ЭПОХА

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭПОХА
[от гр. epoche букв. остановка] – промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т.д., имеющий какие-л. характерные особенности.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Эпоха
важное историческое событие, которое оказывает сильное влияние на дальнейшее состояние народа или целого человечества, и с которого поэтому часто начинают новый период его истории.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Эпоха
(επί, εχω имею, держу, εποχή удержание) — важное историческое событие, которое оказывает сильное влияние на дальнейшее состояние народа или целого человечества, и с которого поэтому часто начинают новый период его истории.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

ЭПОХА
от греч. epoche, буквально - остановка) - продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, в истории человечества (в общественной жизни, науке, искусстве, экономике и т. д.). Ильгиз А. Хасанов

Источник: Время как объективно-субъективный феномен

ЭПОХА
(Epoche; греч. — «место остановки») — временгая точка, с которой начинается новое развитие или определенный отрезок времени. «Ограниченное по времени поле власти господствующих идей» (Г. Якоби). Эпохальными, или делающими эпоху, называются события или личности, которые начинают значительную эпоху.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Эпоха
от греч. еросhе — букв. остановка) — 1) период времени в развитии природы, общества, науки и т. п., имеющий те или иные отличительные особенности; 2) (в геологии) время, в течение которого образовались горные породы, часть геологического периода, единица относительной геохронологической шкалы.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Эпоха
(от греч. epoche – остановка) – большой промежуток времени, выделяемый по какой-то совокупности признаков. Например, геологическая или историческая Э. (Э. Возрождения или первобытнообщинного строя). Разнообразие признаков, которые могут быть положены в основание выделения различных эпох, затрудняет строгое использование этого понятия, хотя в каждом отдельном случае из контекста ясно, что имеется в виду.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ЭПОХА
(греч. ????? — задержка, приостановка) — 1) Продолжительный промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т.д., имеющий к.-л. характерные отличия, особенности. 2) Подразделение геол. периода, соответствующее времени образования отложений геол. отдела. 3) Изв. момент, с к-рого в астрономии начинается счет времени при наблюдениях разного рода периодических явлений, либо для к-рого дано положение к.-л. небесного тела. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЭПОХА
от греч. epoche - букв, остановка) - 1) временная точка, с которой начинается новое развитие или определенный отрезок времени. Эпохальными, или делающими эпоху, называются события или личности, которые начинают значительную эпоху; 2) воздержание от суждения, осн. понятие античной Стой, а позже - скептиков (особенно у Секста Эмпирика). В феноменологическом методе эпоха (историческая) есть отбрасывание всех полученных в ходе истории мышления мнений о предмете с целью сделать доступной сущность этого предмета. Преемником "исторической эпохи" является "эйдетическая редукция" предмета (см. Эйдос).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭПОХА
историческая, сравнительно длительный и качественно своеобразный период история, выделяемый на основе нек-рой суммы объективных признаков. Э. и. характеризует тот или иной отрезок всемирной истории в соответствии с ведущей для данного времени тенденцией обществ. развития.
При определении Э. и. марксизм исходит из материалистич. понимания истории как закономерного процесса развития и смены обществ.-экономич. формаций. Этот подход дает возможность выявить, какие классы (с момента их возникновения) определяют гл. содержание и динамику данной Э. и., ее особенности.
Э. и. могут охватывать весь период развития данной обществ.-экономич. формации (эпоха первобытнообщинного строя, эпоха феодализма и т. п.) или ее отд. этапы (эпоха домонополистич. капитализма, эпоха империализма и т. п.). Надо также учитывать, что вследствие неравномерности историч. процесса со времени разложения родового строя одновременно сосуществовали и сосуществуют неск. обществ.-экономич. формаций.
При этом эпохи всемирной истории определяются той обществ.-экономич. формацией, становление и развитие к-рой выражает направление обществ. прогресса в данный период времени, тем, «...какой класс стоит в центре той или иной эпохи, определяя главное ее содержание, главное направление ее развития, главные особенности исторической обстановки данной эпохи и т. д.» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 26, с. 142). Так, возникнув в Европе, капитализм начал постепенно втягивать в свою орбиту др. страны и континенты, народы к-рых находились еще на докапиталистич. стадиях развития. Но именно буржуазия в тот период была ведущей силой и потому определяла характер Э. и. Критерием для выделения Э. и. может служить также смена одной формации другой. Выделенные на этом объективном основании переходные Э. и. носят революц. характер, наполнены острыми конфликтами, противоречиями, столкновениями обществ. классов. Такова, напр., совр. эпоха, в к-рой ведущая роль в прогрессе общества перешла от буржуазии к пролетариату. Революц. рабочий класс и его детище - мировая система социализма стоят в центре совр. Э. и., а ее осн. содержанием является революц. переход от капитализма к социализму и коммунизму во всемирном масштабе.
Определение объективного содержания каждой Э. и.- основа науч. подхода к ее конкретному анализу. «Только на этой базе - писал В. И. Ленин - т. е. учитывая в первую голову основные черты различия разных „эпох" (а не отдельных эпизодов истории отдельных стран), можем мы правильно построить свою тактику; и только знание основных черт данной эпохи может послужить базой для учета более детальных особенностей той или иной страны» (там же). Вместе с тем науч. методология принимает во внимание сложность и противоречивость реального историч. процесса, в данном случае то, что «в каждой эпохе бывают и будут отдельные, частичные движения то вперед, то назад, бывают я будут различные уклонения от среднего типа и от среднего темпа движений» (там же), что границы Э. и., непосредственно определяемые часто по крупным историч. событиям или деятельности историч. личностей, не абсолютны, а подвижны и относительны. Понятие Э. и.- как бы посредствующее звено между общей теорией обществ. развития и конкретным анализом реального историч. процесса. Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3; Маркс К., К критике политич. экономии, там же, т. 13; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, ПСС, т. 27; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39; е г о ж е, Под чужим флагом, там же, т. 26; О 60й годовщине Великой Октябрьской социалистич. революции. Постановление ЦК КПСС от 31.01.1977, М., 1977; Брежнев Л. И., Великий Октябрь и прогресс человечества, М., 1977.

Источник: Советский философский словарь



Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
133.51 кб

Новая эпоха новая философия. Александров, В. И. В поисках философии будущего: всеобщая взаимосвязь м

Халаева Л. А.
Читать PDF
273.80 кб

Постантропологическая эпоха: переосмысление мировоззренческих и эпистемологических установок мира че

Сигнаевская Ольга Романовна
Через анализ современного постмодернистского дискурса сделана попытка выявить мировоззренческие и эпистемологические установки новой, формирующейся на наших глазах постантропологической эпохи через феномен мира человека.
Читать PDF
525.36 кб

Современность, или какая нынче все-таки эпоха на дворе?

Гречко Петр Кондратьевич
Рецензия представляет собой концептуальную оценку двух книг выдающихся современных социологов «Последствия современности» Энтони Гидденса и «Макдональдизация общества 5» Джорджа Ритцера.
Читать PDF
314.35 кб

Человек и эпоха модерна: особенности интерпретации И. А. Ильиным философии Г. В. Ф. Гегеля

Коломейцева Татьяна Сергеевна, Русакова Ольга Фредовна
В статье рассмотрена концепция модерна Ю. Хабермаса в контексте историко-философского анализа особенностей антропологической интерпретации гегелевской философии И.А. Ильиным. Автор обосновывает, что И.А.
Читать PDF
351.68 кб

Эпоха цивилизационных перемен и диалог культур

Стёпин В.
Читать PDF
430.53 кб

Эпоха без морали

Черняк Н. А.
Рассматривается состояние моральной проблематики в современной философской мысли, проблематизация ирелятивизация морали, утратаморального измерения.
Читать PDF
263.38 кб

Эпоха деполитизаций и нейтрализаций

Карл Шмитт
Перевод с немецкого и комментарии кандидата философских наук А.Ф. Филиппова.
Читать PDF
717.80 кб

Символическое виртуальное сетевое мышление: новая эпоха, или эпоха новостей

Курбатов Владимир Иванович
Коммуникативно-информационное взаимодействие в виртуальной реальности сформировало особый вид мышления виртуальное сетевое мышление, которое является знаково-символическим с клишированными смысловыми образами, конвенциональным, бр
Читать PDF
156.96 кб

Начало XXI века — эпоха мировоззренческих поисков

Арефьева Нина Тимофеевна
Современный этап истории человечества рассматривается как эпоха глубочайшего ценностносмыслового кризиса. Формирование единой человеческой цивилизации предполагает и поиск целостной мировоззренческой парадигмы.
Читать PDF
2.28 мб

Новая эпоха и философия: от проблематизаций к интуициям и синтезу

Разумов Владимир Ильич, Сизиков Виктор Петрович
Широко обсуждаемый мировой системный кризис усугубляется отсутствием в науке, философии, интеллектуальной культуре в целом идей, способных порождать новые парадигмы.
Читать PDF
568.53 кб

Эпоха пустоты. Как люди начали жить без Бога, чем заменили религию и что из всего этого вышло. Уотсо

Роман Соловий
Читать PDF
667.60 кб

Эпоха нового времени в контексте предшествующих и последующих эпох

Кожевников Н. Н., Данилова В. С.
Читать PDF
0.00 байт

2016.03.002. ГАЛЬЦЕВА Р.А. ЭПОХА НЕРАВНОВЕСИЯ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТ

Летов О.В.
Читать PDF
310.05 кб

ЕВРАЗИЙСТВО КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Тюренкова Л.М.
Статья посвящена вопросу роли философских позднеславянофильских исканий в разработке идей евразийства.

Похожие термины:

  • Эпоха барокко в России

    В истории России XVII столетие зовется "бунташным". Началось оно со "Смутного времени" и великого разорения страны, закончилось стрелецкими мятежами и кровавой расправой Петра над противниками его р
  • ДОРЕЛИГИОЗНАЯ ЭПОХА

    Вопрос о времени возникновения религии имеет большое мировоззренч. значение. Ряд клерикально настроенных ученых (В. Шмидт, др. представители «венской» культурно-историч. школы и т. д.) пытались док
  • ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ

    /D/ Historische Epoche; /E/ Epoch historical; /F/ Epoce historique; /Esp/ Epoca historica. Категория, характеризующая исторический процесс с точки зрения ведущего для него социально-экономического, культурного или духовного фактора, оп
  • ЭПОХА НЕОЛИТА

    стадия биологической, социальной и культурной эволюции человечества, характеризовавшаяся появлением и развитием сельского хозяйства, в связи с освоением биологических средств труда: окультурив
  • Современная эпоха 

    эпоха, основное содержание которой составляет переход человечества от капитализма к социализму; эпоха борьбы двух противоположных общественных систем (см. Борьба двух социальных систем), социа
  • Малая ледниковая эпоха

    Изучение длительных изменений климата показывает, что ледниковые эпохи разделяются закономерными интервалами длительного потепления. Самый недавний холодный период, отмеченный значительным на
  • ПРОСВЕЩЕНИЯ ЭПОХА В РОССИИ

    умственное и культурное движение, характеризующее духовную и общественную жизнь России во 2-й пол. ХVIII в., в период правления Екатерины II (1762—1796), часть культуры европейского Просвещения. Предпосыл