ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
право природное) - учение об идеальном, не зависимом от государства праве, вытекающем будто бы из разума и природы человека. Наибольшее распространение получило в ХVII-ХVIII вв. в Западной Европе. Его сторонники: Спиноза, Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах. Согласно их учению, в сознании всех людях действует один и тот же мировой разум, поэтому естественное право для всех одинаково, независимо от времени и места и неизменно.

Источник: Тематический философский словарь

Естественное право
в европейской философско-правовой традиции – прирожденное, изначальное, независимое от государства, право человека (на жизнь, свободу, обладание собственностью), вытекающее из разума и природы человека. Возникло в античную эпоху (Сократ, Платон и др.). В Средние века считалось разновидностью божественного закона (Фома Аквинский). В эпоху буржуазных революций использовалось для обоснования естественности зарождающегося буржуазного общества (Спиноза, Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах, Кант, Радищев и др.).

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Право естественное
на самом свойстве внутренней природы человека основанное полномочие его — действовать и обнаруживать свою деятельность, для своего совершенствования. Но так как в обществе каждый имеет подобное право, то оно неразрывно в каждом и с обязанностью — уважать право других. Таким образом, происходит более широкое понятие права как совокупности всех правомерных отношений между людьми. Право бывает естественное, когда оно определяется только свойством и законом человеческой природы; бывает положительное, когда оно образуется как дополнение, как частное, видоизменяющееся исполнение или осуществление естественного права в данное время, в данном месте.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Естественное право
учение об идеальном, независимом от государства праве, вытекающем будто бы из разума и «природы» человека. Идеи Е. п. были выдвинуты уже в античную эпоху (Сократ, Платон и др.), в средние века Е. п. считалось разновидностью божественного закона (Фома Аквинский). Наибольшее распространение идеи Е. п. получили в период буржуазных революций на Западе (17—18 вв.). Сторонники учения о Е. п. — Граций, Спиноза, Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах, Кант, Радищев и др. — использовали его для критики феодализма, обоснования «естественности» и «разумности» буржуазного об-ва. В период империализма идеи Е. п. в сильно искаженной форме используются — особенно в социальной демагогии католической церкви — для защиты капитализма.

Источник: Философский словарь. 1963

Естественное право
право, данное человеку природой, не нуждающееся в декларациях и правовых институтах. Существует международная практика представлять, что это не так, являющаяся, по сути, ущемлением естественных прав человека (так называемый институт или "Декларация прав человека"). Кроме этой декларации, естественные права у человека пытаются отнять и различные общественные институты под вывеской борьбы за права человека. Естественные права неотторжимы от их носителя.
К естественным правам можно отнести: право жить на поверхности планеты Земля, размножаться, добывать пищу и участвовать в любых информационных процессах, необходимых для сохранения собственной жизнедеятельности. Естественные права по сути являются свойствами человека.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
представление, согласно к-рому право коренится в самой природе человека. В античной мысли (софисты, Сократ, Платон, Аристотель, впоследствии стоики) Е. п. выступает как нравств. идея: нормы морали определяются порядком, организующим все существующее в упорядоченный космос. Представление о Е. п. связано с сомнением в состоятельности существующих, санкционированных богами правовых установлений. В христ. мысли (Августин, Фома Аквинский! Е.п. выводит правовые установления (естеств. закон) из «божеств, закона», заложенного в человеч. природе актом божеств, творения. Позднее понятие «Е. п.» разрабатывалось гл. обр. в католич. теологии. В протестантизме эта концепция либо не была принята, либо опровергалась. Просветители 17 ? 8 вв. создали свое учение о Е. п., выступавшее как орудие идеологич. борьбы против феод. строя и господств, церкви.

Источник: Атеистический словарь

Естественное право
совокупность принципов, правил, ценностей, принимаемых за предшествующие, независимые и определяющие позитивное право. В зависимости от основания, принимаемого в качестве «естественного», выделяются разные типы естественного права:
-       Космологическое, связывающее право с упорядоченностью, законосообразностью природы (космосы, Мира, Универсума);
-       Теологическое, выводящее нормативные предписания из божественной воли;
-       Рационалистическое, апеллирующее к разуму;
-       Антропологическое, выводящее право из природы человека
Тем самым Е.П. может рассматриваться в качестве существующего до позитивного права (как закон природы или воля Бога), над позитивным правом (как моральный и философский идеал), в самом позитивном праве (как его разумное ядро).
Е.П. выступает в качестве идеальной первоосновы позитивного права, как правовой идеал должного в отношениях между людьми, как оценочная категория законодательной системы государства по универсальным философским, моральным и религиозным основаниям.

Источник: Философия права, словарь-минимум

Естественные права
свойства человека, то есть права (свойства), данные ему от природы.
Основные естественные права человека: право иметь нормальную физиологию (быть здоровым) и психологию (думать), право бороться за существование и умереть естественной смертью, право размножаться и иметь семью. Общество, да и вся живая природа, всячески ограничивают (явными и неявными способами) эти и другие естественные права человека, причем общество делает это, создав институт общественных прав.
Институт общественных прав регулирует отношения между человеком и другими людьми. В замкнутой системе, каковой является наша планета, наличие отношений создает ситуацию, при которой реализация всех своих прав одним человеком приводит к ограничению соответствующих, либо сопутствующих прав других людей.
Особенностью института общественных прав человека является то, что в нем понятие права бессмысленно без понятия обязанности; по всей видимости, именно бессмысленность рассмотрения их вне взаимосвязи и легла в основу идеи "Всеобщей декларации прав человека", принятой ООН в 1948 году 10 декабря, где в статье 29-й сказано:
"1 . Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций".
Что такое справедливые требования - остается непонятным. Наличие прав и обязанностей человека обеспечивает свойство данной Декларации оставаться (быть) именно декларацией.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Естественное Право
Право, «вписанное» в природу или разум вне зависимости от того или иного действующего законодательства; своего рода право, предшествующее всякой правовой системе, универсальное и служащее основой и нормой для различных видов действующего права. На практике каждый вкладывает в понятие естественного права свои собственные представления (скажем, Локк (106) включал в него свободу, равенство, частную собственность и смертную казнь), что, конечно, очень удобно, но, к сожалению, не решает ни одну реально существующую проблему. Что говорят природа или разум об абортах, эвтаназии или смертной казни? О праве на труд и предпринимательство? О легализации легких наркотиков? О том, какой государственный строй лучше других? В зависимости от поддерживаемой концепции естественного права им можно обосновать и превосходство абсолютной монархии (Гоббс), и превосходство демократии (Спиноза). Уже одно это свидетельствует о крайней обтекаемости понятия. Возьмем, например, права человека. Они определяются не природой, а человечностью, не разумом, а волей. Что касается моего личного мнения, то я бы сказал, что естественное право это вообще не право, а простая констатация фактического расклада сил, царящего в обществе. «Под правом природы я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, то есть самую мощь природы. И потому, – пишет Спиноза, – естественное право всей природы, каждого индивидуума, следовательно, простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь. Значит, все то, что каждый человек совершает по законам своей природы, он совершает по высшему праву природы и имеет в отношении природы столько права, какой мощью обладает» («Политический трактат», глава II, 4). Именно таким образом, уточняет философ в другом сочинении, рыбы по «естественному праву владеют водой, и притом бо́льшие пожирают меньших» («Богословско‑политический трактат», глава XVI). Это и есть закон джунглей, от которого нас отделяет только действующее право.

Источник: Философский словарь.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
(Naturrecht) — подготовленный отдельными софистами, Сократом, Платоном и киниками, обоснованный стоиками взгляд на право, согласно которому право заложено в природе, т. е. в самой сущности человека; так как, согласно учению Стой и родственных ей направлений, а впоследствии также и просветителей XVII и XVIII вв., во всех людях действует один и тот же мировой разум, то естественное право для всех одинаково, независимо от времени и места и неизменно. С точки зрения христианства, особенно в схоластике и неосхоластике, естественное право является следствием божественного закона, заложенного в человеческую природу актом творения. Чуждое церковному толкованию учение о естественном праве развивалось особенно в XVII и XVIII вв.; его главными представителями являются Боден, Альтузий, Гроций, Гоббс, Пуффендорф, Томазий, Лейбниц, Христиан Вольф и Кант, хотя по отдельным вопросам их взгляды нередко значительно расходятся. В XIX в. понимание права как естественного отступило на второй план, в частности, в результате соперничества с «исторической школой права» (см. Историзм), которая признавала только «позитивное» право, т. е. установленное законами и в законах осуществляющееся; см. Философия права.
Stadtmüller. Das N. im Lichte der geschieht!. Erfahrung, 1948; H. Kipp. N. und moderner Staat, 1950; L. Strauss. Natural Right and History. Chicago, 1950, dt. 1956; H. Welzel. N. und materiale Gerechtigkeit, 1951; F. Flückinger. Gesch. des N.s, I, 1954; E. Wolf. Das Problem der N.slehre, 1955; R. Marcic. Das N. als Grundnorm der Verfassung, 1963; A Leinweber. Gibt es ein N.?, 1965; W. Röd. Geometr. Geist und N.. 1970; A. Verdroß. Statischer und dynamischer N.sbegriff, 1971; W. Rosenbaum. N. und positives Recht, 1972; F. Böckle/E. W. Böckenförde (Hgg.). N. in der Kritik, 1973; E. Zacher. Der Begriff der Natur und das N.. 1973; H. MacCoubrey. The Development of Naturalist Legal Theory. London, 1987; R. Marcic/I. Tammelo. N. und Gerechtigkeit, 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
Понятие зародилось еще в Древней Греции, а само это выражение («jus naturale») ввели в обиход римские юристы. В Античности поп естественным правом понимали существующую от природы справедливость. Оно противопоставлялось праву реальному (положительному) как некий абсолютный образец. Естественное право мыслилось как единое, общее для всех людей (иногда - и для животных), его источником является природа и божество, в то время как положительное право создается людьми, и у каждого народа оно свое. От римских юристов понятие естественного права было усвоено средневековой мыслью, которая стала считать Бога его единственным источником, учредившим его для счастливой жизни в раю.
В Новое время подчеркивалось, что естественное право разумно, так что даже Бог не смог бы его изменить, ибо это означало бы противоречить самому себе как Великому Разуму. В естественном праве по-прежнему видели источник как морали, так и собственно права, не различая, таким образом, морального и юридического. Также не всегда проводилось различие между естественным правом и естественным законом. У некоторых мыслителей (Г.Гроций, Б. Спиноза) они сливаются в единый, естественный источник положительного права и государства. Гоббс и Локк настаивают на том, что право - это прежде всего свобода делать или не делать что-то, в то время как закон есть необходимость - он повелевает или запрещает. Гоббс, определяя естественное право, подчеркивает, что это «свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т. е, собственной жизни». Наследи идей подобной трактовки естественного права можно считать современную доктрину прав человека.
Концепции естественного права стали в Новое время популярными потому, что соответствовали насущным задачам эпохи, главным содержанием которой было политическое самоутверждение буржуазии в борьбе с феодальными порядками. Однако, в XIX в. многие ученые стали относиться к данному понятию как к анахронизму. Taк продолжалось до середины XX в., когда эта древняя идея вновь актуализировалась.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
понятие, употребляемое во многих домарксистских и немарксистских учениях о государстве и праве. Оно обозначает «вечное», «неизменное» право, якобы обусловленное особенностями природы человека, к-рая понимается абстрактно, независимо от его классовой принадлежности. Чаще всего естественный правовой порядок противопоставлялся действующему в данном государстве праву, как воплощение разума, справедливости. В действительности «эта справедливость всегда представляет собой лишь идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений» (Энгельс). Поэтому в различных философских и политических учениях нормы Е. п. получали различное толкование, в зависимости от того, чьи интересы выражали философы и политические деятели. Учения о Е. п. появляются еще в древности (софисты, Платон, Аристотель, Цпцерон и др.). Но представления древних о естественных правах человека не выходили из рамок рабовладения. Доктрина Е. п. использовалась и средневековыми теологами (Фома Аквинский). С ее помощью освящались сословное неравенство,. феодальная иерархия и т. п., к-рые объявлялись «естественными», не противоречащими божественным установлениям (идеям «священного писания»). Прогрессивный характер получает теория Е. п., когда она берется на вооружение идущей к власти буржуазией. Ее идеологи объявляют неотъемлемыми, естественными правами человека право на свободу, равенство всех перед законом, право собственности и т. д. Феодальные порядки (сословные привилегии, произвол монарха и т. д.) рассматривались как противоречащие природе человека. Сторонниками теории Е. н. были Гуго Гроций, Спиноза, Гоббс, Монтескье, Гольбах, Руссо, Радищев и др. С приходом к власти буржуазия уже не нуждалась в естественно правовом учении, которое стало подвергаться критике со стороны ряда ее представителей (И. Бентам, О. Конт и др.). В эпоху империализма буржуазия использует учение о «естественных правах» человека для борьбы против социализма, для оправдания вмешательства во внутренние дела других государств. Современным буржуазным теориям Е. п. свойственны отрицание роли народа в процессе развития общества, защита экономического и политического неравенства и т. д.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
одно из широко распространенных понятий политич. и правовой мысли, обозначающее совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естеств. природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и гос-ва. Е. п. выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политич. обществе правовой системы и закрепляемого ею строя обществ. отношений. В апологетич. концепциях этот строй и действующее право объявлялись соответствующими Е. п. и естеств. справедливости; в концепциях, требовавших социальных преобразований, существующий порядок отношений и право объявлялись несоответствующими Е. п. и справедливости. Ф. Энгельс отмечал, что Е. п. и естеств. справедливость представляют собой «... идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 18, с. 273).
Идея Е. п. развивалась уже в древности, особенно в антич. мире; она использовалась греч. софистами, Аристотелем и особенно активно стоиками. Цицерон утверждал, что закон гос-ва, противоречащий Е. п., не может рассматриваться как закон. В средние века Е. п. носило по преимуществу теологич. форму, являясь составной частью религ. учений (напр., у Фомы Аквинского). И в совр. период идея Е. п. остается составной частью офиц. теологич. и политич. доктрины католич. церкви (см. Неотомизм).
Свое наивысшее социальное звучание идея Е. п. получила в 17-18 вв. в качестве осн. идеологич. орудия борьбы прогрессивных сил общества с феод. строем. Идеологи Просвещения Локк, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбах, Радищев и др. широко использовали идею Е. п. для критики феод. порядков как противоречащих естеств. справедливости. В этих концепциях Е. п. выступало в качестве неизменных принципов природы человека и его разума, к-рые должны быть выражены в действующих законах. Идеи Е. п. нашли отражение в амер. Декларации независимости (1776), во франц. Декларации прав человека и гражданина (1789) и др. актах. В тот же период (17-18 вв.) активизировались попытки оправдания при помощи Е. п. феодальноабсолютистских режимов (напр., С. Пуфендорф в Германии).
С упрочением капиталистич. строя бурж. идеологи 19 в. отказались от Е. п., объявив бурж. строй единственно возможным и справедливым, не нуждающимся в надзаконных оценочных критериях. Но в 20 в. происходит процесс т. н. возрождения Е. п. После 2-й мировой войны в Зап. Германии, Италии и нек-рых др. странах Е. п. использовалось, с одной стороны, для отмежевания от фаш. идеологии, а с другой - для того, чтобы воспрепятствовать далеко идущим социальнополитич. реформам. «Возрожденное Е. н.» испытывает сильное влияние клерикализма, а также придает понятию Е. п. прагматистский характер (напр., E. u. с «меняющимся содержанием» или экзистенциалистское «Е. п. конкретной ситуации»).
Марксистский матсриалистич. подход к праву как отражению экономич. и нолитич. структуры классового общества делает излишним понятие «Е. п.» в качестве предпосылки существования и обязательности действующего права; в обществе может быть только одно право, устанавливаемое гос-вом, а в своей нравотворческой деятельности гос-во связано принципами данного социального строя, к-рые определяются не «природой человека», а социально-экономич. строем и способом нроизва. Вместе с тем марксизм не считает ложным все то, что стоит за понятием E. п. Он придает важное значение неотчуждаемым правам человека (нации, народа), а в оценке действующего права отводит важную роль идеалам и ценностям (в т. ч. и справедливости), считая их, однако, социально обусловленными, классовыми, исторически меняющимися, а не априорными категориями.

Источник: Советский философский словарь

Естественное право
(Natural Law).
Божественно установленные и укорененные в человеке нравственные принципы, крые можно постичь посредством разума. Естественное право не еледует путать с "законами природы", крые заняли столь важное место в естественных науках XVIIIXIXbb., хотя в историческом плане эти два понятия имели точки пересечения и соприкосновения. Естественное право относится гл. обр. к сфере этики и связано прежде всего с католической теологией. Опираясь на естественное право, Церковь получила возможность сформулировать социальноэкономические, юридические, нравственные и политические положения на основе философского фундамента, являющегося, как считается, общим для всего человечества.
Понятие "естественноеправо" восходит к античности. Аристотель учил, что нравственный порядок и права человека следует выводить посредством разума из объективного космического порядка, наилучшую реализацию крого философ усматривал в городегосударстве. Стоики придали этой идее универсальный характер, оказав тем самым сильное влияние на римскую этическую и юридическую мысль, края, можно считать, формирует интеллектуальный мир раннего христианства, особенно латинских отцов Церкви. В Рим 2:1415 ап. Павел говорит о законе, "написанном в сердцах " язычников, в соответствии с крым они будут судимы; этот закон во всех случаях (Рим 1:2427; 1 Кор 11:14) подразумевает определенные виды сексуальных отношений, считая их направленными " против природы ". Августин в спорах с язычниками и манихеями доказывал, что воля Божья вечный закон, одновременно естественный и нравственный, крый правит всем мирозданием; однако, как и ап. Павел, он рассматривал нравственный закон через призму веры и откровения, а не разумай философии.
Впервые понятие "естественное право" в том виде, в к-ром оно обрело фундаментальный и в значительной степени нормативный характер для современного католицизма, разработал Фома Аквинский, осуществивший великий труд синтеза Евангелия и греческой философии. Фома учил, что "вечный закон" посредством крого Бог сотворил все сущее, применительно к человеку и человеческой природе, стал "естественным правом"(iusnaturae). Благодаря ему человек имел потенциальную возможность сполна реализовать свое божественное назначение, но в силу данной ему свободы мог проявить и непослушание. Поскольку право вытекало из сути вещей, человек мог постичь и логически вывести его посредством одного разума, хотя о нем можно прочесть в Св. Писании и легко обрести по вере. Для Фомы Аквинского естественное право воплощает в себе прежде всего возможность "делать добро и избегать зла", "золотое правило" (Мф 7:12) и вторую скрижаль Закона, но включает и социальные требования, в т.ч. закон моногамного брака и права на владение собственностью. Задача человеческой совести применить непреложные общие принципы, постигаемые разумом, к конкретным обстоятельствам.
Дуне Скот и Оккам возводили естественное право к воле Божьей, а не к сущности вещей. Протестантские реформаторы тоже не отвергали термина и понятия " естественное право ", но отождествляли его с волей Божьей, выраженной в Св. Писании, и ставили вопрос о самой возможности падшего человека прийти к естественному праву собственным разумением. В Новое время, начиная, вероятно, с Гуго Гроция, естественное право стали рассматривать все более независимо от его религиозной основы; оно оказало глубокое влияние на мировую социальную и политическую мысль, поскольку провозглашало всеобщие и неотчуждаемые естественные права человека. Кант и большинство современных философов отрицали скольконибудь заметную связь между этикой и рациональным законом, постигаемым в природе вещей. Тем не менее за последнее столетие теория естественного права в Католической церкви пережила настоящее возрождение. Она в значительной степени легла в основу социального законодательства папы Льва XIII и повлияла на знаменитые установления ПавлаУ1 об отношениях полов(Нитапае Vitae). При американских католических университетах до сих пор существует много организаций и изданий, крые стремятся применить теорию естественного права к современным общественным, нравственным и законодательным проблемам. Ряд современных протестантских мыслителей (в т.ч. некрые шотландские "реалисты здравого смысла", Э.Бруннер и, несколько особняком, А. Кейпер со своими учениками) видят преимущества теории естественного права в том, что она дает возможность решать социальные и этические вопросы совместно с нехристианами. Но большинство протестантов, и прежде всего К. Барт, продолжают считать, что этические вопросы нельзя понастоящему решить вне откровения воли Божьей в Иисусе Христе и Св. Писании.
J.Van Engen(пер.Ю.Т.)
Библиография: NCE, X, 25171;LTK, VII, 82129:RGG, IV, 135965.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
(лат. jus naturalis) — принципиальный уровень права, совокупность неотчуждаемых прав и свобод личности, не зависящих от властно-законодательных инстанций. С логич. т.зр. Е.п. выполняет роль субстанции всех норм позитивного права и актов законодательства как совокупность принципов, к-рые референтно обеспечивают их принудительность и общеобязательность. Идея Е.п. зародилась в филос. мысли Древнего Востока как комплекс представлений об универсальном законе божеств. космического целого (вселенский з-н «рта» в Ведах, буддистская концепция дхармы, «великое Дао» в учении Лао-Цзы и т.д.); в учениях конфуцианства и моизма Е.п. тождественно общепринятым традициям и моральным нормам. В антич. философии развиваются разл. учения о з-не природы («неписанном з-не», «безусловном з-не» и т.д.), предшествующем з-ну полиса, т.е. позитивному з-ну. Авторство этой концепции принадлежит старшим софистам (V—IV вв. до н.э.), к-рые различают «неписанную справедливость» как всеобщий божеств. или естеств. з-н и «писанные з-ны» как «стражи справедливости». Одни софисты (Горгий, Протагор) подчеркивают внутр. тождество Е.п. и з-нов полиса, другие (Гиппий, Антифонт, Фрасимах, Пол, Калликл) указывают на коллизию естеств. и искусственного з-нов: первый объединяет людей, а второй разделяет; по первому все равны между собой, по второму устанавливается соц. и полит. неравенство. Сократ, возражая софистам, утверждает тождество законного, справедливого и разумного; отсюда его идея «правления знающих», превосходящих др. людей по своей природе. Аналогично решает вопрос Платон, идеальное гос-во к-рого есть отражение умопостигаемого разумного и благого мироустройства. Первая систематич. теория Е.п. принадлежит Аристотелю, к-рый полагает основанием гос-ва всеобщий порядок космоса и качества чел. природы («естеств. любовь к себе» и «естеств. склонность к общению»). Позитивное («волеустановленное») право, различаясь с Е.п. по форме (законодательные акты) и источнику (добродетели и разум законодателей), должно совпадать с ним по содержанию; властно-законодательная деятельность должна соответствовать принципам Е.п., общего блага и законной справедливости. Это достигается правильным сочетанием «арифметич.» (уравнительной) и «геометрич.» (распределяющей) справедливости в разл. сферах гражд. жизни: первая применима в сфере юриспруденции и имущественных сделок, вторая — в сфере распределения материальных благ и полит. статусов. Согл. Аристотелю, в гос-ве действуют три уровня права: Е.п., условный неписанный з-н (обычное право) и условный писанный з-н (позитивное право). При этом «всякий з-н полагает в своей основе своего рода право», т.е. нарушение Е.п. ведет к саморазрушению «полит. общения» и вырождению гос-ва. С др. стороны, степень их реализации в жизни гос-ва как союза свободных и равноправных граждан служит мерой реализации самой чел. природы, чем определяется естеств. неравенство эллинов, варваров и рабов. Свой вклад в разработку идей Е.п. внесли Эпикур, поставивший проблему подвижности позитивного права в его соотношении с естественным, и стоики, акцентировавшие внимание на проявлении всеобщих з-нов «космополиса» в персональном этосе. Наиболее полно антич. понимание Е.п. выразил Цицерон (106—3 до н.э.), придав схематике Аристотеля сугубо юрид. форму. В целом Е.п. в антич. традиции выступает как естеств., разумно упорядоченное и неизменное течение всех процессов — от космогонических до политико-правовых. В богосл. мысли Средних веков это понимание в общих чертах сохраняется, дополняясь концепцией божеств. права. Августин выделяет три уровня права: божеств., естеств. и позитивное, к-рые различаются не только по источнику и форме, но и по сфере действия. Е.п. выражено в телесной конституции человека и «з-нах его животной природы». Оно двойственно (будучи само по себе не греховным, без опоры на божеств. волю склоняет человека к «жизни по плоти» — источнику греховности) и абстрактно (не реализуется в позитивных з-нах и устройстве гос-ва полностью, т.к. гос-во — лишь временное, внешн. и вынужденное соединение граждан). Учение церкви, в к-ром явлено божеств. право, должно стать руководящим началом полит. и законодательной деятельности; это единственное условие для «града общения по плоти», желающего стать «градом общения по духу». Данная трактовка Е.п. сохраняется вплоть до Фомы Аквинского (XIII в.), вновь обратившегося к идеям Аристотеля. У него Е.п. тождественно естеств. разуму и, как таковое, явл. не только духовной, но и прагматической основой гос.-полит. деятельности; его отличие от божеств. права состоит в том, что Е.п. предписывает людям не только духовное совершенствование, но и следование своим имущественным и соц. интересам, если они не противоречат установлениям церкви (божеств. право) и интересам др. людей (обычное право). Аквинат различает принцип власти (божеств. миропорядок), ее источник (наследование по крови и воля церкви) и употребление (воля властителя-законодателя). Требования Е.п. таковы: стремиться к самосохранению и благу, умножать свой род, уважать других, искать истину. Альтернативную интерпретацию Е.п. дал Марсилий Падуанский (1275—1343) в кн. «Defensor pacis» (1326). Согл. ему, божеств. право относится к обл. чисто моральных принципов, тогда как гос.-полит. деятельность ориентирована на чел. разумность, к-рая реализуется в максимальной выгоде для наибольшего кол-ва граждан. Основой гос. жизни явл. «право народа», а народ суть источник, носитель и распорядитель высшей власти. Ее представителем явл. законодательное собрание «оптиматов», т.е. лучших граждан (военная аристократия, купцы, мастера цехов, юристы); все органы исполнительной власти избираются оптиматами и ответственны перед ними. Становление буржуазного об-ва в XVII—VIII вв. отражается в антропологизации идей Е.п.; комплекс выработанных в этот период положений лежит в основании всех классич. и совр. доктрин либертарно-юридического толка. Мн-во концепций Е.п. этого времени, принадлежащих теоретикам от Г.Гроция до И.Канта, можно свести к ряду осн. положений. 1) Е.п. — это комплекс неотчуждаемых прав и свобод, принадлежащих людям по самой их природе; каждый человек явл. их субъектом в равной мере; 2) Права и свободы личности — фундаментальное основание любых гражд. и полит. ассоциаций; 3) Нормы Е.п. совпадают по содержанию с универсальными принципами разума и рациональной морали; 4) Осн. функция гос-ва — создание и поддержание оптимального правопорядка, полит. оформленного пространства, наиболее благоприятного для полноценной реализации свобод личности; 5) Гос-во и гражд. сообщество состоят в договорных взаимоотношениях; нарушение одной из сторон своих обязательств влечет расторжение или пересмотр этого договора. 6) Прерогативы любой властной инстанции ограничены системой прав и свобод личности, к к-рой относятся: право на жизнь, право частной собственности, свобода совести, свобода самоопределения, право на участие в законодательной и полит. деятельности, свобода слова и критики правительства. Для теоретиков Е.п. (Г.Гроций, С.Пуффендорф, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Дж.Локк, Вольтер, Д.Дидро, К.А.Гельвеций, Ч.Беккариа, Ж.Ж.Руссо и др.) характерно соединение натуралистич. и антропологич. трактовок его сущности. С начала XIX в. эти концепции подвергаются критике как исторически несостоятельные (Г.Гуго), сводящие конкретную реальность правовой системы к абстрактной сущности «природного индивида» (Г.В.Ф.Гегель) и т.п. Становление философии права как самост. дисциплины в XIX в. связано с поиском релевантной теории оснований правовой регуляции; формируется спектр концепций, общим мотивом к-рых явл. стремление к преодолению натурализма в понимании Е.п. Теоретики разл. шк. выводили позитивное право из субстанциальной свободы и активности индивида (И.Бентам, Б.Констан), системы соц.-экон. взаимодействия (Р.Иеринг, Е.Эрлих, Л.Дюги), системы ценностноцелевых установок (Г.Коген, Р.Штаммлер), традиций этнокульт. сообществ (Г.Пухта, К.Ф.Савиньи), устойчивых образований соц. психологии (Л.Петражицкий), системы соц. солидарности (Л. фон Штейн) и т.д. В XX в. происходит возрождение теорий Е.п., стимулом к-рого явл. полемика с юрид. нормативизмом (Г.Кельзен) и позитивизмом (Д.Остин и др.), отрицавшими наличие реального содержания в уровнях права вне конкретных позитивных з-нов. К наиболее значимым совр. концепциям Е.п. относятся: неотомистская (Ж.Дабен, А.Фердрос); феноменологическая (Х.Вельцель, А.Райнах); экзистенциальная (Э.Фехнер, Г.Кон); герменевтическая (А.Кауфман, В.Хассемер); биологизаторская (Л.Гумплович, Ф.Гиддингс, Ф.Ратцель); семиотическая (П.Бергер, П.Бурдье). В любой своей версии доктрина Е.п. явл. принципиальной аксиоматической системой, полагающей собой значение и содержание реально функционирующих правовых норм и актов; представления о необходимости правового ограничения прерогатив полит. власти в ее отношении к гражд. сообществу так или иначе опираются на аксиомы Е.п. В совр. межд. правовой практике существ. значение имеет ряд нормативных документов, определяющих принципы и средства эмансипации личности от разл. форм подавления и эксплуатации. Это Всеобщая декларация прав человека ООН (1948), Междунар. пакт о гражд. и полит. правах, входящие в Междунар. билль о правах человека (1966), Декларация о ликвидации нетерпимости и дискриминации и т.д. Все они основаны на принципах неотчуждаемых прав и свобод личности. Лит.: Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999; Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997; Новгородцев П.И. Введение в философию права. СПб., 2000. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
одна из наиболее устойчивых концепций философии права, заключающаяся в возведении конкретных правовых норм к совокупности закономерностей либо принципов, наделяемых качествами объективности, всеобщности, безграничности сферы и сроков действия. Соответствие конкретных законодательных актов, правовых систем, судебных решений, конституций и действий любых субъектов принципам Е. п. определяет их нормативный характер и придает им социальную санкцию. Как правило, концепция Е. п. предполагает определенное представление о всеобщей природе вещей, единых закономерностях природных процессов, природе индивида, общества и государства. Введение в философско-правовые учения концепции Е. п. позволяет решить характерным образом ряд существенных вопросов. Это, прежде всего, проблема оснований и истоков правовых регуляторов социальной деятельности, проблема общеобязательной и принудительной силы права, проблема субъекта правовой активности и правосознания. Исторически концепция Е. п. впервые разрабатывается в древнегреческой философии: сама максима "Жить в соответствии с природой" изначально ориентирует на поиск фундаментальных законов природнокосмического характера, полагающих собой всю совокупность социально принятых традиционных и условных ("писанных") норм. Е. п. в собственном смысле как "закон природы", "неписанный закон", "безусловный закон" возникает в учениях софистов. Ими последовательно проводится демаркация Е. п. и условного (т. е. социально установленного) законодательства, а также устанавливается возможность расхождения между этими уровнями нормативных принципов. По-видимому, в этом они опирались на учение Демокрита о взаимодействии естественного и искусственного в социальнополитической жизни. По Демокриту, именно соразмерное соединение естественной справедливости (из которой вытекает демократический оптимум политического устройства) и искусственных законов (требующих подчинения властной воле) создает залог стабильности и благоденствия государства и его граждан. Горгий вводит различение между "неписанной справедливостью" ("божественным и всеобщим законом") и "писанными законами" ("стражами справедливости"). Хотя между ними нет принципиального расхождения. Горгий ценит справедливость выше. Гиппий из Элиды впервые указывает на противоречие между естественным и условным законом: закон природы объединяет людей, а законы полиса разделяют их. Антифонт углубляет это противоречие: закон поли- са устанавливает и поддерживает неравенство между людьми и народами, тогда как по закону природы все абсолютно равны благодаря тождеству естественных потребностей. Его максима такова: "Многое, справедливое по закону, враждебно природе". Фрасимах по-своему толкует связь естественного и условного законов, утверждая, что "справедливость есть то, что пригодно сильнейшему". Хотя "право сильного" заложено в природе, именно мощь власти позволяет объявить те или иные законы справедливыми. Следовательно, политическая власть и сила выше собственно Е. п. Его идеи получили двоякое толкование. Пол Агригентский радикализует их, утверждая выгодность несправедливости как проявления "права силы". Калликл утверждает, что Е. п. - в том, что "лучший выше худшего, сильный выше слабого". Законы же полиса установлены слабыми и худшими в их собственную пользу, тем самым демократический строй противоестественен. Ликофрон впервые в правовой мысли интерпретирует Е. п. как равные личные права индивидов, а государственный закон - как их гарантию. Критикуя софистов, Сократ утверждает совпадение законного и справедливого, так как и то и другое истекает из разума: им впервые отождествляются принципы Е. п. и принципы разумности. Разумное и естественное для государства - "правление знающих", т. е. превосходящих всех других по самой своей разумной природе Платон придерживается аналогичной т зр., абсолютизируя имущественное равенство в качестве принципа Е. п. Это компенсируется сословным неравенством, вытекающим из неравенства природ индивидов. Платон систематически развивает идею метафизической справедливости как реализации Блага в политической жизни. Он гипостазирует сократовское понимание Е. п., возводя его в раж идеального умопостигаемого принципа мироустройства. Реализуется этот принцип в государстве, законы и правители которого действуют лишь в интересах общего блага, но не в чьих бы то ни было частных или групповых интересах В трактовке Платона Е. п. вновь обретает черты божественного Идеально-божественные принципы мироустройства пронизывают все мироздание, истекая из "умного мира" идей, Е. п. проявляется в разнообразии человеческих пород, положительные законы приводятся в соответствие с ними посредством разумного и мудрого законодательства "лучших людей" или правителей-мудрецов Характерно, что принципы Е. п. у Платона сами по себе обладают принудительной и жестко предписательной силой. В политико-правовой теории Аристотеля Е. п. получает двойственную интерпретацию. Сохраняя принцип общего блага в качестве сущностно-целевой основы всякого права, Аристотель одновременно выводит специфику социально-политической жизни из природы индивида. Последняя предстает как двуединство "естественной любви к себе" и "естественной склонности к общению". Государство, возникающее как инструмент реализации сущностной природы человека, имеет своей целью достижение "самоудовлетворенного (автарки иного) существования" граждан в цепом и каждого в отдельности. Смысл позитивного права состоит в правильном распределении справедливости в различных сферах жизнедеятельности социального организма: в сфере социально-экономической действует "геометрическая справедливость" (квотное распределение благ и статусов), в сфере политико-юридической - "арифметическая" (полное формальное равенство граждан). В целом в понимании Е. п. Аристотель соединяет два его аспекта - натуралистический и антропологический. Его теория взаимодействия Е. п. и волеустановленного закона в дальнейшем становится фундаментом для развития ведущих естественноправовых доктрин в европейской философии. Е. п. у Аристотеля также является и источником различия человеческих типов, "эллинов", "варваров" и "рабов", стоящих на разных уровнях развития человеческой природы. Из этого Различия постулируется вариативность справедливости по отношению к каждому типу. Эта идея в определенной мере повлияла на социально-политическую теорию (Макиавелли, Гегель, Ницше и др.). Особое значение в политическом учении Аристотеля имеет принцип ответственности правящей элиты и государства в целом перед народом (совокупностью граждан), хотя он и сформулирован в чисто абстрактных терминах. Критерием и мерой ответственности является степень соответствия политической и правовой деятельности принципам и нормам Е. п., законной справедливости и общему благу. По сути, Аристотель придает ?. ? политический смысл, вопреки софистам, трактовавшим его как сугубо естественный феномен. Соответственно, в политико-правовой организации общества функционируют три типа права: Е. п., условный неписанный закон (обычное право) и условный писанный закон (позитивное право). При этом "всякий закон полагает в своей основе своего рода право", т. е. отступление законодательства от фундаментальных принципов права означает самоликвидацию закона и разрушение собственно политического общения, вырождение государства в деспотию. Эти мотивы Аристотеля оказали чрезвычайно сильное влияние на формирование политической доктрины Цицерона и классической римской юриспруденции. Свой вклад в развитие концепции Е. п. внес Эпикур: у него Е. п. приобретает вариативность и гибкость, детерминируясь временем, местом, ситуацией и обычаями тех или иных народов. Универсальная справедливость и абсолютно стабильная законодательная система невозможны. Позитивный закон должен постоянно обновляться и адаптироваться к гибким нормам ?. ? , основной из которых является стремление к безопасности и взаимопомощи. Стоиками были развиты представления об индифферентности Е. п. (выступающего в виде космической судьбы) к специфическим условиям реальных государств и законов Отсюда идет мысль о том, что реализуется Е. п. не в законах, а в личном этосе индивида, познавшего неотвратимость и всеобщность судьбы. Принципы Е. п. полагают равенство всех людей, ложность всех социальных установлений, их неспособность соответствовать глубинной природе человека. Концентрированным выражением мотивов античного понимания Е. п. является политическое учение Цицерона, в котором само Е. п. приобретает, с одной стороны, выраженную божественно-натуралистическую трактовку, а с другой, подвергается чисто юридической интерпретации в духе Аристотеля. Кроме того, оно традиционно осмысляется и как фундамент этики и обычая. Закон, по Цицерону, есть связующее звено между природным и социально-политическим бытием, что, по сути, закладывает основу будущих концепций "правового государства" в европейской мысли. В целом, Е. п. в античности преимущественно трактуется как вечное и неизменное течение всех естественных процессов - от генезиса космоса до политической организации общества (которая, тем самым, также воспринимается натуралистически). Здесь почти не развито представление об отдельной личности как носителе правосознания и неотчуждаемых прав.
Средневековая политико-правовая мысль вносит ряд изменений в трактовку Е. п. Уже Августин вводит троичную иерархию уровней права: божественного, естественного и позитивного. Они различаются не только по истоку, но и по сфере действия. Е. п. понимается как закономерности телесно-физического функционирования человека. В этом качестве оно двояко: без опоры на универсальнобожественные принципы Е. п. склоняет людей ко греху, заставляет их жить лишь "по плоти", пренебрегая духовным совершенствованием. Кроме того, Е. п. абстрактно, т. к. никогда полностью не реализуется в позитивных законах государства, поскольку последнее есть только временное и внешнее соединение граждан. Государственная деятельность должна быть ориентирована, прежде всего, на божественные принципы, проявленные в учении и догматах церкви. Такая трактовка Е. п. сохраняется вплоть до Фомы Аквинского, который трансформирует характер взаимосвязи божественного, ?. ? и позитивного права. Используя аристотелевское понимание государства и природы человека как существа политического, он утверждает, что Е. п. совпадает с принципами разума и потом является реальной основой государственной и политической деятельности Его отличие от божественного права в том. что оно ориентировано не только на моральное совершенствование граждан но и на достижение их выгоды, благосостояния, самоудовлетворенности, у Аквината формируется представление о народе как источнике силы реальной политической власти (тогда как ее авторитет коренится в божественном праве) Приобретение и распоряжение властью могут идти вразрез с принципами божественного и Е. п., следовательно, у народа есть (хотя и предельно абстрактное) право на сопротивление тирании. Окончательное решение этого вопроса зависит от церкви. В конечном счете, божественное и Е. п. - неизменные принципы, действующие во всем универсуме и проявленные в человеческом разуме. Собственно требования Е. п. таковы: стремиться к самосохранению и благу, продолжать свой род, уважать достоинство других и искать истину. Два последних требования формируют естественную справедливость, т. е. стремление воздавать каждому свое. Позитивный закон является правовым, если соответствует справедливости и реализует требования Е. п. Особенность трактовки права у Аквината такова, что сфера мышления тоже оказывается прерогативой Е. п. и позитивного закона, что означает справедливость уголовных преследований еретиков. Особую интерпретацию эти положения получают в трактате Марсилия Падуанского "Защитник мира" (1326 г.). идеи которого во многом определили дальнейшее развитие концепций ?. ? Прежде всего, он утверждает, что государственно-политическая жизнь ориентируется на воплощение человеческон разумности и преследует выгоду - это > есть самоценность политической деятельности. Божественное право относится лишь к области моральных принципов. Позитивно-правовая система опирается только на Е. п. или "право народов". У Марсилия народ понимается как источник, носитель и распорядитель высшей власти в государстве (под народом разумеются "лучшие люди" или "высшие граждане"). Соответственно, право законодательствования принадлежит именно народу, а все общественнополитические институты (включая правительство, суды, церковь) избираются и контролируются законодательным собранием граждан. Священное "право народа" предполагает сопротивление власти, нарушающей Е. п. Более того, любые законодательные акты и действия, нарушающие Е. п., не имеют статуса правовых; государство, структура и политика которого противоречат этим принципам, не является собственно политическим сообществом и приравнивается к преступной организации.
В течение XV - XVII вв. в европейской политико-правовой мысли происходит процесс антропологизации доктрин Е. п. Наиболее ярко это выражается в учениях физиократов XVII - XVIII вв., начиная от Г. Греция и вплоть до И. Канта. Идеи Е. п. в этой трактовке ложатся в основание современных социально-политических систем, формируя комплекс представлений об оптимальноправовом, либерально-демократическом типе политической системы. Важнейшее положение данных доктрин - это утверждение фундаментальности неотчуждаемых прав и свобод личности для гражданских и политических ассоциаций любого рода. Права и свободы принадлежат человеку по самой его природе и образуют его политическую и общественную сущность. Все формы властного объединения и регулирования ставятся в зависимость от Е. п., которое по своему содержанию совпадает с принципами разума и разумной этики. Здесь развивается представление о человеке как об атомарном, автономном индивиде, являющемся реальным субъектом деятельности, правосознания и обладающем справедливыми притязаниями. Основная функция государства - создание и поддержание оптимального правопорядка - политически организованного пространства, в котором полноценно реализуются права и свободы личности. Сфера компетенции любых органов политического принуждения ограничивается определенной совокупностью личных прав и свобод. Как правило, наиболее важными из них являются: право на жизнь, право частной собственности, свобода совести, свобода выбора местожительства и рода занятий, право участия в избирательной и законодательной деятельности (с оговариваемыми ограничениями). В XVIII в. в французской и германской политической философии особо подчеркивается свобода слова, свобода критики правительства. Обладание данной системой прав и свобод предполагает формально-юридическое равенство всех граждан перед законом, истоки которого полагаются равенством "по природе", определяющим равенство правовых притязаний. Это обстоятельство подчеркивается концепцией общественного договора как проявления свободной и разумной воли людей к гражданскому общежитию и созданию государственно-политической организации, защищающей их Е. п. Теоретики физиократии (Г. Греции, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, французские и германские просветители, Ч. Беккариа, Ж.-Ж. Руссо) развивают в целом двоякое представление о Е. п.: с одной стороны, натуралистическое - Е. п. заложено в единых закономерностях природы жизни; с другой стороны - последовательно антропологическое - носителем и субъектом Е. п. является прежде всего личность. Самое важное в данной традиции - выведение всей системы позитивного права из правоспособности индивида, предполагающей его относительную суверенность в области социального взаимодействия и полную суверенность в области морально-правового сознания. Права и свободы личности дополняются концепцией "права народов" или "народного суверенитета". Самое радикальное выражение этой концепции обнаруживается у Ж.-Ж. Руссо, утверждающего полную подконтрольность политической системы коллективной воле народа, выражающей естественные и разумные потребности гражданского сообщества. Народный суверенитет предполагает правомочность активного сопротивления и свержения власти, нарушающей принципы Е. п.
Наряду с физиократическими доктринами Е. п. в XVIII в. складывается и несколько отличная традиция в обосновании ?. ? Ш. Л. Монтескье разрабатывает концепцию географического детерминизма: правовые и политические системы различных государств формируются под воздействием внешней природногеографической среды, и лишь впоследствии в действие вступают коллективный законодательный разум и властно-правовая воля суверена. Дж. Вико, опираясь на идеи Платона, Полибия, Макиавелли, разворачивает картину циклического движения политических и социально-исторических процессов, детерминированных единым законом социальных противоречий, вызывающих борьбу за власть и последовательную смену типов политической системы. К. А. Гельвеций одним из первых предлагает рассматривать Е. п. как принципы, разумно определяющие специфику хозяйственно-экономической деятельности людей. Государство же является лишь формальной фиксацией (в виде позитивных законов и политических структур) этой естественно развивающейся деятельности. Физиократическая доктрина Е. п. находит свое полное выражение в конститутивных документах, являющихся принципиальной основой классического новоевропейского праваДекларации независимости США, Конституции США 1787 г. (особенно в поправках и дополнениях 1791 г.). Декларации прав человека и гражданина (1789 г.).
В философии права И. Канта доктрина Е. п. получает новую трактовку, ставшую основой эволюции теоретической юриспруденции к нормативной модели анализа права. Сохраняя основные постулаты Е. п.. Кант утверждает их априорный характер, т. е. возводит не к натуралистически истолкованной сущности человека, а к его рационально-целепола- гаюшей способности. Этика и право - сферы действия "практического разума" не приносящего существенного роста знания, но позволяющего оптимизировать социальное и индивидуальное бытие. Сущность права, по Канту, - придание априорным этическим нормам общеобязательного характера. Государство есть инструмент актуализации и защиты ? ? , смысл государства - в том, чтобы правосознание граждан достигло уровня, на котором они уже не нуждаются во внешних формах правового принуждения. Е. п. у Канта разделено на две ветви: частное право, регулирующее отношения индивидов как собственников, и публичное, устанавливающее принципы гражданского взаимодействия. Все процедуры властно-политической регуляции должны соответствовать принципу автономности личностного правосознания, что предполагает независимость суждений и оценок гражданином законов и действий государства, невмешательство последнего в духовную жизнь граждан Правоспособность народа реализуется в конституции как его целостном волеизъявлении. Государство отказывается от отношения к гражданам как "опекаемым" или нравственно неразвитым. Переход от "естественного состояния" к гражданскому не предполагает отказа от каких бы то ни было естественных прав и свобод, но лишь их упорядочение и формализацию
Г. В. Ф. Гегель трансформирует идеи Е. п., которое у него предстает как "абстрактное право абстрактно свободной личности", получающее свое наличное бытие впервые в форме государственного права и законоустановления. Тем самым снимается вопрос о противостоянии Е. п. и права позитивного, предстающими как диалектические ступени саморазвития "идеи права вообще". Гегель отрицает возможность переноса договорных отношений из области частного права в сферу государства (тем самым ликвидируя неявные основания общественного договора). Тем не менее сохраняется принцип автономности субъективного правосознания: предметом правового оценивания может быть только объективированная воля индивида (поступок), но не его мотивация или моральная воля. Тем самым Гегель вводит в систему свобод личности принцип и презумпцию невиновности. Законодательная система, как и политическая система в целом, рассматриваются им как необходимый инструмент "соединения индивидуального, особенного и всеобщего, органический синтез которых возможен лишь в сообществе правового характера. В целом, проблематика Е. п. у Гегеля рассматривается в духе "правового этатизма", дезавуирующего радикальные тенденции классической физиократии.
В правовой философии XIX - XX вв разрабатываются различные версии Е. ? Наиболее типичные из них следующие 1. Либеральная концепция: высшей ценностью всякого общества объявляется личность, предстающая носителем индивидуальных целей и опосредующих их реализацию неотчуждаемых прав и свобод (И. Бентам, Б. Констан, Л. фон Штейн, М. М. Ковалевский, Н. М. Коркунов) 2 Традиционализм: Е. п. отождествляется с обычным правом, вырастающим из саморазвивающегося "национального духа" (Г. Гуго, К. Ф. Савиньи, Г Пухтд;. 3. Неотомистская концепция: ? ? - отражение в человеческой природе и разуме божественных принципов мироустройства; роль человека - приведение личных и общественных целей в соответствие с предустановленной гармонией мира (Ж. Дабен, В. Катрайн, И. Месснер, А. Фердросс). 4. Неокантианская концепция: Е. п. - совокупность аксиологических представлений о должном, верховная и внутренне неизменная норма, полагающая правовые и этические параметры солидарности (Р. Штаммлер, Г. Коген). 5. Феноменологическая: позитивное право возводится к эйдетическим структурам сознания, определяющим притязания, обязательства, собственность. Позитивное право - "живое право", черпающее свое бытие и содержание из единонаправленной интенциональности индивидуальных сознаний (X. Вельцель, А Раинах). 6 Экзистенциалистская модель: позитивное право внешне противостоит "глубинному", "экзистенциальному"; их пересечение достигается в "пограничной ситуации", а столкновение приводит к принятию конкретных правовых и судебных решений (Э. Фехнер, В. Майхофер, Г. Кон). 7. Герменевтическая модель: Е. п. исторически развивается и адаптируется к конкретным ситуациям как справедливое для "данного", конкретное право (обычаи, прецеденты, вердикты) складывается в процессе исторического правопонимания и правонахождения (А. Кауфман, В. Хассемер). 8. Биологизаторские модели: Е. п. укоренено в особой природе различных естественно сложившихся групп людей; нет всеобщего Е. п., а лишь варианты неравноправных правоспособностей индивидов, групп, народов, рас (Ф. Ницше, А. Ж. Гобино, X. С. Чемберлен, Л. Гумплович, Ф. Гиддингс, Ф. Ратцель). 9. Социологические модели: общие принципы правовой регуляции и конкретные правовые системы возникают как отражение и реализация целевых и ценностных аспектов коллективных субъектов социального взаимодействия. Аналогом Е. п. здесь обычно выступают интерес, коллективная воля, социализованное ценностное представление (Р. Иеринг, Е. Эрлих, Л. Дюги и др.). В целом в современной философии и социологии права Е. п. выступает не столько в качестве объективно существующего феномена, сколько в форме "правовой совести", ситуативно изменяющегося правосознания. Нормативные акты позитивного права предстают как условные и искусственно стабилизированные продукты законодательной деятельности. Реализация Е. п. предполагает активную правотворческую роль судебных органов и инстанций местной администрации, приводящих условно-процессуальные нормы в соответствие с "живым правом", конкретизирующих и наполняющих их жизненным содержанием. В любой своей версии доктрина Е. п. является своего рода принципиальной системой аксиоматического характера, полагающей собой социально значимый и содержательный аспекты реально действующих нормативов.
Представления о правовом сообществе, государстве, правовом ограничении прерогатив власти так или иначе опираются на идеи Е. п. Особенно это характерно для области правовой регуляции, где в непосредственное взаимодействие приходят цели, интересы и ценности личности и общностей различного уровня и формального статуса. В современной правовой теории и практике особое значение имеет ряд документов нормативного характера, содержание которых определяет принципы и средства эмансипации личности от различных форм социального, политического, культурного, идеологического, расово-этнического подавления и эксплуатации. Это, прежде всего. Всеобщая Декларация прав человека ООН (1948 г.), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, составляющие Международный билль о правах человека (1966 г.). Декларация прав ребенка. Декларация о ликвидации нетерпимости и дискриминации и др., основанные на идее неотчуждаемых Е. п.
Е. В. Гутов

Источник: Современный философский словарь