в-третьих - изменение их места в сложной конфигурации ценностного универсума; в-четвертых — возможность возникновения новых установок, дозволений и запретов, не имеющих применения нигде более, кроме как в какой-то определенной сфере деятельности, максимально способствующих повышению ее результативности, усилению гуманистических ориентации деятельности в данных сферах и профессиях. По второму — целевому - критерию (связанному различными гранями с первым) понятие «приложение» обусловлено стремлением различных социальных ин-тов и организаций усилить — насколько это окажется возможным — воздействие фундаментального этического знания, его идей и доктрин, на реальные нравственные отношения. П.э. как приложение этического знания к целевому блоку социального управления не загружена утопическими упованиями сделать поведение людей максимально приближенным к нравственному идеалу, не направлена на подмену их собственных усилий в процессе морального выбора. Назначение данного блока, разумеется, наряду с собственно специализированными задачами каждого ин-та и организации, состоит в укреплении «гражданских добродетелей» у персонала, в создании условий, облегчающих им следование по пути нравственного совершенства, в ограничении и вытеснении различных видов отклоняющегося поведения. Незаменимую роль в целевом блоке играют этика управления, административная, менеджерская этика и профессиональная мораль, к-рые ориентируют и санкционируют поведение «человека организации», избегая при этом уклонов в рецептурно-указующее морализирование, увещевательную дидактичность. Конечно, «гражданские добродетели» сами по себе ординарны, но лишь в том смысле, что за редкими исключениями не предполагают и не требуют каких-то необычных нравственных качеств у «человека организации». Они свидетельствуют о порядочности, добросовестности в исполнении обязанностей, соответствии поведения нравственному стандарту, канону, к-рый «расписан» в незримом кодексе организаций, а частично — и во вполне зримом этикоправовом кодексе, воплощающем обшекультурный ценностный минимум. Хотя в системе управленческих отношений люди радикально разделены на субъекты и объекты, что порождает неравенство, подчинение, практику «решения за других», тем не менее даже в жестко иерархизированных структурах имеют место неформальные отношения. Логика поведения здесь не просто совпадает с объективной логикой функционирования ин-тов и организаций, ее существенным образом определяют мотивация и добродетели «человека организации». Именно они и позволяют согласовать нравственные аспекты функционирования ин-тов и организаций с нравственными качествами самих функционеров. Существуют также профессионально-коллегиальные и партнерские отношения в добровольных ассоциациях. Они предусматривают солидаристскую взаимопомощь, определенную степень близости людей, их привязанность друг к другу. Строятся такие отношения на принципах верности, доверия, уважения, доброжелательства, свободы выбора, взаимной полезности.
В них хотя и не воплощаются высшие моральные ценности, но вместе с тем и не отключаются механизмы профессиональной ответственности и чести, долга и совести. Особый вид прикладного этического знания обращен и к таким теориям, объектом интереса к-рых хотя бы частично являются мораль и нравственное воспитание.
В этом значении этико-прикладной характер носят этико-социологическое, этико-психологическое, этико-педагогическое, этико-медицинское, этико-этническое, этико-этнографическое, этикоэкологическое и т.п. исследования. На базе такого взаимодействия возникают междисциплинарные комплексы знаний.
С их помощью накапливается столь необходимая при подготовке и принятии управленческих решений и проведении любых социальных экспериментов диагностическая информация о состоянии нравов, о «болевых точках» и внутренних противоречиях нравственной жизни в различных ее срезах. Этико-прикладное знание опирается на привычные для ряда общественных наук, но пока робко применяемые в этике методы гуманитарной экспертизы и консультирования, в т.ч. на методы игрового моделирования в виде этико-праксиологических игр. Непосредственным предметом этической экспертизы и консультирования в сфере деятельности ин-тов, организаций, ассоциаций являются процесс принятия управленческих решений и их реализации на практике, контроль за альтернативными социальными технологиями, последствия применения к-рых затрагивают духовно-нравственные стороны жизни человека, организации, общества. Их задача — развивать рефлексию морального сознания «человека организации», стимулировать творчество субъекта нравственного поиска. Этическая экспертиза обязана вскрыть максимум реальных вариантов выбора, выявив для этого ценностные основания и указав на прецеденты решений в аналогичных ситуациях. Вслед за этим экспертиза должна предложить субъекту выбора алгоритм поиска решений и выработать в диалоге с ним гуманистические ориентации выбора в их аксиологических и праксиологических аспектах. Отсюда особое внимание к отбору экспертов, способам обработки их суждений и заключений, к языку диалога и нормам поведения в ходе организации диалогического общения, напр., к нормам и правилам «круглого стола». Важную роль при этом играет распространение демократических и меритократических экспертных опросов. Развитием П.э. в ряде стран заняты многочисленные кафедры, лаборатории, ин-ты и ассоциации, проводятся научные конференции, практические занятия, выпускаются специализированные журналы, учебные пособия, нормативные документы (кодексы, хартии, декларации, методики проведения опросов и этико-праксиологических игр и т.п.). Наиболее активно изыскания ведутся по проблемам педагогической этики, биоэтики, медицинской этики, этики ненасилия, этики бизнеса. Прообразы таких организаций и ассоциаций возникают и в России.
В Тюмени с начала 70-х гг. 20 в. разрабатываются и проводятся этико-праксиологические игры, инициирован и реализован ряд этико-прикладных проектов, создан Центр прикладной этики, выпускаются журналы: «Этика успеха. Вестник исследователей, консультантов и ЛПР» и «Ведомости» НИИ прикладной этики при Тюменском государственном нефтегазовом ун-те. Лит.: Бакштановский В.И., Согомонов 10.В., Чурилов В.А. Этика политического успеха. М.; Тюмень: Центр прикладной этики, 1997; Введение в биоэтику. М.: Прогресс-Традиция, 1999; Коновалова Л.В. Прикладная этика. М.: ИФРАН, 1999; Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск: Издво Томского ун-та, 1981; Encyclopedia of Applied Ethics. In 4 vol. / Ed. R.Chadwick. London: Academic Press, 1997; Singer P. Practical Ethics. Cambridge: Cambridge U.P., 1993. В. И. Бакштановский, Ю. В.Согомонов
В случае этико-прикладных проблем как бы обнажается тот выявленный еще Аристотелем внутриличностный механизм рационального взвешивания и борьбы мотивов, к-рый предшествует принятию нравственно вменяемого решения. Характеристика проблем П.э. как открытых вызывает неслучайную ассоциацию с открытым обществом. Эти проблемы конституируются и получают адекватное выражение в открытом обществе, поскольку ему свойственны мировоззренческий плюрализм, веротерпимость. Они являются открытыми именно в масштабе общества; отдельные индивиды или группы людей, как правило, имеют относительно этих проблем совершенно определенные и однозначные суждения. Другая специфическая черта открытого общества как наиболее благоприятной среды для развития П.э. состоит в том, что оно гарантирует и постоянно расширяет права человека, с акцентированным пристрастием оберегая их в тех случаях, когда индивид принадлежит к тому или иному меньшинству.
В данном случае существенно важно то, что каждая личность сама по себе, без опосредствующих связей с особыми общностями (сословием, этногруппой, профессией и т.д.) и независимо от своей полезности, признается самоценной, пользуется в этом качестве определенными общественными и государственными гарантиями. Еще одним фактором, способствующим развитию П.э., является необычайный прогресс познания, проникающий в интимные, личностно-образующие глубины жизни, а также развитие универсальных и дорогостоящих техник и технологий, каждый случай применения к-рых становится общественно значимым событием, сопряженным с большим риском (генная инженерия, использование атомной энергии и т.п.). Моральные вопросы, имеющие этико-прикладной характер, возникают в разнообразных сферах практической деятельности. Соответственно П.э. существует как собирательное обозначение совокупности многих конкретных П.э. — биоэтики, экологической этики, этики хозяйствования (см. Предпринимательская этика), политической этики, этики науки и др. Наиболее развитой из них, на примере к-рой по преимуществу и строятся обобщения о П.э., является биомедицинская этика. Вопрос о научном и практическом статусе конкретных видов П.э. не имеет на сегодняшний день однозначного решения. Очевидно, что они не являются частями, разделами этики как науки о морали, они в такой же и даже, быть может, в большей мере принадлежат соответствующим специальным областям знания: биомедицинская этика — биологии и медицине, этика науки — науковедению и т.д. П.э. представляет собой новую, внутри себя многообразную область знания и общественной практики, возникающую на стыке этики и других конкретных форм научно-практической деятельности. П.э. тесно соприкасается, а отчасти и совпадает с профессиональной этикой, но не тождественна ей. Различия касаются, по крайней мере, двух пунктов: профессиональная этика конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии и занимается гл.о. нормами, правилами поведения, а П.э. имеет своим предметом конкретные моральные ситуации; первая рассматривает профессиональное поведение, вторая — общезначимые проблемы. Вопрос о предмете П.э., ее соотношении с этикой в традиционном значении термина остается предметом споров среди специалистов. Различные мнения об этом могут быть сгруппированы в четыре позиции: П.э. является приложением этической теории к практике и восходит своими истоками к античной древности; представляет собой новейший вариант профессиональной этики; выступает как совокупность особого рода практических моральных вопросов современности; может быть интерпретирована как новая стадия развития этики, характеризующаяся тем, что теория морали прямо смыкается с нравственной практикой общества. Несомненным, однако, является то, что П.э. — одна из самых активных точек роста этических знаний и накопления морального опыта. А.А.Гусейнов Определение природы П.э. через ее противопоставление теоретической этике не совсем корректно: и на уровне этико-прикладных исследований создаются собственные теории. Предпочтительнее сопоставлять этико-прикладное знание со знанием фундаментального свойства, к-рое для того, чтобы стать прикладным, должно быть определенным образом трансформировано. При этом термин «приложение» в связке с понятием «этика» многозначен и два его основных смысла зависят как от объекта приложения этического знания, так и от целей приложения. По первому критерию к П.э. относят знание о нормативно-ценностных подсистемах, к-рые возникают посредством конкретизации общественной нравственности. Такие процессы в известной мере знакомы этике еще с той поры, когда начались исследования различных отраслей и суботраслей профессиональной морали, этосов (труда и хозяйствования, военного и административного дела, воспитания и др.). Анализ процессов конкретизации в ее различных аспектах был опробован этикой как в форме кодексов ряда социопрофессиональных групп и корпораций, так и с т.з. артикуляции свода правил для специфических сфер человеческой деятельности, в к-рые вовлечены, наряду с профессиональными, и непрофессиональные группы и даже ряд межгрупповых и неинституционализированных общностей, напр., электоральные массы, участники многообразных общественнополитических и социокультурных движений. Этому содействовали нарастающая подвижность и разрыхленность социально-групповых перегородок в современном обществе, его углубляющаяся профессионализация, сравнительная легкость, в силу всеобщности общеобразовательной подготовки, перехода от одной профессии, одного вида деятельности к другим. Развитие содержания и формы морали в процессе конкретизации означает, во-первых, известное преобразование, переакцентировку, а в ряде случаев — даже переосмысление моральных представлений, норм, оценочных суждений, соответствующих нравственнопсихологических чувств; во-вторых — новые акценты в способах «сцепления», когеренции норм, моральных ценностей, поведенческих правил между собой и со всеми другими (правовыми, административно-организационными, праксиологическими и иными) требованиями и максимами; в-третьих - изменение их места в сложной конфигурации ценностного универсума; в-четвертых — возможность возникновения новых установок, дозволений и запретов, не имеющих применения нигде более, кроме как в какой-то определенной сфере деятельности, максимально способствующих повышению ее результативности, усилению гуманистических ориентации деятельности в данных сферах и профессиях. По второму — целевому - критерию (связанному различными гранями с первым) понятие «приложение» обусловлено стремлением различных социальных ин-тов и организаций усилить — насколько это окажется возможным — воздействие фундаментального этического знания, его идей и доктрин, на реальные нравственные отношения. П.э. как приложение этического знания к целевому блоку социального управления не загружена утопическими упованиями сделать поведение людей максимально приближенным к нравственному идеалу, не направлена на подмену их собственных усилий в процессе морального выбора. Назначение данного блока, разумеется, наряду с собственно специализированными задачами каждого ин-та и организации, состоит в укреплении «гражданских добродетелей» у персонала, в создании условий, облегчающих им следование по пути нравственного совершенства, в ограничении и вытеснении различных видов отклоняющегося поведения. Незаменимую роль в целевом блоке играют этика управления, административная, менеджерская этика и профессиональная мораль, к-рые ориентируют и санкционируют поведение «человека организации», избегая при этом уклонов в рецептурно-указующее морализирование, увещевательную дидактичность. Конечно, «гражданские добродетели» сами по себе ординарны, но лишь в том смысле, что за редкими исключениями не предполагают и не требуют каких-то необычных нравственных качеств у «человека организации». Они свидетельствуют о порядочности, добросовестности в исполнении обязанностей, соответствии поведения нравственному стандарту, канону, к-рый «расписан» в незримом кодексе организаций, а частично — и во вполне зримом этикоправовом кодексе, воплощающем обшекультурный ценностный минимум. Хотя в системе управленческих отношений люди радикально разделены на субъекты и объекты, что порождает неравенство, подчинение, практику «решения за других», тем не менее даже в жестко иерархизированных структурах имеют место неформальные отношения. Логика поведения здесь не просто совпадает с объективной логикой функционирования ин-тов и организаций, ее существенным образом определяют мотивация и добродетели «человека организации». Именно они и позволяют согласовать нравственные аспекты функционирования ин-тов и организаций с нравственными качествами самих функционеров. Существуют также профессионально-коллегиальные и партнерские отношения в добровольных ассоциациях. Они предусматривают солидаристскую взаимопомощь, определенную степень близости людей, их привязанность друг к другу. Строятся такие отношения на принципах верности, доверия, уважения, доброжелательства, свободы выбора, взаимной полезности.
В них хотя и не воплощаются высшие моральные ценности, но вместе с тем и не отключаются механизмы профессиональной ответственности и чести, долга и совести. Особый вид прикладного этического знания обращен и к таким теориям, объектом интереса к-рых хотя бы частично являются мораль и нравственное воспитание.
В этом значении этико-прикладной характер носят этико-социологическое, этико-психологическое, этико-педагогическое, этико-медицинское, этико-этническое, этико-этнографическое, этикоэкологическое и т.п. исследования. На базе такого взаимодействия возникают междисциплинарные комплексы знаний.
С их помощью накапливается столь необходимая при подготовке и принятии управленческих решений и проведении любых социальных экспериментов диагностическая информация о состоянии нравов, о «болевых точках» и внутренних противоречиях нравственной жизни в различных ее срезах. Этико-прикладное знание опирается на привычные для ряда общественных наук, но пока робко применяемые в этике методы гуманитарной экспертизы и консультирования, в т.ч. на методы игрового моделирования в виде этико-праксиологических игр. Непосредственным предметом этической экспертизы и консультирования в сфере деятельности ин-тов, организаций, ассоциаций являются процесс принятия управленческих решений и их реализации на практике, контроль за альтернативными социальными технологиями, последствия применения к-рых затрагивают духовно-нравственные стороны жизни человека, организации, общества. Их задача — развивать рефлексию морального сознания «человека организации», стимулировать творчество субъекта нравственного поиска. Этическая экспертиза обязана вскрыть максимум реальных вариантов выбора, выявив для этого ценностные основания и указав на прецеденты решений в аналогичных ситуациях. Вслед за этим экспертиза должна предложить субъекту выбора алгоритм поиска решений и выработать в диалоге с ним гуманистические ориентации выбора в их аксиологических и праксиологических аспектах. Отсюда особое внимание к отбору экспертов, способам обработки их суждений и заключений, к языку диалога и нормам поведения в ходе организации диалогического общения, напр., к нормам и правилам «круглого стола». Важную роль при этом играет распространение демократических и меритократических экспертных опросов. Развитием П.э. в ряде стран заняты многочисленные кафедры, лаборатории, ин-ты и ассоциации, проводятся научные конференции, практические занятия, выпускаются специализированные журналы, учебные пособия, нормативные документы (кодексы, хартии, декларации, методики проведения опросов и этико-праксиологических игр и т.п.). Наиболее активно изыскания ведутся по проблемам педагогической этики, биоэтики, медицинской этики, этики ненасилия, этики бизнеса. Прообразы таких организаций и ассоциаций возникают и в России.
В Тюмени с начала 70-х гг. 20 в. разрабатываются и проводятся этико-праксиологические игры, инициирован и реализован ряд этико-прикладных проектов, создан Центр прикладной этики, выпускаются журналы: «Этика успеха. Вестник исследователей, консультантов и ЛПР» и «Ведомости» НИИ прикладной этики при Тюменском государственном нефтегазовом ун-те. Лит.: Бакштановский В.И., Согомонов 10.В., Чурилов В.А. Этика политического успеха. М.; Тюмень: Центр прикладной этики, 1997; Введение в биоэтику. М.: Прогресс-Традиция, 1999; Коновалова Л.В. Прикладная этика. М.: ИФРАН, 1999; Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск: Издво Томского ун-та, 1981; Encyclopedia of Applied Ethics. In 4 vol. / Ed. R.Chadwick. London: Academic Press, 1997; Singer P. Practical Ethics. Cambridge: Cambridge U.P., 1993. В. И. Бакштановский, Ю. В.Согомонов
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001