ЭПИКУР из Самоса
ЭПИКУР из Самоса
(Epikuros, ок. 341 - ок. 270 до н. э.) - др.-греч. философ-материалист, последователь Демокрита, выступавший против учения о божеств, провидении, против суеверий, религ. страха и учения о божеств, происхождении права. Ок. 307 или 306 до н. э. Э. основал в Афинах свою школу. Э. «был подлинным радикальным просветителем древности, он открыто нападал на античную религию, и от него ведет свое начало атеизм римлян, поскольку последний у них существовал» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 3, с. 127). Философия, по Э., освобождает человека от ложных страхов и суеверий, являющихся результатом веры в сверхъестеств. силы, бессмертие души и рок. Эпикурейцы учили, что «мир должен быть освобожден от обмана, т. е. от страха перед богами» (там же). Э. полагал, что боги существуют, но не вмешиваются в жизнь Вселенной и живут в промежутках между бесчисл. мирами. Развивая атомистич. учение Демокрита, Э. в отличив от него признавал свойство атомов отклоняться от прямолинейного движения. Различив между атомистикой Демокрита и Эпикура обстоятельно исследовано К. Марксом в его докт. диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956). Философию в целом Э. определял как духовную деятельность, посредством к-рой люди, исследуя окружающий мир и размышляя, достигают счастливой жизни и приобретают здоровье тела и безмятежность духа (атараксию). Наибольшее значение в связи с этим Э. придавал этике, объявляя целью жизни удовольствие. Вопреки клевете церковников, Э. был решит. врагом грубых чувственных наслаждений. Я. В, Завадская