понятие, характеризующее изначальное природное состояние человеческой жизни на Земле до того, как она приняла какие-либо организованные формы. Теории естественного состояния впервые возникли в период средневековья, причем существовало значительное количество их вариаций от некоей идиллистическо-райской интерпретации первобытной жизни до концепций, согласно которым люди в тот период жили разобщенно и находились в состоянии "войны всех против всех" (Гоббс), ведшей либо к полному взаимоуничтожению, либо к заключению некоего общественного договора - предтечи будущего государственного устройства. У Гегеля естественное состояние ассоциировалось исключительно с фактором насилия и с природной жестокостью, поскольку, по его представлениям, мораль и право могут быть институированы и гарантированы лишь в рамках организованного общества и государства.
ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Источник: Философский энциклопедический словарь
ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
(Naturzustand) — понятие, относящееся к концепции Просвещения о естественном праве, обозначающее первобытное состояние человеческой жизни до того, как появились организованные общественные формы, или государственная власть, и когда люди были полностью свободны и жили в соответствии со своей «природой». Представления о естественном состоянии появились в средние века и получили различные толкования от райского счастья всегда мирных и невинных людей до внешне жестокой борьбы всех против всех (Гоббс), которая ведет или к взаимному уничтожению, или к возникновению государства, в основе которого лежит все возрастающая готовность к взаимной договоренности и к общественному договору. Для Гегеля и его предшественников в естественном состоянии могли быть лишь насилие и несправедливость, так как мораль и право возможны лишь в организованном обществе и гарантировать их может только государство. Эта концепция направлена против религиозно-метафизической антропологии, в соответствии с которой человек с самого начала наделяется Богом моральными способностями и поэтому оказывается способным к нравственной жизни и к прогрессивному образованию государства.
Schmidt. Seinserkenntnis und Staatsdenken. Der Subjektsbegriff von Hobbes, Locke und Rousseau als Grundlage des Rechts und der Gesch., 1965.
Schmidt. Seinserkenntnis und Staatsdenken. Der Subjektsbegriff von Hobbes, Locke und Rousseau als Grundlage des Rechts und der Gesch., 1965.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
лат. status naturalis) — понятие правового и политического сознания, встречающееся у киников и Аристотеля, но приобретшее важное значение в трудах мыслителей 17—18 вв. Т. Гоббс характерной особенностью естественного состояния считал«войну всех против всех», для прекращения которой люди стремятся вступить в «гражданское состояние» и заключить общественный договор. Для Дж. Дакка — это состояние «полной свободы в отношении их (людей. —Т.Д.) действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью» (Два трактата о правлении. — Соч., т. 3. M., 1988, с. 263). Это еще не состояние войны, а лишь ее возможность, предотвращение которой также требует заключения общественного договора. Ж.-Ж. Руссо видел в естественном состоянии «золотой век» человечества, для которого характерно отсутствие политического, правового и имущественного неравенства: «...в первобытном состоянии не было ни домов, ни хижин, ни какого бы то ни было рода собственности» (Рассуждение о происхождении неравенства. — В кн.: Руссо. Трактаты. М., 1969, с. 58). По Руссо, в естественном состоянии не было никакой войны между людьми, ибо им присуща врожденная благожелательность и чувство сострадания. Лишь впоследствии появляются частная собственность и неравенство. Представления о естественном состоянии как «начальном этапе» человеческой истории и одновременно прообразе будущего идеального состояния сыграли важную роль в борьбе идеологов промышленной цивилизации с феодально-сословными институциями.
Т.Б.Дпугач
Т.Б.Дпугач
Источник: Новая философская энциклопедия
ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
понятие, обозначающее первобытное состояние чел. жизни до того, как появились политически организованные формы обществ. жизни или гос. власть, когда люди жили в соответствии со своей «природой». Первые представления о Е.с., согл. к-рым люди в райском саду Эдеме находились в состоянии невинности и счастья, появились еще в Средние века. В Новое время воззрения о Е.с. в осн. развивались в рамках теорий «естественного права» и «общественного договора». Поск. в это время наука еще не накопила достаточный материал о первобытном обве, понятие о Е.с. во мн. было абстрактным. Так, Гроций полагал, что в далеком прошлом существовало Е.с. человечества, в к-ром не было ни гос-ва, ни права, ни частной собственности. Развитие способности руководствоваться разумом и утрата первоначальной простоты побудили людей заключить обществ. договор о создании гос-ва и перейти в обществ. состояние. Гоббс также считал, что в Е.с. не существовало собственности, морали, права, публичной власти и каждому было позволено делать все, что ему угодно. Так возникает состояние «войны всех против всех», к-рая приводит людей или к взаимному уничтожению, или к заключению всеобщего соглашения и учреждению гос-ва. Локк и Монтескье, напротив, были убеждены, что в Е.с. отсутствовала всеобщая вражда, а люди подчинялись естеств. законам (мир, стремление добывать себе пищу, обращенная к др. просьба, желание жить в об-ве). В результате действия этих з-нов люди перешли в обществ. состояние без всякого обществ. договора. Лишь при создании гос-ва появляется публичное право и возникает полит. состояние. Руссо исходил из концепции т.н. «гипотетического» Е.с. По его мнению, сначала люди существовали в состоянии «прекрасной дикости». Они были равны, свободны и независимы, хотя их потребности были немногочисленны, а собственность отсутствовала. В Е.с. человека нельзя назвать ни добрым, ни злым, поск. между людьми еще не было нравств. отношений и правовых обязанностей. Однако вскоре люди изобрели иск-во добывания металлов и земледелие, открыв путь к цивилизации, что повлекло за собой установление частной собственности и, как следствие, возникновение соц. неравенства. Для Гегеля в Е.с. могли существовать только насилие и несправедливость, поск. мораль и право возможны лишь в организованном об-ве и гарантировать их может только разумно устроенное гос-во. Т.о., концепция Е.с. была направлена против христ. религ.-метафизич. антропологии, в соответствии с к-рой человек с самого начала наделяется Богом моральными императивами и потому оказывается способным к нравств. и правовой жизни и образованию гос-ва. С развитием в XIX в. археологических исследований, накоплением культ.-антропологич. и истор. знаний о первобытных об-вах понятие Е.с. теряет свою ценность для науки и становится всего лишь умозрительной конструкцией. Р.А.Бурханов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь