французский философ-просветитель. Выводил все знания человека из ощущений. В опыте, упражнении и воспитании видел основной источник и инструмент развития человеческих способностей.
Даты жизни. Родился 30.11.1715 в Гренобле. Аббат. Был членом Французской академии. Был воспитателем и учителем внука Людовика XV. Умер 3.8.1780 во Флу (близ Божанси).
Этьен Бонно де Кондильяк
КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно де
Кондильяк Этьен Бонно де
(1715—80) — фр. просветитель (Просветительство); родом из Гренобля, католический священник; своими работами способствовал подрыву церковной идеологии. Последователь Локка в теории познания. В отличие от Локка отрицал наличие «рефлексии» — второго, помимо ощущений, источника знаний. Однако непонимание характера связи ощущений с внешними объектами, преувеличение их субъективности приводили К. к субъективному идеализму. Ощущения, по К., вызываются внешними предметами, но ничего общего с ними не имеют. Поскольку же разум связан с миром исключительно через ощущения, то его предметом оказывается не объективный мир, а совокупность ощущений. Тем не менее сенсуализм К. противостоял идеализму Лейбница, всякой спекулятивной, умозрительной философии; он оказал большое влияние на французский материализм 18 в. Осн. работы: «Трактат о системах, в которых вскрываются их недостатки и достоинства» (1749), «Трактат об ощущениях» (1754) и др.
Источник: Философский словарь. 1963
КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно де
французский философ; р. 30.9.1715 (Гренобль) — ум. 3.8.1780 (Флу, близ Божанси); основоположник современного сенсуализма, делает попытку понять все психические процессы — от памяти и до мышления и проявления воли как преобразования чувственных восприятий (sensations) — единственного источника познания. Осн. соч.: Traité de sensations, I—II, 1754, нем. изд. 1983 (рус. изд.: Трактат об ощущениях, 1935); Traité des animaux, 1755; Essai sur l’indifference en matière de religion, I—IV, 1817—1823, нем. изд. 1820; Oeuvres complètes, I—XXXI, Paris, 1803; Oeuvres complètes, I—XVI, 1821—1822 (I—VIII, 1970). (На рус. яз.: Трактат о системах, 1938; Сочинения, т. 1—3, 1980—1983.)
R. McRae. The Problem of the Unity of the Sciences. Bacon to Kant. Toronto, 1961; F. Réthoré. C. ou l’empirisme et le rationalisme. Paris, 1964 (Repr. 1971); H. Aarsleff, C.’s. Speechless Statue, in: Akten des II. International LeibnizCongress, 4(1975); C. Avossa. C. e il processo cognitivo. Napoli, 1975; E. M. Hine. A Critical Study of C.’s Traité des Systèmes. Den Haag, 1979; N. Rousseau. Connaissance et langage chez C., Genf, 1986.
R. McRae. The Problem of the Unity of the Sciences. Bacon to Kant. Toronto, 1961; F. Réthoré. C. ou l’empirisme et le rationalisme. Paris, 1964 (Repr. 1971); H. Aarsleff, C.’s. Speechless Statue, in: Akten des II. International LeibnizCongress, 4(1975); C. Avossa. C. e il processo cognitivo. Napoli, 1975; E. M. Hine. A Critical Study of C.’s Traité des Systèmes. Den Haag, 1979; N. Rousseau. Connaissance et langage chez C., Genf, 1986.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Этьен Бонно де Кондильяк
(1715–1780)
«В основе знания лежат ощущения»
Жизнь. Выдающийся просветитель, философ, католический священник. Родился в Гренобле, в богатой семье, однако в раннем детстве потерял отца и был определен в иезуитскую коллегию в Лионе. Закончив его, он поступил в Парижскую духовную семинарию, а позднее изучал теологию в Сорбонне. Уже в 26 лет он становится священником, однако все более и более увлекается философией, отдавая ей почти все свое свободное время. Результатом его размышлений стали многочисленные работы, посвященные самым различным вопросам и проблемам философии, науки и культуры. Он был знаком с наиболее выдающимися мыслителями своего времени – Дидро, Руссо, Д’Аламбером. В 1749 г. Кондильяк становится членом Берлинской академии, а в 1758 г. его приглашают в качестве воспитателянаставника Фердинанда Бурбона – сына Пармского герцога и внука короля Людовика XV. В 1768 г. он возвращается во Францию, где избирается членом Французской академии. Умер Кондильяк в 1780 г.
Основные работы. Диссертация «О существовании Бога», «Опыт о происхождении человеческих знаний», «Трактат о системах», «Трактат об ощущениях», «Трактат о животных», «Курс занятий», «Искусство говорить», «Искусство мыслить», «Искусство писать», «Древняя история», «Новая история», «Язык исчислений», «Логика».
Кондильяк о познании. Главной проблемой философского учения Кондильяка была теория истинного познания. Какова природа познания? Откуда оно возникает в нас? Что делает знание истинным? На все эти вопросы и пытался ответить французский мыслитель, отыскивая наиболее достоверные основы опытного познания мира.
По Кондильяку, существуют три ступени познания. Источником познания выступает опыт, т. е. ощущения, передаваемые нашему разуму органами чувств. Однако эти ощущения не всегда бывают достоверными, опытными, ибо «если у нас появляется ощущение, в действительности в данный момент не наблюдаемое», то это есть не что иное, как память. При этом если «сознание особенно настойчиво занимает какоелибо ощущение, сохраняющее всю свою яркость и живость», то здесь уже нужно говорить о таком явлении нашего разума, как внимание.
Кондильяк об особой роли осязания. Главным свойством человеческой природы, необходимым для приобретения истинного знания, Кондильяк считал осязание, которое он называл основным чувством. Все остальные – слух, зрение, обоняние – также важны, но лишь в приложении к осязанию. Философия Кондильяка носит явно выраженный характер сенсуализма.
Кондильяк об удовольствии и страдании. Итак, если в основе познания лежит ощущение, память и внимание, то что вызывает их появление? Кондильяк отвечает: удовольствие или страдание являются причиной всех процессов, происходящих в нашем сознании и заставляющих нас реагировать на них тем или иным образом. Мы то запоминаем их, то концентрируемся на них, в зависимости от чувства удовольствия или страдания. Именно эти два чувства выступают в качестве «единственного принципа развития наших способностей», в то время как «наши знания и наши страсти являются результатом удовольствия или боли, сопровождающих впечатления от чувств».
Кондильяк о философском языке. Наш философский язык слишком засорен различными пустопорожними словами, терминами и речевыми оборотами, утверждает Кондильяк. Многие философы, которым не хватает таланта и способностей, начинают прикрываться жонглированием такими довольно абстрактными понятиями, как атрибут, бытие, модус, природа, следствие, причина, свобода и т. п. Отсюда вытекает вся неразбериха и путаница, сопровождающая бесчисленное множество философских систем. По мнению Кондильяка, «именно философы виноваты в таком беспорядке. Чем больше им хотелось говорить обо всем… тем более неточно и неверно они выражались. Остроумные, оригинальные, экстравагантные, непонятные, часто они, будто боясь показаться недостаточно умными, прикрывали туманом свои истинные либо мнимые познания».
«В основе знания лежат ощущения»
Жизнь. Выдающийся просветитель, философ, католический священник. Родился в Гренобле, в богатой семье, однако в раннем детстве потерял отца и был определен в иезуитскую коллегию в Лионе. Закончив его, он поступил в Парижскую духовную семинарию, а позднее изучал теологию в Сорбонне. Уже в 26 лет он становится священником, однако все более и более увлекается философией, отдавая ей почти все свое свободное время. Результатом его размышлений стали многочисленные работы, посвященные самым различным вопросам и проблемам философии, науки и культуры. Он был знаком с наиболее выдающимися мыслителями своего времени – Дидро, Руссо, Д’Аламбером. В 1749 г. Кондильяк становится членом Берлинской академии, а в 1758 г. его приглашают в качестве воспитателянаставника Фердинанда Бурбона – сына Пармского герцога и внука короля Людовика XV. В 1768 г. он возвращается во Францию, где избирается членом Французской академии. Умер Кондильяк в 1780 г.
Основные работы. Диссертация «О существовании Бога», «Опыт о происхождении человеческих знаний», «Трактат о системах», «Трактат об ощущениях», «Трактат о животных», «Курс занятий», «Искусство говорить», «Искусство мыслить», «Искусство писать», «Древняя история», «Новая история», «Язык исчислений», «Логика».
Кондильяк о познании. Главной проблемой философского учения Кондильяка была теория истинного познания. Какова природа познания? Откуда оно возникает в нас? Что делает знание истинным? На все эти вопросы и пытался ответить французский мыслитель, отыскивая наиболее достоверные основы опытного познания мира.
По Кондильяку, существуют три ступени познания. Источником познания выступает опыт, т. е. ощущения, передаваемые нашему разуму органами чувств. Однако эти ощущения не всегда бывают достоверными, опытными, ибо «если у нас появляется ощущение, в действительности в данный момент не наблюдаемое», то это есть не что иное, как память. При этом если «сознание особенно настойчиво занимает какоелибо ощущение, сохраняющее всю свою яркость и живость», то здесь уже нужно говорить о таком явлении нашего разума, как внимание.
Кондильяк об особой роли осязания. Главным свойством человеческой природы, необходимым для приобретения истинного знания, Кондильяк считал осязание, которое он называл основным чувством. Все остальные – слух, зрение, обоняние – также важны, но лишь в приложении к осязанию. Философия Кондильяка носит явно выраженный характер сенсуализма.
Кондильяк об удовольствии и страдании. Итак, если в основе познания лежит ощущение, память и внимание, то что вызывает их появление? Кондильяк отвечает: удовольствие или страдание являются причиной всех процессов, происходящих в нашем сознании и заставляющих нас реагировать на них тем или иным образом. Мы то запоминаем их, то концентрируемся на них, в зависимости от чувства удовольствия или страдания. Именно эти два чувства выступают в качестве «единственного принципа развития наших способностей», в то время как «наши знания и наши страсти являются результатом удовольствия или боли, сопровождающих впечатления от чувств».
Кондильяк о философском языке. Наш философский язык слишком засорен различными пустопорожними словами, терминами и речевыми оборотами, утверждает Кондильяк. Многие философы, которым не хватает таланта и способностей, начинают прикрываться жонглированием такими довольно абстрактными понятиями, как атрибут, бытие, модус, природа, следствие, причина, свобода и т. п. Отсюда вытекает вся неразбериха и путаница, сопровождающая бесчисленное множество философских систем. По мнению Кондильяка, «именно философы виноваты в таком беспорядке. Чем больше им хотелось говорить обо всем… тем более неточно и неверно они выражались. Остроумные, оригинальные, экстравагантные, непонятные, часто они, будто боясь показаться недостаточно умными, прикрывали туманом свои истинные либо мнимые познания».
Источник: Философия. Краткая история.