стихийные атеистич. воззрения естествоиспытателей, стоящих на позициях естеств.-науч. материализма. Е.-н. а. неразрывно связан с познанием природы, развитием естеств. наук, внес большой вклад в доказательства несостоятельности осн. положений идеологии ре-лиг. Для Е.-н. а. характерна критика с позиций естеств.-науч. знания креационизма, веры в личного бога, в бессмертие души, загробную жизнь, ад и рай и т. п.; много интересных соображений высказывали представители Е.-н. а. о происхождении религ. верований. Односторонность и ограниченность Е.-н. а. выражаются в его филос. неоформленности, непоследовательности в критике религии, отсутствии материалистич. объяснения соц. корней существования религии, непонимании реальных путей преодоления религ. заблуждений. Естествоиспытателям, стоящим на позициях Е.-н. а., присущи терми-нологич. неточности, неадекватное употребление филос. понятий. Совр. фидеизм фальсифицирует взгляды таких ученых, пытаясь представить их сторонниками религии. В. И. Ленин отмечал, что апологеты религии и идеализма «ловят малейшую ошибку, малейшую неточность в выражениях у знаменитых естествоиспытателей, чтобы оправдать подновленную защиту фидеизма» (т. 18, с. 300-301). Е.-н. а. получил широкое распространение в 19-20 вв. в связи с прогрессом естествознания, развитием естеств.-науч. материализма.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ АТЕИЗМ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ АТЕИЗМ
Источник: Атеистический словарь