его философские воззрения в области искусствоведения. Незавершенная монография Т. Адорно (см.) «Эстетическая теория» (опубликована в 1970 г.) считается последним крупным исследованием в области философско-метафизической эстетики [1.С. 462]. Т. Адорно был творческим лидером первого поколения философов франкфуртской школы. Его главное устремление состояло в преодолении ведущей к тоталитаризму традиционной социальной теории, что предполагало создание критической теории. Идея Адорно состояла в том, что образцом таковой является эстетическая теория.
Произведения искусства Адорно считал двойственными явлениями — социальными и собственно эстетическими [2. С. 358]. «Искусство осуществляет разрушение конкретного, овеществления, чего не хочет реальность, в которой конкретно-вещное есть лишь маска абстрактного, определенная частность, единичность, экземпляр, только представляющий всеобщее и вводящий относительно него в заблуждение, идентичный в своей вездесущности монополии» [2. С. 49]. Адорно полагал, что конкретный предмет в природе есть всего лишь представитель всеобщего, но, став произведением искусства, он приобретает автономность, его связь с всеобщим разрывается, и торжествует особенное. Искусство расколдовывает мир — «произведения искусства — это вещи, которые тенденциозно, намеренно отрицают собственную вещность» [2. С. 396] — и в этом смысле они расцениваются как скандал: еще бы, ведь преодолевается могущество мира фетишизированных товаров. Вслед за К. Марксом (см.) Адорно стремился отказаться от всяких фетишей.
Сделав заявку на выделение специфики искусства, Адорно оказался в сложнейшей ситуации. Самое трудное в эстетике как раз и состоит в том, чтобы определить специфику искусства. Адорно много рассуждал о загадочности эстетического понимания, невозможности дать ему ясное определение, элементах неопределенности. Центральная же мысль Адорно, как нам представляется, состояла в понимании искусства как освобождения «от насилия идентичности» [2. С. 185]. Такой ход мысли вынуждал Адорно занять скептическую позицию по отношению к науке, в которой, по его мнению, доминирует идентичное, всеобщее. Как освободиться от идентичности? За счет диалектической логики, той самой, которая не знает устали в погоне за новым. Адорно пришлось трансформировать гегелевскую диалектику. Он перешел на рельсы т. наз. негативной диалектики, которая преодолевает идентичность. Неидентичное в произведении есть его дух, а дух связан с истиной (правдой), критика необходима, ибо она переводит опредмеченный дух в его жидкое агрегатное состояние [2. С. 131, 132, 507]. Кажется, что у Адорно наконец-то сошлись концы с концами, но сомнения не оставляли его. В частности, это касается вопроса о соотношении всеобщего и особенного.
Адорно очень не хотелось быть обвиненным в номинализме, в забвении общего. Он явно искал некоторый средний путь между номинализмом и универсализмом. «Хотя произведения искусства не носят понятийного характера и не выносят приговоров и оценок, они логичны» [2. С. 200]. «Отношение между всеобщим и особенным далеко не так просто, как это пытается внушить номинализм, но и не так тривиально, как учит традиционная эстетика, утверждающая, что всеобщее должно стать особенным» [2. С. 292]. И вот тут Адорно высказал интереснейшую мысль, которая, к сожалению, не получила у него должного развития. Речь идет о «череде произведений», которая актуализирует номинализм, внимание к единичному, но, по мысли Адорно, указывает и на всеобщее [2. С. 292]. Идея эстетического ряда произведений искусства используется критиками крайне редко, а между тем она исключительно интересна. Как подчеркивал Адорно, эстетическая истина развертывается в имманентной ей историчности.
Итак, атака Адорно на общее не привела к успеху. В конечном счете ему пришлось признать, что эстетика не может обойтись без общего. Мысль же о том, что ему следует придавать не закостенелую, а подвижную форму исторического ряда нам представляется весьма перспективной. Известная беспомощность Адорно в выражении единства общего и единичного объясняется, на наш взгляд, тем, что он стремился обойтись без ценностной эстетики. Его оценки эстетических ценностей отмечены явной печатью противоречивости.
Адорно был ярым сторонником концепции эстетической истины. Он полагал, что каждое произведение является показателем истины и лжи (фальши) [2. С. 381]. К сожалению, он не сумел придать концепции эстетической истины сколько-нибудь строгую теоретическую форму. И вновь приходится сожалеть, что Адорно в книге, посвященной эстетической теории, не уделил должного внимания самому феномену теории. Жаль. А ведь замысел написать книгу об эстетической теории был хорош. Критическая эстетика Адорно — примечательный образец того, что происходит в современной эстетике с ее околонаучной сумятицей.