метатеория, предметом которой являются ценности людей, их наиболее эффективное сочетание в соответствии с принципом ответственности. Обычно Э. ц. противопоставляют этике добродетелей и этике долга. На наш взгляд, такое противопоставление несостоятельно. Строго говоря, предметом этики являются прагматические науки, но они все оперируют ценностями, и поэтому этика также имеет дело с ценностями. Понятия прагматических наук — это всегда ценности, а не добродетели или же долг. По Аристотелю, добродетели — это нравственные устои человека, соответствующие его назначению. Добродетель принадлежит отдельному человеку. Говоря современным языком, это черта характера, например мужество или щедрость. В современных этических системах мужество фигурирует как концепт. На стороне человека оно выступает в качестве как раз его признака. Как видим, между добродетелью и этическим концептом есть много общего, но в этике добродетелей концептуальное содержание добродетели не эксплицируется. Разумеется, это обстоятельство не следует считать достижением этики добродетелей. Добродетель — это неразвитая форма концепта позитивной ценности.
Долг — это некоторая обязанность, например, обязанность заботиться о детях. Речь идет о том, что следует руководствоваться некоторыми ценностями. В ценностном отношении долг подобно добродетели представляет собой эрзац-концепт. Этика добродетелей и этика долга — это подступы к Э. ц. Любая развитая этическая концепция является Э. ц. См. принцип ответственности, эффективность.
ЭТИКА ЦЕННОСТЕЙ
ЭТИКА ЦЕННОСТЕЙ
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
ЭТИКА ЦЕННОСТЕЙ
(Wertethik) — восходящая к Аристотелю форма этики, которая в особенности противопоставлялась кантианской формальной этике, за что и названа Шелером «материальной этикой ценностей» (см. Ценность). По Канту, моральная заповедь (см. Категорический императив) является всегда формальным законом, который не предписывает, что человек должен хотеть, а то, как он должен хотеть и действовать. Ибо сущность добра представляет собой чисто формальное качество воли. Идея о примате формы над содержанием идет еще от античности; у Аристотеля целью становления являлась чистая форма, у Плотина — благо. У Канта «материя» является делом чувств, все принципы (категории, идеи, постулаты и т. д.) являются, напротив, «чистыми формами», кроме того, они априорны, в силу чего претендуют на всеобщую значимость. М. Шелер («Der Formalismus i. d. Ethik u. die materiale Wertethik», 1954), напротив, констатирует, что не все априорное является формальным, не все материальное является апостериорным. Воля, определенная материально, не нуждается, как полагал Кант, в том, чтобы быть определенной эмпирически, и не низводит человека до уровня «природного существа». Мышление относится у него к чувственности, подобно тому как априорное относится к апостериорному. В противоположность этому, феноменология доказала, что в любом восприятии содержится множество априорных элементов. По Канту, любое материальное определение воли связано с удовольствием или неудовольствием, а ценность желаемых благ должна быть дана лишь опосредованно благодаря этому отношению. В действительности сознанию даны только носители ценностей вместе с ценностным акцентом, который и делает их желаемыми. Бытие какой-нибудь вещи как действительной ценности постигается в эмоциональном, а не интеллектуальном акте. Существует чистая априорная ценность. «Эмоциональное духа: чувствование, предпочтение, любовь, ненависть, воление — также обладает изначально априорным содержанием, которое оно заимствует не у мышления и которое этика должна предъявить совершенно независимо от логики. Имеется априорный ordre du coeur, или logique du coeur, как метко заметил Блез Паскаль» (М. Шелер, там же). Имеется первичное чувство ценности, на котором основано сознание ценности, являющееся всегда материальным и предметным сознанием. Сами ценности — это не законы или заповеди, но содержательно-материальные и объективные образования, хотя они — не реальные образования. В силу своей материальной природы они способны определять содержание заповедей; см. также Этика.
N. Hartmann. Ethik, 1926; H. Reiner. Pflicht und Neigung — die Grundlage der Sittlichkeit, 1951; H. Stoffen Überdas ethische Werturteil, 1955; S. Krohn. Die normative W., 1958;
M. S. Frings. Person und Dasein — Zur Ontologie des Werfens, 1969; V. Zsifkovits. Der Friede als Wert, 1973; H. Drexler. Begegnung mit der W., 1978.
N. Hartmann. Ethik, 1926; H. Reiner. Pflicht und Neigung — die Grundlage der Sittlichkeit, 1951; H. Stoffen Überdas ethische Werturteil, 1955; S. Krohn. Die normative W., 1958;
M. S. Frings. Person und Dasein — Zur Ontologie des Werfens, 1969; V. Zsifkovits. Der Friede als Wert, 1973; H. Drexler. Begegnung mit der W., 1978.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961