ЭПОХА

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эпохе
греч. epoche – удержание, самообладание) – воздержание от суждений в процессе феноменологической редукции

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

ЭПОХА
[от гр. epoche букв. остановка] – промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т.д., имеющий какие-л. характерные особенности.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Эпоха
важное историческое событие, которое оказывает сильное влияние на дальнейшее состояние народа или целого человечества, и с которого поэтому часто начинают новый период его истории.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Эпоха
(επί, εχω имею, держу, εποχή удержание) — важное историческое событие, которое оказывает сильное влияние на дальнейшее состояние народа или целого человечества, и с которого поэтому часто начинают новый период его истории.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

ЭПОХА
от греч. epoche, буквально - остановка) - продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, в истории человечества (в общественной жизни, науке, искусстве, экономике и т. д.). Ильгиз А. Хасанов

Источник: Время как объективно-субъективный феномен

ЭПОХА
(Epoche; греч. — «место остановки») — временгая точка, с которой начинается новое развитие или определенный отрезок времени. «Ограниченное по времени поле власти господствующих идей» (Г. Якоби). Эпохальными, или делающими эпоху, называются события или личности, которые начинают значительную эпоху.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Эпоха
от греч. еросhе — букв. остановка) — 1) период времени в развитии природы, общества, науки и т. п., имеющий те или иные отличительные особенности; 2) (в геологии) время, в течение которого образовались горные породы, часть геологического периода, единица относительной геохронологической шкалы.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Эпоха
(от греч. epoche – остановка) – большой промежуток времени, выделяемый по какой-то совокупности признаков. Например, геологическая или историческая Э. (Э. Возрождения или первобытнообщинного строя). Разнообразие признаков, которые могут быть положены в основание выделения различных эпох, затрудняет строгое использование этого понятия, хотя в каждом отдельном случае из контекста ясно, что имеется в виду.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ЭПОХА
(греч. ????? — задержка, приостановка) — 1) Продолжительный промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т.д., имеющий к.-л. характерные отличия, особенности. 2) Подразделение геол. периода, соответствующее времени образования отложений геол. отдела. 3) Изв. момент, с к-рого в астрономии начинается счет времени при наблюдениях разного рода периодических явлений, либо для к-рого дано положение к.-л. небесного тела. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЭПОХА
от греч. epoche - букв, остановка) - 1) временная точка, с которой начинается новое развитие или определенный отрезок времени. Эпохальными, или делающими эпоху, называются события или личности, которые начинают значительную эпоху; 2) воздержание от суждения, осн. понятие античной Стой, а позже - скептиков (особенно у Секста Эмпирика). В феноменологическом методе эпоха (историческая) есть отбрасывание всех полученных в ходе истории мышления мнений о предмете с целью сделать доступной сущность этого предмета. Преемником "исторической эпохи" является "эйдетическая редукция" предмета (см. Эйдос).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭПОХЕ
гр. слово, обозначающее сомнение): сомнение в суждении, утверждающем существование вещи. Эпохе настоятельно рекомендует феноменология Гуссерля для изучения феноменов сознания: так, она позволяет нам понять, например, смысл различных религий независимо от какого бы то ни было суждения о ценности, соотносимой с истинной реальностью их откровения. Другой пример — образ больной, утверждающей, что она слышит голоса. («Эти голоса нереальны», — говорит ей врач. «Но, — отвечает она, — ведь я их слышу».) Что касается феноменологии, то она изучает смысл этого феномена вне зависимости от проблемы его существования.

Источник: Философский словарь

ЭПОХЕ
(греч. ????? — задержка, прекращение, воздержание) — филос. понятие, сложившееся в антич. скептицизме; введено Пирроном. По определению Секста Эмпирика, Э. «есть такое состояние ума, при к-ром мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем». Скептическое Э. понимается как «воздержание от суждения». Э. в феноменологии Гуссерля то же, что эйдетическая редукция (см. Эйдос), т.е. исключение («заключение в скобки») всех имеющихся в обыденном и науч. знании суждений о к.-л. предмете (в т.ч. и вопроса о его реальности). В результате предмет входит как эйдос, сущность, в сферу «чистого сознания», благодаря чему открывается «смысл» предмета. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЭПОХЕ
(Epoché; греч. epochë — «удерживание, самообладание») — воздержание от суждения, основное понятие античной Стой, а позже — скептиков (особенно у Секста Эмпирика). В феноменологическом методе эпохё (историческое эпохё) есть отбрасывание всех полученных в ходе истории мышления мнений о предмете с целью сделать доступной сущность этого предмета. За историческим эпохё следует эйдетическая редукция предмета (см. Эйдос).
P. Couissin. L'origine et l'évolution de Ге., in: Rev. ét grec., 42 (1929); M. Hossenfelder. Einl. zu Sextus Empiricus. Grundriß der phyrrhon. Skepsis, 1968; E. Ströker. Das Problem der E. in der Philos. Husserls. Dordrecht, 1970.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЭПОХЕ
познавательная установка на воздержание категорических истинных суждений о предметах объективной действительности, поскольку любые суждения такого рода всегда делаются конкретными субъектами, которые не только не гарантированы от ошибок, но, наверняка, делают односторонние, а скорее всего просто ошибочные высказывания с точки зрения их абсолютной адекватности объекту суждения. Каждому суждению такого рода следовало бы предпосылать вводные слова «Как мне кажется», «Возможно», «Вероятно», «На мой взгляд» и т. п. В современном сознании на роль таких слов все больше претендует выражение «как бы», необходимость обращения к которому в процессе «ответственного говорения» специально обосновывается в философии постмодернизма. (См. истина, ложь, критицизм).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ЭПОХЕ
греч. остановка, прекращение; воздержание от суждения), филос. понятие, сложившееся в антич. скептицизме; по определению Секста Эмпирика, Э. «есть такое состояние ума, при котором мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем» (Sext. Emp., Pyrrh. I 10). Скептич. Э. понимается, т. о., как «воздержание от суждения»; оно связывается с отсутствием полной достоверности в человеч. познании и рассматривается как путь к душевному покою и невозмутимости.
Э. приобретает иное значение в феноменологии Гуссерля, где оно выступает как средство, с помощью к-рого предмет или положение путем феноменологич. редукции выключаются из обычных, эмпирич. связей («заключаются в скобки»). Э. состоит в устранении всех суждений о пространственно-временном мире, воздержании от их теоретич. применения. В результате предмет входит как эйдос, сущность, в сферу «чистого сознания», благодаря чему сознанию открывается сам «смысл» предмета.

Источник: Советский философский словарь

Эпохе
(греч. epochē – воздержание от суждения) – 1. Термин, введенный древнегреческими скептиками (Пирроном), означающий необходимость воздерживаться от формулировок каких-либо суждений, как утверждающих, так и отрицающих что-либо. Такое правило должно было защитить философию от догматизма и одновременно способствовать духовным упражнениям, совершенствующим некоторые свойства человеческого характера, в т.ч. такие, как воздержанность, осторожность, критицизм. 2. Введенный Э. Гуссерлем методологический прием, получивший название «эпохе феноменологический» (или «феноменологической редукции», или «эйдетической редукции»). Этот прием состоит в т. н. «взятии в скобки», абстрагировании от проблемы существования реального мира и его предметов, во временном отказе от всех имеющихся в обыденном и научном сознании суждений об этом мире и его предметах. Этот метод создает предпосылку «усмотрения сущности» предмета без его непосредственного воздействия на познающего субъекта.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЭПОХЕ
от греч. epohe - удерживание, самообладание) - воздержание от суждений о мире. Одно из основных понятий феноменологии, нередко употребляется как синоним феноменологической редукции. Посредством феноменологического Э. осуществляется переход от "естественной" к феноменологической установке. Осуществляя Э., субъект исключает из поля зрения все накопленные историей научного и ненаучного мышления мнения, суждения, оценки предмета и стремится сделать доступной сущность этого предмета с позиции "чистого наблюдателя". Согласно Гуссерлю, феноменологическое Э. позволяет открыть новую онтологическую область, недоступную средствам классической философии. Он отмечает, что посредством Э. философу открывается новый способ опыта, мышления и теоретизирования, способ, в стихии которого он, возвышаясь над своим естественным бытием и естественным миром, не теряет ни их бытия, ни их объективных истин, ни своей мирской жизни; он, как философ, только отказывается ставить вопросы о бытии, ценностях, красоте, пользе, добре и т.д.

Источник: Современная западная философия: словарь

ЭПОХЕ
понятие, восходящее к античному скептицизму (Пиррон, Энесидем), в 20 в. возрожденное Э. Гуссерлем и толкуемое им как совокупность подготовительных процедур феноменологического метода, функцией которых является «выведение из игры» (auer Aktion setzen), или приостановка, или «заключение в скобки» (Einklammenmg), или «подвешивание» (suspendieren) «наивно-реалистических» постулатов науки и философии относительно мира, человека, его сознания. Метод эпохе, согласно Гуссерлю, не имеет ничего общего с субстанциалистскими утверждениями идеализма, в случае крайнего субъективизма приводящими к солипсизму и скептицизму. Идеализм (а в отдельных случаях и солипсизм), с которым связано феноменологическое эпохе, является методическим. Само «заключение в скобки» носит исключительно методический характер: это только мысль (Husserliana, Bd. III. Den Haag, 1972, S. 266), только методическая «нейтрализующая модификация», не затрагивающая фактического положения вещей в самом мире. Зато эпохе открывает возможность кардинального изменения позиции философа как феноменолога: «наивная» естественная установка совершенно преобразуется — я «становлюсь незаинтересованным наблюдателем моего здесь-бытия и моего собственного Я», становлюсь «феноменологизирующим Я», раскрывающим «актовую жизнь» сознания. Появившись в работах Гуссерля уже в самом начале 20 в., понятие эпохе затем было включено в учение о феноменологической редукции в качестве обозначения предварительного, очищающего ее этапа.
Н. В. Мотрошилова

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭПОХА
историческая, сравнительно длительный и качественно своеобразный период история, выделяемый на основе нек-рой суммы объективных признаков. Э. и. характеризует тот или иной отрезок всемирной истории в соответствии с ведущей для данного времени тенденцией обществ. развития.
При определении Э. и. марксизм исходит из материалистич. понимания истории как закономерного процесса развития и смены обществ.-экономич. формаций. Этот подход дает возможность выявить, какие классы (с момента их возникновения) определяют гл. содержание и динамику данной Э. и., ее особенности.
Э. и. могут охватывать весь период развития данной обществ.-экономич. формации (эпоха первобытнообщинного строя, эпоха феодализма и т. п.) или ее отд. этапы (эпоха домонополистич. капитализма, эпоха империализма и т. п.). Надо также учитывать, что вследствие неравномерности историч. процесса со времени разложения родового строя одновременно сосуществовали и сосуществуют неск. обществ.-экономич. формаций.
При этом эпохи всемирной истории определяются той обществ.-экономич. формацией, становление и развитие к-рой выражает направление обществ. прогресса в данный период времени, тем, «...какой класс стоит в центре той или иной эпохи, определяя главное ее содержание, главное направление ее развития, главные особенности исторической обстановки данной эпохи и т. д.» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 26, с. 142). Так, возникнув в Европе, капитализм начал постепенно втягивать в свою орбиту др. страны и континенты, народы к-рых находились еще на докапиталистич. стадиях развития. Но именно буржуазия в тот период была ведущей силой и потому определяла характер Э. и. Критерием для выделения Э. и. может служить также смена одной формации другой. Выделенные на этом объективном основании переходные Э. и. носят революц. характер, наполнены острыми конфликтами, противоречиями, столкновениями обществ. классов. Такова, напр., совр. эпоха, в к-рой ведущая роль в прогрессе общества перешла от буржуазии к пролетариату. Революц. рабочий класс и его детище - мировая система социализма стоят в центре совр. Э. и., а ее осн. содержанием является революц. переход от капитализма к социализму и коммунизму во всемирном масштабе.
Определение объективного содержания каждой Э. и.- основа науч. подхода к ее конкретному анализу. «Только на этой базе - писал В. И. Ленин - т. е. учитывая в первую голову основные черты различия разных „эпох" (а не отдельных эпизодов истории отдельных стран), можем мы правильно построить свою тактику; и только знание основных черт данной эпохи может послужить базой для учета более детальных особенностей той или иной страны» (там же). Вместе с тем науч. методология принимает во внимание сложность и противоречивость реального историч. процесса, в данном случае то, что «в каждой эпохе бывают и будут отдельные, частичные движения то вперед, то назад, бывают я будут различные уклонения от среднего типа и от среднего темпа движений» (там же), что границы Э. и., непосредственно определяемые часто по крупным историч. событиям или деятельности историч. личностей, не абсолютны, а подвижны и относительны. Понятие Э. и.- как бы посредствующее звено между общей теорией обществ. развития и конкретным анализом реального историч. процесса. Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3; Маркс К., К критике политич. экономии, там же, т. 13; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, ПСС, т. 27; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39; е г о ж е, Под чужим флагом, там же, т. 26; О 60й годовщине Великой Октябрьской социалистич. революции. Постановление ЦК КПСС от 31.01.1977, М., 1977; Брежнев Л. И., Великий Октябрь и прогресс человечества, М., 1977.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
133.51 кб

Новая эпоха новая философия. Александров, В. И. В поисках философии будущего: всеобщая взаимосвязь м

Халаева Л. А.
Читать PDF
273.80 кб

Постантропологическая эпоха: переосмысление мировоззренческих и эпистемологических установок мира че

Сигнаевская Ольга Романовна
Через анализ современного постмодернистского дискурса сделана попытка выявить мировоззренческие и эпистемологические установки новой, формирующейся на наших глазах постантропологической эпохи через феномен мира человека.
Читать PDF
525.36 кб

Современность, или какая нынче все-таки эпоха на дворе?

Гречко Петр Кондратьевич
Рецензия представляет собой концептуальную оценку двух книг выдающихся современных социологов «Последствия современности» Энтони Гидденса и «Макдональдизация общества 5» Джорджа Ритцера.
Читать PDF
314.35 кб

Человек и эпоха модерна: особенности интерпретации И. А. Ильиным философии Г. В. Ф. Гегеля

Коломейцева Татьяна Сергеевна, Русакова Ольга Фредовна
В статье рассмотрена концепция модерна Ю. Хабермаса в контексте историко-философского анализа особенностей антропологической интерпретации гегелевской философии И.А. Ильиным. Автор обосновывает, что И.А.
Читать PDF
351.68 кб

Эпоха цивилизационных перемен и диалог культур

Стёпин В.
Читать PDF
430.53 кб

Эпоха без морали

Черняк Н. А.
Рассматривается состояние моральной проблематики в современной философской мысли, проблематизация ирелятивизация морали, утратаморального измерения.
Читать PDF
263.38 кб

Эпоха деполитизаций и нейтрализаций

Карл Шмитт
Перевод с немецкого и комментарии кандидата философских наук А.Ф. Филиппова.
Читать PDF
717.80 кб

Символическое виртуальное сетевое мышление: новая эпоха, или эпоха новостей

Курбатов Владимир Иванович
Коммуникативно-информационное взаимодействие в виртуальной реальности сформировало особый вид мышления виртуальное сетевое мышление, которое является знаково-символическим с клишированными смысловыми образами, конвенциональным, бр
Читать PDF
156.96 кб

Начало XXI века — эпоха мировоззренческих поисков

Арефьева Нина Тимофеевна
Современный этап истории человечества рассматривается как эпоха глубочайшего ценностносмыслового кризиса. Формирование единой человеческой цивилизации предполагает и поиск целостной мировоззренческой парадигмы.
Читать PDF
2.28 мб

Новая эпоха и философия: от проблематизаций к интуициям и синтезу

Разумов Владимир Ильич, Сизиков Виктор Петрович
Широко обсуждаемый мировой системный кризис усугубляется отсутствием в науке, философии, интеллектуальной культуре в целом идей, способных порождать новые парадигмы.
Читать PDF
568.53 кб

Эпоха пустоты. Как люди начали жить без Бога, чем заменили религию и что из всего этого вышло. Уотсо

Роман Соловий
Читать PDF
667.60 кб

Эпоха нового времени в контексте предшествующих и последующих эпох

Кожевников Н. Н., Данилова В. С.
Читать PDF
0.00 байт

2016.03.002. ГАЛЬЦЕВА Р.А. ЭПОХА НЕРАВНОВЕСИЯ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТ

Летов О.В.
Читать PDF
310.05 кб

ЕВРАЗИЙСТВО КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Тюренкова Л.М.
Статья посвящена вопросу роли философских позднеславянофильских исканий в разработке идей евразийства.

Похожие термины:

  • Эпоха барокко в России

    В истории России XVII столетие зовется "бунташным". Началось оно со "Смутного времени" и великого разорения страны, закончилось стрелецкими мятежами и кровавой расправой Петра над противниками его р
  • ДОРЕЛИГИОЗНАЯ ЭПОХА

    Вопрос о времени возникновения религии имеет большое мировоззренч. значение. Ряд клерикально настроенных ученых (В. Шмидт, др. представители «венской» культурно-историч. школы и т. д.) пытались док
  • ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ

    /D/ Historische Epoche; /E/ Epoch historical; /F/ Epoce historique; /Esp/ Epoca historica. Категория, характеризующая исторический процесс с точки зрения ведущего для него социально-экономического, культурного или духовного фактора, оп
  • ЭПОХА НЕОЛИТА

    стадия биологической, социальной и культурной эволюции человечества, характеризовавшаяся появлением и развитием сельского хозяйства, в связи с освоением биологических средств труда: окультурив
  • Современная эпоха 

    эпоха, основное содержание которой составляет переход человечества от капитализма к социализму; эпоха борьбы двух противоположных общественных систем (см. Борьба двух социальных систем), социа
  • Малая ледниковая эпоха

    Изучение длительных изменений климата показывает, что ледниковые эпохи разделяются закономерными интервалами длительного потепления. Самый недавний холодный период, отмеченный значительным на
  • ПРОСВЕЩЕНИЯ ЭПОХА В РОССИИ

    умственное и культурное движение, характеризующее духовную и общественную жизнь России во 2-й пол. ХVIII в., в период правления Екатерины II (1762—1796), часть культуры европейского Просвещения. Предпосыл