ЭР ДИ
ЭР ДИ
Две истины". Один из осн. терминов кит. буддизма, пришедший из брахманизма ("истина" - санскр. сатья, кит. ди |4]). Э.д. являются категориями буд. гносеологии и представляют собой два качественно различных уровня познания: "мирская (словесная) истина" (су ди) и "абс. (первого значения, высшая) истина" (чжэнь ди). Э.д. по-разному трактовались буд. школами. В тхераваде (см. Буддизм) "мирской истиной" считается составной диссоциативный взгляд на явления, "частичное" знание об истинном бытии. В противоположность этому "абс. истина" - единый, неразделимый взгляд на явления. В йогачаре "мирская" и "абс." истины различаются как обыденное знание и истина буддизма. Наибольшее распространение в Китае получила махаянистская трактовка инд. буддиста Нагарджуны (2 в.), осн. на категориях "причинности" (юань ци [2]) и "пустотности" (кун). Он считал, что, хотя слово и истина противостоят друг другу, "две истины" гармонично связаны и являются последовательными этапами познания. Для постижения "абс. истины" первоначально следует использовать вербальные структуры "мирской истины". Связь между "двумя истинами" непосредственно устанавливается при толковании абстрактных понятий. После постижения "абс. истины" и достижения нирваны "истинность" слов остается, она лишь приобретает относит, характер. Э.д. трактовались Нагарджуной также как метод познания: наблюдение явлений посредством соединения "двух истин" есть "срединное видение" (чжун гуань) или "срединный путь" (чжун дао). Э.д. выступают как антитеза "наличия" (ю, см. Ю - у) и "пустотности", "отсутствия" (кун), "несамости" (у цзы сип). Такая трактовка Э.д. вела к ориентации на интуитивное знание вне дискретных структур, что оказало влияние на доктрины нек-рых направлений кит. буддизма, в части. Чань школы. Комплексная трактовка Э.д. дана в доктрине Саньлунь школы, где выделялось три или четыре уровня (вида) каждой из "двух истин". В Тяныпай школе учение об Э.д. трансформировалось в "учение о гатха трех истин". **Фан Лшпянь. Фоцзяо чжэсюэ (Философия буддизма). Пекин, 1986. А. А. Мослов