ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ
Естественная религия
в идеологии Просвещения XVII– XVIII веков сумма наиболее общих и отвлеченных религиозных представлений («религия разума», «религия чувств»), выводимых из человеческой природы и не нуждающихся в авторитете Откровения и догмы. Близка к деизму (см. Деизм).
ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ
совокупность наиболее общих и отвлеченных религиозных представлений, выводимых из человеческой природы и не нуждающихся в авторитете Священного Писания и Священного Предания. Наибольшее распространение идея естественной религии получила в Европе в 17-18 вв.
Источник: Религиоведческий словарь
ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ
в идеологии Просвещения 17 -18 вв. сумма наиболее общих и отвлеченных религ. представлений («религия разума», «религия чувства»), выводимых из «человеч. природы» и не нуждающихся в авторитете откровения и догмы. В эпоху Великой франц. революции была попытка создать гос. культ на основе Е. р. См. также Деизм.
Источник: Советский философский словарь
ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ
термин, предложенный просветителями для обозначения религии «здравого смысла», или «религии разума», являющейся суммой наиболее общих представлений (существование высшего начала и т. п.), выводимых из «человеческой природы» и не нуждающихся в авторитете Священного Писания и Церкви. С позиций «религии разума» подвергались критике многие богословские догмы (Страшный суд, бессмертие души, существование ангелов и др.). «Свободно думать о религиозных вопросах является долгом всех людей»,— считал Д. Э. Коллинз (1676—1729), автор «Рассуждения о свободомыслии» (1713). К «религии здравого смысла» примыкали мыслители различных направлений, в частности представители деизма.
Т. П. Павлова
Т. П. Павлова
Источник: Новая философская энциклопедия
ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ
(Natürliche Religion) — свободное религиозно-философское течение, возникшее в эпоху Просвещения, особенно в Англии; течение, которое из недогматического толкования духа Библии и из основных религиозных идей, общих религиям всех времен и народов, выводит разумный, т. е. являющийся одновременно и «естественным», характер религии. Естественная религия отстаивает пять основных религиозных идей: 1) наличие наивысшего для всех людей и народов существа; 2) его право на уважение; 3) долг быть набожным и нравственным; 4) голос раскаяния, т. е. совести; 5) награда или наказание на том свете как воздаяние за поведение в этом мире; ср. Деизм; см. также Вольнодумец.
Н. S. Reimarus. Die vornehmsten Wahrheiten der n. R., 1754 (Repr. 1985); D. Hume. The Natural History of Religion, 1757, dt. 1757; I. Kant. Die Religion innerhalb der Grenzen der bloßen Vernunft, 1793; K. Leese. Natur und christl. Glaube, 1936; K. Leese. Recht und Grenze der Natur, 1954.
Н. S. Reimarus. Die vornehmsten Wahrheiten der n. R., 1754 (Repr. 1985); D. Hume. The Natural History of Religion, 1757, dt. 1757; I. Kant. Die Religion innerhalb der Grenzen der bloßen Vernunft, 1793; K. Leese. Natur und christl. Glaube, 1936; K. Leese. Recht und Grenze der Natur, 1954.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
"ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ"
близкое деизму учение о религии как о «свойстве человеч. природы». Англ. деист XVII в. Г. Чербери, один из создателей этого учения, сводил «Е. р.» к признанию бытия высшего существа, обязанности его почитать посредством добродетели и благочестия, надежде на возможность искупления грехов путем раскаяния и вере в справедл. возмездие. Последователи «Е. р.» утверждали, что она сообразуется с разумом. Возникнув в обстановке нарастания борьбы европ. буржуазии против господства феодалов, учение о «Е. р.» представляло собой попытку совершенно очистить религ. идеологию от феод.-церк. черт, сохранив ее способность удерживать массы в повиновении, и тем максимально приспособить ее к интересам буржуазии. Вместе с тем, как и деизм, «Е. р.» давала возможность материалистам XVII—XVIII вв., формально не порывая с религией, по существу отделываться от нее. Сторонниками «Е. р.», дававшими ей несколько разл. толкования, были Дж. Локк, Вольтер, кот-рый подчеркивал свое мнение о «необходимости» религ. узды для народа, и др. В XIX и XX вв. к понятию «Е. р.» с фидеистич. целью обратились нек-рые позитивисты и экзистенциалисты. Имеются попытки выдавать за «Е. р.» католицизм и протестантизм.
Совершенно др. смысл понятию «Е. р.» придавал Л. Фейербах, к-рый объединял под этим названием все первобытные и древние верования, олицетворяющие силы природы. Сов. исследователями термин «Е. р.» иногда применяется как усл. название первобытных культов. А. Я. Норобочко
Совершенно др. смысл понятию «Е. р.» придавал Л. Фейербах, к-рый объединял под этим названием все первобытные и древние верования, олицетворяющие силы природы. Сов. исследователями термин «Е. р.» иногда применяется как усл. название первобытных культов. А. Я. Норобочко
»ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ»
учение о религии как о «свойствах человеч. природы». Возн. на основе деизма. Наибольшее распространение получило в 17-18 вв. Основоположник - Герберт Чербери, исходил из существования врожденных или общих понятий, к-рые определяются как простейшие, первичные, непроизводные и обладающие непосредств. убедительностью. Рассмотрев с этих позиций существующие религии, Чербери свел «Е. р.» к учению, признающему бытие верховного существа, обязательность его почитания путем упражнений в добродетели и благочестии, возможность искупления грехов через раскаяние, а также бессмертие и справедливое возмездие в жизни земной и потусторонней. Последователи Чербери пришли позднее к признанию безграничных прав разума. Неоднородность взглядов приверженцев «Е. р.» выразилась в существовании различных направлений в ней. В эпоху борьбы против феодализма и засилья офиц. церкви (17-18 вв.) «Е. р.» служила про-грес. буржуазии удобной и мягкой формой разрыва с религией при формальном ее сохранении. Свое практич. применение «Е. р.» нашла во Франции при Робеспьере в попытке установления «Верховного существа культа» (пропагандистами «Е. р.» были Руссо и Вольтер); в Германии она проявилась в виде реформист, иудаизма (под влиянием Моисея Мендельсона). Сторонниками «Е. р.» были Локк, Тиндаль, Толанд, Лессинг, Герман Реймар. В 19-20 вв. к понятию «Е. р.» обращались нек-рые позитивисты и экзистенциалисты (с фи-деистич. целями). Иной смысл в понятие «Е. р.» вкладывал Л. Фейербах, видя в нем первобытн. верования, олицетворяющие силы природы.
Источник: Атеистический словарь
ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ
комплекс представлений о некой изначальной и минимальной системе религ. верований и культов, развивавшийся рядом мыслителей эпохи Просвещения. Наиболее яркие концепции такого рода разработали Вольтер, Ж.-Ж.Руссо и Д.Юм. Общими мотивами их теорий явл.: 1) Реальность высшего духовного принципа, определяющего закономерный и разумный порядок бытия, к-рый, как правило, мыслится в качестве безличного разумного начала, не вмешивающегося в естеств. течение природных процессов. 2) Необходимость почитания божеств. начала, но не во внешн. формально-культовых действиях, а в душе верующих. 3) Отождествление набожности, благочестия и нравственности; утверждение производности моральных норм от высшего нравств. принципа, «привитого» чел. разуму божеств. началом. 4) Первичная значимость личной совести в делах веры, повседневной деятельности и мышления. 5) Посмертному воздаянию за дела и поступки предшествует устойчивое моральное самоудовлетворение или, напротив, чувство моральной неполноценности. Для концепций Е.р. фр. просветителей характерна тенденция к сближению божеств. начала с универсальными з-нами природы и, одновременно, представление об условности божеств. оснований нравств.-культ. принципов (см. Деизм); англ. мыслители (Дж.Толанд, Д.Юм), напротив, акцентируют имманентность божеств. начала чел. разуму, а не всеобщей природе, существующей независимо от божеств. и нравств. принципов по з-нам мех. причинности. Попытки практ. реализации идей Е.р. предпринимались революционным правительством якобинцев во Франции (1792—94) в виде гос. культа Высшего существа, призванного заменить традиц. католич. религиозность. В этот же период фр. писатель А.Д. де Сад в своих романах «Жюстина, или Несчастья добродетели» (1791) и «Жюльетта, или Торжествующий порок» (1794) показал внутр. противоречивость просветительских учений о Е.р. Согл. ему, религия, основанная только на принципах рационального истолкования природы, м.б. либо почитанием «Бога во зле», воплощающего безразличность природы к созиданию и разрушению, либо религией тотальной безнравственности, поск. природа в своей универсальной деятельности равнодушна к условностям чел. моральных установлений. Теор. критику концепций Е.р. дали И.Кант в трактате «Религия в пределах только разума» и Г.В.Ф.Гегель в «Лекциях по философии религии». Кант утверждает, что религия не может истекать из к.-л. природных оснований в силу того, что природные явления в целом относятся к миру недоступных человеку «вещей в себе»; основанием религ. представлений явл. чувство морального долга, коренящееся в априорном и универсальном моральном з-не (см. Императив). Согл. Канту, реальным предметом религ. переживания явл. не некие естеств. или сверхъестеств. сущности, а принципы разумной нравственности, справедливости, уважения к себе самому и к другому. Гегель в своей диалектич. теории отвел Е.р. место примитивной религ. формы наивного обожествления природных сил и явлений, противопоставив ей внутренне-духовную и разумно-нравств. религию «гражд. протестантизма». Своеобразными реминисценциями идей Е.р. в совр. культуре можно считать учение А.Швейцера (1875— 1965) о «благоговении перед жизнью» и ряд близких концепций. Лит.: Вольтер. Философский словарь // Вольтер. Философские произв. М., 1988; Дидро Д. О достаточности естественной религии // Дидро Д. Соч.: В 2 т. М., 1986. Т. 1; Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии // Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. М., 1975. Т. 1; Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты. М., 1995; Юм Д. Естественная история религии. Диалоги о естественной религии // Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1996. Т. 2. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь