ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
понятие, характеризующее изначальное природное состояние человеческой жизни на Земле до того, как она приняла какие-либо организованные формы. Теории естественного состояния впервые возникли в период средневековья, причем существовало значительное количество их вариаций от некоей идиллистическо-райской интерпретации первобытной жизни до концепций, согласно которым люди в тот период жили разобщенно и находились в состоянии "войны всех против всех" (Гоббс), ведшей либо к полному взаимоуничтожению, либо к заключению некоего общественного договора - предтечи будущего государственного устройства. У Гегеля естественное состояние ассоциировалось исключительно с фактором насилия и с природной жестокостью, поскольку, по его представлениям, мораль и право могут быть институированы и гарантированы лишь в рамках организованного общества и государства.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
(Naturzustand) — понятие, относящееся к концепции Просвещения о естественном праве, обозначающее первобытное состояние человеческой жизни до того, как появились организованные общественные формы, или государственная власть, и когда люди были полностью свободны и жили в соответствии со своей «природой». Представления о естественном состоянии появились в средние века и получили различные толкования от райского счастья всегда мирных и невинных людей до внешне жестокой борьбы всех против всех (Гоббс), которая ведет или к взаимному уничтожению, или к возникновению государства, в основе которого лежит все возрастающая готовность к взаимной договоренности и к общественному договору. Для Гегеля и его предшественников в естественном состоянии могли быть лишь насилие и несправедливость, так как мораль и право возможны лишь в организованном обществе и гарантировать их может только государство. Эта концепция направлена против религиозно-метафизической антропологии, в соответствии с которой человек с самого начала наделяется Богом моральными способностями и поэтому оказывается способным к нравственной жизни и к прогрессивному образованию государства.
Schmidt. Seinserkenntnis und Staatsdenken. Der Subjektsbegriff von Hobbes, Locke und Rousseau als Grundlage des Rechts und der Gesch., 1965.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
лат. status naturalis) — понятие правового и политического сознания, встречающееся у киников и Аристотеля, но приобретшее важное значение в трудах мыслителей 17—18 вв. Т. Гоббс характерной особенностью естественного состояния считал«войну всех против всех», для прекращения которой люди стремятся вступить в «гражданское состояние» и заключить общественный договор. Для Дж. Дакка — это состояние «полной свободы в отношении их (людей. —Т.Д.) действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью» (Два трактата о правлении. — Соч., т. 3. M., 1988, с. 263). Это еще не состояние войны, а лишь ее возможность, предотвращение которой также требует заключения общественного договора. Ж.-Ж. Руссо видел в естественном состоянии «золотой век» человечества, для которого характерно отсутствие политического, правового и имущественного неравенства: «...в первобытном состоянии не было ни домов, ни хижин, ни какого бы то ни было рода собственности» (Рассуждение о происхождении неравенства. — В кн.: Руссо. Трактаты. М., 1969, с. 58). По Руссо, в естественном состоянии не было никакой войны между людьми, ибо им присуща врожденная благожелательность и чувство сострадания. Лишь впоследствии появляются частная собственность и неравенство. Представления о естественном состоянии как «начальном этапе» человеческой истории и одновременно прообразе будущего идеального состояния сыграли важную роль в борьбе идеологов промышленной цивилизации с феодально-сословными институциями.
Т.Б.Дпугач

Источник: Новая философская энциклопедия

ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
понятие, обозначающее первобытное состояние чел. жизни до того, как появились политически организованные формы обществ. жизни или гос. власть, когда люди жили в соответствии со своей «природой». Первые представления о Е.с., согл. к-рым люди в райском саду Эдеме находились в состоянии невинности и счастья, появились еще в Средние века. В Новое время воззрения о Е.с. в осн. развивались в рамках теорий «естественного права» и «общественного договора». Поск. в это время наука еще не накопила достаточный материал о первобытном обве, понятие о Е.с. во мн. было абстрактным. Так, Гроций полагал, что в далеком прошлом существовало Е.с. человечества, в к-ром не было ни гос-ва, ни права, ни частной собственности. Развитие способности руководствоваться разумом и утрата первоначальной простоты побудили людей заключить обществ. договор о создании гос-ва и перейти в обществ. состояние. Гоббс также считал, что в Е.с. не существовало собственности, морали, права, публичной власти и каждому было позволено делать все, что ему угодно. Так возникает состояние «войны всех против всех», к-рая приводит людей или к взаимному уничтожению, или к заключению всеобщего соглашения и учреждению гос-ва. Локк и Монтескье, напротив, были убеждены, что в Е.с. отсутствовала всеобщая вражда, а люди подчинялись естеств. законам (мир, стремление добывать себе пищу, обращенная к др. просьба, желание жить в об-ве). В результате действия этих з-нов люди перешли в обществ. состояние без всякого обществ. договора. Лишь при создании гос-ва появляется публичное право и возникает полит. состояние. Руссо исходил из концепции т.н. «гипотетического» Е.с. По его мнению, сначала люди существовали в состоянии «прекрасной дикости». Они были равны, свободны и независимы, хотя их потребности были немногочисленны, а собственность отсутствовала. В Е.с. человека нельзя назвать ни добрым, ни злым, поск. между людьми еще не было нравств. отношений и правовых обязанностей. Однако вскоре люди изобрели иск-во добывания металлов и земледелие, открыв путь к цивилизации, что повлекло за собой установление частной собственности и, как следствие, возникновение соц. неравенства. Для Гегеля в Е.с. могли существовать только насилие и несправедливость, поск. мораль и право возможны лишь в организованном об-ве и гарантировать их может только разумно устроенное гос-во. Т.о., концепция Е.с. была направлена против христ. религ.-метафизич. антропологии, в соответствии с к-рой человек с самого начала наделяется Богом моральными императивами и потому оказывается способным к нравств. и правовой жизни и образованию гос-ва. С развитием в XIX в. археологических исследований, накоплением культ.-антропологич. и истор. знаний о первобытных об-вах понятие Е.с. теряет свою ценность для науки и становится всего лишь умозрительной конструкцией. Р.А.Бурханов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь