ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Естественная религия
в идеологии Просвещения XVII– XVIII веков сумма наиболее общих и отвлеченных религиозных представлений («религия разума», «религия чувств»), выводимых из человеческой природы и не нуждающихся в авторитете Откровения и догмы. Близка к деизму (см. Деизм).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ
совокупность наиболее общих и отвлеченных религиозных представлений, выводимых из человеческой природы и не нуждающихся в авторитете Священного Писания и Священного Предания. Наибольшее распространение идея естественной религии получила в Европе в 17-18 вв.    

Источник: Религиоведческий словарь

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ
в идеологии Просвещения 17 -18 вв. сумма наиболее общих и отвлеченных религ. представлений («религия разума», «религия чувства»), выводимых из «человеч. природы» и не нуждающихся в авторитете откровения и догмы. В эпоху Великой франц. революции была попытка создать гос. культ на основе Е. р. См. также Деизм.

Источник: Советский философский словарь

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ
термин, предложенный просветителями для обозначения религии «здравого смысла», или «религии разума», являющейся суммой наиболее общих представлений (существование высшего начала и т. п.), выводимых из «человеческой природы» и не нуждающихся в авторитете Священного Писания и Церкви. С позиций «религии разума» подвергались критике многие богословские догмы (Страшный суд, бессмертие души, существование ангелов и др.). «Свободно думать о религиозных вопросах является долгом всех людей»,— считал Д. Э. Коллинз (1676—1729), автор «Рассуждения о свободомыслии» (1713). К «религии здравого смысла» примыкали мыслители различных направлений, в частности представители деизма.
Т. П. Павлова

Источник: Новая философская энциклопедия

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ
(Natürliche Religion) — свободное религиозно-философское течение, возникшее в эпоху Просвещения, особенно в Англии; течение, которое из недогматического толкования духа Библии и из основных религиозных идей, общих религиям всех времен и народов, выводит разумный, т. е. являющийся одновременно и «естественным», характер религии. Естественная религия отстаивает пять основных религиозных идей: 1) наличие наивысшего для всех людей и народов существа; 2) его право на уважение; 3) долг быть набожным и нравственным; 4) голос раскаяния, т. е. совести; 5) награда или наказание на том свете как воздаяние за поведение в этом мире; ср. Деизм; см. также Вольнодумец.
Н. S. Reimarus. Die vornehmsten Wahrheiten der n. R., 1754 (Repr. 1985); D. Hume. The Natural History of Religion, 1757, dt. 1757; I. Kant. Die Religion innerhalb der Grenzen der bloßen Vernunft, 1793; K. Leese. Natur und christl. Glaube, 1936; K. Leese. Recht und Grenze der Natur, 1954.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

"ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ"
близкое деизму учение о религии как о «свойстве человеч. природы». Англ. деист XVII в. Г. Чербери, один из создателей этого учения, сводил «Е. р.» к признанию бытия высшего существа, обязанности его почитать посредством добродетели и благочестия, надежде на возможность искупления грехов путем раскаяния и вере в справедл. возмездие. Последователи «Е. р.» утверждали, что она сообразуется с разумом. Возникнув в обстановке нарастания борьбы европ. буржуазии против господства феодалов, учение о «Е. р.» представляло собой попытку совершенно очистить религ. идеологию от феод.-церк. черт, сохранив ее способность удерживать массы в повиновении, и тем максимально приспособить ее к интересам буржуазии. Вместе с тем, как и деизм, «Е. р.» давала возможность материалистам XVII—XVIII вв., формально не порывая с религией, по существу отделываться от нее. Сторонниками «Е. р.», дававшими ей несколько разл. толкования, были Дж. Локк, Вольтер, кот-рый подчеркивал свое мнение о «необходимости» религ. узды для народа, и др. В XIX и XX вв. к понятию «Е. р.» с фидеистич. целью обратились нек-рые позитивисты и экзистенциалисты. Имеются попытки выдавать за «Е. р.» католицизм и протестантизм.
Совершенно др. смысл понятию «Е. р.» придавал Л. Фейербах, к-рый объединял под этим названием все первобытные и древние верования, олицетворяющие силы природы. Сов. исследователями термин «Е. р.» иногда применяется как усл. название первобытных культов. А. Я. Норобочко

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

»ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ»
учение о религии как о «свойствах человеч. природы». Возн. на основе деизма. Наибольшее распространение получило в 17-18 вв. Основоположник - Герберт Чербери, исходил из существования врожденных или общих понятий, к-рые определяются как простейшие, первичные, непроизводные и обладающие непосредств. убедительностью. Рассмотрев с этих позиций существующие религии, Чербери свел «Е. р.» к учению, признающему бытие верховного существа, обязательность его почитания путем упражнений в добродетели и благочестии, возможность искупления грехов через раскаяние, а также бессмертие и справедливое возмездие в жизни земной и потусторонней. Последователи Чербери пришли позднее к признанию безграничных прав разума. Неоднородность взглядов приверженцев «Е. р.» выразилась в существовании различных направлений в ней. В эпоху борьбы против феодализма и засилья офиц. церкви (17-18 вв.) «Е. р.» служила про-грес. буржуазии удобной и мягкой формой разрыва с религией при формальном ее сохранении. Свое практич. применение «Е. р.» нашла во Франции при Робеспьере в попытке установления «Верховного существа культа» (пропагандистами «Е. р.» были Руссо и Вольтер); в Германии она проявилась в виде реформист, иудаизма (под влиянием Моисея Мендельсона). Сторонниками «Е. р.» были Локк, Тиндаль, Толанд, Лессинг, Герман Реймар. В 19-20 вв. к понятию «Е. р.» обращались нек-рые позитивисты и экзистенциалисты (с фи-деистич. целями). Иной смысл в понятие «Е. р.» вкладывал Л. Фейербах, видя в нем первобытн. верования, олицетворяющие силы природы.

Источник: Атеистический словарь

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ
комплекс представлений о некой изначальной и минимальной системе религ. верований и культов, развивавшийся рядом мыслителей эпохи Просвещения. Наиболее яркие концепции такого рода разработали Вольтер, Ж.-Ж.Руссо и Д.Юм. Общими мотивами их теорий явл.: 1) Реальность высшего духовного принципа, определяющего закономерный и разумный порядок бытия, к-рый, как правило, мыслится в качестве безличного разумного начала, не вмешивающегося в естеств. течение природных процессов. 2) Необходимость почитания божеств. начала, но не во внешн. формально-культовых действиях, а в душе верующих. 3) Отождествление набожности, благочестия и нравственности; утверждение производности моральных норм от высшего нравств. принципа, «привитого» чел. разуму божеств. началом. 4) Первичная значимость личной совести в делах веры, повседневной деятельности и мышления. 5) Посмертному воздаянию за дела и поступки предшествует устойчивое моральное самоудовлетворение или, напротив, чувство моральной неполноценности. Для концепций Е.р. фр. просветителей характерна тенденция к сближению божеств. начала с универсальными з-нами природы и, одновременно, представление об условности божеств. оснований нравств.-культ. принципов (см. Деизм); англ. мыслители (Дж.Толанд, Д.Юм), напротив, акцентируют имманентность божеств. начала чел. разуму, а не всеобщей природе, существующей независимо от божеств. и нравств. принципов по з-нам мех. причинности. Попытки практ. реализации идей Е.р. предпринимались революционным правительством якобинцев во Франции (1792—94) в виде гос. культа Высшего существа, призванного заменить традиц. католич. религиозность. В этот же период фр. писатель А.Д. де Сад в своих романах «Жюстина, или Несчастья добродетели» (1791) и «Жюльетта, или Торжествующий порок» (1794) показал внутр. противоречивость просветительских учений о Е.р. Согл. ему, религия, основанная только на принципах рационального истолкования природы, м.б. либо почитанием «Бога во зле», воплощающего безразличность природы к созиданию и разрушению, либо религией тотальной безнравственности, поск. природа в своей универсальной деятельности равнодушна к условностям чел. моральных установлений. Теор. критику концепций Е.р. дали И.Кант в трактате «Религия в пределах только разума» и Г.В.Ф.Гегель в «Лекциях по философии религии». Кант утверждает, что религия не может истекать из к.-л. природных оснований в силу того, что природные явления в целом относятся к миру недоступных человеку «вещей в себе»; основанием религ. представлений явл. чувство морального долга, коренящееся в априорном и универсальном моральном з-не (см. Императив). Согл. Канту, реальным предметом религ. переживания явл. не некие естеств. или сверхъестеств. сущности, а принципы разумной нравственности, справедливости, уважения к себе самому и к другому. Гегель в своей диалектич. теории отвел Е.р. место примитивной религ. формы наивного обожествления природных сил и явлений, противопоставив ей внутренне-духовную и разумно-нравств. религию «гражд. протестантизма». Своеобразными реминисценциями идей Е.р. в совр. культуре можно считать учение А.Швейцера (1875— 1965) о «благоговении перед жизнью» и ряд близких концепций. Лит.: Вольтер. Философский словарь // Вольтер. Философские произв. М., 1988; Дидро Д. О достаточности естественной религии // Дидро Д. Соч.: В 2 т. М., 1986. Т. 1; Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии // Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. М., 1975. Т. 1; Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты. М., 1995; Юм Д. Естественная история религии. Диалоги о естественной религии // Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1996. Т. 2. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь



Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
363.89 кб

Шаманизм как естественная религия

Тобоев Аржан Иванович
Статья посвящена анализу одной из форм естественной религии сибирскому шаманизму. Естественная религия категория в философии и науке, обозначающая языческие верования «первобытных» народов.
Читать PDF
1.37 мб

Ступени развития религии: низшие естественные религии

К. П. Тиле
Читать PDF
1.37 мб

Ступени развития религии: высшие естественные религии

К. П. Тиле
Читать PDF
144.28 кб

Естественно-правовая теория и религия. Исторический аспект

Кузнецов Е. В., Минеева Т. Г.
На основе работ известных ученых и философов исследуется историческое развитие естественноправовой теории в ее взаимосвязи с религией.
Читать PDF
316.65 кб

Внешнее естественное как фактор формирования религиозного сознания

Гаврилова Юлия Викторовна
В статье дается анализ движущих сил процесса генезиса религиозного сознания, действующих в области внешнего естественного.
Читать PDF
1.15 мб

Естественность религиозных идей: отзвуки когнитивного религиоведения

Сирс Роберт
Данная статья представляет краткое введение и комментарий по поводу когнитивной науке о религии развивающемуся междисциплинарному проекту, направленному на исследование того, каким образом ментальные особенности и предрасположенно
Читать PDF
141.92 кб

"ЕСТЕСТВЕННАЯ" И "ГРАЖДАНСКАЯ" РЕЛИГИЯ Ж.-Ж. РУССО В РУССКОЙ МЫСЛИ НАЧАЛА XX ВЕКА

Златопольская А.А.
Статья посвящена восприятию и исследованию религиозных воззрений Ж.-Ж. Руссо в русской мысли начала XX в., проблеме соотношения «естественной» и «гражданской» религии у Жан-Жака в интерпретации русских мыслителей.
Читать PDF
3.05 мб

У истоков отечественной науки о религии «Естественная поэзия» и мифология в оценке русских мыслителе

Шахнович М. М.
The author explicitly dissects particular features of the early period of the science of religion, its connections with linguistics, ethnography, and folklore studies.
Читать PDF
171.90 кб

Диалектика естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания Работа выполнена пр

Гаврилова Юлия Викторовна
Генезис религиозного сознания подвержен активности естественных и социальных факторов, которые не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
Читать PDF
982.23 кб

Естественная теология: попытка плодотворного диалога науки и религии или их «Смешение», взаимное «Ра

Макухин Пётр Геннадьевич
В статье (на основе соотнесения объёмов понятий «теология», «естественная теология», «философская теология») развёртывается позиция, согласно которой «естественное богословие» является такой разновидностью «философского богословия
Читать PDF
872.54 кб

Естественнонаучный закон сохранения энергии в применении к защите религиозной истины бессмертия чело

В. И. Цветков
Читать PDF
800.12 кб

Естественнонаучный закон сохранения энергии в применении к защите религиозной истины безсмертия чело

В. И. Цветков

Похожие термины:

  • ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ

    - свойственная природе человека жажда установить единство с Тем, Кто не имеет нашей ограниченности и слабости, и с Кем реальность обретает полноту. Это также поиск осмысленности жизни, нравственно