ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

- гуманистическое представление о человеке, согласно которому природа человека изначально добра и она - одинакова у всех людей, независимо от веры, культуры, эпохи, страны и пр. Ф.Ницше в XIX в. выступил против этого и потребовал, чтобы все "человеческое, слишком человеческое" было преодолено, а экзистенциализм ХХ в. заявил, что у человека есть существование (экзистенция), но не сущность. Это означало отказ от представления о естественном человеке. Его полемически отвергали и многие христианские мыслители, начиная с Августина, основываясь на том, что невозможно по-настоящему понять человека, оставив без внимания Богочеловека - Иисуса Христа. Образ человека, взятого в своем "естестве", занижен, лишен духовности, ограничен перспективами мира сего, игнорирует "падшесть". Ап. Павел называл естественного человека "плотским", "душевным" или "душою живою" (1 Кор.1.13-15; 15.45 и др.) и противопоставлял его человеку духовному (2.14). Это не означает, однако, что ап. Павел признавал ложным и злым все естественное в человеке, - у язычников, заметил он, совесть и разум свидетельствуют, что "дело Закона у них написано в сердцах" (Рим.2.15). Человеческое не следует приравнивать к ошибочному, а естественное - к тому, в чем Бог отсутствует, но сама идея "естественного человека" - результат обмирщения христианской антропологии. Последняя призывает к большему, чем исцеление естества человека от ран греха: в глубинах "ветхого" естественного человека должен родиться в духе новый человек как центр реинтеграции заслуживающих спасения сил человеческого естества.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Человек, естественный
(Man, Natural).
Это понятие связано с полемикой по поводу "естественной теологии", края пыталась определить, в какой мере может (или не может) познать Бога человек, не обращаясь к Христу. В качестве теологического термина понятие "естественный человек" (всинод, пер.: "душевный") фигурирует у ап. Павла (1 Кор 2:14), крый пользуется словами psychikos ("душевный ") и sarkinos ("плотский"), противопоставляя имpneumaticos ("духовный",  1 Кор 2:13,15; 3:1). Смысл выражения "душевный человек" проясняется в другом месте этого же послания (1 Кор 15:4447), где слово psychikos, снова противопоставленное словуpneumaticos, встречается трижды, а Адам, "душа живущая" (psyche), противопоставляется Христу, Который назван "духомживотворящим" (рпеита).
"Душевный человек" пребывает на "низшем" уровне бытия и жестко обусловлен своей тварной природой, он скован пространством и временем, имеет ограниченные мирские, "плотские" возможности восприятия и познания мира Духа. Поскольку Адам после его сотворения и до падения назван "душой живущей" (1 Кор 15:45), то "душевный человек "  не то же самое, что " падший ". Но "естественное" состояние связано с падением, в результате крого Адам остается только тварью, хотя в той же самой тварной природе с ее неизбежными ограничениями Адаму могли открыться новые возможности для роста. Поэтому " духовный человек " вовсе не свободен от ограничений, присущих тварной природе, но в нем обитает Дух, начинающий открывать двери восприятия, закрытые для "человекадушевного".
S. Motyer (пер. В. Р.) Библиография: W.D. Stacey, The Pauline View of Man: E.Schweizer, TDNT, IX, 66263; G.E. Ladd,/1 Theology of the NT; A.T Lincoln, Paradise Now and Not Yet.
См. также: Естественная теология; Человек (учение о нем); Человек, ветхий и новый.

Источник: Теологический энциклопедический словарь