ЕРМАКОВ Валериан Моисеевич

Найдено 1 определение
ЕРМАКОВ Валериан Моисеевич
(р. 29.17.1937) — спец. в обл. теории познания; д. филос. н., проф. Р. в д. ТуриВыла Аликовского р-на Чувашской республики. Окончил филос. ф-т МГУ (1968), асп. кафедры философии МГПИ (1975). С 1970 по наст. вр. на кафедре философии гуманит. ф-тов Чувашского гос. ун-та: асе, доц. (1976), проф. (2001). Докт. дисс. — «Генезис предметного сознания» (1998). Науч. интересы К. связаны с проблемой возникновения самосознания и предметного сознания, а также выявлением соц. сущности понятий. Выделены 3 стадии становления человека и формирования его психики. В качестве основания для выделения разл. стадий взято общение. Осн. противоречием каждой стадии является с точки зрения Е. противоречие общения, а способом разрешения этого противоречия выступает интериоризация. Выделены три вида интериоризации: биол., соц. и предметных действий. Рассмотрение телесного самосознания как ист. формы, предшествующей другим формам самосознания и предметного сознания позволило выявить и соц. сущность понятий. Основным признаком понятий является не их обобщенность, а так называемый соц. признак, возникающий в процессе интериоризации действий общения и в к-ром воплощено отношение людей друг к другу. Выявление соц. природы понятий позволило Е. дать вариант решения некоторых апорий Зенона. Бесконечные малые величины, возникающие при делении (апории «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха») рассматриваются им как диалогические величины. Суть этих величин состоит в том, что при прибавлении они не увеличивают, а при отнятии не уменьшают длину отрезка. Следовательно, нет необходимости сосчитать, пройти эти величины. А это значит, что апорийная ситуация становится разрешимой.
Соч.: Диалектика возникновения самосознания и предметного сознания. Чебоксары, 1996; Генезис телесного самосознания // Социологическая мысль Чувашской Республики. Чебоксары, 2000; Элейская школа. Чебоксары, 2001.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009