ЭТИКА НАУЧНАЯ
ЭТИКА НАУЧНАЯ
раздел этики, изучающий моральные аспекты науч. деятельности, взаимодействие науки и научного сообщества с об-вом в целом, рассматриваемое через призму моральных оценок. Актуализация этой проблематики относится к 50-м гг. XX в., когда обнаружилась очевидная опасность и бесчеловечность мед. экспериментов фашистов над людьми и разрушительная мощь ядерного оружия. Именно тогда встал вопрос об ответственности ученых перед об-вом и человечеством в целом за свои открытия. С этого времени проблемы Э.н. начали интенсивно обсуждаться в печати и на науч. форумах. Тогда же обнаружилось, что у Э.н. мн-во проблемных вопросов. Среди них: 1. Каков объем соц. ответственности ученого за свои открытия, особенно если он может не знать уровня опасности своего открытия? 2. Сам ли ученый или об-во должны оценивать нравств. потенциал открытий, их пользу или вред? 3. Может ли ученый по моральным соображениям отказаться от исследований опред. вида? и т.д. Эти проблемы возникли не случайно: наука, не обладая по своей сути аксиологической составляющей, приобрела мощный соц.-экон. потенциал, а в ряде своих открытий — знания устрашающей силы. Итогом обсуждения этих проблем было оформление Э.н. как составляющей этики вообще, а в ее содержание был включен т.н. «этос науки» (понятие и его разработка принадлежит Р.Мертону) — совокупность нравств. правил и моральных ограничений, определяющих нравств. составляющую развития науки. Самыми обсуждаемыми вопросами Э.н. на совр. этапе развития науч. знания явл. этич. проблемы клонирования, в т.ч. человека, проблемы эвтаназии, защиты прав и здоровья людей, участвующих в экспериментах, вопросы экологии. Актуальна также проблема авторских прав, особенно при консультировании и экспертизе науч. открытий. Лит.: Введение в биоэтику. М., 1999; Иванюшкин А.Л. Профессиональная этика в медицине. М., 1990; Мантатов В.В. Экологическая этика и устойчивое развитие. Улан-Удэ, 1998; Наука и нравственность. М., 1971. Б.В.Емельянов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
НАУЧНАЯ ЭТИКА
(1930) — одна из основополагающих работ К.Э.Циолковского, представляющая собой своего рода манифест этики космизма. Этическое учение Циолковского является в целом космическим оправданием нравственных ценностей (в т.ч. гедонизма, утилитаризма, эгоизма разумного), к-рые получают духовный смысл только при условии многообразия разумной жизни во Вселенной. Само название данной работы символически выражает мировоззрение Циолковского в целом.
С одной стороны, этика лежит в основании его гуманистических и естественно-научных представлений: идея блаженства и совершенства жизни во Вселенной является главным стимулом его научно-технического творчества; с другой, Циолковский постоянно подчеркивает научность своих взглядов, опираясь на позитивный универсализм этического знания, коренящийся в естественном стремлении человека к снастью и совершенству. Научный статус этики определяется, прежде всего, ее автономией не только по отношению ко всякого рода оккультизму, спиритуализму и мистике, но также и к философии (метафизике). И хотя современные исследователи творчества Циолковского указывают на тесную связь между космизмом, теософским мистицизмом и позитивистской натурфилософией (Н.К.Гаврюшин, В.В.Казютинский), очевидно, что «научная этика» опирается отнюдь не на оккультный опыт и не на философскую традицию, а на гипотетическую логику естественно-научного воображения. Не случайно «космическая философия» Циолковского была причислена к жанру научной фантастики. Логика научного воображения привела Циолковского к весьма оригинальному учению, к-рое в целом можно было бы обозначить как «этику космического перфекционизма». Основные положения этой этики сводятся к следующему. 1. Во Вселенной господствует совершенная, счастливая жизнь, вследствие бесконечного развития разума, достигающего высшего блага. 2. Условия достижения высшего блага коренятся в самой природе «нравственного субъекта», каковым является «чувствующий атом», к-рый в ходе бесконечной эволюции «воплощается» в совершенные формы жизни. 3. Этика космоса состоит в устранении страданий.
В этом должно быть заинтересовано любое разумное существо, т.к. если во Вселенной не будет страданий, то «ни один ее атом не попадет в несовершенный страдальческий организм». 4. Отсюда основным принципом «космической этики» является сознательное распространение совершенных форм жизни во Вселенной путем «гуманного искоренения» несовершенства и страданий (напр., через целенаправленный половой отбор). Парадокс, однако, в том, что земная жизнь полна страданий и мучений. Перефразируя известную мысль И.Г.Лейбница, можно было бы сказать: «Мы живем в лучшей Вселенной, но в худшем из миров». «Космодицея» Циолковского весьма своеобразна: несовершенство земной жизни есть исключительный случай, допустимый в силу «необходимости обновления или пополнения совершенных форм жизни». Т.о., по Циолковскому, земная этика страдания есть залог космической этики блаженства, а несовершенство земной жизни — необходимое условие совершенства Вселенной. Лит.: Дю Прель К. Философия мистики, или Двойственность человеческого существа. СПб.: Аксаков, 1S95; Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Научно-фантастические произведения. Тула: Приокское книжное изд-во, 1986; Он же. Научная этика. Калуга: Изд. автора, 1930; Он же. Этика, или Естественные основы нравственности // Архив РАН, ф. 555, оп. 1, д. 372.; Труды X и XI Чтений К.Э.Циолковского М.: Ин-т философии АН, 1978; Философское наследие К.Э.Циолковского и становление целостного человечества. М.: Мысль, 1991. В. Н. Назаров
С одной стороны, этика лежит в основании его гуманистических и естественно-научных представлений: идея блаженства и совершенства жизни во Вселенной является главным стимулом его научно-технического творчества; с другой, Циолковский постоянно подчеркивает научность своих взглядов, опираясь на позитивный универсализм этического знания, коренящийся в естественном стремлении человека к снастью и совершенству. Научный статус этики определяется, прежде всего, ее автономией не только по отношению ко всякого рода оккультизму, спиритуализму и мистике, но также и к философии (метафизике). И хотя современные исследователи творчества Циолковского указывают на тесную связь между космизмом, теософским мистицизмом и позитивистской натурфилософией (Н.К.Гаврюшин, В.В.Казютинский), очевидно, что «научная этика» опирается отнюдь не на оккультный опыт и не на философскую традицию, а на гипотетическую логику естественно-научного воображения. Не случайно «космическая философия» Циолковского была причислена к жанру научной фантастики. Логика научного воображения привела Циолковского к весьма оригинальному учению, к-рое в целом можно было бы обозначить как «этику космического перфекционизма». Основные положения этой этики сводятся к следующему. 1. Во Вселенной господствует совершенная, счастливая жизнь, вследствие бесконечного развития разума, достигающего высшего блага. 2. Условия достижения высшего блага коренятся в самой природе «нравственного субъекта», каковым является «чувствующий атом», к-рый в ходе бесконечной эволюции «воплощается» в совершенные формы жизни. 3. Этика космоса состоит в устранении страданий.
В этом должно быть заинтересовано любое разумное существо, т.к. если во Вселенной не будет страданий, то «ни один ее атом не попадет в несовершенный страдальческий организм». 4. Отсюда основным принципом «космической этики» является сознательное распространение совершенных форм жизни во Вселенной путем «гуманного искоренения» несовершенства и страданий (напр., через целенаправленный половой отбор). Парадокс, однако, в том, что земная жизнь полна страданий и мучений. Перефразируя известную мысль И.Г.Лейбница, можно было бы сказать: «Мы живем в лучшей Вселенной, но в худшем из миров». «Космодицея» Циолковского весьма своеобразна: несовершенство земной жизни есть исключительный случай, допустимый в силу «необходимости обновления или пополнения совершенных форм жизни». Т.о., по Циолковскому, земная этика страдания есть залог космической этики блаженства, а несовершенство земной жизни — необходимое условие совершенства Вселенной. Лит.: Дю Прель К. Философия мистики, или Двойственность человеческого существа. СПб.: Аксаков, 1S95; Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Научно-фантастические произведения. Тула: Приокское книжное изд-во, 1986; Он же. Научная этика. Калуга: Изд. автора, 1930; Он же. Этика, или Естественные основы нравственности // Архив РАН, ф. 555, оп. 1, д. 372.; Труды X и XI Чтений К.Э.Циолковского М.: Ин-т философии АН, 1978; Философское наследие К.Э.Циолковского и становление целостного человечества. М.: Мысль, 1991. В. Н. Назаров
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001