Эрнст Мах
австрийский физик и философ (Ширлиц — Турас, Молдавия, 1838 — Хар, близ Мюнхена, 1916). Преподавал математику, физику (в Грасе в 1864 г. и в Праге в 1867 г. ), затем философию (в Вене, 1895 г.). В физике разработал новое определение понятия массы (два тела имеют одну и ту же массу, если они взаимодействуют таким образом, что их действия равны и прямо противоположны). Его философия науки — эмпириокритицизм («Познание и заблуждение», 1905) отводит позитивизму более инструментальную роль в сфере механики. Развивает мысль, что наука не может достичь реальности и даже не ставит перед собой такую цель и что прогрессирует она лишь посредством поисков экономии мысли. Его философия оказала глубокое влияние на ранние работы Эйнштейна, содержащие первые подступы к теории относительности, и на неопозитивизм Венской школы.
Источник: Философский словарь
(1838–1916) – австр. философ и физик, основатель махизма. С 1861 – приват-доцент в Венском ун-те, с 1864 – проф. математики в Граце, с 1867 – проф. физики и ректор нем. ун-та в Праге, с 1895 занимал кафедру философии Венского ун-та. Наиболее значит. работы М. как физика относятся к механике, оптике и акустике. С именем М. часто связывают т. н. М.-число. Заимствовав основные филос. идеи у Беркли, Юма и Канта, М. утверждал, что мир есть комплекс ощущений. Движение, время, пространство, закономерности действительности, по М., – субъективны, а потому и наука не имеет объективного содержания. Критика философии М. и его влияния на философский ревизионизм дана В. И. Лениным ("Материализм и эмпириокритицизм", 1908, изд. 1909) и Г. В. Плехановым (см. сб. "Против философского ревизионизма", М., 1935). Осн. сочинения М. см. влит. при ст. Махизм.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
18.2.1838, Турас, ныне Туржани, Чехословакия, - 19. 2. 1916, Хар, близ Мюнхена), австр. философ-идеалист, физик. Проф. физики в Граце (с 18S4), проф. физики и ректор нем. ун-та в Пpaге (с 1867), проф. философии Венского ун-та (1895- 1901). М. принадлежит ряд важных физич. исследований.
Филос. работы М. получили широкую известность в кон. 19 - нач. 20 вв. благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классич. (ньютониан ской) физики. Представлениям об абс. пространстве, времени, движении, силе и т. п. М. противопоставилрелятивистское понимание этих категорий, утверждая, что они субъективны по своему происхождению (см. Махизм). В духе субъективного идеализма М. считал, что мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача науки - лишь описание этих «ощущений». М. оказал значит. влияние на становление и развитие неопозитивизма. Субъективно-идеалистич. идеи М.. были подвергнуты резкой критике В. И. Лениным («Материализм и эмпириокритицизм», ПСС, т. 18) и Г. В. Плехановым (см. со. «Против филос. ревизионизма», 1935).
Источник: Советский философский словарь
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
род. 18 февр. 1838, Моравия - ум. 19 февр. 1916, Хар, близ Мюнхена) - нем. физик и философ; с 1897 по 1901 - профессор в Вене. Причину возникновения и цель науки видел в удовлетворении необходимых жизненных потребностей. &Поэтому она должна строго ограничиваться минимально возможными затратами мыслительной энергии - т.е. стремиться к экономии мысли - на исследование действительно фактического, в частности отказаться от всех метафизически-религиозных спекуляций. Реальны, по Маху, только ощущения - звуки, цвета, тяжесть, теплота, запахи, пространство, время и т. д. - и их функциональные, непричинные зависимости и связи; вещи - это комплексы ощущений, Я - тоже лишь замкнутая в себе группа ощущений, которая с др. группами ощущений, образующими внешний мир, связана слабее, чем внутри себя. Следовательно, существенного различия между психическим и физическим, Я и миром, представлением и объектом, внутренним и внешним, не существует; различие вытекает лишь из различия точек зрения на научную обработку материала ощущений, который должен обрабатываться строго математически. Мах оказал влияние на теорию относительности и неопозитивизм; его положения оспаривались Лениным. Осн. произв.; "Die Mechanik in ihrer Entwicklung", 1883 (рус. пер. "Механика в ее развитии", 1909); "Die Analyse der Empfindungen", 1886 (рус. пер. "Анализ ощущений и отношение физического к психическому", 1907); "Erkenntnis und Irrtum", 1905 (рус. пер. "Познание и заблуждение", М., 1909).
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Краткий философский словарь 2004
австрийский физик и философ. Один из создателей эмпириокритицизма. Окончил Венский университет (1860), С 1861 приват-доцент Венского университета. Профессор физики университета в Граце (1864-1867). Профессор физики и ректор немецкого университета в Праге (1867-1895). Профессор философии Венского университета (1895-1901). Автор книг "Принцип сохранения работы, история и корень его" (1871), "Механика. Историко-критический очерк ее развития" (1883), "Анализ ощущений и отношений физического к психическому" (1886), "Познание и заблуждение" (1905), "Культура и механика" (1915) и др. Осуществил ряд важных физических исследований в области механики, акустики, оптики и др. Открыл и изучил акустические волновые процессы, впоследствии названные ударной волной и др. Установил основную характеристику течения газа ("М. число") и др. закономерности, получившие наименования "М. конус", "угол М.", "линия М." и др. Стремился интерпретировать базисные законы и понятия механики вне их зависимости от равномерного и прямолинейного движения системы отсчета и ее вращения. Разработал релятивистское понимание пространства, времени, движения, силы и др. Впервые предпринял попытку построения механики, исходя из того, что движение тел может быть определено только по отношению к другим телам. Сформулировал "принцип М.", установивший связь инерциальных свойств тел с бесконечно удаленными большими массами Вселенной. Оказал влияние на создание общей теории относительности А. Эйнштейна. Исследовал процессы слуха и зрения, механизм действия вестибулярного аппарата. Открыл оптические явления, впоследствии названные "кольцами" ("полосами") М. Создал работы по истории механики. Как физик и философ утверждал относительность научного знания и выступал против атомистического учения. В области философии осуществил ряд актуальных исследований, связанных, главным образом, с проблемами познания, опыта, истины, заблуждения, отношения физического и психического, природы и анализа ощущений и др. Как один из основоположников философии эмпириокритицизма ("махизма", "второго позитивизма") оказал большое влияние на развитие позитивистской традиции и формирование неопозитивизма.
В.И. Овчаренко
Источник: Новейший философский словарь
Источник: Философия науки и техники: словарь
Мах исходит из того, что человеческое познание начинается с ощущений, которые он называет элементами, и говорит, что эти элементы обладают нейтральным характером. Он пишет: «Итак, восприятия, как и представления, воля, чувствования, одним словом - весь внутренний и внешний мир, составляются из небольшого числа однородных элементов, образующих то более слабую, то более крепкую связь. Эти элементы обыкновенно называют ощущениями. Ввиду того, однако, что под этим названием подразумевается уже определенная односторонняя теория, мы предпочитаем просто говорить об элементах... Все исследование сводится тогда к определению связи этих элементов» [Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908. С. 39]. Он подчеркивает, что «вещь, тело, материя - ничто помимо связи их элементов» [Там же. С. 27].
Мах выдвигает два основных требования, которым должна следовать наука: экономия мышления и стремление к чистой описательной науке. Принцип экономии мышления был выдвинут Махом в связи с его исследованиями в области механики. Мах высказывает мысль, что механика не является совершенным и единственным изображением реальности. Основываясь на этом, он подвергает критике понимание Ньютоном абсолютности пространства и времени, утверждая, что физические законы связаны со взаимодействием масс (это было сформулировано им как «принцип Маха»); данное утверждение опровергало положение Ньютона о том, что пространство и время абсолютны, так как не зависят от распределения тяготеющих масс.
По утверждению Эйнштейна, Мах потряс догматическую веру в механицизм. Отрицание Махом абсолютности пространства приводило к более экономному представлению о мире, так как в этом случае существовали не отдельно пространство и материя, а пространственно упорядоченная материя. В «принципе экономии мышления» Маха содержалось большое рациональное зерно, так как в нем высказывалось требование содержательной простоты и единства теорий. Однако в утверждениях Маха проявилось преувеличение этого принципа в ущерб требованию соответствия теории и фактов. В принципе экономии мышления Мах подчеркивал важность «чистого описания», видя в нем источник нового знания. Он утверждал, что почти всякое знание возникает из ощущений, и тем самым принижал роль логического мышления. Главное для Маха - это наблюдение. С. Франк писал: «Согласно Маху и его непосредственным последователям, фундаментальные законы физики должны формулироваться таким образом, чтобы они содержали только понятия, которые могли бы быть определены непосредственными наблюдениями, или, по крайней мере, связаны короткой цепью мыслей с непосредственными наблюдениями».
Однако Мах впадает в крайность, объявляя экономию мышления основной характеристикой познания. Распространяя на человека учение Дарвина о естественном отборе, Мах полагает, что организмы в силу биологического инстинкта к самосохранению и выживанию «приспосабливаются» к фактам действительности, что означает экономию мышления.
Выступая против картезианского дуализма и не признавая за субстанцией как метафизической сущностью действительного существования, М. считает "элементы" нейтральными, не относя их ни к физической, ни к психической сфере. Эти элементы призваны обеспечить непрерывный переход от физического к психическому в рамках единого знания, где физика и психология выступают как разные направления в исследовании одних и тех же элементов опыта. Исходя из этого, он пытался переосмыслить основные категории науки. Такие понятия, как сила, масса, пространство, время, причинность и т.д., он считал обозначениями комплексов ощущений и их функциональных связей, соответствующих определенным органам чувств, сформированным биологическими потребностями. Познание подчиняется принципу "экономии мышления", а целью науки является чистое описание фактов чувственного восприятия. Такая сенсуалистская редукция предопределила основное противоречие концепции М. - между имманентизмом и научным объективизмом. Критика этого противоречия с позиции трансцендентального имманентизма была проведена Гуссерлем, который вместе с тем считал М. одним из предшественников феноменологии. Отмеченное противоречие была симптоматичным для осмысления ситуации в науке конца XIX - начала XX в. Многие идеи М. оказали стимулирующее воздействие на развитие науки. Так, его критический анализ оснований классической механики (включающий известный "принцип Маха") позволил Эйнштейну назвать его предшественником общей теории относительности. М. невольно оказал влияние на русскую крайне идеологизированную социал-демократическую мысль начала века ("русский махизм"), что породило шумную критику Ленина в его печально знаменитой парафилософской кн. "Материализм и эмпириокритицизм".
В. В. Калиниченко
Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908; Познание и заблуждение. М., 1909; Принцип сохранения работы. История и корень ее. СПб., 1909; Популярно-научные очерки. СПб., 1909; Механика. Историко-критический очерк ее развития. СПб., 1909; Основные идеи моей естественнонаучной теории познания и отношение к ней моих современников // Новые идеи в философии. Сб. 2. СПб., 1912.
Источник: Современная западная философия: словарь
Элементы опыта (ощущения), как полагал М., выступают членами либо физических, либо психологических зависимостей. Все определяется приобретенными людьми привычками: в одном случае ощущения выступают как физическое, в другом — как психическое. Дело не в том, что ощущения представляют то физический мир, то душу человека. Сами представления о физическом и психологическом имеют вторичный характер, они продуцируются человеком. Все науки описывают одни и те же элементы (ощущения) и поэтому образуют некое единство. Еще один шаг по реализации принципа экономии мышления состоит в понимании законов науки как функциональных зависимостей между ощущениями, описываемых при помощи математических уравнений. М. ставил на место причинно-следственной зависимости функциональную. Наука не объясняет элементы опыта, а описывает их. М. был известным физиком. Философски анализируя современную ему физику, он отрицал реальность абсолютного пространства и времени, а также атомов (что привело его к острейшему конфликту с выдающимся физиком Л. Больцманом), динамических причин явлений, релятивистских пространственно-временных эффектов. Он отрицал все, что не мог редуцировать к комплексам ощущений. Критика М. достигла цели лишь в случае абсолютного пространства и времени.
Переходим к критической оценке эмпириокритицизма, который был особенно знаменит на рубеже XIX и XX вв. Не останавливаясь особо на принципе экономии мышления, отметим лишь, что он наводит на весьма продуктивные мысли относительно социальной эффективности науки, которая позволяет экономить усилия людей. Кстати, о мышлении как таковом эмпириокритики всегда рассуждали неубедительно.
Огромная заслуга эмпириокритиков состояла в постановке самой задачи по анализу составляющих опыта, по превращению их в экспериментальные данные, которые включаются в содержание науки. Если реконструировать ход рассуждений М., то получается, что научными данными являются лишь ощущения, причем не любые, а лишь такие, которые можно включить в функциональные зависимости. Основная беда махистов состояла в их отстраненном отношении к проблеме концептуального в науке. Как справедливо отметил А. Эйнштейн после многолетних размышлений, М. «недостаточно подчеркнул конструктивный и спекулятивный характер всякого мышления, в особенности научного мышления» [2. С. 266]. Один из недостатков построений эмпириокритиков состоял также в известном отрицании качественной структурированности науки. Желание подчеркнуть целостность науки вылилось у них в постулирование качественной непрерывности опыта: все уровни науки редуцируются к ощущениям.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
18 февраля 1838, Турас, Австро-Венгрия — 19 февраля 1916, Хар, близ Мюнхена) — австрийский физик и философ. Окончил Венский университет (1860). Профессор физики и математики университетов в Граце, Праге, Вене. Физические исследования Маха посвящены проблемам экспериментальной и теоретической механики, акустики и оптики. Отказавшись от представлений об абсолютном пространстве, времени и движении классической механики, предпринял попытку построить эту науку на основе постулата, согласно которому движения тел могут быть определены лишь относительно других тел («принцип относительности Маха»). Этот постулат сыграл важную роль в становлении теории относительности А. Эйнштейна. Мах интересовался вопросами физиологии слуха и зрения, а также механизмами вестибулярного аппарата, что было во многом связано с его философскими интересами — попытками разработать теорию познавательного процесса на основе достижений физиологии органов чувств и психологии. В соответствии со своими позитивистскими установками Мах считал, что совокупность его представлений о познавательном процессе может быть охарактеризована не как философская концепция, а скорее как результат специализированных научно-методических исследований научной деятельности, которые призваны сделать научные исследования более эффективными. Размежевание «позитивной» науки от философии (которая, по его мнению, по природе своей наукой не является и представляет собою совокупность искусственных систем и способов рассуждения, не представляющих научной ценности) и «очищение» научного мышления от «метафизических» (т. е. философских и тем самым ненаучных) предпосылок и включений Мах считал важнейшим условием прогресса подлинного знания. Мах считал, что в конечном счете процесс познания начинается с ощущений, и потому весь состав знания может и должен быть редуцирован к «чувственному опыту». Никаких «скачков» в познавательном процессе быть не должно (это запрещено «законом экономии мышления», который связан с «принципом непрерывности опыта», провозглашенным еще «первым позитивизмом»). Поэтому понятие следует трактовать как «общее представление», и принципиальной разницы между чувственным и рациональным знанием не существует. Понимание механизмов познания может быть достигнуто прежде всего обращением к самоочевидному содержанию и развитию собственного опыта, а также путем исследования реальной познавательной деятельности других людей. Материал для таких исследований поставляет биология, история науки и психология (в частности, изучение развития детской психики).
Познавательный опыт, согласно Маху, составляет лишь часть целостного жизненного опыта. На первоначальном уровне формирования опыта единство опыта очевидно: здесь еще нет четкого различения «внутреннего» и «внешнего», «субъекта» и «объективного мира» (об этом свидетельствуют как данные детской психологии, так и «критический анализ опыта», в ходе которого осуществляется редукция его «вторичных» образований к чувственной первооснове). Разделение «нейтрального» изначального опыта на «субъективное» и «объективное» возникает как вторичный эффект в процессе развития жизненного опыта. Оно практически полезно; но онтологическое противопоставление субъекта и объекта, превращение их в две самостоятельных реальности, «мир внешний» и «мир внутренний», является «метафизической» ошибкой. Следствием такой ошибки Мах считал, в частности, атомистическую концепцию в физике, поскольку она признает в качестве подлинной реальности такие «сущности», которые не могут быть редуцируемы к ощущениям. Поэтому, по мнению Маха, «атом» (как и кантовская «вещь-в-себе») — «мнимое понятие». Развитие познания, как и всего жизненного опыта, кумулятивно и вместе с тем предпосылочно («апперцептивно» и «ретенционно»). Иначе говоря, любое знание исторично: новое «наслаивается» на прежнее, но при этом его характер во многом определяется предыдущими этапами. Убедительным примером является история понятий механики. Любое знание и всякое понятие, т. о., есть синтез: сознание «склеивает» моменты опыта, присоединяя последующее к предыдущему. В результате поток опыта преобразуется в совокупность предметов, которые суть «комплексы ощущений». Простейший (и важнейший) вид синтеза — приписывание комплексу ощущений имени. Имя — удобный («экономичный») «акустический признак» предмета; благодаря ему предмет сохраняется в памяти. Хотя в дальнейшем к комплексу ощущений присоединяются другие признаки, имя предмета остается неизменным, и потому в знании имя оказывается «ядром» предметного единства. Однако «изначальный» мир при этом сразу и «бессубъектен», и «беспредметен», и «непонятен». О нем в принципе не может быть «воспоминания», поскольку продвижение к истокам, последовательное снятие следов синтеза, заканчивается там, где начинается первый шаг синтеза. Здесь исчезают и Я, и «мир», растворяясь в «потоке опыта».
Концепция Маха получила название «махизм» и стала ядром «физического идеализма». См. также ст. Эмпириокритицизм и Р. Авенариус.
Соч.: Анализ ощущений и отношение физического к психическому М., 1908; Популярно-научные очерки. СПб., 1909; Принцип сохранения работы. История и корень его. СПб., 1908; Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М., 1909; Механика. Историко-критический опыт ее развития. СПб., 1909.
А. Ф. Зотов
Источник: Новая философская энциклопедия
на существенным воздействием его идей на ментальность российской социал-демократии начала 20 ст., за чем воспоследовала скандальная критика Ленина в издании парафилософского порядка - книге "Материализм и эмпириокритицизм". На эти обвинения М. отвечал следующим образом: "В моих словах просто отражены общепринятые мнения, и если я превратился в идеалиста и берклианца, то в этих грехах вряд ли повинен".
Источник: История Философии: Энциклопедия