в др.-греч. мифологии — бог любви, вначале имевший космогонич. черты, наряду с Хаосом, Геей (Землей), Тартаром. В др.-римск. пантеоне Э. соответствовал Амур (лат. amor — любовь), или Купидон (лат. cupido - вожделение).
ЭРОТ
ЭРОТ (греч. Eros)
Источник: Атеистический словарь
ЭРОТ
(греч. Eros) - др.-греч. бог любви, сын Афродиты-. Изображался в виде прекрасного, иногда плутоватого и жестокого мальчика или юноши с крылышками, вооруженного луком и стрелами. Его стрелы, как полагали древние греки, поражали любовной мукой людей и богов. Античная мифология содержит ряд любовных историй богов, пораженных стрелами Э. В др.-римском пантеоне ему соответствует Амур или Купидон (лат. amor - любовь, cupido - вожделение).
Эрот
В древнегреческой мифологии Эрот (Έρως = лат. Amor – Амур) – у древних греков бог любви, понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и помощник Афродиты. Как мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, Эрот считался порождением Хаоса (темной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Отцом его называли также Урана, Хроноса, Орфея и др. В позднейшем предании Эротом обыкновенно называется сыном Афродиты и Арея. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время – с цветком и лирой, позднее – со стрелами любви или пылающим факелом. Художественное развитие тип Эрота получил под резцом ваятелей младшей аттической школы – Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Скопасу принадлежала статуя Эрота, находившаяся в Мегарах; Пракситель изваял Эрота для Пария (город в Мизии при Геллеспонте) и – шедевр греческой скульптуры – для Феспий, где находилась также статуя Эрота работы Лисиппа. Культ Эрота существовал в Парии и главным образом в Феспиях, где первоначально грубый камень служил изображением бога. В Феспиях через каждые четыре года устраивалось в честь Эрота празднество – Эротидии, – сопровождавшееся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявший юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эрота ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эроту жертву; лучший фиванский (так называемый священный) отряд имел в Эроте своего покровителя и вдохновителя; самийцы посвятили Эроту гимназий и праздновали в честь его свои элевтерии. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антэрота, находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображала Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьезной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (т. е. Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки. Н. О.
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.