ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

- гуманистическое представление о человеке, согласно которому природа человека изначально добра и она - одинакова у всех людей, независимо от веры, культуры, эпохи, страны и пр. Ф.Ницше в XIX в. выступил против этого и потребовал, чтобы все "человеческое, слишком человеческое" было преодолено, а экзистенциализм ХХ в. заявил, что у человека есть существование (экзистенция), но не сущность. Это означало отказ от представления о естественном человеке. Его полемически отвергали и многие христианские мыслители, начиная с Августина, основываясь на том, что невозможно по-настоящему понять человека, оставив без внимания Богочеловека - Иисуса Христа. Образ человека, взятого в своем "естестве", занижен, лишен духовности, ограничен перспективами мира сего, игнорирует "падшесть". Ап. Павел называл естественного человека "плотским", "душевным" или "душою живою" (1 Кор.1.13-15; 15.45 и др.) и противопоставлял его человеку духовному (2.14). Это не означает, однако, что ап. Павел признавал ложным и злым все естественное в человеке, - у язычников, заметил он, совесть и разум свидетельствуют, что "дело Закона у них написано в сердцах" (Рим.2.15). Человеческое не следует приравнивать к ошибочному, а естественное - к тому, в чем Бог отсутствует, но сама идея "естественного человека" - результат обмирщения христианской антропологии. Последняя призывает к большему, чем исцеление естества человека от ран греха: в глубинах "ветхого" естественного человека должен родиться в духе новый человек как центр реинтеграции заслуживающих спасения сил человеческого естества.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Человек, естественный
(Man, Natural).
Это понятие связано с полемикой по поводу "естественной теологии", края пыталась определить, в какой мере может (или не может) познать Бога человек, не обращаясь к Христу. В качестве теологического термина понятие "естественный человек" (всинод, пер.: "душевный") фигурирует у ап. Павла (1 Кор 2:14), крый пользуется словами psychikos ("душевный ") и sarkinos ("плотский"), противопоставляя имpneumaticos ("духовный",  1 Кор 2:13,15; 3:1). Смысл выражения "душевный человек" проясняется в другом месте этого же послания (1 Кор 15:4447), где слово psychikos, снова противопоставленное словуpneumaticos, встречается трижды, а Адам, "душа живущая" (psyche), противопоставляется Христу, Который назван "духомживотворящим" (рпеита).
"Душевный человек" пребывает на "низшем" уровне бытия и жестко обусловлен своей тварной природой, он скован пространством и временем, имеет ограниченные мирские, "плотские" возможности восприятия и познания мира Духа. Поскольку Адам после его сотворения и до падения назван "душой живущей" (1 Кор 15:45), то "душевный человек "  не то же самое, что " падший ". Но "естественное" состояние связано с падением, в результате крого Адам остается только тварью, хотя в той же самой тварной природе с ее неизбежными ограничениями Адаму могли открыться новые возможности для роста. Поэтому " духовный человек " вовсе не свободен от ограничений, присущих тварной природе, но в нем обитает Дух, начинающий открывать двери восприятия, закрытые для "человекадушевного".
S. Motyer (пер. В. Р.) Библиография: W.D. Stacey, The Pauline View of Man: E.Schweizer, TDNT, IX, 66263; G.E. Ladd,/1 Theology of the NT; A.T Lincoln, Paradise Now and Not Yet.
См. также: Естественная теология; Человек (учение о нем); Человек, ветхий и новый.

Источник: Теологический энциклопедический словарь



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
228.93 кб

Человек и род: от естественного права к прайдовому

Панищев А. Л.
В данной статье рассматриваются виды права в их историческом развитии. В конце работы выделяется понятие прайдового права.
Читать PDF
246.96 кб

Концепция «Естественного человека» и сказочное творчество О. Уайльда

Куприянова Е. С.
В процессе анализа сказок О.Уайльда показано, что в творчестве английского писателя происходит заметное переосмысление сложившейся традиции.
Читать PDF
591.53 кб

Естественнонаучные методы познания человека и общества К. Э. Фон Бэра

Тишкина А.Г.
Предметом рассмотрения в представленной статье является научное творчество К. Бэра от открытий в эмбриологии до применения методов естествознания в познании человека, общества и развитии цивилизации.
Читать PDF
368.44 кб

Естественнонаучные, психологические и философские аспекты адаптации человека

Ростовцева М. В., Машанов А. А.
Показана специфика биологической адаптации человека как формы его эволюционного развития, выявлены психологические аспекты адаптационного процесса как механизма достижения человеком психического гомеостаза в результате удовлетворе
Читать PDF
404.15 кб

Философско-антропологические и естественно-научные аспекты целостности человека

Тронина Лариса Анатольевна
В данной статье автор поднимает актуальный вопрос о целостности человека. Эта проблема рассматривается с философско-антропологической и естественно-научной точек зрения.
Читать PDF
604.58 кб

Круглый стол «Человек и свет в естественно-научной и художественной картине мира»

Медведев Борис Абрамович
Представлена работа круглого стола «Человек и свет в естественно-научной картине мира» на секции по истории, методологии и философии оптического образования XII Международной школы для молодых ученых и студентов по оптике, лазерно
Читать PDF
272.92 кб

Круглый стол «Человек и свет в естественно-научной и художественной картине мира»

Медведев Б. А.
Представлена работа круглого стола «Человек и свет в естественно-научной и художественной картине мира» на секции по истории, методологии и философии оптического образования XV Международной школы для молодых ученых и студентов по
Читать PDF
77.63 кб

Особенности естественно-правовой теории Т. Гоббса в контексте метафизики человека

Горяинов О. В.
Читать PDF
455.40 кб

Человек перед лицом голодной смерти: противостояние естественного и искусственного

Константинов Д. В.
Анализируются художественные тексты, в которых воссоздается модель поведения человека в ситуации угрожающей ему голодной смерти. Показывается, что в этой ситуации человек зачастую действует вопреки требованиям физиологии.
Читать PDF
250.67 кб

Круглый стол «Человек и свет в естественно-научной и художественной картине мира. Iii»

Медведев Борис Абрамович
Представлена работа круглого стола «Человек и свет в естественно!научной и художественной картине мира.
Читать PDF
301.88 кб

Естественные и социальные факторы формирования экологической культуры человека и общества1

Захарова Елена Юрьевна
В статье рассматривается роль естественных и социальных факторов в формировании экологической культуры общества и человека в трех сферах системы «общество природа»: совершенствовании очеловечено-природного мира, реконструкции есте
Читать PDF
145.95 кб

Тождество и различие между естественными и историческими потребностями и способностями человека

Полозова В. П.
В статье рассматриваются естественные и исторические потребности и способности человека как две взаимополагающие и взаимоисключающие стороны сущностных сил человека, их тождество и различие, неизбежность их неостановимого саморазв
Читать PDF
96.51 кб

Роль естественных и социальных факторов в формировании экологической культуры человека и общества

Захарова Елена Юрьевна
Рассматривается роль естественных и социальных факторов в формировании экологической культуры общества и человека в трех сферах системы «общество природа»: совершенствовании очеловеченно-природного мира, реконструкции естественног
Читать PDF
194.51 кб

«Возделывая свой сад»: утопия естественного существования человека эпохи Просвещения в пространстве

Приказчикова Е. Е.
Рассматривается реализация садово-парковой утопии эпохи Просвещения на примере «Жизни и приключений…» А. Т. Болотова. Автор анализирует эволюцию утопических представлений эпохи в этом мемуарно-автобиографическом произведении.
Читать PDF
322.42 кб

Изоморфизм как естественный и психологический феномен и его влияние на гармонию отношений человека с

Карнышев Александр Дмитриевич
Нобелевская премия (2014 г.) по физиологии и медицине стимулировала внимание к введенному гештальтпсихологией понятия изоморфизма.

Похожие термины:

  • Естественные права человека

    находятся во взаимодействии с естественными правами других людей, порождая институт права и общественных отношений. Естественные права человека необходимо отличать от прав общества и государст