ЭСТЕТИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЭСТЕТИЗМ

(от греч. aisthetikos - чувственный) - отношении к религии, при котором на первое место ставится эстетика религиозной жизни, а не содержание веры, догматика и цели духовных исканий. Вытекает из убеждения, что эстетическое отношение является основополагающим для разных духовных явлений. Характерен для античной дохристианской религиозности, ориентированной на красоту космоса, а также для некоторых течений христианской мысли, напр., почвенничества в России в XIX в. По резкой оценке Н.Бердяева, "эстетизм есть претензия на рай а грехе".

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Эстетизм
В широком смысле это признание красоты абсолютной, высшей ценностью, а наслаждение ею — смыслом жизни; это культ прекрасного в искусстве и жизни. Как самостоятельное течение в европейской художественной культуре Э. сформировался во Франции в середине XIX в. Его основатели: Т. Готье, Г. Флобер, братья Гонкур. Полного своего расцвета он достиг в викторианской Англии последней четверти прошлого столетия. Наиболее яркие представители: У. Пейтер, О. Уайльд, О. Бердсли, Дж. Уистлер. К началу Первой мировой войны Э. был вытеснен на задний план потоком авангарда. Э. не был исключительно художественным течением, он создал собственную эстетическую концепцию и своеобразную этику. Э., так же как и символизм, был неоромантической реакцией на бурное капиталистическое развитие, выразившееся в промышленной революции и воцарении позитивизма в философии. Для искусства Э. характерны изящество и ирония, пристрастие к манерности и стилизации. Примерами здесь могут служить драматургия и проза О. Уайльда, рисунки О. Бердсли, графика и живопись русских художников «Мира искусства», произведения австрийского живописца Г. Климта. В художественном творчестве и литературе Э. пытался воплотить идею «чистого искусства» (или искусства для искусства). Основу эстетической концепции Э. составляет утверждение независимости красоты и ее основного вместилища — искусства от морали, политики, религии, других форм духовной деятельности. Эстеты, продолжая романтиков начала прошлого века, развивают учение И. Канта о незаинтересованности эстетического суждения (см.: Эстетика). Согласно Э., скептически относящемуся к природной красоте, произведение «чистого искусства» можно создать, используя в качестве исходного строительного материала уже существующие в художественной культуре шедевры. Своими основными противниками в искусстве и теории эстеты считали реалистов и представителей натурализма. Э. предлагает организовать жизнь по законам искусства, т. е. предельно эстетизировать ее. В этом случае приоритет отдается художественным ценностям в ущерб нравственным требованиям. Здесь Э. смыкается с аморализмом ницшеанского толка. Э. начинается с утверждения самоценности переживания прекрасного, а завершением его развития оказывается декаданс, лозунг которого — «переживание ради переживания». Здесь имеется в виду любое переживание без каких-либо ого524 ворок. Утрата всякой меры и ограничения является свидетельством деградации. Такова логика развития Э., обусловленная его погоней за переживанием прекрасного, понятого абстрактно и расплывчато. В конце концов Э. приходит к самоотрицанию, превращаясь в нечто теряющее определенность, и сводится только к погоне за острыми ощущениями, что означает огрубление эстетического вкуса, несмотря на его видимую утонченность. Основные идеи Э. возникли еще в греко-римском эллинизме, процветали они и в средневековой дальневосточной аристократической культуре. Неудивительно, что во времена расцвета европейского Э. возник острый интерес к традиционному искусству Китая и Японии. Реализовать до конца положения своей теории, наиболее последовательно изложенной О. Уайльдом в книге «Замыслы», европейскому Э. не удалось. Лит.: Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М., 1970; Уистлер Док. Изящное искусство создавать себе врагов. М., 1970; Уайльд О. Избранные произведения в двух томах. М., 1993; Jonson R. V. Aesthetism. L, 1969; Small I. The Aesthetes. L., 1979. Д. Яковлев

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

ЭСТЕТИЗМ
комплекс взглядов и убеждений, утверждающих решающее значение художественной культуры, искусства и красоты в жизни общества и каждого человека, совокупность воззрений, ценностных и мировоззренческих ориентаций, выражающих отношения между человеком и действительностью на основе идеала прекрасного; в своем социогуманистическом аспекте Э. — частично утопическая, частично получавшая практическое воплощение программа преображения человека и преобразования капиталистического общества через художественную культуру и внедрение форм красоты в повседневную жизнь людей. Одновременно Э. — это художественная концепция, выражающая свод принципов творчества и художественной духовно-практической деятельности через провозглашение самоценности самостоятельной творческой личности и абсолютного позитивного значения идеала прекрасного и через ориентацию на создание не имеющих аналогий с действительностью артефактов и произведений, превращающихся в особую, облеченную в новые формы красоты реальность. В Э. своеобразно преломились некоторые проблемы европейского гуманизма, поставленные в связи с неприятием далекой от красоты и искусства утилитарной и бездуховной практики индустриальной цивилизации. В этом своем аспекте гуманизм может быть трактован как «этико-эстетическая антропология» (М. Хайдеггер), и западный Э. отличался провозглашением идеала личности, которая не только в сфере искусства, но и в жизни совершенно удалена от практических целей, идеологии и морали собственнического общества. Это сочеталось с утверждением «человека эстетического» (Ф. Шиллер), «человека культуры» — идеального типа, который, будучи ориентированным на культурные ценности, избирает для себя пребывание в сфере культуры и искусства, где раскрывает свой личностный потенциал и реализует свои жизненные интересы. При этом не исключается, что «человек культуры» может проявить свое творческое отношение и к социальным сторонам существования. В России сложилось свое философско-художественное течение «эстетического гуманизма», «жившее верой во внутреннее единство красоты и добра, единство эстетической и моральной оценки» (В.В. Зеньковский). Наконец, Э. нашел свое законченное выражение как художественное направление и общность художественных явлений европейского искусства последней трети ХIХ в. и русского искусства нач. ХХ столетия. Философским истоком Э. можно считать учение Платона (428/427—347) о прекрасном и, в частности, его идеи о духовном становлении человека путем восхождения от чувственного восприятия отдельных красивых предметов к пониманию прекрасных нравов и обычаев и в конце концов к высшему знанию об идеальном мире прекрасного. В дальнейшем глубокое воздействие на формирование Э. оказал И. Кант, который наряду с познавательным и утилитарным выделил в качестве самостоятельного эстетическое отношение. Именно Канту принадлежит общее обоснование Э., т.к. в эстетическом отношении немецкий мыслитель видел одну из сущностных способностей человека: его способность к разумной оценке и сознательному созданию новых форм красоты. Важное значение также имело утверждение о том, что эстетическая деятельность может развиваться вне необходимости, без всяких внешних целей, практических интересов и задач. На формирование всего комплекса идей Э. оказала сильное влияние теория «эстетического воспитания человека» писателя и деятеля немецкого Просвещения Фр. Шиллера (1759—1805). Шиллер прямо связал вопрос о становлении личности с местом красоты, искусства и культуры в жизни общества и практическим осуществлением идеала полноценного, всесторонне развитого человека. Убежденный в негативном воздействии на человека современного государства, Шиллер заявил о самостоятельной и главенствующей роли красоты для становления личности, т.к. именно через эстетическую деятельность человеческая природа «проявляется в такой чистоте и неприкосновенности, как будто бы она еще нисколько не поддалась влиянию внешних сил». В связи с этим особое значение получило суждение Шиллера о том, что только «через красоту ведет путь к свободе», и в этом выразилась убежденность немецкого мыслителя в возможности формирования целостной свободной личности и гармоничного общества на культурно-эстетической основе. Теория «эстетического воспитания» Шиллера не только ставила актуальную для всего XIX в. проблему преодоления противоречий между культурой, искусством и капиталистической цивилизацией, но и предлагала видеть в занятиях искусством не только чисто эстетическую деятельность, но «путь к преодолению созерцательности и пассивности. Оно (искусство. — А.Ф.) освобождает дремлющие в человеке или усыпленные в нем деятельные силы. На место пассивного отношения человека к действительности оно ставит отношение активное» (В.Ф. Асмус). Когда в ХIХ в. в области мировоззрения нарушилось абсолютное господство позитивизма с его органической трактовкой жизни человека и общества, идеями детерминизма и эволюции, подчиняющими себе все формы существования, наступило время философии жизни и Э. В Европе одним из глашатаев Э. стал Фр. Ницше (1844—1900), который заявил, что «существование мира может быть оправдано лишь как эстетический феномен». В конечном счете это означало призыв освободиться от власти погруженной в кризис западной цивилизации во имя торжества активной личности, свободно творящей дотоле небывалый мир красоты и новой культуры. Наряду с этим в Англии оформилась социогуманитарная трактовка Э. в работах Д. Рескина (1819—1900), который с развитием искусства и культуры связывал возможность избежать последствий пагубного влияния на человека индустриальных форм жизни и денежных отношений. В свою очередь, в России критика европейской цивилизации и позитивизма породила свой своеобразный вариант Э., получивший выражение как в философии, так и в художественном сознании эпохи. В частности, у К.Н. Леонтьева (1831—1891) и Вл. Соловьева (1853—1900) эстетический подход к жизни и человеку понимался не только по западному образцу как форма независимой духовной деятельности, но прежде всего означал религиозно-эстетический синтез и религиозно-художественное построение культуры на основе единства добра и красоты во внутреннем мире человека и во всех сферах его существования. В России середины и второй половины ХIХ в. проблемы Э. обсуждались в рамках полемики вокруг понятия «искусства для искусства» с акцентом на признании его самостоятельного значения в жизни общества и утверждением права искусства на красоту и свободу творца от всякого внешнего воздействия. В результате Э. стал одной из попыток преодолеть жесткие детерминистские и эволюционные концепции общественного и человеческого развития, превратившись в своеобразную жизнестроительную программу немедленного и осуществимого преображения человека и преобразования общества, среды обитания людей посредством повсеместного развития и внедрения культуры и искусства, которое перестает восприниматься как простое развлечение или средство заполнения досуга. В области теории творчества и в художественной культуре последней трети ХIХ—нач. ХХ в. Э. оказался связан с провозглашением искусства в качестве одного из важнейших средств обогащения духовного мира человека и духовного общения между людьми на основе безусловного приоритета прекрасного в оценке действительности, культурного наследия и современных произведений искусства. Признание главенства духовноэстетического детерминизма в формировании личности открывало путь для утверждения решающего значения любых форм духовной деятельности, включая художественное творчество при условии как можно большей их удаленности от всяких форм социальной активности. Поэтому признание самоценности красоты, требование непосредственного воплощения эстетического идеала сочетались с почти полным неприятием действительности в качестве источника творчества и исходного материала для создания произведений искусства. Важнейшим источником эстетической деятельности объявлялись формы красоты или жизненный материал, уже переплавленный в образы и картины искусства и культуры. В художественной культуре последней трети ХIХ в. эпоха Э. характеризовалась новым возрождением романтического культа универсально одаренной, ориентированной на эстетические ценности творческой личности и дальнейшим развитием различных форм художественного сознания (живопись, поэзия, проза, музыка, прикладное искусство). Европейский Э. имел свои периоды развития, начальный этап которого относился к 30—50-м гг. ХIХ в. Во Франции ярким выражением Э. стал роман Т. Готье (1811—1872) «Мадемуазель де Мопен» (1836), некоторые его новеллы и сборник стихов «Эмали и камеи» (1852). Своеобразным явлением европейского Э. оказалось произведение датского религиозного философа С. Кьеркегора «Дневник обольстителя» (1843). В Англии становление Э. было связано с творчеством живописцев во главе с Д.Г. Россетти (1828—1882), которые организовали группу «Прерафаэлитское братство». В качестве отдельного художественного направления Э. получил развитие в творчестве художественного критика и писателя У. Пейтера (1839—1894), живописца, поэта и публициста У. Морриса (1834—1896), поэта, прозаика и драматурга О. Уайльда (1856—1900), художника и иллюстратора О. Бердсли (1872—1898). Последнюю треть ХIХ в. можно признать периодом наибольшего развития Э. не только в искусстве, но и в других областях культуры. Именно тогда была предпринята попытка практического воплощения идей об эстетическом преображении ближайшего предметного окружения человека во имя его духовного и нравственного обновления. Очень характерным примером стала деятельность У. Морриса, художника-декоратора, иллюстратора книг, создателя теории эстетической организации среды и одного из основателей современного дизайна. Эстетизм явился одним из базовых признаков стиля модерн, характерного для европейского и русского искусства и художественной культуры конца ХIХ—начала ХХ в. Особое значение приобрело преломление некоторых принципов Э. в теории взаимодействия человека и окружающего мира в условиях динамичного развития индустриальной цивилизации нач. ХХ в. В этом смысле важной вехой оказалась деятельность выдающегося немецкого архитектора, педагога и дизайнера В. Гропиуса (1883—1969), создателя Баухауза (1919) — института художественно-промышленного искусства. Именно он обосновал принципы технической эстетики путем синтеза различных видов искусства, что стало основой более широкой концепции неразрывной связи технократического и эстетического преображения жизни, единства технического и художественного формотворчества в сооружениях, машинах и изделиях. Все это способствовало дальнейшему развитию художественной промышленности и дизайна. В то же время Э. рубежа веков оказался довольно противоречивым явлением, выразившим декадентские, упаднические, пессимистические умонастроения, сочетавшиеся со стремлением полного ухода от жизни, нарочитого, с элементами сенсационности и скандала, вызова общепринятому поведению и нормам общения. Подобное эстетство, изображено, например, в таких известных романах, как «Наоборот» (1884) французского писателя Ж.-К. Гюисманса и «Портрет Дориана Грея» (1890) О. Уайльда. В подобном Э. было стремление полностью заменить обыденность искусством или превратить ее в театрализованный, отрешенный от пошлости и практичности мир. Э. становился особой формулой жизни, стилем «художнического» поведения и мышления, что в творчестве деятелей искусства приводило к эстетической нарочитости и умозрительности, увлечению формальными экспериментами со словом, красками, образами и различными материалами. Все это превращало Э. в форму крайне субъективистского, индивидуалистического самовыражения в художественной культуре и в жизни. В целом по-разному проявивший себя в художественном сознании и различных течениях и направлениях искусства конца ХIХ—нач. ХХ в., Э. оказался глубоко противоречивым и неоднозначным явлением, и в нем прослеживаются сложные судьбы идеалов гуманизма и коренного преобразования жизни индустриальной эпохи ХIХ—начала ХХ века.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Эстетизм хайдеггеровской онтологии

Найман Евгений Артурович
Статья посвящена проблеме эстетических оснований фундаментальной онтологии.
Читать PDF
0.00 байт

ЭСТЕТИЗМ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ: РОМАНТИЗМ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СТ

Козырьков В. П.
Прослежена внутренняя взаимосвязь процесса эстетизации общественных отношений и развития социологии в контексте развития духовной культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Эстетизм как модус культуры в отсутствие трансцендентного

Коковкина A.
Читать PDF
0.00 байт

Философские основы английского эстетизма

Ипполитова Виктория Владимировна
Статья посвящена одной из главных философско-эстетических проблем антиномии «красота польза» и ее решению философами разных стран и веков, в частности теми, кто говорил о «незаинтересованном» характере «Прекрасного», что и явилось
Читать PDF
0.00 байт

Принцип эстетизма в философии К. Н. Леонтьева

Радченко Ксения Дмитриевна
Статья представляет собой исследование различных методологических подходов к трактовке даосских текстов.
Читать PDF
0.00 байт

Принцип эстетизма в философии К. Н. Леонтьева

Авдеева Людмила Ростиславовна
Статья посвящена анализу эстетизма — одного из главных принципов философии русского мыслителя второй половины ХIХ в. К.Н. Леонтьева.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема эстетизации повседневного уровня существования

Думинская Марина Викторовна
Рассматриваются процессы эстетизации повседневной жизни человека, которые приобретают сегодня всеобщий и весьма неоднозначный характер.
Читать PDF
0.00 байт

ЭСТЕТИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Козырьков В. П.
Рассматриваются эстетизм как исторически позднее социальное явление, социальная феноменология современного российского эстетизма.
Читать PDF
0.00 байт

Эстетизация как способ освоения реальности

Статкевич Ирина Алексеевна
Рассматривается феномен эстетизации реальности, под которой понимается одна из трёх основных разновидностей отношений между человеком и окружающим его миром.
Читать PDF
0.00 байт

97. 02. 022. Велш В. Процессы эстетизации: явления, особенности и перспективы. Welsch W. aestheticiz

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
0.00 байт

К типологии религиозного эстетизма (К. Н. Леонтьев и П. А. Флоренский)

Кожурин Антон Яковлевич
Статья посвящена феномену эстетизма в русской религиозной мысли XIX-XX вв. Рассмотрены общие предпосылки этого феномена, а также аналогичные явления в других культурах.
Читать PDF
0.00 байт

Модная идентичность в пересечении диспозитивов габитуализации и эстетизации

Петренко Валерия Владимировна
В статье тематизироеано методическое значение фукинианских принципов диспо-зитивности и дисциплинарности для социальной теории, аналитики субъекта и философии моды.
Читать PDF
0.00 байт

Пути эстетизма

Яковлев Дмитрий Евгеньевич
Читать PDF
0.00 байт

Эстетизация субъективной реальности в философии постмодерна

Воротилин Александр Григорьевич
Статья посвящена проблеме рецепции понятия эстезиса в актуальной философской традиции конца XX века.
Читать PDF
0.00 байт

Эстетизация смысла в феноменологии Мишеля Анри

Мишура Екатерина Сергеевна
Мишель Анри влиятельный французский феноменолог, философия которого до сих пор мало представлена и изучена в России.

Найдено книг по теме — 1