ЭТИКА ИЛИ ПРИНЦИПЫ ИСТИННОЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

Найдено 1 определение
ЭТИКА ИЛИ ПРИНЦИПЫ ИСТИННОЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
книга Я.А.Мильнера-Иринина (он же Я.А.Мильнер, автор книги «Б.Спиноза», 1940). Впервые появилась в 1963 (М.: АН СССР) на правах рукописи, в 1986 опубликована (в пер. Х.Даама) и с его же обширным послесловием на нем. яз., полноценное рус. издание осуществлено дочерью Мильнера-Иринина Н.Я.Ковановой (М.: Наука, 1999, с авторскими дополнениями, ее послесловием в соавторстве с М.А.Камышаном). «Э.» получила известность в научных и культурных кругах страны, став одновременно предметом идеологически инспирированной критики (см. ж. «Коммунист». 1968. № 14) после того как была опубликована ее первая глава в научном сборнике «Актуальные проблемы марксистской этики» (Тбилиси, 1967). Книга состоит из десяти глав: 1. Принцип совести. О совести и чести и о высоком достоинстве человека; 2. Принцип самосовершенствования. Об интеллектуальном, эстетическом и моральном самосовершенствовании, или о нравственном самосозидании человека; 3. Принцип добра. Об истине, правде и красоте, или об историческом назначении человека; 4. Принцип общественной собственноости. Об общественной собственности, свободе и равенстве; 5. Принцип труда. О творчески-созидательном труде человека; 6. Принцип свободы. О внутренней, духовной, или нравственной, свободе человека; 7. Принцип благородства. О целях и средствах и о благородстве характера; 8. Принцип благодарности. О чувстве благодарности человека человеку за взаимное обогащение человеческой природы; 9. Принцип мудрости. О вере в человека, надежде на торжество добра и любви к жизни; 10 (Заключительная). Принцип поступка. О том, как надлежит поступать в каждом отдельном случае и обязывающем значении совести. Основополагающее место среди этих принципов занимает принцип совести. Книга написана языком и стилем моральной императивности; она начинается словами: «Оберегай совесть — то внутреннее чувство, которое повелевает поступать в соответствии с идеалом добра, чувство, составляющее наидрагоценнейшее твое достояние...»; заключительный фрагмент звучит так: «Так как своего часа ты не знаешь, то спеши творить добро, то есть жить по совести...
В этом — обязывающее значение смерти: она не допускает овладеть нами соблазну откладывать на потом то, что жизненно важно делать без всякого промедления».
В тексте глав каждая мысль нумеруется и составляет отдельный фрагмент. Автор считает этику логикой человеческого счастья, и подобно тому, как законы логики обязательны для всех, кто желает правильно мыслить, так и законы этики обязательны для всех, кто желает правильно поступать. Он ставит своей задачей цельно представить и систематически раскрыть основы истинной человечности. Критерием такой истинности для него является марксистская концепция человека и истории, к-рая исходит из того, что сущность человека есть совокупность всех отношений и его подлинное историческое существование начинается с коммунизма. Отсюда этическое назначение человека, состоящее в том, чтобы творчески преобразовывать существующее, руководствуясь безусловными повелениями совести. «Э.», рассмотренная в свете общих этико-фило- софских традиций и конкретного исследовательского опыта своего времени, стоит особняком. Ее автор является убежденным марксистом и коммунистом, но и в этих духовно-исторических рамках книга не имеет аналогов, предшественников и последователей. Это - опыт построения марксистски аргументированной этико-нормативной системы, марксистской моральной утопии (своего рода коммунистическое оправдание добра или, точнее, моральное оправдание коммунизма). Такой замысел явился в высшей степени неожиданным и оригинальным, если учесть, что марксизм во всех принятых канонических версиях рассматривал мораль в качестве второстепенного фактора и видел в ней превращенную, фетишистскую форму общественного сознания. Излагая марксизм в форме этической программы, МильнерИринин фактически дезавуировал его претензию на статус науки и сместил в область ценностного сознания. Лит.: Этика, или Принципы истинной человечности. М.: Наука, 1999; Этика - наука о должном // Актуальные проблемы марксистской Этики. Тбилиси, 1967; Понятие о природе человека и его место в системе науки Этики // Вопр. филос. 1987. № 5; Milner-Irinin J.A. Ethik. Hrsg. Peter Ehlen. Miinchen: Johannes Berchmans \fcrlag, 1986. А.А.Гусейнов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001