ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
совокупность наук о природе. См. Наука, Природа.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
естественные науки, совокупность наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе).

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Естествознание
совокупность наук о природе, естественные науки. Естествознание отличают от обществоведения как совокупности наук об обществе.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Естествознание
совокупность знаний о природе, нередко противопоставляемая обществоведению (наукам об обществе) и техническим наукам. Такое противопоставление весьма условно, так как многие научные дисциплины развиваются на стыках естественных, общественных и технических разделов единой науки как формы общественного сознания. Естествознание включает: математику, физику, химию, биологию, экологию, науки о Земле (географию, геологию, палеонтологию и др.) и человеке (человекознание) как социально-биологическом существе. Синоним: естественные науки. (См. Астрономия, Биология, География, Геология, Медицина, Физика, Химия).

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
традиционное обозначение совокупности наук о явлениях и закономерностях природы. Ориентировано на исследование пространственновременной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития. Наряду с науками об обществе и о мышлении является важнейшей составляющей человеческого знания. Е. — теоретическая основа техники и технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, медицины. В исторической динамике Е. выдвигает ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на все Е. в целом. Происходит повышение роли Е. в жизни общества и возрастание внимания к анализу мировоззренческих, методологических и социальных аспектов современного Е.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Естествознание
совокупность знаний о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе). Указанное противопоставление условно, так как многие научные дисциплины (частные науки) — например, бионика, экология человека и др. — развиваются как междисциплинарные, транс дисциплинарные, на стыке естественных, общественных (гуманитарных) и технических наук. Основной принцип естествознания таков: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Опыт — критерий истины в естествознании. Естествознание общезначимо, т. е. дает истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому оно всегда рассматривалось в качестве эталона объективности. От технических наук естествознание отличается направленностью на познание, а не на преобразование мира, а от математики тем, что исследует природные, естественно и независимо от человека существующие, а не мыслимые, воображаемые, знаковые системы (См. Естественные науки).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
знание (наука) о природе. Стремление и необходимость изучать природу зародились в глубокой древности. Первоначально все знание о природе относилось к физике или физиологии. Не случайно Аристотель называл своих предшественников «физиками» или «физиологами» (от греч.— природа). Именно физика явл. исходной основой Е., т.е. наук о природе. Поск. природа чрезвычайно многообразна по видам объектов, их свойствам и формам движения, то в процессе ее познания формировались разл. естеств. науки: физика, химия, биология, астрономия, геология и др. Каждая из них занимается изучением конкретных свойств природы (материи, движущейся в пространстве и во времени). При обнаружении новых свойств материи появляются новые отрасли Е. и новые разделы в уже сформировавшихся науках. На сегодня естеств. наук насчитывается неск. сотен. Это необходимый этап познания — этап дифференциации наук. Но поск. природа едина, то, след-но, единой должна быть и наука о ней. Это Е. как наука о природе, взятой как единое целое. Дифференциация знаний о природе рано или поздно должна смениться их интеграцией, а Е. должно стать интегративной наукой о природе. Ф.М.Дягилев Ж

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
система наук о природе, одна из 3 осн. сфер знания (наряду с науками об об-ве и мышлении), естеств.-науч. основа науч.-материалистич. мировоззрения. Е. связано с производством и через него оказывает воздействие на жизнь общества. Е. влияет на филос. материализм и диалектико-материалистич. понимание природы, участвует в создании науч. картины мира. Развитие Е. разрушило религ. картину мира (Коперник, Галилей, Ньютон), дало естеств.-науч. обоснование принципа неуничтожимости и несотворимости материи. Дарвинизм создал науч. теорию эволюции, опроверг телеологию и креационизм. Развитие физиологии (Сеченов, Павлов) подготовило естеств.-науч. обосно
вание материалистич. психологии и диалектико-материалистич. теории отражения. Революция в Е. на рубеже 19-20 вв. (Планк, Эйнштейн), углубив представления о структуре материи, ее связях с движением, временем, пространством и т. д., способствовала развитию науч. мировоззрения. Важное материалистич. значение имеют достижения биологии, особенно генетики, раскрывшей наследственные механизмы самовоспроизводства и эволюции живого. Значительно обогатила картину мира совр. астрономия. Идеологич. борьба вокруг достижений Е. подтверждает положение В. И. Ленина, что «естественно-исторические теории, задевавшие старые предрассудки теологии, вызвали и вызывают до сих пор самую бешеную борьбу» (т. 17, с. 17). Совр. фидеизм стремится нейтрализовать материалистич. выводы из данных Е., обосновать возможность его союза с религией. Весь ход развития Е. показывает, что оно является верным союзником филос. материализма в борьбе с религией и идеализмом, за создание науч. мировоззрения. Объективные внутр. процессы дифференциации и интеграции превратили Е. из совокупности отд. наук в целостную всеохватывающую систему знаний о природе, противостоящую религ. мировоззрению. Растет атеистич. потенциал Е., к-рое обогащает принцип материального единства мира, опровергающий ре-лиг. мировоззрение в целом.

Источник: Атеистический словарь

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
обозначение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития. Е. наряду с науками об обществе и о мышлении является важнейшей составляющей человеческого знания. Е. - теоретическая основа техники и технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, медицины. Становление Е. как области научного знания произошло в эпоху Возрождения и было связано с использованием экспериментального метода исследования явлений природы, осуществлением многих географических открытий, представивших исследователям обширный материал по явлениям живой и неживой природы различных стран и континентов. Собирание и систематизация фактов механического, физического, химического и биологического характера послужило основой для зарождения соответствующих естественных наук. Для классической философской традиции характерно сближение Е. с гуманитарным познанием, рассмотрение их в едином ряду целостного постижения единого мира (идеи Гердера об изучении развития живой и неживой природы и человеческой истории как этапов эволюции единого мирового организма; классификация форм движения материи - механической, физической, химической, биологической и социальной - как основа классификации наук у Энгельса и др.). В неклассической философии вопрос о специфике Е. остро ставится в связи с осмыслением специфики гуманитарного познания, эксплицируясь в философии Дильтея в рамках дистанцирования им "наук о природе" и "наук о духе". В рамках Баденской школы неокантианства вопрос о специфике Е. также артикулировался в связи с осмыслением специфики гуманитарного и естественнонаучного видов познания. В развитии Е. могут быть прослежены глубинные закономерности смены парадигмальных установок (см. Наука). В своей исторической динамике Е. выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на все естествознание в целом. В качестве такого лидера может выступать как одна наука, так и некоторое их число (групповое лидерство). В истории Е. можно проследить следующих лидеров: механика (17-18 вв); химия, физика, биология (19 в.); физика (первая половина 20 в.); химия, физика, биология (вторая половина 20 в.). Утверждение в Е. 20 в. группового лидерства связано как с крупными достижениями химии, физики и биологии в познании неживой и живой природы, так и с расширением и углублением связей этих наук с производством, их все большей ориентацией на решение современных задач общества. Все это приводит к повышению роли Е. в жизни общества и возрастанию внимания со стороны общества к нему. Возрастает и интерес исследователей к анализу мировоззренческих, методологических и социальных аспектов современного Е. В своей совокупности они составляют предмет дисциплины философских вопросов П.С. Карако

Источник: Новейший философский словарь

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
вся совокупность наук о природе, рассматриваемых в их взаимной связи, единстве и целостности. Естествознание в этом смысле проделало большой и сложный путь исторического развития от первых натурфилософских учений о природе как едином Космосе древних греков до ее (природы) аналитического расчленения на десятки и сотни предметных областей частных (специальных) естественных наук Нового и Новейшего времени с последующим воссозданием на базе синтетических и интеграционных процессов в естествознании XX в. целостной картины природы как единого в своей основе эволюционирующего Космоса (вторая половина XX в.). Вопросы о выявлении подлинной внутренней связи между всеми частными естественными науками (и прежде всего, между такими главнейшими разделами естествознания, как физика, химия, биология и психология), об их классификации, о возможности (или невозможности) создания их системы по принципам координации и субординации и пр. являются важнейшими вопросами современной философии науки. И надо сказать, что несмотря на наличие в литературе целого ряда интереснейших разработок по этим вопросам, в целом они не только далеки от сколь-нибудь общезначимого решения, но и от ясности. По своему содержанию и методам изучения природных явлений естествознание может быть подразделено на эмпирическое (описательное) и теоретическое; по формам своего влияния на практическую деятельность людей — на фундаментальное и прикладное; по типам своих познавательных установок на— аналитическое и синтетическое и пр., и т. д. Глубокие изменения, которые произошли в естественно-научной картине мира в XX в., изменение самих способов познания природы (и человека как ее части) и принципов субординации внутри единого поля естественных наук дали основания уже в наше время для выделения таких этапов в развитии естествознания, как классическое, неклассичсское и по-стнеклассическое естествознание. Основания и критерии их выделения предлагаются разные. В частности, таким основанием может быть исходное понимание отношения субъекта и объекта научно—познавательной деятельности. Все классическое естествознание исходило из презумпции возможности (и необходимости) их полного и абсолютного различения. Природа как объект познания характеризуется с этой точки зрения набором различных, внутренне присущих ей свойств и законов, познать которые человек может полностью отвлекаясь от особенностей самого процесса познания. Однако в XX в. от этой презумпции пришлось отказаться уже в физике (теория относительности и, особенно, квантовая механика), а тем более при научном изучении душевной жизни человека в психологии (психоанализ, гуманистическая психология). Еще более необходимость учета субъективного, человеческого фактора при научном изучении природы стала проступать в тех разделах современного естествознания, которые имеют дело со сложными и сверхсложными системными образованиями, в которые и сам человек входит на правах лишь части их органической целостности (например, экология). Развитие естествознания к концу XX в. поставило много новых философских проблем, без глубокого изучения которых невозможно сегодня высветить перспективу устойчивого и гармоничного развития человечества в его единстве с природой. (См. природа, наука).
В.Г. Борзенков

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
наука о при роде; совокупность естественных наук. взятая как целое; одна из трех осн. областей человеческого знания (наряду с науками об об-ве и мышлении). Е.— теоретическая основа промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины; естественнонаучный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы. Предмет Е.— различные виды материи и формы их движения, проявляющиеся в природе, их связи и закономерности. По своему содержанию и методу изучения явлении природы Е. может быть подразделено на эмпирическое и теоретическое, а по характеру своего объекта — на неорганическое, имеющее своим предметом формы движения неживой природы (механические, физические, химические и др.), и на органическое, предмет к-рого составляют явления жизни. Этим определяется внутренняя структура Е., классификация наук. Участвуя в выработке естественнонаучной, или “физической”, картины мира, Е., гл. обр. своей теоретической частью (понятия, категории, законы, теории, гипотезы), а также разработкой приемов и методов научного исследования примыкает к философии; оно влияет непосредственно на развитие философии, закономерно обусловливает смену форм материализма в зависимости от создающих эпоху естественнонаучных открытий. С др. стороны, Е. теснейшим образом связано с техникой, с процессом производства. Представляя собой “духовную потенцию производства” (Маркс), Е. тем самым выступает как своеобразная непосредственная производительная сила, причем в процессе строительства социалистического об-ва это социальная функция Е. проявляется все в более полной мере. Общий ход развития Е.— от непосредственного созерцания природы (в древности) через ее аналитическое расчленение (15— 18 вв.), закрепленное и абсолютизированное, а потому превращенное в метафизический взгляд на природу, к синтетическому воссозданию картины природы в ее всесторонности, целостности и конкретности (19—20 вв.). Стихийное проникновение диалектики в Е. в 19 в. осложнилось в 20 в. кризисом Е., причины и пути преодоления к-рого указаны Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм”. В центре совр. Е. до середины 20 в. стояла физика, искавшая способы использования атомной энергии и проникавшая в область микромира, в глубь атома, атомного ядра и элементарных частиц; физика стимулировала развитие др. отраслей Е.— астрономии (космонавтика), кибернетики, бионики, химии, биологии и др. Физика вместе с химией, математикой и кибернетикой помогает молекулярной биологии решать теоретически и экспериментально задачу искусственного биосинтеза, способствует раскрытию материальной сущности наследственности; физика способствует познанию природы химической связи, решению проблем космогонии и космологии. В совр. Е. начинает лидировать уже не только физика, но и целая группа наук (молекулярная биология, кибернетика, макрохимия). Без глубокого изучения философских проблем, к-рые выдвигаются совр. Е., невозможно развивать материалистическую диалектику и успешно бороться против религиозно-идеалистических учений, к-рые и сейчас, так же как и на рубеже 19 и 20 вв., паразитируют на продолжающейся революции в Е. Все возрастающая роль Е. в жизни совр. об-ва с особой силой сказывается в научно-технической революции. Возрастающая роль науки в росте производительных сил, совершенствовании общественных отношений при социализме требует опережающего развития поисковых, фундаментальных исследований в области Е., быстрейшей материализации научных идей в народном хозяйстве, др. сферах человеческой деятельности.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
совокупность наук о природе. Оно изучает природу во всем многообразии ее явлений и процессов, начиная от движения элементарных частиц и кончая жизнедеятельностью организмов. Цель этого изучения состоит в познании законов различных явлений, что открывает человеку путь к покорению природы. Роль Е. в обществе определяется прежде всего его неразрывной связью с практикой, с производственной деятельностью людей. Оно оказывает все возрастающее воздействие на развитие производительных сил и на нынешнем этапе само начинает превращаться в специфическую производительную силу. Успешное создание материально-технической базы коммунизма во многом зависит от развития ведущих отраслей Е. и внедрения их достижений в производство. С другой стороны, Е. способствует формированию представлений о мире в целом; от состояния Е. в немалой степени зависит развитие философии. Е. возникает и развивается под влиянием потребностей производства. Вначале естественнонаучные представления формировались в рамках философии, включавшей в себя в нерасчлененном виде все знания о мире. Постепенно отдельные естественные науки (астрономия, механика, связанная с ними математика) начали выделяться из философии, и в 15 в., когда в связи с развитием капитализма производство достигло такого масштаба, что возникла необходимость в научном решении ряда практических проблем, Е. складывается как самостоятельная отрасль знания. Примерно до 19 в. на Е. лежала глубокая печать метафизики, механицизма. Наибольшее развитие среди других наук получила механика. Прежде чем приступить к исследованию процессов, совершающихся в вещах, нужно было изучить сами эти вещи, а для этого приходилось расчленять их на части и рассматривать каждую часть обособленно от других. Предметы и явления природы считались неизменными, соединенными лишь внешними, механическими связями. С дальнейшим развитием естественных наук (накоплением опытного материала, применением новых методов исследования) оказалось возможным более глубоко раскрыть взаимосвязи в природе, уловить изменения явлений, их взаимопревращения. Особенно важную роль в этом отношении сыграли три великих открытия 19 в.: открытие закона сохранения и превращения энергии, теория клеточного строения организмов и эволюционная теория Дарвина. На грани 19— 20 вв. начался современный период в развитии Е. Он открылся революцией в физике, приведшей к созданию квантовой механики и теории относительности и поставившей на очередь разработку единой теории элементарных частиц. В современном Е. продолжается процесс дифференциации, открываются все новые и новые стороны изучаемых объектов, растет число научных дисциплин. Наряду с этим усиливается и взаимосвязь, взаимопроникновение отраслей знания, объектом изучения все чаще становятся проблемы, возникающие на стыке наук. Так, биофизика, геохимия и другие науки исследуют связь и переход друг в друга различных форм движения материи, кибернетика изучает закономерности, присущие ряду форм движения материи. Достижения Е. последних десятилетий привели к научно-технической революции, сделавшей возможным проникновение человека в космос. Еще более грандиозны перспективы развития естественных наук: это и овладение термоядерными реакциями, таящими в себе неисчерпаемые резервы энергии, и регулирование процессов жизнедеятельности, победа над болезнями и преждевременной старостью и т. д. Естественнонаучные открытия, поскольку они теоретически осмысливаются и приводятся в связь с общей картиной мира, являются объектом борьбы между материалистическим и религиозно-идеалистическим мировоззрением. Идеалистическая философия и религия оказывают отрицательное воздействие на науку, тормозят ее развитие. Они мешают естествоиспытателям делать правильные выводы из своих открытий, навязывают им мысль о непознаваемости мира. Особенно усилились попытки идеализма задушить основную материалистическую тенденцию естественных наук в связи с продолжающейся революцией в Е. (прежде всего в физике), углубившей представления о строении материи, о формах ее существования и движения («Физический» идеализм). Между тем все достижения современного Е. подтверждают диалектико-материалистическое понимание природы, доказывают несотворимость и неуничтожимость материи, неисчерпаемое многообразие ее форм, отсутствие абсолютных граней между природными явлениями. Поэтому только диалектический материализм создает прочную основу для решения тех философских проблем, к-рые возникают в процессе развития естественных наук, для выбора правильных методов исследования. Марксистская философия помогает ученым осознать роль Е. в современном мире и правильно понять их ответственность перед обществом, с тем чтобы научные достижения использовались на благо человека. 

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

естествознание
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — совокупность наук о природных, или естественных, процессах и явлениях. Как таковое противостоит исследованию и конструированию искусственных процессов и систем, с одной стороны, и учениям о сверхъестественном — с другой. Начало естественных наук принято вести от Аристотеля. По определению Аристотеля, «природа, или естество, в первичном и собственном смысле есть сущность, а именно сущность того, что имеет начало в себе самом как таковом». При этом «природа двояка: она есть форма и материя», т.е. объединяет в себе пассивное и активное начала, неопределенность всеобщего субстрата и определенность субстанции, всеобщность и индивидуацию. Природа есть одновременно и множество процессов, и их единство. Эта провозглашенная максима Е., однако, ни в трудах Аристотеля, ни в работах иных античных мыслителей в полной мере реализована не была. Античное Е. распадалось на две практически несвязанные составляющие. Во-первых, шел сбор сведений по отраслям (ботаника, биология, агрономия, география, психология и пр.) и их систематизация. Эти работы демонстрировали тонкую наблюдательность, но не обобщенность или глубину. Во-вторых, развивались умозрительные теории типа «Физики» Аристотеля. Несколько особняком стояли теория Птолемея в астрономии и статика в механике. В целом же исследования природы носили разрозненный характер и не выходили за пределы концептуально-понятийной спекуляции.         Е. заново переживает период становления в эпоху формирования ранней науки в Новое время (16—17 вв.). Подготовительная работа начинается несколько ранее, в 14—15 вв., когда осваивались сочинения арабских ученых и их переводы греческих писателей, к которым прибавлялись материалы, полученные во время великих географических экспедиций и добываемые цеховыми мастерами. С самого начала складывающееся Е. имело ряд особенностей по сравнению с античным. В роли метанауки для него выступает теология, задающая единство научному познанию. Природа в новом понимании — это «тварный мир», созданный совершеннейшим творцом — Богом — и обладающий в силу этого единством, совершенством, гармонией. Ему присущи два рода свойств — интеллигибельные, постигаемые умозрительно, и зримые, чувственно-воспринимаемые. Опорой в познании интеллигибельного, сущностного содержания природы является математика. Постигая сущность природы, исследователь постигает мудрость Творца. Такова была наука Н. Коперника, Г. Галилея, Тихо да Браге, И. Кеплера и др.         В 17 в. начинают закладываться основы классической стадии Е. Роль парадигмы переходит в это время к первой собственно научной, машинно-механистической картине мира, уподоблявшей природу машине, идеальному часовому механизму, запущенному в действие «великим Часовщиком». Вся природа составляет единый механизм. Описание природы строго подчиняется так называемому «принципу Коперника»; мы не должны, не имея на то оснований, предполагать, что занимаем превилигированное положение во Вселенной; иначе говоря, наша часть мира — рядовая, ничем не выделяющаяся среди других компонента природы, своего рода универсальное «пробное тело». Е. строится по нормам теории «Божественного Взора», т.е. предполагается, что существует объективная абсолютная истина, и она достижима с любой степенью приближения. Требования религии («индивидуальное спасение») удовлетворяются принятием наряду с материальной субстанцией субстанции идеальной (пантеизм либо дуализм).         В 1 8 — 1 9 вв. складывается классическое Е., для которого важен принцип вечности и неизменности законов природы, их объективное существование, соответствие законов мышления (логики) законам природы, признание человека частью природы. Закономерность природы выражается во всеобщем детерминизме, согласно которому всякое состояние в вселенной есть причина последующего ее состояния и следствие предыдущего. Всякое различие между земной и небесной механиками снято. Утверждается индуктивный, экспериментальный характер всех наук. Формируется единая научная обобщенная картина мира, опирающаяся на принципы механицизма, но уже не утверждающая машиноподобности всех процессов природы. В этой картине мира теологический довесок в виде Бога становится ненужной исследователю гипотезой. В эту же эпоху возникает и ряд впервые проявляющих себя тенденций. Во-первых, развертывается процесс дифференциации наук о природе, к концу 19 в. начинающий тревожить исследователей опасностью утраты единства наукой (В. Уэвелл). Происходит разграничение физико-химических наук, далеко ушедших вперед по пути математизации, и «естественных» наук — биологии, геологии, географии и пр.,— имевших относительно низкий уровень математизации. Во-вторых, обнаруживается ограниченность механики как эталона и нормы научного описания. В-третьих, в представления о природе проникает учение о развитии. Изменчивость начинает рассматриваться как фундаментальное свойство природы.         Эти черты Е., приобретенные к концу 19 в., получают дальнейшее развитие в 20 в. Наступает закат механицизма. Распространение в естественных науках вероятно-статистических законов обусловливает кризис «лапласовского» детерминизма. На смену «принципу Коперника» приходит антропный принцип, утверждающий реальную бесконечность мира и отрицающий типичность нашей части мира для Вселенной в ее реальной бесконечности. Тем самым отрицается существование единой, вечной и неизменной природы. Е. (наука об естественных процессах) смыкается с наукой об искусственных системах (технические науки), так что одни дополняют другие. Прежнее резкое разграничение объекта и субъекта уступает место доказательству их взаимозависимости и взаимодействия.         ВТ. Иванов         Е. — вся совокупность наук о природе, рассматриваемых в их взаимной связи, единстве и целостности. Е. в этом смысле проделало большой и сложный путь исторического развития от первых натурфилософских учений о природе как едином Космосе древних греков до ее (природы) аналитического расчленения на десятки и сотни предметных областей частных (специальных) естественных наук Нового и Новейшего времени и до последующего воссоздания целостной картины природы как единого в своей основе, эволюционирующего Космоса на базе синтетических и интеграционных процессов в Е. 20 в. Вопросы о выявлении подлинной внутренней связи между всеми частными естественными науками (и прежде всего, между такими главнейшими разделами Е., как физика, химия, биология и психология), об их классификации, о возможности (или невозможности) создания их системы на принципах координации и субординации и пр. — являются важнейшими вопросами современной философии науки. И надо сказать, что, несмотря на наличие в литературе целого ряда интереснейших разработок по этим вопросам, в целом они далеки не только от сколько-нибудь общезначимого решения, но и от ясности. По своему содержанию и методам изучения природных явлений Е. может быть подразделено на эмпирическое (описательное) и теоретическое; по формам своего влияния на практическую деятельность людей — на фундаментальное и прикладное; по типам своих познавательных установок — на аналитическое и синтетическое и т.д. Глубокие изменения, которые произошли в естественнонаучной картине мира в 20 в., изменение самих способов познания природы (в том числе, человека как ее части) и принципов субординации внутри единого поля естественных наук дали основания уже в наше время для выделения таких этапов в развитии Е., как классическое, неклассическое и постнеклассическое Е. Основания и критерии их выделения предлагаются разные. В частности, таким основанием может быть исходное понимание отношения субъекта и объекта научно-познавательной деятельности. Все классическое Е. исходило из презумпции возможности (и необходимости) их полного и абсолютного различения. Природа как объект познания характеризуется с этой точки зрения набором различных внутренне присущих ей свойств и законов, познать которые человек может, лишь полностью отвлекаясь от особенностей самого процесса познания. Однако в 20 в. от этой презумпции пришлось отказаться уже в физике (в теории относительности и особенно в квантовой механике), а тем более при научном изучении душевной жизни человека в психологии (психоанализ, гуманистическая психология). Еще больше необходимость учета субъективного, человеческого фактора при научном изучении природы стала проступать в тех разделах современного Е., которые имеют дело со сложными и сверхсложными системными образованиями, в которые и сам человек         входит на правах лишь части их органической целостности (напр., экология). Развитие Е. к концу 20 в. поставило много новых философских проблем, без глубокого изучения которых сегодня невозможно высветить перспективу устойчивого и гармоничного развития человечества в его единстве с природой.         В.Г. Борзенков

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
280.12 кб

Естествознание и гуманитарные науки: различие и проблема единства в контексте формирования гуманитар

Горбухова Мария Юрьевна
Рассматриваются различие и проблемы интеграции естественно-научного и гуманитарного знания в контексте формирования гуманитарной культуры специалиста-естествоиспытателя, выявляются основные противоречия в науке.
Читать PDF
300.75 кб

Два крыла современной философии естествознание и культура

Данилова Вера Софроновна, Кожевников Николай Николаевич
Рассмотрены естественно-научное и гуманитарное основания современной философии, основные концепции и методологические подходы.
Читать PDF
60.69 кб

Человеческий капитал и современное естествознание

Шишкин Михаил Александрович
Читать PDF
136.74 кб

Материализм и естествознание. Сухов, A. Д. Материалистическое философствование в русском естествозна

Тажуризина З. А.
Читать PDF
651.77 кб

Практики идеального конструирования. Естествознание и жизненный мир

Гутнер Г. Б.
Идеальное конструирование в естествознании рассматривается в его отношении к эмпирическому базису науки. Эмпирический базис науки связан с неявным знанием и встроен в жизненный мир человека.
Читать PDF
978.18 кб

Философия и естествознание

Шлик Мориц
Читать PDF
5.58 мб

В.И. Вернадский и современное естествознание. Пространство и время

Б. В. Поярков
Читать PDF
66.23 кб

Словарь научных терминов: философия, естествознание, культурология

Кожевников Николай Николаевич
Читать PDF
225.23 кб

Естествознание в системе научного знания

Доронина Марина Вячеславовна, Табуркин Вячеслав Иванович
В статье исследуется естествознание в системе научного знания.
Читать PDF
146.58 кб

Проблема детерминизма в современной науке и естествознание

Н. Г. Бондаренко
В статье рассматривается формирование детерминизма как мировоззренческого и методологического принципа, его эволюция и значение в современной науке.
Читать PDF
349.77 кб

Естествознание, гуманитарные науки и философия: Ю. А. Жданов об аспектах их взаимодействия

Титаренко Инна Николаевна
Рассматриваются взгляды Ю.А. Жданова на различные аспекты взаимодействия философии, естественных и гуманитарных наук.
Читать PDF
304.84 кб

К вопросу о соотношении понятий объекта и предмета науки в классическом и неклассическом естествозна

Жуланов Александр Леонтьевич
В статье обсуждается проблема соотношения объекта и предмета науки.
Читать PDF
362.82 кб

«Пролегомены» И. Канта и невозможность вечного двигателя как априорный принцип чистого естествознани

Лобовиков В. О.
Читать PDF
341.22 кб

Проблема региональных онтологий в современном естествознании

Невважай И.Д.
Читать PDF
139.69 кб

Чижова В. М. Антропологическая парадигма отечественного естествознания и медицины / ВолгГАСА. Волгог

Хачатрян А. А.

Похожие термины:

  • Натурфилософия Шеллинга и естествознание

    С первых самостоятельных шагов в философии Шеллинг обращался как к истории естествознания, так и к его современным достижениям. Но делал это скорее не как естествоиспытатель, а как натурфилософ; н
  • ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ XIX в

    период развития естествознания в России, который был связан с обоснованием диалектических закономерностей  развития  природы.  Величайшим  достижение  в  химии  является открытие периодическо
  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ XVII в

    период бурного развития экспериментального естествознания. Значительные успехи были сделаны по исследованию гидростатики и пневматики. Проводимые опыты с «пустотой» привели к открытию газовых
  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ XVIII в

    период возникновения идей развития в науках о природе. Создателем классической механики, обобщившем достижения своих предшественников, по праву считают  Исаака Ньютона (1643-1727). (См.: отдельную ста
  • Классическое естествознание

    этап в развитии естествознания (17–19 вв.), признающий суверенность разума в постижении абсолютной истины и ориентированный на поиск единого, универсального закона бытия, включающего в себя частны
  • Неклассическое естествознание

    этап в развитии концепций естествознания (конец 19 – середина 20 в.), на котором происходит обоснование принципов релятивизма и дополнительности, признается относительность научной истины и осозна
  • Постнеклассическое естествознание

    этап в развитии естествознания (последняя треть 20 в. – настоящее время), для которого характерны интеграция научного знания на основе междисциплинарных методологий, признание ценностной “нагруж
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

    тема частых дискуссий в научных кругах. Часто технические науки понимаются как прикладное естествознание. На первый взгляд кажется, что существует непрерывный переход, хорошо накатанная дорога о
  • ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА ОПЫТНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

    интеллектуальное движение преподавателей Оксфордского университета XIII–XIV вв. Оксфордская школа представляет собой четыре поколения ученых, связанных между собой отношениями учитель – ученик,