ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ
сумма тезисов о бытии Бога и его атрибутах, которые, по мнению католических теологов, поддаются рациональному обоснованию. Эти тезисы противопоставляются “сверхразумным” истинам откровения.  

Источник: Религиоведческий словарь

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ
сумма тезисов преимущественно в католич. теологии о бытии Бога, о Боге как создателе и двигателе мира, о Боге как "высшем" благе, которые изложены понятно и доступно естественным способностям ума, идущего путями духовных умозрений. Противопоставляется сверхразумным "истинам откровения".

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ
в теологии (преим. католической) сумма тезисов (о бытии бога, о боге как «высшем благе», создателе и двигателе мира и т. п.), к-рая предполагается непосредственно доступной «естеств. способностям» ума, идущего путями идеалистич. умозрения; противопоставляется сверхразумным «истинам откровения».

Источник: Советский философский словарь

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ

- 1) В томизме - главная часть метафизики, где рассматриваются пути, ведущие разум к Богу, и те высшие истины, для достижения которых разуму не обязательно иметь Откровение (лат. revelabilia, в отличие от revelata - истин богооткровенных). Если глубоко размышлять о мире, то, настаивают томисты, можно открыть Бога. 2) У У.Пэйли (XVIII в.): область знаний и интеллектуальных разработок под знаком идеи, что разум может приближаться к пониманию Бога не через Св. Писание и не через мистицизм, а своими собственными средствами. Последние несут на себе определенную печать Его мудрости и зависят от Творца как своего основания и источника. Предмет рассмотрения здесь - естественный закон, душа человека, проявления творческих сил Божиих в мире, аргументы в пользу Его бытия (напр., аргумент от дизайна) и пр. 3) Реформация пыталась лишить естественную теологию права на существование, ссылаясь на то, что падшему человеческому разуму не дано постигать Бога. В ХХ веке этот аргумент уже не считается убедительным, но были взамен предъявлены претензии, что естественная теология устремилась к единовластию и превратилась в основное мерило всякой теологии. Это, однако, несправедливо в отношении к томистскому пониманию: естественная теология центральна только в метафизике, а не в теологии, осмысливающей Откровение.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

теология естественная
ТЕОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ — сумма тезисов о бытии Бога, о Боге как создателе, высшем благе и двигателе мира, получившая наибольшее развитие в католической теологии. Т. е. излагается в доступном пониманию человека ключе, исходя из его естественных способностей восприятия. Т.е. противостоят сверхразумные истины откровения. Согласно неотомизму, между верой и знанием, между философией и теологией существует определенное сходство и даже частичное тождество. Частичное тождество веры и знания основывается на том, что разум способен собственными усилиями постичь некоторые истины о Боге, в первую очередь доказать его бытие (см. Бог). Подобные истины образуют Т. е., находящуюся на стыке философии и теологии. Вера и знание восходят к одному общему источнику — Богу; но если в естественном мире, познаваемом человеческим разумом, Бог открывается человеку «естественным образом», то в Откровении — сверхъестественным. В рамках Т. е. Бог рассматривается в качестве Творца мира, в рамках теологии Бог не соотносится с сотворенным им объектами. Однако познание Бога «естественным», рациональным путем должно быть дополнено иррациональной составляющей — верой; в противном случае, основываясь в своих суждениях о бесконечном Боге лишь его отражением в сотворенном им конечном мире, образ Бога может быть искажен. Вместе с тем в неотомистском учении о бытии признается существование аналогии между Богом и миром, несмотря на отсутствие единства их природы. И, исходя из данной аналогии, на основании свойств бытия выносятся суждения об атрибутах Бога.         АН. Красников

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

естественная теология
ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. theologia; theos — бог и logos — учение) — сумма тезисов о бытии Бога, о Боге о как создателе, о высшем благе и двигателе мира, получившая наибольшее развитие в католической теологии. Е. т. излагается в доступном пониманию человека ключе, исходя из его естественных способностей восприятия. Е. т. противостоят сверхразумные истины откровения. Согласно неотомизму, между верой и знанием, философией и теологией существует определенное сходство и даже частичное тождество. Частичное тождество веры и знания основывается на том, что разум способен собственными усилиями постичь некоторые истины о Боге, в первую очередь — доказать его бытие (см. Бог). Подобные истины образуют Е. т., находящуюся на стыке философии и теологии. Вера и знание восходят к одному общему источнику — Богу; но если в естественном мире, познаваемом человеческим разумом, Бог открывается человеку «естественным образом», то в Откровении — сверхъестественным. В рамках Е. т. Бог рассматривается в качестве Творца мира, в рамках теологии Бог не соотносится с сотворенными им объектами. Однако познание Бога «естественным», рациональным путем должно быть дополнено иррациональной составляющей — верой; в противном случае, довольствуясь в своих суждениях о бесконечном Боге лишь его отражением в сотворенном им конечном мире, образ Бога может быть искажен. Вместе с тем в неотомистском учении о бытии признается существование аналогии между Богом и миром, несмотря на отсутствие единства их природы. И исходя, из данной аналогии, на основании свойств бытия выносятся суждения об атрибутах Бога.         В.Г. Иванов

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ
лат. theologia naturalis) — раздел католической теологии, а также та часть неотомистской онтологии, которая рассматривает вопросы абсолютного бытия Бога и Его атрибуты. Согласно неотомизму, между верой и знанием, философией и теологией существует определенное сходство и даже частичное тождество. Частичное тождество веры и знания основывается на том, что разум способен собственными усилиями постичь некоторые истины о Боге, в первую очередь доказать Его бытие. Поскольку эти истины исходят из разума, они относятся к содержанию философского знания, поскольку они направлены к Богу — составляют естественную теологию. Т. о., естественная теология является «пограничной» дисциплиной, соединяющей философию и теологию, устанавливающей области постижения божества как посредством рационального обоснования, так и с помощью «сверхразумных» истин Откровения. Вера и знание восходят к одному общему источнику — Богу; только в мире, познаваемом человеческим разумом, Бог открывается человеку «естественным образом», в Откровении же — сверхъестественным. Естественная теология выступает в неотомизме как учение, дающее знание о Боге, в отличие от теологии Откровения, содержание которой составляют истины веры. Исходя из разума, естественная теология рассматривает Бога как Творца, как Первопричину, т. е. в Его отношении к сотворенному миру, тогда как теология Откровения основывается на Слове Божием, для нее Бог безотносителен к сотворенным Им вещам. Согласно неотомизму, «естественное» познание Бога в конечном итоге обязательно должно быть дополнено верой, ибо суждения о Боге, сделанные на основе познания сотворенного Им мира, в рамках одной только «метафизики», не подкрепленные данными Откровения, содержат в себе опасность искажения образа Бога.
Являясь составной частью неотомистской общей метафизики, предмет которой — «бытие как таковое», т. е. бытие, лишенное каких-либо конкретных характеристик, естественная теология исходит из того, что, поскольку все вещи обладают бытием, полученным от Бога, люди имеют возможность судить и о бытии Того, Кто наделил данные вещи бытием. Речь в католицизме идет о признании аналогии Бога и мира; при этом утверждается, что Бог и мир обладают не единой, но и не противоположной природой, они суть аналоги. Именно поэтому по свойствам всякого бытия можно рационально составить определенное представление и о свойствах Бога. Обоснованию бытия Бога косвенно служит вся онтология католицизма, однако естественная теология использует для этого и специальные доказательства, предложенные в свое время Фомой Аквинским: от наличия движения в мире к существованию неподвижного перводвигателя; от причинной обусловленности каждой вещи к наличию первопричины; от случайностей вещей к признанию абсолютно необходимого существа; от целесообразности в природе к существованию сверхприродного разумного существа — источника этой целесообразности. В рамках теодицеи естественная теология вместе с религиозной философией доказывают, что существование в мире зла не противоречит представлениям о Боге как абсолютном добре.
Ф. Г. Овсиенко

Источник: Новая философская энциклопедия

Естественная теология
(Natural Theology). Истины о Боге, крые можно познать в сотворенном мире (вселенной, нашем мире, человеке) посредством только человеческого разума. Важность естественной теологии для христианской мысли признавали в различной степени от эпохи к эпохе; в значительной степени это зависело от общей интеллектуальной атмосферы. Впервые естественная теология стала весомой частью христианского вероучения в эпоху Высокого Средневековья. В 1870г., на Первом Ватиканском соборе, она получила официальное закрепление в католической догматике. В Догматической конституции о католическом вероучении провозглашаются в качестве предмета веры два пути самооткровения Бога, естественный и сверхъестественный, и говорится, что "Бог может быть несомненно познан [certo cognosci ] из тварного мира посредством естественного света человеческого разума". В противовес светским скептикам XIX в. и особенно философским движениям после Канта собор стремился сформулировать учение о том, что Бог действительно познаваем разумом и что соответствующие философские постулаты законная и истинная часть теологии. Это учение стало одним из факторов, крый способствовал развитию неотомизма (Жильсон, Маритен и др.) в нач. XX в. Но каковы бы ни были первоначальные намерения и позднейшее влияние, к-рое оказало учение о естественной теологии, Католическая церковь в настоящее время придерживается убеждения о существовании двух теологий.
Античные философы рассуждали о " естественной теологии ", под крой подразумевали философский дискурс о существенной, "божественной" природе вещей, отличной от случайной и преходящей, а также философские истины о Боге, отличные от государственных культов и религиозных мифов. Св. Писание, однако, повествует о мире, крый сотворен во времени и поддерживается Творцом. Творение попрежнему свидетельствует о Творце (протестанты назвали это "общим откровением"), но этаистина содержится в библейском учении (т.н. "специальное откровение") и подтверждается всем опытом человека, а не познается одним лишь разумом. Развитие естественной теологии становится возможным только тогда, когда иудеохристианское понятие "творения" предстанет как эквивалентное греческому философскому понятию "природы, еетества" (чего совершенно не было у греческих и латинских отцов Церкви).
Первым великим поборником естественной теологии стал Фома Аквинский, осуществивший синтез греческой философии и Евангелия; он заложил и основы естественного права этического эквивалента естественной теологии. Фома Аквинский определял теологию как "науку" в аристотелевском понимании этого слова, т.е. как поддающуюся определению совокупность знаний, с собственными первоисточниками, принципами, методами и содержанием. Он утверждал, что к-ром е истин, полученных из Св. Писания, существует и другая совокупность истин (совместимых с первой), получаемых в результате постижения разумом тварного мира.
Свою точку зрения он отстаивал, ссылаясь, как почти все католики, на Рим 1:2021 и на реальные достижения языческих философов, прежде всего Аристотеля. Среди этих истин основное значение имело то, что есть Бог. В доказательство этого Фома Аквинский почти в самом начале своей "Суммы" приводит пять знаменитых доказательств (все они, преимущественно, доказывают существование Первопричины) и описание атрибутов божественной природы (вечность, незримость и т. п.). Эта совокупность истин затем расширяется и обогащается за счет сверхъестественных богооткровенных истин, таких, как триипостасность Бога и боговоплощение Иисуса.
Почти все католические мыслители в области естественной теологии исходили из положений, впервые сформулированных Фомой Аквинским, уточняя и анализируя их. Развивая естественную теологию, они не намеревались подменить веру разумом или благодать Божью, открытую во Христе, философским рассуждением. Вера и благодать остаются главенствующими для верующих, но естественная теология, с их точки зрения, дает возможность обосновать некрые истины средствами, доступными для всех людей. К-ром е того, эти истины не рассматриваются в качестве "основы", "фундамента" для иных, богооткровенных истин, но, будучи установленными, могут рассматриваться как "разумные" предпосылки для принятия богооткровенных истин. Т.о., католики фактически тяготели к точке зрения, края усматривает преемственность между естественной теологией, просвещаемой светом природного разума, и богооткровенной теологией, края просвещается светом веры.
Реформаторыпротестанты возражали против приложения философии к теологии и требовали возврата к Св. Писанию. Они полагали, что всем людям дано внутреннее знание о Боге (кальвиновское "чувство божественного"), но считали такое знание лишенным всякого смысла вне откровения воли Божьей и благодати в Иисусе Христе. Несколько ранних вероисповедных документов (напр., Вестминстерское и Бельгийское исповедания) говорят о Боге, открывающем себя в природном мире (при этом также делаются ссылки на Рим 1:2021), однако внеСв. Писания это откровение в полной мере понять невозможно.
Ортодоксальные протестанты обычно выдвигали три основных возражения против естественной теологии. Вопервых, она не опирается на Св. Писание. Если прочитать Рим 12 в надлежащем контексте, то из него следует, что у язычника природное знание о Боге искажено и связано лишь с его частным суждением, а ни в коей мере не с рациональным обоснованием теологических истин. Вовторых (это, наверное, самое важное), на тезис о том, что естественная теология весьма эффективно охраняет человеческий разум от грехопадения и последствий человеческого греха, протестанты возражают, что человеческий разум в той же мере извращен, как и все в человеке, и потому неспособен, без Божьего вмешательства, снова обрести путь к Богу и узнать Его. Это положение, в к-ром находят воплощение весьма различные антропологические воззрения, несомненно разделяет католиков и протестантов. Втретьих, относительно знания о Боге, к-рое обрели языческие философы (бытие Божье, незримость, веемогущество и т.п.), протестанты говорят: знание это крайне абстрактно и не имеет никакой ценности. У Высшего Существа философов мало общего с Богом истины и милости, праведности и любви, Который открылся во всем Св. Писании и особенно в Иисусе Христе. Когда протестанты формулируют положения об атрибутах Божьих, как они часто делают в начале формальных теологических построений, они обосновывают и иллюстрируют эти положенияСв. Писанием, а не философскими рассуждениями.
В Новое время под влиянием Просвещения и католические, и протестантские мыслители стремились преуменьшить роль сверхъестественных, чудесных элементов и построить "естественную теологию", края была бы открыта для разума и которую могли бы принять все. Кант отверг доказательства бытия Божьего и попытался вместить религию в "пределы разума". Такая, более либеральная форма естественной теологии распространилась вXVIIIXIXbb.: напр., знаменитые Клиффордские лекции должны были распространять именно ее. Шотландские "реалисты здравого смысла" предприняли, возможно, уникальную попытку сочетать философию с вполне ортодоксальным христианством, но вообще чудотворная благодать не нашла места в теологических построениях этого вида. В XXв. последователи т.н. "диалектической теологии" решительно возражали против любых теологий, крые принижали радикальное вмешательство Бога через Иисуса Христа. Особенно надо отметить К. Барта, крый видел в естественной религии величайшего врага истинной веры и отвергал католическую "аналогию бытия" как необоснованный переход (а не рациональное умозаключение) от творения к Творцу. Другие мыслители, прежде всего Э.Бруннер, возражали ему, считая, что, подчеркивая только Христа, Барт отрицает "общее откровение" Бога о себе самом, к-рое явлено в творении, прежде всего в людях, созданных по образу Божьему, что засвидетельствовано ив Св.Писании.
В последнее время естественная теология пользовалась сравнительно малым вниманием исследователей, если не считать некрых католических философов. Важное открытие, имеющее отношение к естественной теологии, сделали историки религий, в частности Г.ван дер Лееув и М. Элиаде. Они обнаружили формы религиозной веры и практики (идея Всевышнего Бога, утрата "золотого века", различные мотивы спасения и т.д.), крые не составляют "естественную теологию" в традиционном смысле этого понятия, но, с их точки зрения, могли бы послужить полезным введением в изучение христианской теологии.
J. Van Engen(пер. Ю.Т.) Библиография: LTK, VII, 81117;RGG, IV. 132229;NCE, XIV. 6164; М. H110?way,/1? Introduction to Natural Theology; G. Berkouwer, General Revelation: R. Mclnertyand A. Plantinga in theProceedings of the American Catholic Philosophical Association. 1981.
См. также: Фома Аквинский; Неотомизм; Откровение, общее.

Источник: Теологический энциклопедический словарь



Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
160.93 кб

Естественная теология Уильяма Пейли и неокреационизм

Д. Г. Поленый
Статья посвящена английской естественной теологии XVII–XVIII вв.
Читать PDF
114.90 кб

Аргумент от разумного замысла в естественной теологии Ричарда Бакстера

Кошелев Игорь Александрович
В статье рассматривается телеологический аргумент, изложенный в трактате «Аргументы в пользу христианской религии» известного английского богослова Ричарда Бакстера, одного из ведущих представителей движения пуритан в Англии XVII
Читать PDF
251.54 кб

Теологические интерпретации естественного права: история и современность

Туганаев Кирилл Александрович
Рассматриваются естественно-правовые воззрения в контексте теологических доктрин в исторической ретроспективе и современности.
Читать PDF
148.04 кб

Священное в повседневном: эвристические возможности естественной теологии

Михайлов П. Б.
Настоящая публикация посвящена выявлению сферы компетенции и области применения столь важного раздела богословского знания как естественная теология.
Читать PDF
311.76 кб

Естественная теология и естественное Откровение в социально-философском дискурсе

Шабатура Любовь Николаевна, Майоров Дмитрий Николаевич
Рассматривается традиционная философская проблема соотношения разума и веры в контексте социально-философского дискурса.
Читать PDF
190.89 кб

Доктрина абсолютного и упорядоченного могущества Бога в средневековой естественной теологии

Карпов К. В.
Рассматриваются способы определения Божественного всемогущества средневековыми философами.
Читать PDF
982.23 кб

Естественная теология: попытка плодотворного диалога науки и религии или их «Смешение», взаимное «Ра

Макухин Пётр Геннадьевич
В статье (на основе соотнесения объёмов понятий «теология», «естественная теология», «философская теология») развёртывается позиция, согласно которой «естественное богословие» является такой разновидностью «философского богословия
Читать PDF
189.64 кб

2018.02.027. ВИНКО Р. НЕСТАНДАРТНАЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ МАЙСТЕРА ЭКХАРТА. VINCO R. MEISTER ECKHART

Хлебников Г.В.
Читать PDF
215.06 кб

2017.02.009. УАНДЕР Т. МОДАЛЬНОСТЬ ТЕИЗМА И ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ: НАТЯНУТОСТЬ В ФИЛОС

Цибизова И.М.