Эрнст Мах

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мах Эрнст
1838-1916 гг.) - австрийский физик и философ, один из основателей эмпириокритицизма. В соответствии с махистским "принципом экономичности мышления", описание мира должно включать только "нейтральные элементы опыта"; реальны лишь эти "элементы" (Мах отождествлял их с ощущениями) и их функциональные связи. Философия Маха оказала влияние на формирование неопозитивизма.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

МАХ Эрнст

австрийский физик и философ (Ширлиц — Турас, Молдавия, 1838 — Хар, близ Мюнхена, 1916). Преподавал математику, физику (в Грасе в 1864 г. и в Праге в 1867 г. ), затем философию (в Вене, 1895 г.). В физике разработал новое определение понятия массы (два тела имеют одну и ту же массу, если они взаимодействуют таким образом, что их действия равны и прямо противоположны). Его философия науки — эмпириокритицизм («Познание и заблуждение», 1905) отводит позитивизму более инструментальную роль в сфере механики. Развивает мысль, что наука не может достичь реальности и даже не ставит перед собой такую цель и что прогрессирует она лишь посредством поисков экономии мысли. Его философия оказала глубокое влияние на ранние работы Эйнштейна, содержащие первые подступы к теории относительности, и на неопозитивизм Венской школы.

Источник: Философский словарь

МАХ Эрнст

(1838–1916) – австр. философ и физик, основатель махизма. С 1861 – приват-доцент в Венском ун-те, с 1864 – проф. математики в Граце, с 1867 – проф. физики и ректор нем. ун-та в Праге, с 1895 занимал кафедру философии Венского ун-та. Наиболее значит. работы М. как физика относятся к механике, оптике и акустике. С именем М. часто связывают т. н. М.-число. Заимствовав основные филос. идеи у Беркли, Юма и Канта, М. утверждал, что мир есть комплекс ощущений. Движение, время, пространство, закономерности действительности, по М., – субъективны, а потому и наука не имеет объективного содержания. Критика философии М. и его влияния на философский ревизионизм дана В. И. Лениным ("Материализм и эмпириокритицизм", 1908, изд. 1909) и Г. В. Плехановым (см. сб. "Против философского ревизионизма", М., 1935). Осн. сочинения М. см. влит. при ст. Махизм.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЭРНСТ МАХ

18.2.1838, Турас, ныне Туржани, Чехословакия, - 19. 2. 1916, Хар, близ Мюнхена), австр. философ-идеалист, физик. Проф. физики в Граце (с 18S4), проф. физики и ректор нем. ун-та в Пpaге (с 1867), проф. философии Венского ун-та (1895- 1901). М. принадлежит ряд важных физич. исследований.
Филос. работы М. получили широкую известность в кон. 19 - нач. 20 вв. благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классич. (ньютониан ской) физики. Представлениям об абс. пространстве, времени, движении, силе и т. п. М. противопоставилрелятивистское понимание этих категорий, утверждая, что они субъективны по своему происхождению (см. Махизм). В духе субъективного идеализма М. считал, что мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача науки - лишь описание этих «ощущений». М. оказал значит. влияние на становление и развитие неопозитивизма. Субъективно-идеалистич. идеи М.. были подвергнуты резкой критике В. И. Лениным («Материализм и эмпириокритицизм», ПСС, т. 18) и Г. В. Плехановым (см. со. «Против филос. ревизионизма», 1935).

Источник: Советский философский словарь

МАХ Эрнст
(1838—1916) — австр. физик и философ. Род. в г.Турас, окончил Венский ун-т (1860), где работал до 1864 г. приват-доцентом. В 1864— 67 гг. — проф. ун-та в Граце, в 1867—95 гг. — нем. ун-та в Праге, в 1895—1901 гг. — Венского ун-та. Физ. исследования посвящены механике, акустике, оптике. Исследовал распределение плотности воздуха в окрестности снаряда, летящего со сверхзвуковой скоростью, с помощью фотосъемки получил фотографии ударных волн. В своем гл. труде «Механика» (1883) стремился придать з-нам механики вид, не зависящий от равномерного и прямолинейного движения системы отсчета _____и ее вращения. М. придавал огромное значение относительности движения, отказавшись от абсолютного пространства и времени Ньютона. Принцип М. сыграл важную роль при разработке Эйнштейном общей теории относительности. Исследовал процессы слуха и зрения. В философии М. явл. основоположником идеалистич. учения — махизма. Суть его сводится к отрицанию реальности атомов и молекул, осн. положений атомистич. учения и молекулярно-кинетической теории. Эти взгляды М. резко критиковал Л.Больцман, а также В.И.Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Соч.: Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М., 1909. Лит.: Дягилев Ф.М. Становление науки и ее методологии. Нижневартовск, 2002; Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18; Позитивизм и наука. М., 1975; Райхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985. Ф.М.Дягилев

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЭРНСТ МАХ

род. 18 февр. 1838, Моравия - ум. 19 февр. 1916, Хар, близ Мюнхена) - нем. физик и философ; с 1897 по 1901 - профессор в Вене. Причину возникновения и цель науки видел в удовлетворении необходимых жизненных потребностей. &Поэтому она должна строго ограничиваться минимально возможными затратами мыслительной энергии - т.е. стремиться к экономии мысли - на исследование действительно фактического, в частности отказаться от всех метафизически-религиозных спекуляций. Реальны, по Маху, только ощущения - звуки, цвета, тяжесть, теплота, запахи, пространство, время и т. д. - и их функциональные, непричинные зависимости и связи; вещи - это комплексы ощущений, Я - тоже лишь замкнутая в себе группа ощущений, которая с др. группами ощущений, образующими внешний мир, связана слабее, чем внутри себя. Следовательно, существенного различия между психическим и физическим, Я и миром, представлением и объектом, внутренним и внешним, не существует; различие вытекает лишь из различия точек зрения на научную обработку материала ощущений, который должен обрабатываться строго математически. Мах оказал влияние на теорию относительности и неопозитивизм; его положения оспаривались Лениным. Осн. произв.; "Die Mechanik in ihrer Entwicklung", 1883 (рус. пер. "Механика в ее развитии", 1909); "Die Analyse der Empfindungen", 1886 (рус. пер. "Анализ ощущений и отношение физического к психическому", 1907); "Erkenntnis und Irrtum", 1905 (рус. пер. "Познание и заблуждение", М., 1909).

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАХ Эрнст (1838—1916)
австр. физик и философ, субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма. Признав вещи “комплексами ощущений”, М. тем самым противопоставил свое учение философскому материализму. Исходя из мотивов философии Юма, М., по существу, отвергал понятия причинности, необходимости, субстанции, как, с его т. зр., не данные в “опыте”. В соответствии с махистским “принципом экономии мышления” описание мира должно включать только “нейтральные элементы опыта”; реальны лишь эти “элементы” (М., идя в русле взглядов Беркли, фактически отождествлял их с ощущениями) и их функциональные связи. Различие физического и психического сводилось, т. обр., к различию “функциональных отношений”, в к-рых рассматриваются “элементы”: физическое исследование состоит, по М., в анализе взаимной связи “элементов” друг с другом, психологическое — в анализе отношения человеческого организма к “элементам”. Понятия М. рассматривал как символы, обозначающие “комплексы ощущений” (“вещи”), а науку в целом — как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственными наблюдениями. Субъективный идеализм М. и его непоследовательность раскрыты и подвергнуты критике в книге Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”. Осн. работы: “Анализ ощущений и отношение физического к психическому” (1886), “Познание и заблуждение” (1905). Философия М. оказала влияние на формирование неопозитивизма, а также явилась основой махистской ревизии марксизма (Ф. Адлер, В. А. Базаров, Богданов, Юшкевич и др.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАХ Эрнст
(1838 - 1916) - австрийский физик, историк науки и философ. Работал в Венском университете, был ректором Пражского университета. На рубеже веков широкую известность приобрели философские работы Маха. В русском переводе были изданы «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (1907) и др. Мах считал, что научные понятия должны быть определены через наблюдаемые данные, последние же сводятся к основным «элементам» - чувственным данным, ощущениям, являющимся пределом разложения опыта, лежащим в основе веяного познания. С ощущениями связаны чувства, настроения, волнения. Тела - это относительно устойчивые сочетания ощущений (цветов, тонов, степеней давления и т. д.), между которыми существуют пространственные и временные связи. «Я» - относительно постоянный комплекс чувств, воспоминаний, настроений; связанный с особым, живым телом. С точки зрения Маха, такой подход позволял преодолеть дуализм физического и психического, поскольку «элементы» - ощущения считались нейтральными, не относящимися ни к физической, ни к психической сфере. Рассматривая мир как «комплекс ощущений», Мах видел задачу науки в описании этих ощущений. Важнейшей функцией науки он считал обеспечение «экономии мышления» (последнее рассматривалось им и как характеристика познания вообще, обусловленная необходимостью приспособления организма к фактам). При этом излишней для развитой науки оказывалось наличие объяснительной части, «паразитических» элементов, к которым Мах относил, например, понятие причинности. Мах явился основоположником «второго позитивизма» (называемого также махизмом, эмпириокритицизмом),

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЭРНСТ МАХ

австрийский физик и философ. Один из создателей эмпириокритицизма. Окончил Венский университет (1860), С 1861 приват-доцент Венского университета. Профессор физики университета в Граце (1864-1867). Профессор физики и ректор немецкого университета в Праге (1867-1895). Профессор философии Венского университета (1895-1901). Автор книг "Принцип сохранения работы, история и корень его" (1871), "Механика. Историко-критический очерк ее развития" (1883), "Анализ ощущений и отношений физического к психическому" (1886), "Познание и заблуждение" (1905), "Культура и механика" (1915) и др. Осуществил ряд важных физических исследований в области механики, акустики, оптики и др. Открыл и изучил акустические волновые процессы, впоследствии названные ударной волной и др. Установил основную характеристику течения газа ("М. число") и др. закономерности, получившие наименования "М. конус", "угол М.", "линия М." и др. Стремился интерпретировать базисные законы и понятия механики вне их зависимости от равномерного и прямолинейного движения системы отсчета и ее вращения. Разработал релятивистское понимание пространства, времени, движения, силы и др. Впервые предпринял попытку построения механики, исходя из того, что движение тел может быть определено только по отношению к другим телам. Сформулировал "принцип М.", установивший связь инерциальных свойств тел с бесконечно удаленными большими массами Вселенной. Оказал влияние на создание общей теории относительности А. Эйнштейна. Исследовал процессы слуха и зрения, механизм действия вестибулярного аппарата. Открыл оптические явления, впоследствии названные "кольцами" ("полосами") М. Создал работы по истории механики. Как физик и философ утверждал относительность научного знания и выступал против атомистического учения. В области философии осуществил ряд актуальных исследований, связанных, главным образом, с проблемами познания, опыта, истины, заблуждения, отношения физического и психического, природы и анализа ощущений и др. Как один из основоположников философии эмпириокритицизма ("махизма", "второго позитивизма") оказал большое влияние на развитие позитивистской традиции и формирование неопозитивизма.
В.И. Овчаренко

Источник: Новейший философский словарь

МАХ ЭРНСТ
1838-1916) – основатель второго позитивизма (автор «теории элементов мира»), физик (автор известных работ по механике, акустике и оптике). Суть его философского заключается в следующем: 1) все существующее есть ощущения; 2) ощущения называются элементами; 3) элементы делятся на физические (те, что не зависят от нервной системы организма и от всего организма в целом) и психические (те, что зависят от организма); 4) элементы не существуют друг без друга; 5) вещи – это комплексы элементов. Мах пытается скрыть свою истинную философскую позицию, заявляя, что элемент не есть психическое или физическое  в  отдельности, а  их  связь, что,  по  Маху, означало  нейтральность философской позиции и преодоление односторонности материализма и идеализма. Но поскольку  принципиальной основой мира является элемент, т.е. ощущение, то это указывает на тождественность психического и физического, а, следовательно, и на субъективный идеализм. Подтверждением сказанному  являются определения Маха физического и психического. Под физическим он понимает совокупность чувств,  ощущений и восприятий, существующих в пространстве для всех, а под психическим – существующие  чувства и ощущения для меня одного. Понятие «физическое», как видим, психологизируется и искажается по своему смыслу. С позиций субъективного идеализма Мах дает оценку научному познанию. Правильно указывая, что познание вырастает «на службе практических интересов», Мах в сущности искажает понимание научного  познания, сводя его исключительно к практическим интересам, к «приспособлению» к среде. Поэтому, считает  Мах, истина не бывает объективной. Она зависит от человека и его особенностей, обусловлена  структурой познающего субъекта и потому оказывается субъективной. Мах признает истину целесообразной, поскольку она помогает человеку в практической деятельности, в достижении наших целей, руководит нами в  преобразовательной деятельности. Но целесообразность не совпадает со смыслом истинности, Мах же стремится  истолковать эти понятия как тождественные. Этому способствует принцип экономии мышления,  предложенный Махом. Он состоит в том, чтобы выбирать для своих целей средства наиболее простые, а познанием считать только описание данных опыта. Так, замена численной таблицы  одной  формулой или  объяснение нового  факта  с  помощью  другого, более известного – все это, по мнению Маха, нужно  рассматривать как работу экономическую.  «Научная  работа  –  есть  работа  экономическая».  Средством достижения знания выступают наблюдение и интуиция.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Мах Эрнст
1838-1916) - один из основоположников эмпириокритицизма, называемого еще по его имени махизмом. Он был крупным австрийским физиком, сделавшим много открытий в своей области. Мах стал известен как философ после выступления с рядом работ, в которых пытался разрешить кризис, возникший в естествознании посредством истолкования исходных теоретических понятий классической физики.
Мах исходит из того, что человеческое познание начинается с ощущений, которые он называет элементами, и говорит, что эти элементы обладают нейтральным характером. Он пишет: «Итак, восприятия, как и представления, воля, чувствования, одним словом - весь внутренний и внешний мир, составляются из небольшого числа однородных элементов, образующих то более слабую, то более крепкую связь. Эти элементы обыкновенно называют ощущениями. Ввиду того, однако, что под этим названием подразумевается уже определенная односторонняя теория, мы предпочитаем просто говорить об элементах... Все исследование сводится тогда к определению связи этих элементов» [Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908. С. 39]. Он подчеркивает, что «вещь, тело, материя - ничто помимо связи их элементов» [Там же. С. 27].
Мах выдвигает два основных требования, которым должна следовать наука: экономия мышления и стремление к чистой описательной науке. Принцип экономии мышления был выдвинут Махом в связи с его исследованиями в области механики. Мах высказывает мысль, что механика не является совершенным и единственным изображением реальности. Основываясь на этом, он подвергает критике понимание Ньютоном абсолютности пространства и времени, утверждая, что физические законы связаны со взаимодействием масс (это было сформулировано им как «принцип Маха»); данное утверждение опровергало положение Ньютона о том, что пространство и время абсолютны, так как не зависят от распределения тяготеющих масс.
По утверждению Эйнштейна, Мах потряс догматическую веру в механицизм. Отрицание Махом абсолютности пространства приводило к более экономному представлению о мире, так как в этом случае существовали не отдельно пространство и материя, а пространственно упорядоченная материя. В «принципе экономии мышления» Маха содержалось большое рациональное зерно, так как в нем высказывалось требование содержательной простоты и единства теорий. Однако в утверждениях Маха проявилось преувеличение этого принципа в ущерб требованию соответствия теории и фактов. В принципе экономии мышления Мах подчеркивал важность «чистого описания», видя в нем источник нового знания. Он утверждал, что почти всякое знание возникает из ощущений, и тем самым принижал роль логического мышления. Главное для Маха - это наблюдение. С. Франк писал: «Согласно Маху и его непосредственным последователям, фундаментальные законы физики должны формулироваться таким образом, чтобы они содержали только понятия, которые могли бы быть определены непосредственными наблюдениями, или, по крайней мере, связаны короткой цепью мыслей с непосредственными наблюдениями».
Однако Мах впадает в крайность, объявляя экономию мышления основной характеристикой познания. Распространяя на человека учение Дарвина о естественном отборе, Мах полагает, что организмы в силу биологического инстинкта к самосохранению и выживанию «приспосабливаются» к фактам действительности, что означает экономию мышления.

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

МАХ (Mach) Эрнст
1838-1916)-австр. физик и философ. Проф. математики в Граце (1864-67), проф. физики Пражского ун-та (с 1867), ректор Пражского (с 1882 - Немецкого в Праге) ун-та (1879-95), проф. философии Венского ун-та (1895-1901). М. симпатизировал социал-демократии, принимал участие в политической деятельности. Его философия тесно связана с его естественнонаучными интересами, особенно в области психофизики. Она развивает позитивистское направление - эмпириокритицизм. В основе всех явлений, по М., лежат факты чувственного мира, ощущения. Они самым разнообразным образом связаны между собой, и сопровождаются настроениями, чувствами, проявлениями воли. Относительно более устойчивые и постоянные ощущения запечатлеваются в памяти и получают выражение в нашем языке. Прежде всего это комплексы цветов, тонов, различных степеней давления и т.д., функционально связанные между собой пространственными и временными отношениями. Комплексы такого рода М. называет телами. Относительно постоянным оказывается также связанный с живым телом комплекс воспоминаний, настроений, чувств, который обозначается словом "Я". Комплексы состоят из некоторых простых, не разложимых на данный момент элементов (напр., цвет и форма), составляющих "видимое тело". М. настаивает на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов, комплексы ощущений образуют тела.
Выступая против картезианского дуализма и не признавая за субстанцией как метафизической сущностью действительного существования, М. считает "элементы" нейтральными, не относя их ни к физической, ни к психической сфере. Эти элементы призваны обеспечить непрерывный переход от физического к психическому в рамках единого знания, где физика и психология выступают как разные направления в исследовании одних и тех же элементов опыта. Исходя из этого, он пытался переосмыслить основные категории науки. Такие понятия, как сила, масса, пространство, время, причинность и т.д., он считал обозначениями комплексов ощущений и их функциональных связей, соответствующих определенным органам чувств, сформированным биологическими потребностями. Познание подчиняется принципу "экономии мышления", а целью науки является чистое описание фактов чувственного восприятия. Такая сенсуалистская редукция предопределила основное противоречие концепции М. - между имманентизмом и научным объективизмом. Критика этого противоречия с позиции трансцендентального имманентизма была проведена Гуссерлем, который вместе с тем считал М. одним из предшественников феноменологии. Отмеченное противоречие была симптоматичным для осмысления ситуации в науке конца XIX - начала XX в. Многие идеи М. оказали стимулирующее воздействие на развитие науки. Так, его критический анализ оснований классической механики (включающий известный "принцип Маха") позволил Эйнштейну назвать его предшественником общей теории относительности. М. невольно оказал влияние на русскую крайне идеологизированную социал-демократическую мысль начала века ("русский махизм"), что породило шумную критику Ленина в его печально знаменитой парафилософской кн. "Материализм и эмпириокритицизм".
В. В. Калиниченко
Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908; Познание и заблуждение. М., 1909; Принцип сохранения работы. История и корень ее. СПб., 1909; Популярно-научные очерки. СПб., 1909; Механика. Историко-критический очерк ее развития. СПб., 1909; Основные идеи моей естественнонаучной теории познания и отношение к ней моих современников // Новые идеи в философии. Сб. 2. СПб., 1912.

Источник: Современная западная философия: словарь

МАХ ЭРНСТ
(1838-1916) - австрийский философ и физик, основатель эмпириокритицизма (см.) и предшественник неопозитивизма (см.). Он считал, что опыт реализуется как огромнейшее многообразие идей, восприятий, суждений, оценок, верований. Здесь не обходится без всякого рода заблуждений. М. был уверен, что успешный анализ опыта позволит придать ему научно оправданный вид. При этом все его позитивное содержание будет и выявлено, и сохранено, отрицания заслуживают лишь различного рода заблуждения. Но каким образом можно очистить опыт от ненаучных идей? М. первостепенное значение придавал, во-первых, принципу экономии мышления, во-вторых, редукции всех данных опыта к его элементам, в-третьих, пониманию законов науки как математических функциональных зависимостей элементов. Однако почему людям необходимо руководствоваться принципом экономии мышления? Потому что они вовлечены в процесс борьбы за существование, в котором надо экономить свои усилия, а не растрачивать их бездумно. Каким же образом можно добиться экономии мышления? Выделением элементов опыта и редуцированием к ним всех других данных опыта. Согласно М. элементами опыта являются ощущения. Итак, надо показать, что к ощущениям действительно можно редуцировать все данные опыта. Так, категории — это в конечном счете лишь гипотезы, в которых человек пытается усвоить взаимозависимости ощущений.
Элементы опыта (ощущения), как полагал М., выступают членами либо физических, либо психологических зависимостей. Все определяется приобретенными людьми привычками: в одном случае ощущения выступают как физическое, в другом — как психическое. Дело не в том, что ощущения представляют то физический мир, то душу человека. Сами представления о физическом и психологическом имеют вторичный характер, они продуцируются человеком. Все науки описывают одни и те же элементы (ощущения) и поэтому образуют некое единство. Еще один шаг по реализации принципа экономии мышления состоит в понимании законов науки как функциональных зависимостей между ощущениями, описываемых при помощи математических уравнений. М. ставил на место причинно-следственной зависимости функциональную. Наука не объясняет элементы опыта, а описывает их. М. был известным физиком. Философски анализируя современную ему физику, он отрицал реальность абсолютного пространства и времени, а также атомов (что привело его к острейшему конфликту с выдающимся физиком Л. Больцманом), динамических причин явлений, релятивистских пространственно-временных эффектов. Он отрицал все, что не мог редуцировать к комплексам ощущений. Критика М. достигла цели лишь в случае абсолютного пространства и времени.
Переходим к критической оценке эмпириокритицизма, который был особенно знаменит на рубеже XIX и XX вв. Не останавливаясь особо на принципе экономии мышления, отметим лишь, что он наводит на весьма продуктивные мысли относительно социальной эффективности науки, которая позволяет экономить усилия людей. Кстати, о мышлении как таковом эмпириокритики всегда рассуждали неубедительно.
Огромная заслуга эмпириокритиков состояла в постановке самой задачи по анализу составляющих опыта, по превращению их в экспериментальные данные, которые включаются в содержание науки. Если реконструировать ход рассуждений М., то получается, что научными данными являются лишь ощущения, причем не любые, а лишь такие, которые можно включить в функциональные зависимости. Основная беда махистов состояла в их отстраненном отношении к проблеме концептуального в науке. Как справедливо отметил А. Эйнштейн после многолетних размышлений, М. «недостаточно подчеркнул конструктивный и спекулятивный характер всякого мышления, в особенности научного мышления» [2. С. 266]. Один из недостатков построений эмпириокритиков состоял также в известном отрицании качественной структурированности науки. Желание подчеркнуть целостность науки вылилось у них в постулирование качественной непрерывности опыта: все уровни науки редуцируются к ощущениям.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ЭРНСТ МАХ

18 февраля 1838, Турас, Австро-Венгрия — 19 февраля 1916, Хар, близ Мюнхена) — австрийский физик и философ. Окончил Венский университет (1860). Профессор физики и математики университетов в Граце, Праге, Вене. Физические исследования Маха посвящены проблемам экспериментальной и теоретической механики, акустики и оптики. Отказавшись от представлений об абсолютном пространстве, времени и движении классической механики, предпринял попытку построить эту науку на основе постулата, согласно которому движения тел могут быть определены лишь относительно других тел («принцип относительности Маха»). Этот постулат сыграл важную роль в становлении теории относительности А. Эйнштейна. Мах интересовался вопросами физиологии слуха и зрения, а также механизмами вестибулярного аппарата, что было во многом связано с его философскими интересами — попытками разработать теорию познавательного процесса на основе достижений физиологии органов чувств и психологии. В соответствии со своими позитивистскими установками Мах считал, что совокупность его представлений о познавательном процессе может быть охарактеризована не как философская концепция, а скорее как результат специализированных научно-методических исследований научной деятельности, которые призваны сделать научные исследования более эффективными. Размежевание «позитивной» науки от философии (которая, по его мнению, по природе своей наукой не является и представляет собою совокупность искусственных систем и способов рассуждения, не представляющих научной ценности) и «очищение» научного мышления от «метафизических» (т. е. философских и тем самым ненаучных) предпосылок и включений Мах считал важнейшим условием прогресса подлинного знания. Мах считал, что в конечном счете процесс познания начинается с ощущений, и потому весь состав знания может и должен быть редуцирован к «чувственному опыту». Никаких «скачков» в познавательном процессе быть не должно (это запрещено «законом экономии мышления», который связан с «принципом непрерывности опыта», провозглашенным еще «первым позитивизмом»). Поэтому понятие следует трактовать как «общее представление», и принципиальной разницы между чувственным и рациональным знанием не существует. Понимание механизмов познания может быть достигнуто прежде всего обращением к самоочевидному содержанию и развитию собственного опыта, а также путем исследования реальной познавательной деятельности других людей. Материал для таких исследований поставляет биология, история науки и психология (в частности, изучение развития детской психики).
Познавательный опыт, согласно Маху, составляет лишь часть целостного жизненного опыта. На первоначальном уровне формирования опыта единство опыта очевидно: здесь еще нет четкого различения «внутреннего» и «внешнего», «субъекта» и «объективного мира» (об этом свидетельствуют как данные детской психологии, так и «критический анализ опыта», в ходе которого осуществляется редукция его «вторичных» образований к чувственной первооснове). Разделение «нейтрального» изначального опыта на «субъективное» и «объективное» возникает как вторичный эффект в процессе развития жизненного опыта. Оно практически полезно; но онтологическое противопоставление субъекта и объекта, превращение их в две самостоятельных реальности, «мир внешний» и «мир внутренний», является «метафизической» ошибкой. Следствием такой ошибки Мах считал, в частности, атомистическую концепцию в физике, поскольку она признает в качестве подлинной реальности такие «сущности», которые не могут быть редуцируемы к ощущениям. Поэтому, по мнению Маха, «атом» (как и кантовская «вещь-в-себе») — «мнимое понятие». Развитие познания, как и всего жизненного опыта, кумулятивно и вместе с тем предпосылочно («апперцептивно» и «ретенционно»). Иначе говоря, любое знание исторично: новое «наслаивается» на прежнее, но при этом его характер во многом определяется предыдущими этапами. Убедительным примером является история понятий механики. Любое знание и всякое понятие, т. о., есть синтез: сознание «склеивает» моменты опыта, присоединяя последующее к предыдущему. В результате поток опыта преобразуется в совокупность предметов, которые суть «комплексы ощущений». Простейший (и важнейший) вид синтеза — приписывание комплексу ощущений имени. Имя — удобный («экономичный») «акустический признак» предмета; благодаря ему предмет сохраняется в памяти. Хотя в дальнейшем к комплексу ощущений присоединяются другие признаки, имя предмета остается неизменным, и потому в знании имя оказывается «ядром» предметного единства. Однако «изначальный» мир при этом сразу и «бессубъектен», и «беспредметен», и «непонятен». О нем в принципе не может быть «воспоминания», поскольку продвижение к истокам, последовательное снятие следов синтеза, заканчивается там, где начинается первый шаг синтеза. Здесь исчезают и Я, и «мир», растворяясь в «потоке опыта».
Концепция Маха получила название «махизм» и стала ядром «физического идеализма». См. также ст. Эмпириокритицизм и Р. Авенариус.
Соч.: Анализ ощущений и отношение физического к психическому М., 1908; Популярно-научные очерки. СПб., 1909; Принцип сохранения работы. История и корень его. СПб., 1908; Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М., 1909; Механика. Историко-критический опыт ее развития. СПб., 1909.
А. Ф. Зотов

Источник: Новая философская энциклопедия

МАХ Эрнст (1838-1916)
австрийский физик и философ. Окончил Венский университет (1860). С 1861 приват-доцент Венского университета. Профессор физики университета в Граце (1864-1867). Профессор физики (с 1867) и ректор (с 1879) Пражского (с 1882 - Немецкого в Праге) университета. Профессор философии Венского университета (1895- 1901). Автор книг "Принцип сохранения работы, история и корень его" (1871), "Механика. Историко-критический очерк ее развития" (1883), "Анализ ощущений и отношение физического к психическому" (1886), "Принципы учения о теплоте" (1896), "Научно-популярные лекции" (1896), "Познание и заблуждение" (1905), "Культура и механика" (1915) и др. Полагая необходимым для современного ему научного познания жестко отграничиться от спекулятивной метафизики, М. находил соответствующие подходы в неокантианстве. "Критика чистого разума", - отмечал М., - изгнала в царство теней ложные идеи старой метафизики". Собственную задачу М. усматривал в аналогичной процедуре по отношению к старой механике. По мнению М., наука суть попытка экономного обращения с опытом. "Задача науки - искать константу в естественных явлениях, способ их связи и взаимозависимости. Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит тем самым на мышлении. При выявленной взаимозависимости двух феноменов, наблюдение одного делает ненужным наблюдение другого, определенного первым. Также и в описании может быть сэкономлен труд благодаря методам, позволяющим описывать один раз и кратчайшим путем наибольшее количество фактов... Всякая наука имеет целью заменить, т.е. сэкономить, опыт, мысленно репродуцируя и предвосхищая факты... И язык как средство общения есть инструмент экономии". В границах процедуры описания огромного количества различных опытов посредством одной краткой формулы с широкой областью применения, наука минимизирует для человека шанс оказаться в абсолютно нетривиальной ситуации. Наука "срывает волшебный покров с вещей", разрушая наши иллюзии: все незнакомое и необычное, по мысли М., оказывается в итоге всего лишь частным случаем хорошо знакомого способа связи между данными опыта. Вне такого сценария, был убежден М., "руководство жизнью" (Беркли) неосуществимо. Познание у М. - всего лишь процесс прогрессивной адаптации человека к среде. "Наука возникает всегда как процесс адаптации идей к определенной сфере опыта. Результаты процесса - элементы мышления, способные представить эту сферу как целое. Результаты, естественно, получаются разные, в зависимости от типа и широты опытной сферы. Если опытный сектор расширяется или объединяются до того разобщенные сферы, элементы привычного мышления показывают свою недостаточность, чтобы представить более широкую сферу. В борьбе между приобретенной привычкой и адаптивным усилием возникают проблемы, исчезающие после завершенной адаптации и через некоторое время возникающие вновь... Наибольшая часть концептуальной адаптации состоялась бессознательно и невольно, ведомая сенсорными фактами. Эта адаптация стала достаточно широкой и соответствует большей части представляемых фактов. Если мы встречаемся с фактом, значимо контрастирующим с обычным ходом нашего мышления, и не можем непосредственно ощутить его определяющий фактор (повод для новой дифференциации), то возникает проблема. Новое, непривычное, удивительное действует как стимул, притягивая к себе внимание. Практические мотивы, интеллектуальный дискомфорт вызывают желание избавиться от противоречия, и это ведет к новой концептуальной адаптации. Так возникает интенциональная понятийная адаптация, т.е. исследование". Источником проблем М. полагал "разногласие между мыслями и фактами или разногласие между мыслями". В таком контексте М. и проводит критическую линию по отношению к механике начала 20 в. Он полагает, что, хотя в качестве математической модели атомистическая теория и пригодна для оптимизации эмпирических исследований, признание за атомами реального существования заводит ученого в дебри метафизических спекуляций. По версии М., абсолютные пространство и время (пережитки средневекового миропонимания и "концептуальные чудовища") вкупе с причинностью и атомизмом должны быть элиминированы из научного знания: бессмысленно рассуждать о пространственном и временном положении тела безотносительно к какому-либо другому телу. (Именно этот посыл М. оказал заметное воздействие на идеи А.Эйнштейна и логических позитивистов.) Природа не содержит "причин" и "следствий", в ней все просто "случается" - и это может быть зафиксировано формулами функциональных взаимоотношений. Согласно модели М., "остается один тип устойчивости - связь (или отношение). Ни субстанция, ни материя не могут быть чем-то безусловно устойчивым. То, что мы называем материей, есть определенная регулярная связь элементов (ощущений). Ощущения человека, так же как ощущения разных людей, обычно взаимным образом зависимы. В этом состоит материя". М. (и это впоследствии оказалось весьма интересной постановкой проблемы) жестко критиковал физиков за их чрезмерную приверженность к доказательству (в духе платоновско-картезианских трактовок). Такой выбор идеала ("строгость") был, по мнению М., "ложным и ошибочным". Научную гипотезу (по обозначению М., "новое правило") вовсе не обязательно искусственным образом дедуцировать из т.наз. "первопринципов"; вполне достаточно того, что она выдерживает соответствующую проверку. По мысли М., "главная роль гипотезы - вести к новым наблюдениям и новым исследованиям, способным подтвердить, опровергнуть или изменить наши построения... гипотезы суть усовершенствование инстинктивного мышления, в них можно найти все звенья цепочки... Короче, значение гипотезы - в расширении нашего опыта". "Если в течение приемлемого периода времени гипотеза достаточно часто подвергалась прямой проверке, то наука должна признать совершенно излишним любое другое доказательство". В основании явлений, по M., располагаются ощущения, факты чувственного мира, сопряженные с соответствующими настроениями и чувствами. Природа, о которой рассуждает наука, согласно мысли М., и не вещь в себе и не истинная объективная данность. "Мир, - писал М., - не заключается в таинственных сущностях, которые, также загадочно действуя одна на другую, порождают доступные нам ощущения. Цвета, звуки, пространство, время и т.п. связаны между собой, как по-разному связаны чувства и волевая предрасположенность. Из столь пестрой ткани выделяется то, что относительно стабильнее и продолжительнее, вследствие чего отпечатано в памяти и выражено в словах. Так, относительно устойчивые комплексы, функционально распределенные в пространстве и во времени, именно поэтому обретают специфические имена и обозначаются как тела (Korper). Но эти комплексы непродолжительны и неабсолютны... Относительно устойчивым представляется комплекс воспоминаний, чувственных предпочтений, связанных с определенным телом (Leib), который можно обозначить как Я". Именно комплексы неразложимых элементов (например, цвет и форма) и ощущений, согласно М., конституируют тела, а не наоборот. Отвергая как декартовский дуализм, так и претензии субстанции (как метафизической сущности) на действительное существование, М. трактовал "элементы" как не принадлежащие ни к сфере психического, ни к сфере физического. Ощущение, по схеме М, суть глобальный факт, форма приспособления живого организма к окружающей среде; настройка слуха и зрения, а в целом - итог эволюции видов. Как отмечал М., "становится понятным феномен памяти... которая выше индивида. Психология спенсеровского и дарвиновского типа, вдохновленная эволюционной теорией, но основанная на частных позитивных исследованиях, обещает результаты более богатые, чем все предыдущие спекуляции... Вещь, тело, материя суть не что иное, как связь элементов, цветов, звуков и т.п., не что иное, как так называемые знаки (Merkmale)". Заменяя "ощущения" элементами, М. стремился преодолеть интенцию мышления, согласно которой составляющие фактов создаются сознанием. "Элементы" призваны осуществить переход от физического к психическому в рамках единой системы знания. Базовые категории современной науки (атом, абсолютное пространство, время, причинность, масса, сила и т.п.) М. интерпретировал как метки комплексов ощущений, находящихся в функциональной взаимосвязи и фундированных биологическими потребностями. Осуществил ряд важных физических исследований в области механики, акустики, оптики и др. Широкая известность имени М. в границах советского философского ликбеза была обусловле-
на существенным воздействием его идей на ментальность российской социал-демократии начала 20 ст., за чем воспоследовала скандальная критика Ленина в издании парафилософского порядка - книге "Материализм и эмпириокритицизм". На эти обвинения М. отвечал следующим образом: "В моих словах просто отражены общепринятые мнения, и если я превратился в идеалиста и берклианца, то в этих грехах вряд ли повинен".

Источник: История Философии: Энциклопедия