ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
Этический социализм
неокантианское истолкование социализма на основе этики Канта. Отвергая философию марксизма — диалектический материализм, буржуазные и с.-д. теоретики — кантианцы (Коген, П. Наторп, Р. Штаммлер, К. Форлен-дер и др.) пытались соединить научный социализм с кантовской нравственной философией. При этом под этикой они понимали науку, цель к-рой — устранение противоречий в общественных отношениях. По их мнению, именно Кант был основателем этой науки. Он будто бы первый в одной из формулировок категорического императива (поступай так, чтобы человечество как в твоем лице, так и в лице всякого другого всегда рассматривалось как цель и никогда как одно только средство) выдвинул осн. идею социализма — идею солидарности. Обоснование учения о социалистическом преобразовании об-ва «внеклассовой» кантовской теорией нравственности фактически означало превращение этого учения в чисто моральную концепцию. Кардинальные проблемы марксизма (классы и классовая борьба, социальная революция, диктатура пролетариата и др.) отбрасывались, и на первый план выдвигались нравственные отношения и идея постепенного морального совершенствования человечества. На практике положения Э. о. конкретизировались в формуле Бернштейна: «Движение — все, конечная цель — ничто», к-рая означала отказ от борьбы за социализм. Э. с. пропагандировался М. Адлером (Австрия), М. Туган-Барановским (Россия) а др. Подробное изложение Э. с. дано в книгах Форлендера «Кант и социализм» (1900), «Кант и Маркс» (1911).
Источник: Философский словарь. 1963
ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
концепция, согласно к-рой социализм следует рассматривать гл. обр. как совокупность морально-этических принципов и требований. Представителями его выступают прежде всего правые социал-демократы и социалисты. Теоретическое обоснование Э. с. получил в неокантианстве. Отвергая философию марксизма, кантианцы (Коген, П. Наторп, Р. Штаммлер, К. Форлендер, Л. Нельсон и др.) пытались соединить научный социализм с кантовской нравственной философией. Понятие “социализм” они отождествляли с “определенным нравственным мировоззрением”, а под этикой понимали социальную педагогику, цель к-рой — устранение противоречий в общественных отношениях. По их мнению, именно Кант был родоначальником этой т. зр. Он будто бы первый в одной из формулировок категорического императива (поступай так, чтобы человечество как в твоем лице, так и в лице всякого другого всегда рассматривалось как цель и никогда только как средство) выдвинул осн. идею социализма — идею солидарности. На первый план Э. с. выдвигает моральные ценности и идею постепенного нравственного совершенствования человечества. Э. с пропагандировался М. Адлером (Австрия), М. Туган-Барановским (Россия) и др. Подробное изложение Э. с. дано в книгах Форлендера “Кант и социализм” (1900), “Кант и Маркс” (1911). Совр. последователи Э. с. заимствуют аргументы не только из кантианства, но и из философской антропологии, экзистенциализма и др. течений. Мн. принципы Э. с. получают новое звучание в совр. условиях в свете нового мышления, признания приоритета общечеловеческих ценностей. Они должны быть переосмыслены с позиций гуманного, демократического социализма.
Источник: Философский энциклопедический словарь
СОЦИАЛИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ
учение о социализме как системеэтических ценностей и нравственном идеале. Философское обоснование получило в Марбургской школе неокантианства, прежде всаго.уД Нвторпа, исходившего из того, что человек как деятельное существо подчинен идее долженствования, а человеческая деятельность есть практическое воплощение регулятивной идеи. В процессе достижения идеальной цели происходит единение всех разумных людей в обществе. При социализме каждый индивид выступает как самоцель, происходит «общение нравственных лиц». При такой трактовке социализма первостепенное значение приобретает само движение к цели, руководство регулятивной идеей. Эти неокантианские идеи в кон. 19 в. распространились среди теоретиков 2-го Интернационала и выразились в стремлении соединить социально-экономическое учение К. Маркса с этикой И. Канта (Э. Бернштейи, К. Форлендер, М. И. Туган-Барановский и др.), в трактовке социализма как этического мировоззрения. Вскоре, однако, стремление этического социализма дополнить марксизм кантианством сменилось противостоянием марксизму, который отождествлялся с фатализмом, не предполагающим ни свободы человека, ни его нравственной ответственности. Идеалы этического социализма выступали как автономные регулятивы, коренящиеся в душе каждого человека, поэтому нравственная эволюция человека по определению вела к социализму. Этический социализм исходил из идеи эволюционного развития общества, не признавал теории «крушения капитализма», основывался на необходимости политики реформ. На протяжении всего 20 в. этический социализм был идейной основой европейской социал-демократии (Австрии, Германии, Франции и др.).
М. А. Хевеши
М. А. Хевеши
Источник: Новая философская энциклопедия
ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
буржуазно-либеральная концепция, согласно которой сущностью социализма являются не политические и социально-экономические отношения, а нравственные ценности. Осн. идеи Э. с. были впервые сформулированы на рубеже XIX-XX вв. в работах неокантианцев-марбургской школы - Г. Когена, П. Наторпа, Р. Штамлера, К. Форлендера, а также П. Нельсона и др., пытавшихся подменить (или дополнить) теорию научного социализма принципами идеалистической этики; Подчеркивая, что социализм - это сфера должного, царство целей, они заменяли материалистическое понимание истории кантовской теорией практического разума. По их мнению, одной из формул категорического императива (к-рая гласит, что человек должен относиться к человечеству ив своем лице, и в лице всякого др. всегда как к цели и никогда только как к средству) Кймг якобы впервые этически обосновал социалистическую идею солидарности и уважения достоинства каждой личности. Наиболее существенные недостатки этики Канта - абстрактность и формализм -оборачиваются для неокантианцев ее достоинствами, якобы способствуя выработке этического идеала, пригодного" для каждого человека независимо от его материальных и социально- классовых интересов. Этика; по их янению; должна быть «социальной педагогикой», помогающей "устранять классовые конфликты и солидаризироватъ об-во. Теория классовой борьбы «социальной революции, диктатура, пролетариата, диалектика как учение о противоречиях теряют смысл и делаются с этой т. зр. просто ненужными. Э. х. оказал большое бездействие на теоретиков нем. и австр. социал-демократии, "а прежде всего на Э. Бернштейня, сформулировавшего реформистский тезяс о том, что стремление пролетариата 1к его конечной цели-второстепенный вопрос по сравнению со стремлением к целям ближайшим. Идеи Э. с. культивируются ныне правосоциалистическими идеологами. Поврежнему рассматривая социализм гл. обр. как нравственное миросозерцание, дни основывают его уже не только на кантовской философии, но и на ценностях христианской этики, философско-идеалистической антропологии и т. п. Так же как и неокантианцы, они неоправданно обвиняют революционный марксизм в пренебрежении морально-гуманистическими аспектами социализма, отстаивают принцип межклассовой солидарности, отдают решительное предпочтение духовно-нравственяым ценностям перед - социально-экономическими преобразованиями, акцентируя внимание на постепенных, эволюционных изменениях об-ва в условиях хорошо функционирующего и «оправдавшего себя» рыночного хозяйства, т. е. в условиях сохранения частной собственности. Отсюда и их вывод совсем в духе Бериштейна: «Демократический социализм не имеет конечной цели, его следует понимать как постоянную задачу».
Источник: Словарь по этике
«ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ»
система представлений, развиваемая в рамках реформистской концепции т. н. «демократического социализма» и обосновывающая социалистич. идеал не объективно обусловленными интересами пролетариата, а якобы извечно присущими людям нравств. принципами. Теоретич. корни «Э. с.» уходят в учение Канта о «практич. разуме» с его принципиальным противопоставлением естеств. необходимости автономной человеч. воле.
Осн. представители «Э. с.» - Г. Коген, П. Наторп, Э. Бернштейн, Л. Нельсон (Германия) и др. Начав с требования «дополнить» марксизм этич. принципами в неокантианском духе, последователи «Э. с.» пришли к телеологич. (см. Телеология) пониманию социализма, к замене социального анализа капитализма нравств. осуждением его негативных «сторон». Искажая марксизм, «этич.» социалисты отвергают его идеи о естественноисторич. характере социального прогресса, о переходе к социализму как закономерному результату развертывания и разрешения антагонистич. противоречий капиталистич. общества. Представители «Э. с.» утверждают, что марксизм ведет к фатализму, умаляет человеч. инициативу, снимает проблему личной ответственности каждого за свою судьбу и судьбу общества. «Э. с.» отрицает марксистское учение об историч. необходимости и воздвигает стену между тем, что есть, и тем, что будет, между сущим и должным. Социальный детерминизм заменяется расплывчатыми «этич. мотивами», а концепция классовой борьбы - концепцией «социальной педагогики», к-рая призвана гармонизировать обществ. жизнь на основе все большего «выявления» идеалов социализма, заложенных a priori в душе каждого человека, независимо от его классовой принадлежности. Не социальная революция, а нравств. эволюция всего человечества - таков, по мнению «этич.» социалистов, единственно правомерный путь к социализму, рассматриваемому прежде всего и по преимуществу как система этич. ценностей, как нравств. идеал, столь же привлекательный, сколь недостижимый. Этич. трактовка социализма в ее классических, идущих от Канта формах была наиболее распространена в С.-д. партии Германии и в Социалистич. партии Австрии. В той или иной степени элементы «этич.» обоснования социализма характерны для совр. с.-д. идеологии в целом. При этом собственно кантианские основы «Э. с.», как правило, отступают на задний план, заслоняются более поздними филос. построениями антропологич. типа, а также интенсивной спекуляцией на ранних произв. К. Маркса.
Отвергая идеалистич. схемы «этич.» социалистов, марксизм-ленинизм отнюдь не отрицает политич. значения нравств. мотивов антикапиталистич. движения, не ставит под вопрос возможность и необходимость ценностного подхода к социализму, к социалистич. идеалу, к-рый воодушевляет борцов за социализм. Однако представления о таком идеале не могут быть поняты вне реальных историч. процессов. Идеалы будут нехимеричны лишь тогда, писал В.И. Ленин, «...когда они выражают интересы действительно существующего класса, которого условия жизни заставляют действовать в определенном направлении» (ПСС, т. 22, с. 101). См. также ст. Неокантианство и лит. к ней.
Осн. представители «Э. с.» - Г. Коген, П. Наторп, Э. Бернштейн, Л. Нельсон (Германия) и др. Начав с требования «дополнить» марксизм этич. принципами в неокантианском духе, последователи «Э. с.» пришли к телеологич. (см. Телеология) пониманию социализма, к замене социального анализа капитализма нравств. осуждением его негативных «сторон». Искажая марксизм, «этич.» социалисты отвергают его идеи о естественноисторич. характере социального прогресса, о переходе к социализму как закономерному результату развертывания и разрешения антагонистич. противоречий капиталистич. общества. Представители «Э. с.» утверждают, что марксизм ведет к фатализму, умаляет человеч. инициативу, снимает проблему личной ответственности каждого за свою судьбу и судьбу общества. «Э. с.» отрицает марксистское учение об историч. необходимости и воздвигает стену между тем, что есть, и тем, что будет, между сущим и должным. Социальный детерминизм заменяется расплывчатыми «этич. мотивами», а концепция классовой борьбы - концепцией «социальной педагогики», к-рая призвана гармонизировать обществ. жизнь на основе все большего «выявления» идеалов социализма, заложенных a priori в душе каждого человека, независимо от его классовой принадлежности. Не социальная революция, а нравств. эволюция всего человечества - таков, по мнению «этич.» социалистов, единственно правомерный путь к социализму, рассматриваемому прежде всего и по преимуществу как система этич. ценностей, как нравств. идеал, столь же привлекательный, сколь недостижимый. Этич. трактовка социализма в ее классических, идущих от Канта формах была наиболее распространена в С.-д. партии Германии и в Социалистич. партии Австрии. В той или иной степени элементы «этич.» обоснования социализма характерны для совр. с.-д. идеологии в целом. При этом собственно кантианские основы «Э. с.», как правило, отступают на задний план, заслоняются более поздними филос. построениями антропологич. типа, а также интенсивной спекуляцией на ранних произв. К. Маркса.
Отвергая идеалистич. схемы «этич.» социалистов, марксизм-ленинизм отнюдь не отрицает политич. значения нравств. мотивов антикапиталистич. движения, не ставит под вопрос возможность и необходимость ценностного подхода к социализму, к социалистич. идеалу, к-рый воодушевляет борцов за социализм. Однако представления о таком идеале не могут быть поняты вне реальных историч. процессов. Идеалы будут нехимеричны лишь тогда, писал В.И. Ленин, «...когда они выражают интересы действительно существующего класса, которого условия жизни заставляют действовать в определенном направлении» (ПСС, т. 22, с. 101). См. также ст. Неокантианство и лит. к ней.
Источник: Советский философский словарь
"ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ"
система представлений, развиваемая в общих рамках бурж. и мелкобурж. социализма и обосновывающая социалистич. идеал, исходя из нравственных принципов. Теоретич. корни "Э. с." в его совр. интерпретации уходят в учение И. Канта о "практич. разуме" с его принципиальным противопоставлением естеств. необходимости автономности человеч. воли. Этич. аспекты кантовского учения были сопоставлены с социалистич. концепциями неокантианцами, особенно марбургской школой (Коген, Наторп и др.), а затем, – уже применительно к проблемам социал-демократич. движения, – модернизированы в практич. плане Э. Бернштейном и в теоретическом – П. Нельсоном. Начав с требования "дополнить" марксизм, понимаемый как генетически-каузальная интерпретация реальности, этич. мотивировками в неокантианском духе, бернштейнианцы и их последователи пришли к телеологич. пониманию социализма, к замене социального анализа капитализма нравств. осуждением его негативных "сторон". По своему содержанию "Э. с." служит теоретико-нравств. антиподом науч. социализма. Последний, как известно, опирается на естественно-историч. трактовку социального процесса и рассматривает переход к социализму как закономерный результат развертывания и разрешения антагонистич. противоречий, имманентно присущих капиталистич. обществу. Примитивизируя и тем самым искажая марксизм, "этич." социалисты в принципе отвергают такую постановку вопроса, считая, будто она ведет к фатализму, умаляет человеч. инициативу, снимает проблему личной ответственности каждого за свою судьбу и за судьбу общества. В соответствии с этим полностью отрицается марксистское учение об историч. необходимости: воздвигается непроницаемая стена между тем, что есть, и тем, что будет, между сущим и должным. Деятельный, целеполагающий индивид погружен в мир должного, где этика выступает как логика самого бытия, как "регулятивный принцип" социальной деятельности. Т.о., место социальной каузальности занимают довольно расплывчатые "этич. мотивы". Концепция классовой борьбы заменяется концепцией "социальной педагогики", к-рая призвана гармонизировать обществ. жизнь на основе все большего "выявления" идеалов социализма, заложенных a priori в душе каждого человека, независимо от его классовой принадлежности. Не социальная революция, а нравств. эволюция всего человечества, – таков, по мнению "этич." социалистов, единственно правомерный путь к социализму, рассматриваемому прежде всего и по преимуществу как система этич. ценностей, как нравств. идеал, столь же привлекательный, сколь недостижимый. Этич. трактовка социализма в ее классических идущих от Канта формах наиболее распространена в Социал-демократич. партии Германии (В. Эйхлер и др.) и в Социалистич. партии Австрии (С. Войня и др.). В той или иной степени элементы "этич." обоснования социализма характерны для совр. социал-демократич. идеологии в целом. При этом собственно кантианские основы "Э. с", как правило, отступают на задний план, заслоняются более поздними филос. построениями антропологич. типа, а также интенсивной спекуляцией на ранних произведениях Маркса. Отвергая идеалистич. схемы "этич." социалистов, марксизм-ленинизм отнюдь не отрицает политич. значения нравств. мотивов антикапиталистич. движения, не ставит под вопрос возможность и необходимость ценностного подхода к социализму, к социалистич. идеалу, к-рый воодушевляет борцов за социализм. Однако представления о таком идеале, о ценностях, образующих сферу должного, не могут быть поняты вне сферы сущего, т.е. вне реальных историч. процессов. Идеалы будут нехимеричны лишь тогда, писал Ленин, "...когда они выражают интересы, действительно, существующего класса, которого условия жизни заставляют действовать в определенном направлении" (Соч., Т. 18, С. 302). А. Бовин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.