ЭССЕНЦИАЛИЗМ
Эссенциализм
(лат. essentia – сущность) – 1. В философии: а) тенденция к приоритетному толкованию сущности (эссенции) по отношению к существованию (экзистенции). Сторонники эссенциализма считают, что вещи существуют не потому, что объективируются благодаря акту существования, а потому, что сущности не встречают преград в полной актуализации, т. е. объективизации 2. Взгляд, согласно которому необходимо предполагать бытие сущностей, таких необходимых свойств, без которых определяемые ими предметы не существовали бы или не были бы тем, что они есть.
Эссенциализм
Учение, обратное экзистенциализму и номинализму. Его сторонники считают, что сущность предшествует существованию или что сущность всякой вещи содержится в ее определении. Также чрезмерное доверие языку и мышлению, один из «грешков» философии. Критику эссенциализма задолго до Поппера и Сартра коротко и ясно сформулировал Шекспир: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Или еще: «Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет». Это не значит, конечно, что нам следует обходиться без определений, да это и невозможно. Это значит лишь, что никакое определение не может заменить опыта и существования.
Источник: Философский словарь.
ЭССЕНЦИАЛИЗМ
философская концепция о соотношении знания и реальности, согласно которой знание описывает существующую реальность (ее свойства, отношения, законы). Все научные высказывания, могущие иметь истинностные значения, должны иметь форму ассерторических суждений («А есть В»). Соответственно, процедура установления их истинности состоит в непосредственном сопоставлении их содержания (утверждающему наличие или отсутствие некоторого тождества между понятиями А и В) с реальным отношением их объективных денотатов (Аристотелевская концепция истины). Слабость эссенциализма состоит в том, что многие наиболее важные высказывания науки (например, ее законы и принципы): а) не имеют характер ассерторических утверждений; б) не сводимы к последи им; в) имеют существенно конструктивный и идеализированный характер и поэтому могут быть сопоставлены с объективной действительностью лини, косвенным и весьма опосредованным образом (с подключением интерпретационных предложений, фиксации контекста, консенсуса членов научного сообщества и т. д.). Бинарной оппозицией эссенциализму в современной философии науки является радикальный конструктивизм. (См. конструктивизм, истина).
эссенциализм
ЭССЕНЦИАЛИЗМ (от лат. essence — сущность) — термин, которым К. Поппер обозначил направление в философии науки, сформированное убеждением в том, что конечной целью науки является познание «сущностей», лежащих в основе наблюдаемых явлений; и эта цель достижима, т.е. научные теории, вполне раскрывающие эти сущности, являются истинными и потому неизменными, а их рациональная критика невозможна. Э. восходит к античной рационалистической традиции Платона и получил новую интерпретацию в эпоху Возрождения, став гносеологической предпосылкой науки Г. Галилея и И. Ньютона. Новоевропейская наука, осознав себя единственно надежным средством миропознания, создала метод рациональной реконструкции опытных данных, позволявший объяснять их как следствия из универсальных законов, выражающих «истину мира». Спор между рационализмом и эмпиризмом об основаниях человеческого познания в эпоху становления классической науки затрагивал методологическую сторону последней, но не ее эссенциалистскую установку. Основы критики Э. были заложены Д. Юмом и И. Кантом, а дальнейшее развитие методологии остро поставило вопрос о границах, пересечение которых превращает науку в метафизическую спекуляцию, лишенную прочной опытной основы. Э. противостоит позитивизм (от О. Конта до наших дней), отрицающий «сущности», нередуцируемые к наблюдениям, и инструментализм, рассматривающий научные теории как инструменты, помогающие связывать высказывания о явлениях отношениями выводимости, но оставляющий за рамками научного объяснения попытки установить такие отношения между высказываниями о «сущностях» и высказываниями о наблюдаемых явлениях. Поппер показал, что инструментализм и Э. ограничивают рациональную критику как движущую силу научного познания: первый — тем, что делает бессмысленной идею эмпирического опровержения теории (инструменты не опровергаются, а лишь заменяются с изменением сферы их применимости), второй — тем, что предполагает окончательные объяснения. Эссенциалистское допущение о «скрытых» (от наблюдения) сущностях, бесполезное с методологической точки зрения, может оказаться и тормозом развития науки, если превращается в догму, препятствует постановке новых проблем и выдвижению смелых гипотез. Однако оно не бессмысленно и, возможно, полезно, если относится к сфере вненаучных убеждений (метафизических догадок, способных стимулировать научное творчество, или веры в силу рационально-критической дискуссии). В.Н. Порус