естеств.-историч. материализм) - стихийные материалистич. и диалектич. воззрения естествоиспытателей. В. И. Ленин характеризовал Е.-н. м. как «стихийное, несознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира» (т. 18, с. 367). Е.-н. м. органически связан с познанием природы, развитием естествознания. Для Е.-н. м. характерны стихийная диалектика, признание объективности природы и ее законов, возможности познания окружающего мира, обоснование несостоятельности религ.-идеалистич. подхода к природе. Ограниченность Е.-н. м. выражается в его филос. неоформленности, в отсутствии последовательного решения осн. вопроса философии, четкого осознания коренной противоположности материализма и идеализма, релит, и материалистич. подхода к истории. Е.-н. м. получил значит, развитие и распространение в 19-20 вв. (Дарвин, Геккель, Либих, Эйнштейн и др.), Е.-н. м. является основой ес-теств.-науч. атеизма. В. И. Ленин придавал большое мировоззренч. значение Е.-н. м., рассматривая его как устой, о к-рый «разбиваются все усилия и потуги тысячи и одной школки философского идеализма» (т. 18, с. 372). Совр. фиде-изм всячески фальсифицирует Е.-н. м., отождествляя его с вульгарным и механистич. материализмом. Развитие совр. естествознания требует перехода естествоиспытателей на позиции диалектич. материализма. Благотворные последствия такого перехода показала эволюция мировоззрения П. Ланжевена, Ф. Жолио-Кюри, Д. Бернала.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Источник: Атеистический словарь
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
естественно-историч. материализм, стихийный материализм, «... стихийное, несознаваемое, неоформленное, философскибессознательное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего
мира, отражаемой нашим сознанием» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 367). Термин введен в кон. 19 в. Дж. Тиндалем как обозначение преобладающей мировоззренч. установки, к-рой руководствуются в своих спец, ис: следованиях естествоиспытатели (в т. ч. и придерживающиеся идеалистич. филос. взглядов). Для Е. м, характерны, с одной стороны, уверенность в объективном характере природы и ее закономерностей, а с другой - признание их познаваемости средствами естествознания. Именно поэтому стихийный материализм неразрывно связан с филос. материализмом. На позициях Е. м. стояли и стоят мн. крупнейшие естествоиспытатели, открытия к-рых (напр., учение Дарвина о естеств. отборе, теория относительности Эйнштейна, учение А. М. Бутлерова о химия, строении) явились науч. подтверждением диалектич. методологии. В то же время у самих сторонников Е. м. он остается «..."стыдливым" и недодуманным до конца материализмом...» (там же, с. 307, прим.) и не дает последоват. ответа на основной вопрос философии. Методологич. слабость Е. м. выясняется при подходе с его позиций к проблемам истории и социологии, выходящим за рамки естествознания. Материалистич. понимание мира и истории в рамках Е. м, остается незавершенным. Однако и в пределах исследования природы Е. м. остается лишь незаконченным материализмом без сознат. применения диалектич. метода. Чтобы дать адекватную критику идеалистич. воззрений на природу и общество и всесторонне развернуть материалистич. понимание природных и обществ. явлений, ученый «... должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом» (там же, т. 45, с. 30).
мира, отражаемой нашим сознанием» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 367). Термин введен в кон. 19 в. Дж. Тиндалем как обозначение преобладающей мировоззренч. установки, к-рой руководствуются в своих спец, ис: следованиях естествоиспытатели (в т. ч. и придерживающиеся идеалистич. филос. взглядов). Для Е. м, характерны, с одной стороны, уверенность в объективном характере природы и ее закономерностей, а с другой - признание их познаваемости средствами естествознания. Именно поэтому стихийный материализм неразрывно связан с филос. материализмом. На позициях Е. м. стояли и стоят мн. крупнейшие естествоиспытатели, открытия к-рых (напр., учение Дарвина о естеств. отборе, теория относительности Эйнштейна, учение А. М. Бутлерова о химия, строении) явились науч. подтверждением диалектич. методологии. В то же время у самих сторонников Е. м. он остается «..."стыдливым" и недодуманным до конца материализмом...» (там же, с. 307, прим.) и не дает последоват. ответа на основной вопрос философии. Методологич. слабость Е. м. выясняется при подходе с его позиций к проблемам истории и социологии, выходящим за рамки естествознания. Материалистич. понимание мира и истории в рамках Е. м, остается незавершенным. Однако и в пределах исследования природы Е. м. остается лишь незаконченным материализмом без сознат. применения диалектич. метода. Чтобы дать адекватную критику идеалистич. воззрений на природу и общество и всесторонне развернуть материалистич. понимание природных и обществ. явлений, ученый «... должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом» (там же, т. 45, с. 30).
Источник: Советский философский словарь