Эпиктет
Эпиктет
греческий философ-стоик, живший в конце I и начале II века нашей эры. Главная задача философии заключается, по его мнению, в том, чтобы сделать человека свободным и счастливым. Для этого человек должен ясно различать между тем, что находится в его власти, и тем, что не зависит от него: в его власти внутренняя жизнь сознания, не зависят от него внешние обстоятельства. Только сосредоточение на своей внутренней жизни и полное равнодушие к внешнему миру может обеспечить человеку истинную свободу и счастье. /Т. 20/
ЭПИКТЕТ
греческий философ. Проповедовал идею независимости и внутренней свободы человека от условий его существования — богатства или нищеты, рабства. Такая нравственная позиция возможна, по мысли Эпиктета, если человек способен разграничить все вещи и дела по степени зависимости от его волеизъявления и долга. Утверждал, что человек должен мужественно исполнять свой долг и оставаться безразличным к тем обстоятельствам, которые невозможно изменить.
Даты жизни. Родился ок.50 в Гиераполе (Фригия). Был рабом одного из фаворитов римского императора Нерона, позднее вольноотпущенник. Умер ок. 140 в Никополе (Эпир).
Даты жизни. Родился ок.50 в Гиераполе (Фригия). Был рабом одного из фаворитов римского императора Нерона, позднее вольноотпущенник. Умер ок. 140 в Никополе (Эпир).
ЭПИКТЕТ
греческий философ стоической школы (Гиера-поль, Фригия, ок. 50 после Р.Х. — Никополь, Эпир, ок. 130). О его жизни мало что известно; в Риме он был рабом Эпафродита, освободившегося от владычества Нерона. Освободившись в свою Очередь, Эпиктет посвятил жизнь преподаванию своего учения. Его философия была менее теоретической: она ограничивалась тем, что давала человеку правила поведения, полезные в жизненной практике. Как и Сократ, он ничего не писал, и его мысли дошли до нас благодаря его ученику Арриану, опубликовавшему «Учебник» Эпиктета. Любопытно, что его учение, проповедующее - «нежность души», настаивает при этом на высокомерии и строгости в поведении и в отношениях с другими людьми. См. Стоицизм.
Источник: Философский словарь
ЭПИКТЕТ (Epictetus)
род. ок. 50, Гиераполь, Фригия - ум. 138, Никополь, Эпир) - древнегреч. философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу. Проповедовал идеи стоицизма: осн. задача философии - научить различать то, что сделать в наших силах и что нет. Нам неподвластно все находящееся вне нас, телесное, внешний мир. Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Все люди - дети единого Бога, и вся жизнь человека должна находиться в связи с Богом, что делает человека способным мужественно противостоять превратностям жизни. "Беседы", выдержки из учения Эпиктета, сохранились в записи его ученика Арриана.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Эпиктет
(ок. 50—138) — представитель римского стоицизма. Его учение было записано Аррианом, до нас дошли «Рассуждения Эпиктета» и др. соч. Учение Э. распадается на физику, логику и этику. Весь пафос учения Э. — в этике, именно в проповеди внутренней свободы. Он доказывает, что господин может быть рабом своих страстей, а раб свободным в своей внутренней духовной независимости, но эта свобода не достигается через изменение мира. Не сами вещи, а представления о них делают человека счастливым, добро и зло не в вещах, а в нашем отношении к ним, поэтому стать счастливым — в нашей воле. Философия Э. выражала пассивный протест угнетенных классов против рабовладельческого строя. Она оказала влияние на христианство. В России философию Э. проповедовали толстовцы.
Источник: Философский словарь. 1963
ЭПИКТЕТ
рабская кличка, букв.- «Прикупленный») (ок. 50 - ок. 140), греч. философ-стоик (см. Стоицизм). Был рабом одного из фаворитов Нерона, позднее отпущен на волю. Слушал лекции стоика Мусония Руфа. После изгнания философов из Рима Домицианом в 89 поселился в Никополе (Эпир), где проповедовал стоич. мораль в беседах и уличных спорах по примеру Сократа; как последний, ничего не писал; жил в крайней бедности. Филос. проповеди Э. сохранились в записи его ученика Флавия Арриана. В центре их - выработка и сохранение такой нравств. позиции, при к-рой человек в любых условиях богатства или нищеты, власти или рабства сохраняет внутр. независимость от этих условий и духовную свободу. Для этого он должен разделить все вещи и дела на зависящие от него и не зависящие, в первых мужественно исполнять свой долг вопреки всему, вторые игнорировать. Аскетич. мораль Э., а также внеш. форма его «диатриб» во многом близки христ. проповеди.
Источник: Советский философский словарь
ЭПИКТЕТ
(ок. 50 - ок. 140 г) - представитель Поздней Стон, фригийский раб, отпущенный на свободу. Проповедовал стоическую мораль в беседах и уличных спорах по примеру Сократа. Его философские беседы сохранились в записи его ученика Флавия Арриана. В центре внимания Эпиктета - этика как подлинная философия. Единственная безусловная цель философии - добродетель, а диалектика - всего лишь орудие ее достижения. Следуя стоическому идеалу внутренней духовной свободы человека, Эпиктет в то же время признает бессилие и ничтожность человеческой личности. Его философские проповеди отличает «героический пессимизм» (характерный для римского стоицизма в целом) и ярко выраженный религиозный характер. «Чаще думай о Боге, чем дыши» - советует Эпиктет. Само нравственное благо - свободное разумение - есть дар Божества. Главные условия счастливой жизни - терпение и воздержание от страстей. Свободный человек распоряжается только самим собой, желает только возможного, только того, что в его воле. Эпиктет проповедует близкие христианству идеи о резком отличии духа от тела, о братской любви ко всем людям, о необходимости постоянного обращения человека к Богу.
Источник: Краткий философский словарь 2004
ЭПИКТЕТ
(Epiktet) — греческий философ; p. ок. 50 (Гиераполь, Фригия) — ум. 138 (Никополь,Эпир); раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу. Он учил как стоик: основная задача философии — научить различать, что сделать в наших силах и что нет. Нам неподвластно все находящееся вне нас, телесное, владение, внешность, общественное положение. Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Все люди — дети единого Бога, и вся жизнь человека должна находиться в связи с Богом, что делает человека способным мужественно противостоять превратностям жизни. Записи учения Эпиктета, сделанные его учеником Аррианом, называются «Беседы» (опубликованы на нем. яз., 1866), извлечения из них опубликованы под названием «Handbüchlein der Moral» (1973, КТА, Bd. 2). — Epictetae philosophiae monumenta, I—V, 1799—1800 (Repr. 1977); Epicteti dissertationes ab Arriani digestae, 1916,1965.(Hapyc. яз.: Беседы Эпиктета, 1997.)
Bonhoeffer. E. und die Stoa. 1890 (Repr. 1968); A. Bonhoeffer. Die Ethik des Stoikers E., 1894 (Repr. 1968); J. Bonforte. E. — The Philosophy of E. New York, 1955; J. Bonforte. Epictetus. A Dialogue in Common Sense. New York, 1974; J. C. Gretenkord. Der Freiheitsbegriff E.s, 1981.
Bonhoeffer. E. und die Stoa. 1890 (Repr. 1968); A. Bonhoeffer. Die Ethik des Stoikers E., 1894 (Repr. 1968); J. Bonforte. E. — The Philosophy of E. New York, 1955; J. Bonforte. Epictetus. A Dialogue in Common Sense. New York, 1974; J. C. Gretenkord. Der Freiheitsbegriff E.s, 1981.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ЭПИКТЕТ
Epictetus) (ок. 50 - ок. 140) - римский философ-стоик. Был рабом, позднее получил свободу; последователь римского стоика Мусофия Руфа. Самостоятельная деятельность Э. .в Риме закончилась в 90-х гг., когда император Домициан запретил находиться в городе всем философским школам. Остальное время жил и учил в Никополе (Эпир). Как и мн. греч. философы, он не писал трактатов. До нас дошли «Рассуждения» и «Беседы» Э., записанные его учеником Аррианом. Будучи прежде всего проповедником нравственности, Э. не разрабатывал теории морали. Более подробно, чем др. представители сгоинмзлй, он говорит об индивидуальной свободе - величайшем благе, делающем человека счастливым (таков эвдемонизм стоиков). Свободным Э. называет того, кто распоряжается лишь тем, что в его власти: «Когда будешь желать только того, что от тебя зависит, - тогда ничего не будет страшным для тебя». Богатство и тело человека не зависят от него (имущество могут отнять, его самого сделать рабом), но мысль и воля - всецело достояние индивида, и здесь он вполне свободен. Все, что случается, неизбежно. Поэтому надо мужественно и без ропота переносить невзгоды. Добро и зло не в вещах, а в душе, удручают не события, а мнения о них. Э. доказывал, что в условиях рабства свободная воля и внешнее благополучие несовместимы, отсюда он ошибочно заключил, что нужно отречься от всего ради духовной независимости и спокойствия. Т. обр., идеал Э.-негативная, аскетическая свобода, означающая на деле несвободу, ибо человек не может развить и проявить себя, отрешаясь от социальных и культурных богатств предметного мира, созданных об-вом. Жить в соответствии с заповедями Э.-значит жить в согласии с природой - с мировым разумом, с законами правды и добра, т. е. в согласии с бором, частица к-рого находится в каждом. Именно эта общность с богом позволяет индивиду интуитивно отделить доброе от злого. В мыслях Э. о. ценности всякого труда, о равенстве всех перед богом, в осуждении им жестокости и роскоши выражался протест против рабовладельческого строя, однако пафос его проповеди - терпение, непротивление и сострадание - не затрагивал существующих порядков. По Э., смысл философии заключается в ее практической значимости. Сам он вел поистине стоический, аскетический образ жизни. И даже имени своего не оставил потомкам («эпиктет» по-греч. значит «приобретенный» кем-либо, «раб»). Э. не признавал бессмертия души, но др. аспектами своего учения оказал значительное воздействие на последователей христианской морали.
Источник: Словарь по этике
ЭПИКТЕТ
?????????) (ок. 50 – ок. 138) – рим. философ-стоик. Род. в Гиераполе во Фригии. Будучи рабом одного из телохранителей Нерона, попал в Рим, где нек-рое время был секретарем Нерона, изучал философию под руководством стоика Мусония Руфа. Позднее освобожден и в 89 вместе с др. философами изгнан Домицианом из Рима. Обосновавшись в Эпире (г. Никополь), организовал филос. школу. Учение Э. известно по записям его ученика Арриана, собранным в работах: "Рассуждения Э." в 8 кн. (сохранились четыре), "Дружеские беседы Э." в 12 кн. (сохранились фрагменты). Соч. Э. отличаются афористичностью и образностью стиля. Философия Э. выразила пассивный нравств. протест угнетенных классов рим. рабовладельч. общества. В ней доминирует этич. проблематика, прежде всего – проблема достижения счастья. В духе стоицизма Э. понимает высшее благо как согласие мыслей и стремлений с природой. Вселенной, с божеств. законами. Высшая цель – сознат. подчинение божеств. закону, поскольку человек есть часть природы, а разум роднит человека с богом и подчинен богу; следование разумной необходимости и является, по Э., истинной свободой. "Ты – актер в драме и должен играть роль, назначенную тебе поэтом, будь эта роль велика или мала. Если поэт назначил тебе роль нищего, постарайся и эту роль сыграть как следует, да и любую другую роль: калеки, государя или обыкновенного гражданина. Твое дело – хорошо исполнить свою роль; выбор роли – дело другого" (Encheirid, 17). Все люди, по Э., – братья, все равны перед богом, и человек – гражданин мира. Э. осуждает рабство как моральное уродство, равно разлагающее и раба и господина. Господин – игрушка страстей – менее свободен, чем раб, стойко переносящий невзгоды. Свобода достигается лишь через нравств. совершенствование человека, к-рое носит либо форму приспособления, либо форму активного неприятия действительности (соответственно осн. герои Э. – Сократ и Диоген). Достижение свободы понимается Э. как внутр. личный процесс, не зависящий от внешних условий жизни. Мн. идеи этич. философии Э. были восприняты христианством, римскими эклектич. учениями и впоследствии в кризисных ситуациях не раз пробуждали к себе острый интерес в различных странах. Соч.: в рус. пер.: Настольные заметки стоической морали, Каз., 1883; Афоризмы Э. с прибавлением нескольких глав из его "Размышлений", СПБ, [1891]; В чем наше благо? Избр. мысли римского мудреца Э., кн. 1–4, М., 1904; Беседы Э. Отд. мысли Э., в кн.: Чертков В. Г., Рим. мудрец Э., его жизнь и учение, М., 1911. Лит.: История философии, т. 1, М., 1940 (с. 346–52 и др. по имен. указат.); Asmus R., Quaestiones Epicteteae, Friburgi, 1889; Oldfather W. ?., Contributions towards a bibliography of Epictetus, Urbana, 1952. M. Петров. Ростов-на-Дону.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Эпиктет
ок. 50-140) - древнеримский философ, представитель римского стоицизма.
Родился во Фригии (Малая Азия). По происхождению раб и был привезен в Рим в качестве раба одного из телохранителей императора Нерона. Впоследствии получил вольную и был отпущен на свободу.
После изгнания императором Домицианом всех философов из Рима в 94 г. переехал в Никополь на Балканы, где основал философскую школу. Сам Эпиктет ничего не писал, а проповедовал свое учение устно. Мысли Эпиктета сохранились благодаря тому, что их записал его ученик Флавий Арриан в виде книг: «Руководство Эпиктета», «Беседы Эпиктета», «Рассуждения Эпиктета».
В то время среди образованных жителей Рима был моден стоицизм, и Эпиктет, еще будучи рабом, ходил со своим хозяином слушать лекции стоика Мусония Руфа, что и определило всю последующую деятельность Эпиктета и его взгляды.
Образ жизни Эпиктета вполне соответствовал тому, что он проповедовал: он вел нищенскую жизнь, ютясь на соломенной подстилке, постеленной на деревянную скамью. Но для стоика Эпиктета, как моралиста, личный пример был важнее теории, которую проповедует философ.
Наметившаяся в стоицизме тенденция сводить философию к этике получает у Эпиктета свое окончательное завершение. В то же время он не отказывается от принятого в стоицизме деления философии на физику, логику и этику, но придает этике решающее значение. Физика и логика служат этике, например тому, чему учит этика - что лгать не следует.
Поэтому главное для Эпиктета - это этика, а физика как таковая для него не имеет важного значения. Так, он говорит: «Не все ли равно для меня, из атомов или гомеомерий, из огня ли или из земли состоит материя вселенной? Не довольно ли знать сущность добра и зла, меру любви и ненависти, влечения и отвращения и, пользуясь этим как мерилом, устроить свою жизнь» [Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995. С. 268].
В области логики главными познавательными способностями Эпиктет признавал веру и благоговение, которые выступают и главными добродетелями. В области физики Эпиктет защищает стоический тезис, согласно которому мир предстает как разумное космическое государство, как единое целое, наделенное божественностью.
В области этики Эпиктет защшдает положение, что человек должен покоряться воле богов, судьбе. И этому должна учить философия. Эпиктет исходит из того, что следует различать вещи, которые находятся в нашей власти, и вещи, которые от нас не зависят.
«В нашей власти находятся наши мнения, желания и стремления, влечение и уклонение, словом, все наши действия. Не в нашей власти наше тело, наше имущество, слава, чины, словом все, что не является нашим действием. Все, что в нашей власти, от природы свободно, не знает никаких препятствий и стеснений, то, что не в нашей власти - является слабым, подчиненным, подверженным препятствиям и может быть у нас отнято».
Следует исходить, согласно Эпиктету, из того, что неотчуждаемо от себя. Только в этом случае «никто тебя ни к чему не принудит, никто не сможет тебе ни в чем воспрепятствовать, ты не будешь никого ни порицать, ни обвинять, ничего не будешь делать против своего желания, никто не будет тебя оскорблять, не будешь иметь врагов, ибо никто не сможет принести тебе вреда».
Из этого, по мнению Эпиктета, проистекает свобода человека. Но по сути дела свобода сводится у Эпиктета к свободе терпеть и воздерживаться. Следует лишь изменить свое отношение к вещам, так как изменить события человек не в состоянии. Такова позиция Эпиктета, фаталистически примиряющегося с порядком вещей.
Родился во Фригии (Малая Азия). По происхождению раб и был привезен в Рим в качестве раба одного из телохранителей императора Нерона. Впоследствии получил вольную и был отпущен на свободу.
После изгнания императором Домицианом всех философов из Рима в 94 г. переехал в Никополь на Балканы, где основал философскую школу. Сам Эпиктет ничего не писал, а проповедовал свое учение устно. Мысли Эпиктета сохранились благодаря тому, что их записал его ученик Флавий Арриан в виде книг: «Руководство Эпиктета», «Беседы Эпиктета», «Рассуждения Эпиктета».
В то время среди образованных жителей Рима был моден стоицизм, и Эпиктет, еще будучи рабом, ходил со своим хозяином слушать лекции стоика Мусония Руфа, что и определило всю последующую деятельность Эпиктета и его взгляды.
Образ жизни Эпиктета вполне соответствовал тому, что он проповедовал: он вел нищенскую жизнь, ютясь на соломенной подстилке, постеленной на деревянную скамью. Но для стоика Эпиктета, как моралиста, личный пример был важнее теории, которую проповедует философ.
Наметившаяся в стоицизме тенденция сводить философию к этике получает у Эпиктета свое окончательное завершение. В то же время он не отказывается от принятого в стоицизме деления философии на физику, логику и этику, но придает этике решающее значение. Физика и логика служат этике, например тому, чему учит этика - что лгать не следует.
Поэтому главное для Эпиктета - это этика, а физика как таковая для него не имеет важного значения. Так, он говорит: «Не все ли равно для меня, из атомов или гомеомерий, из огня ли или из земли состоит материя вселенной? Не довольно ли знать сущность добра и зла, меру любви и ненависти, влечения и отвращения и, пользуясь этим как мерилом, устроить свою жизнь» [Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995. С. 268].
В области логики главными познавательными способностями Эпиктет признавал веру и благоговение, которые выступают и главными добродетелями. В области физики Эпиктет защищает стоический тезис, согласно которому мир предстает как разумное космическое государство, как единое целое, наделенное божественностью.
В области этики Эпиктет защшдает положение, что человек должен покоряться воле богов, судьбе. И этому должна учить философия. Эпиктет исходит из того, что следует различать вещи, которые находятся в нашей власти, и вещи, которые от нас не зависят.
«В нашей власти находятся наши мнения, желания и стремления, влечение и уклонение, словом, все наши действия. Не в нашей власти наше тело, наше имущество, слава, чины, словом все, что не является нашим действием. Все, что в нашей власти, от природы свободно, не знает никаких препятствий и стеснений, то, что не в нашей власти - является слабым, подчиненным, подверженным препятствиям и может быть у нас отнято».
Следует исходить, согласно Эпиктету, из того, что неотчуждаемо от себя. Только в этом случае «никто тебя ни к чему не принудит, никто не сможет тебе ни в чем воспрепятствовать, ты не будешь никого ни порицать, ни обвинять, ничего не будешь делать против своего желания, никто не будет тебя оскорблять, не будешь иметь врагов, ибо никто не сможет принести тебе вреда».
Из этого, по мнению Эпиктета, проистекает свобода человека. Но по сути дела свобода сводится у Эпиктета к свободе терпеть и воздерживаться. Следует лишь изменить свое отношение к вещам, так как изменить события человек не в состоянии. Такова позиция Эпиктета, фаталистически примиряющегося с порядком вещей.
ЭПИКТЕТ
крупный представитель Поздней Стой. В юности был рабом Эпафродита, фаворита Нерона; вероятно, в 70-х — нач. 80-х гг. слушал беседы Музония Руфа, определившие содержание и стиль философствования Эпиктета. Получив свободу, жил в бедности; в 89 вместе с другими философами был выслан Домицианом из Рима и поселился в Никополе (Эпир), проповедуя учение кружку слушателей (в их числе был историк и географ Флавий Арриан, записавший беседы Эпиктета). Умер, видимо, при Адриане (возможно, в Риме). Сохранились 4 книги «Бесед» (), «Руководство» () и фрагменты. Различные названия записей Арриана ( ) относились, видимо, к одному сочинению — «Беседам» (первоначально в 8 или 12 книгах). «Руководство» скорее всего составлено Аррианом как сводка наиболее характерных идей учителя (см. Simpl. In Ench. praef. init.).
Основные мотивы, характерные для Сенеки, заметны и у Эпиктета. Теория для него — нечто вторичное, она никогда не излагается в «чистом» виде. Вне этики Эпиктет довольствуется старыми догмами и, более того, провозглашает «возврат к истокам», в частности к Хрисаппу (особенно это касается физики, сведенной к психологии и учению о промысле). Натурфилософские интересы у Эпиктета практически отсутствуют, а логика рассматривается как средство для избежания ошибок или демонстрации причинных связей (Diss. 17,9; 17; II 25 ср. Ench. 46; 52). Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма (напр., Diss.
III 22). Философствование начинается с сознания собственного бессилия (П 11,1 ел.). Задача философии — врачевать больную душу (Diss. III 23, 30) и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего — «правильное пользование представлениями» ( 120,14). Резче, чем кто-либо из стоиков, Эпиктет подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора ( впервые в стоической традиции он широко использует этот термин) по отношению к представлениям. Человек всегда может оценить представление и сказать: «Это меня не затрагивает» ( 129,7; 24). Сама возможность выбора — единственное внутреннее благо, «то, что от нас зависит» (122,10; 24,5), «мое»: «Меня заботит только мое, неподвластное помехам и по природе свободное. В этом для меня сущность блага. А все остальное пусть будет, как будет — мне безразлично» (IV 13, 24). первичный интеллектуальный акт (выбор верного принципа оценки), предшествующий суждениям о конкретных представлениях (III 22,19 sq.; 103). Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной: аскетическая готовность ко всему — излюбленная тема Эпиктета. Желая стать «из человека богом» (II 19,27), «терпи и воздерживайся» ( Gell. N. A. XVII 19), но выход всегда есть — «дверь тебе открыли» (III 8,6). Многие мотивы паренетики Эпиктета так же близки христианскому сознанию, как и мироощущение Сенеки: в 7 в. появилось переложение «Руководства» для нужд монастырской жизни, приписываемое НилуАнкирскому; еще раньше «Руководство» использовалось неоплатониками как учебный текст (Симпликий). Эпиктет оказал значительное влияние на европейскую моралистику. Тексты: Dissertationes ab Arriano digestae. Enchiridion. Fragmenta, rec. H. SchenM. Lipsiae, 1916 (Stuttg., 2 ed. 1965); The Discources as reported by Arrian. The Manual and fragments, with an engl. transi, by W. A. Oldfather. L., 1926-28 (2 ed. 1950); Entretiens, texte etabli et trad. parJ. Souilhe avec la coll. de A. Jagu, vol. 1—4. P., 1949—65; в рус. пер.: Беседы Эпиктета, пер. Г. А. Тароняна. М., 1997; Основания стоицизма, пер. В. Алексеева. СПб., 1888.
Основные мотивы, характерные для Сенеки, заметны и у Эпиктета. Теория для него — нечто вторичное, она никогда не излагается в «чистом» виде. Вне этики Эпиктет довольствуется старыми догмами и, более того, провозглашает «возврат к истокам», в частности к Хрисаппу (особенно это касается физики, сведенной к психологии и учению о промысле). Натурфилософские интересы у Эпиктета практически отсутствуют, а логика рассматривается как средство для избежания ошибок или демонстрации причинных связей (Diss. 17,9; 17; II 25 ср. Ench. 46; 52). Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма (напр., Diss.
III 22). Философствование начинается с сознания собственного бессилия (П 11,1 ел.). Задача философии — врачевать больную душу (Diss. III 23, 30) и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего — «правильное пользование представлениями» ( 120,14). Резче, чем кто-либо из стоиков, Эпиктет подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора ( впервые в стоической традиции он широко использует этот термин) по отношению к представлениям. Человек всегда может оценить представление и сказать: «Это меня не затрагивает» ( 129,7; 24). Сама возможность выбора — единственное внутреннее благо, «то, что от нас зависит» (122,10; 24,5), «мое»: «Меня заботит только мое, неподвластное помехам и по природе свободное. В этом для меня сущность блага. А все остальное пусть будет, как будет — мне безразлично» (IV 13, 24). первичный интеллектуальный акт (выбор верного принципа оценки), предшествующий суждениям о конкретных представлениях (III 22,19 sq.; 103). Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной: аскетическая готовность ко всему — излюбленная тема Эпиктета. Желая стать «из человека богом» (II 19,27), «терпи и воздерживайся» ( Gell. N. A. XVII 19), но выход всегда есть — «дверь тебе открыли» (III 8,6). Многие мотивы паренетики Эпиктета так же близки христианскому сознанию, как и мироощущение Сенеки: в 7 в. появилось переложение «Руководства» для нужд монастырской жизни, приписываемое НилуАнкирскому; еще раньше «Руководство» использовалось неоплатониками как учебный текст (Симпликий). Эпиктет оказал значительное влияние на европейскую моралистику. Тексты: Dissertationes ab Arriano digestae. Enchiridion. Fragmenta, rec. H. SchenM. Lipsiae, 1916 (Stuttg., 2 ed. 1965); The Discources as reported by Arrian. The Manual and fragments, with an engl. transi, by W. A. Oldfather. L., 1926-28 (2 ed. 1950); Entretiens, texte etabli et trad. parJ. Souilhe avec la coll. de A. Jagu, vol. 1—4. P., 1949—65; в рус. пер.: Беседы Эпиктета, пер. Г. А. Тароняна. М., 1997; Основания стоицизма, пер. В. Алексеева. СПб., 1888.
Источник: Новая философская энциклопедия
ЭПИКТЕТ
античный философ, представитель позднего стоицизма. Родился рабом во Фригии. Вольноотпущенник (с 68). Учителями философии для Э. явились стоики - Музоний Руф и Эфрат. Идеалом для профессионального подражания Э. избрал Сократа, выступавшего в первую очередь как наставник и лектор, а не как сочи-
нитель. После высылки всех философов из Рима императором Домицианом в 94, удалился в Никополь - крайне провинциальное место, дабы соблазны больших городов не отвлекали его учеников. Там Э. создал свою философскую школу. Основные сочинения: "Беседы или Рассуждения" (записи лекций слушателем Аррианом (96-180), сохранились 4 из 8 книг), "Энхиридион" (учебник на основе бесед) и др. Согласно мировоззрению Э., окружающий нас мир - это мир тел, являющих собой сочетание двух начал: "логоса" (см. Логос) - разумного начала и "фюсиса" (природы) - начала созидающего. Благодаря Логосу (предмета логики как научной дисциплины) люди способны усматривать связи окружающего мира, понимать законы, пользоваться языком. Бог у Э. - это природа: Логос - ответственен за единство и порядок мироздания, в результате чего природа оказывается разумной и доступной разумению (ибо управляема законами). Вселенная Э. поэтому - "наилучшая из возможных". По Э., человеческие существа - единственные в мире, обладающие Логосом, задающим цель жизни - обретение добродетели, согласной с разумом. В пределе своем именно такую модель существования, согласно Э., и репрезентирует жизнь философов. Хотя счастье доступно и не только им: по убежденности Э., "бог создал всех людей для их счастья". В духе традиционных максим стоицизма Э. учил тому, что лишь часть душевных качеств индивидов (действия) находится в их власти: желание, воля, отвращение, мнение. (Понимание этого, с точки зрения Э., приходит нам вместе с постижением истинной природы мира и подлинной природы человека. Такое понимание - считал Э., - предполагает постоянные упражнения в его обретении.) "Внешними" же для нас выступают наши "свойства" (у Э. - богатство, сила, репутация), которые нам неподконтрольны. Свобода людей, по Э., - в ограничении сокровенных желаний теми, которые находятся в нашей власти и почитание всех "внешних" вещей и собственных характеристик - безразличными. Поддаваясь влечению к последним, полагал Э., - человек утрачивает свою свободу. (Высказывание Э. о том, что "людей мучают не вещи, а представления о них" было начертано на потолке библиотеки у Монтеня.) Добродетельная жизнь, по Э., есть совершенное осуществление человеческой природы. Нельзя желать, чтобы вещи существовали иначе, - надо, чтобы индивидуум обретал гармонию с Логосом вселенной. С точки зрения Э., "главное - иметь здравые представления о бытии богов и их мудром управлении Вселенной. Повинуйся им, мирись со всем происходящим без ропота, следуй воле провидения". Определяющая значимость в учении Э. придавалась мотиву поступка, индивидуальному выбору или намерению, а не последствиям: "Твое дело - хорошо исполнить возложенную на тебя роль;жить без лжи в словах и действиях; выбор же роли - дело другого". Именно поэтому Э. учил никогда не горевать об утраченном, сколь бы значимым оно не являлось. Э. - традиционно оценивается как самый ортодоксальный из поздних стоиков, ближе всех подошедший к осуществлению стоического идеала, ибо его философия стала его жизнью. Подлинной новацией для культуры Европы было осмысленное и последовательное дистанцирование Э.-стоика от установки на достижение абстрактного идеала - он предпочел направление подлинно добродетельной повседневной жизни. После смерти Э. был назван "другом бессмертных". ("Если бы тебя усыновил царь, - учил Э., - твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын божий?")
нитель. После высылки всех философов из Рима императором Домицианом в 94, удалился в Никополь - крайне провинциальное место, дабы соблазны больших городов не отвлекали его учеников. Там Э. создал свою философскую школу. Основные сочинения: "Беседы или Рассуждения" (записи лекций слушателем Аррианом (96-180), сохранились 4 из 8 книг), "Энхиридион" (учебник на основе бесед) и др. Согласно мировоззрению Э., окружающий нас мир - это мир тел, являющих собой сочетание двух начал: "логоса" (см. Логос) - разумного начала и "фюсиса" (природы) - начала созидающего. Благодаря Логосу (предмета логики как научной дисциплины) люди способны усматривать связи окружающего мира, понимать законы, пользоваться языком. Бог у Э. - это природа: Логос - ответственен за единство и порядок мироздания, в результате чего природа оказывается разумной и доступной разумению (ибо управляема законами). Вселенная Э. поэтому - "наилучшая из возможных". По Э., человеческие существа - единственные в мире, обладающие Логосом, задающим цель жизни - обретение добродетели, согласной с разумом. В пределе своем именно такую модель существования, согласно Э., и репрезентирует жизнь философов. Хотя счастье доступно и не только им: по убежденности Э., "бог создал всех людей для их счастья". В духе традиционных максим стоицизма Э. учил тому, что лишь часть душевных качеств индивидов (действия) находится в их власти: желание, воля, отвращение, мнение. (Понимание этого, с точки зрения Э., приходит нам вместе с постижением истинной природы мира и подлинной природы человека. Такое понимание - считал Э., - предполагает постоянные упражнения в его обретении.) "Внешними" же для нас выступают наши "свойства" (у Э. - богатство, сила, репутация), которые нам неподконтрольны. Свобода людей, по Э., - в ограничении сокровенных желаний теми, которые находятся в нашей власти и почитание всех "внешних" вещей и собственных характеристик - безразличными. Поддаваясь влечению к последним, полагал Э., - человек утрачивает свою свободу. (Высказывание Э. о том, что "людей мучают не вещи, а представления о них" было начертано на потолке библиотеки у Монтеня.) Добродетельная жизнь, по Э., есть совершенное осуществление человеческой природы. Нельзя желать, чтобы вещи существовали иначе, - надо, чтобы индивидуум обретал гармонию с Логосом вселенной. С точки зрения Э., "главное - иметь здравые представления о бытии богов и их мудром управлении Вселенной. Повинуйся им, мирись со всем происходящим без ропота, следуй воле провидения". Определяющая значимость в учении Э. придавалась мотиву поступка, индивидуальному выбору или намерению, а не последствиям: "Твое дело - хорошо исполнить возложенную на тебя роль;жить без лжи в словах и действиях; выбор же роли - дело другого". Именно поэтому Э. учил никогда не горевать об утраченном, сколь бы значимым оно не являлось. Э. - традиционно оценивается как самый ортодоксальный из поздних стоиков, ближе всех подошедший к осуществлению стоического идеала, ибо его философия стала его жизнью. Подлинной новацией для культуры Европы было осмысленное и последовательное дистанцирование Э.-стоика от установки на достижение абстрактного идеала - он предпочел направление подлинно добродетельной повседневной жизни. После смерти Э. был назван "другом бессмертных". ("Если бы тебя усыновил царь, - учил Э., - твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын божий?")
Источник: История Философии: Энциклопедия
ЭПИКТЕТ
ЭПИКТЕТ (?????????) (2-я пол. 1 в. - 1-я пол. 2 в. н. э.), философ-стоик, представитель Поздней Стой, ученик Музония Руфа. Биография. Годы жизни устанавливаются приблизительно. Традиционная датировка рождения - ок. 50 н. э. (в Diss. I 7, 32 как недавнее событие упоминается поджог Капитолия, - скорее всего, 69 год, когда Э. уже мог учиться у Музония Руфа). Детство провел в Гиераполе, Фригия (Suda s. ?. ?????????). Встречающееся в литературе предположение (на осн., напр., Macr. Sat. Ill, 45), что Э. родился в семье рабов, доказать невозможно. Совокупность свидетельств (в т. ч. самого Э.) позволяет заключить, что юного Э. привезли в Рим, где он стал рабом Эпафродита, вольноотпущенника имп. Нерона («Эпиктет» - букв.: «прикупленный» - вероятно, рабская кличка). Эпафродит искалечил Э., сломав ему ногу (Orig. С. Cels. VII 53). Э. неоднократно упоминает о своей хромоте (напр., Diss. I 8, 14; 12, 24), а Эпафродит служит для него хрестоматийным примером порочности. Учеником Музония Руфа, оказавшего непосредственное влияние на содержание и стиль философствования Э., мог стать в 69 или в 79 (соответственно, после возвращения Музония из первой или второй ссылки). Свободу Э. получил до первого (88/89) или, самое позднее, второго (94/95) эдикта Домициана об изгнании философов из Италии, в силу одного из которых был выслан, поселился в Никополе (Эпир) и открыл философскую школу (вероятно, в своем доме); вел аскетический образ жизни. Из слушателей и посетителей Э. известны: киник Демонакт, римский государственный деятель, историк и географ Флавий Арриан и (под вопросом) имперский наместник Валерий Максим. Не исключено, что Э. посещал имп. Адриан, питавший к нему большое уважение (SHA, Hadr. 16, 10). Умер Э., скорее всего, в правление Адриана (117-138). Сочинения. Сохранились следующие тексты, связанные с именем Э. (сам он ничего не писал). 1) «Беседы» в 4-х кн. (записаны и изданы Флавием Аррианом, вероятно, в 110-х). Фотий (Cod. 58, 17 b 18 Henry) упоминает как отдельные сочинения ????????? (8 кн.) и ´??????? (12 кн.). Источники не позволяют убедительно ответить на вопрос, какого рода текст дошел до нас — близкая к дословной запись (так утверждает сам Арриан, - Ad L. Gell. 2) или беллетризованная обработка в духе «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта - и какой степени сохранности. Согласно наиболее распространенному мнению, вышеприведенные и прочие названия записей Арриана (?????? - Phot. Cod. 242, p. 339al8; ?????????? - M. Aur. I 7; ??????????????? - Stob. III 6, 65; ????????? - Gell. N. Att. XIX 1; dissertationes - Ibid. I 2; XVII 19, 5) относятся к одному сочинению - «Беседам». 2) Фрагменты (более 30) - у Авла Геллия, Марка Аврелия, Арнобия и Стобея - относятся, гл. обр., к «Беседам» и свидетельствуют о неполной сохранности последних. 3) «Руководство» CEyxeipihiov) (53 небольшие главки), скорее всего, составлено Аррианом как сводка наиболее характерных идей учителя (Simpl. InEnch. l, lOD?bner). Жанр и стиль. «Беседы» можно отнести к характерному для Поздней Стой жанру диатрибы (наставительное рассуждение на общефилософские и особенно моральные темы, обращенное к воображаемому или реальному собеседнику). «Беседы» лишены какой-либо систематичности. Теоретические вопросы растворены в многочисленных паренетических топах - рассуждениях на тему с поясняющими примерами (как правило, они сравнительно кратки, но бывают и весьма пространными, напр., Diss. Ill 22; IV 1). Общая задача - объяснить, как применяются общие принципы в конкретных жизненных ситуациях (II 17). Разбираемые вопросы (которые иногда повторяются) варьируюся от специальных - напр., ведение беседы (II 12), перенесение болезней (III 10), одиночество (III 13), осмотрительность в общении (III 16), чистоплотность (IV 11) и т. п. - до самых общих, - напр., зависящее и не зависящее от человека (I 1), сущность блага (II 8), задачи философии (III 2), свобода (IV 1). Наиболее теоретично начало I кн., где вводятся «немногие слова» (I 20, 14), принципиально важные для учения Э., и намечаются сквозные темы: свобода нравственного выбора, независимость от обстоятельств, правильное пользование представлениями, освобождение от страстей. «Беседы», выдержанные в духе прочувствованной проповеди, отличаются живым, простым языком, изобилующим «солецизмами и варваризмами» (III 9, 14). Учение. У Э. в полной мере проявились основные черты философствования, характерные для Поздней Стой. Вместе с тем Э. свободен от влияния Средней Стой (заметного у Сенеки), и попытки находить у него платонические заимствования (напр., в рассуждениях о бренности плоти, ???????, - I 9, 1 сл.; 25, 23; II 19, 27 и др.) вряд ли основательны. Напротив, кинические мотивы (как и у Зенона из Кития) - вне сомнений (III 22 - обширное одобрительное рассуждение о кинизме; Антисфен и Диоген как образцывнутренней свободы - IV 1, 114; 152). Скептицизм академиков и гедонизм эпикурейцев Э. отвергает (I 5; II 20; III 7; 24, 8). В теоретическом отношении Э. довольствуется догмами Ранней Стой. Авторитетами служат Зенон, Клеанф, Хрисипп (упоминаемый чаще прочих), Антипатр и Архедем. Главный интерес для Э. представляет практическая этика, т. е. рассуждения о том, как и почему нужно вести себя в той или иной ситуации. Философия - врачевание больной души, осознавшей свою неспособность самостоятельно разобраться в главных вопросах (I 26, 15; II 11, 1), «школа философа - это лечебница», III23, 30). В первую очередь человеку требуется умение понять истинные критерии оценки блага и зла, отличать истинное от ложного, т. е. правильно рассуждать, избегая противоречий (II 11, 13; II 12; 24, 13; 26, 1). Гносеология (в узком значении) воспроизводит традиционную схему: впечатление - согласие на «каталептическое» представление - схватывание; на основе последних возникают общие представления, служащие материей для логических операций (И 17). Логика интересует Э. не как самостоятельная часть философии, а как пропедевтика (той же позиции придерживался и Музоний Руф), необходимая для демонстрации причинных связей и корректного построения суждений. Хотя Э. упоминает ряд специальных деталей (в частности, конъюнктивные, дизъюнктивные, условные и меняющие значение высказывания, схемы сведения сложных силлогизмов к элементарным) и является единственным источником сведений о рассуждении «Повелитель» (Kvpiev?v, проблемы возможных и необходимых высказываний; II 19 = SVF II 283), - сами по себе логические нюансы, как и риторические, он считает бесполезными. В конечном счете логика нужна для обоснования нравственно-надлежащего: «Принимай то, что следует из правильно выбранных тобой посылок» (I 7, 9, ср. 26, 1). Правильно выстраивать рассуждения - значит правильно жить (I 25, 11 сл.). Натурфилософские интересы у Э. практически отсутствуют. Физика сводится к традиционной для стоической школы провиденциальной теологии и некоторым вопросам психологии. Мир устроен целесообразно и управляется верховным «верным» разумом (II 8, 3), Зевсом, который промысли-тельно творит и упорядочивает его (I 6; 16; 9, 4 сл., и др.). Божественный промысл, по Э., восхвалит каждый, в ком есть «способность уяснять и чувство благодарности (то ??????????). Иначе один не увидит полезности всего происшедшего, а другой не будет благодарен за все это, даже если увидит» (I 6). Обостренная религиозность сближает Э. с Клеанфом (ср. цит. из гимна Клеанфа к Зевсу: «Веди меня, о Зевс...», IV 4, 34). Обладая разумной «ведущей» частью души, человек состоит в родстве с божеством (I 9), наши души - частицы и «сколки» бога (???????????, ? 14, 6; ср. II 8, 11), а бог - «отец людей» (I 3; III 24, 16), «добрый царь» (I 6, 40). Человек, отпущенный Зевсом на свободу (I 19, 9), получил от него жизнь и должен возвратить ее спокойно, сообразовав свою волю с ходом вещей (I 1, 31; II 14, 7), с тем, чего требует природа: таков закон жизни (I 26, 1 сл.). Кто понял «самое великое» и «самое главное» в устроении космоса — что он есть система разумных существ, состоящая из людей и бога, - тот может назвать себя «космополитом», гражданином всемирного государства богов и людей (I 9, 4—6; II 5, 26) и «сыном бога» (???? ??? ????, ? 9, 6), хотя при этом человек остается включенным в многоуровневый социум - семья, город, государство (II 10; 14,8). Общие положения этики Э. соответствуют раннестоической догматике, однако он резче, чем кто-либо из стоиков, выделяет фактор нравственной автономии, или внутренней независимости. Как животное существо человек стремится к поддержанию собственного существования и личной пользе (которую большинство полагает во внешнем), но как существо разумное преследует нравственные цели (И 22, 15 сл.). Все делится на благо, зло и безразличное (внешние вещи, см. адиафора). Благо и зло имеют исключительно нравственный характер (III 20,1 сл.) и являются единственным, что «от нас зависит» (?? еф* ????). В этом смысле все делится на зависящее и не зависящее от человека (Ench. 1). Задача философии в нравственной сфере - привить правильную позицию в трех вопросах: влечение к благу и избегание зла, исполнение надлежащего и освобождение от страстей (Diss. Ill 2, 1 сл.), что возможно только при безошибочном «согласии» на адекватные представления (IV 4, 15 сл.). Поэтому важнее всего - «правильное пользование представлениями» (I 20, 7; II 1, 4 и др.)? или свобода выбора (?????????? - впервые в стоической традиции Э. широко использует этот термин) по отношению к представлениям. ?????????? - основополагающая интеллектуальная способность, выбор верного принципа оценки, предшествующий суждениям о конкретных представлениях (II 23, 27). Человек всегда может оценить представление и сказать: «Это меня не затрагивает» (ovbkv ???? ??? - I 29,7; 24). Напр., благом является не само здоровье (как безразличная, хотя и «предпочитаемая» вещь), а правильное пользование им (III 20, 4). Тем самым нравственный человек получает возможность совершать то, что соответствует его разумной природе, и избегать противоположного (I 26, 1 сл.). Сама возможность выбора - единственное внутреннее благо (14, 18 сл.; 25, 1; 29, 1), «мое»: «Меня заботит только мое, неподвластное помехам и по природе свободное. В этом для меня сущность блага. А все остальное пусть будет, как будет — мне безразлично» (IV 13, 24). Свобода (?????????) - это «совесть, честность (??????), стойкость, неподверженность страстям (???????), неподвластность печалям и страхам (??^????, ??????), невозмутимость (????????)» (IV 3, 7). Сближение идеала апатии и свободы - излюбленная тема Э., как и тема нравственного упражнения (???????). В добродетели нужно упражняться практически и постоянно (III 12), подавая пример безупречного поведения в повседневных ситуациях (III 13, 23). Настоящим стоиком быть трудно (II 19, 22 сл.), но стремлением к нравственному совершенству человек должен способствовать всеобщему благу (I 19, 13 сл.), воспитывать в себе смирение, снисходительность, терпимость, совестливость (I 13, 3; 25, 4; II 22, 36), освобождаться от страха, скорби и прочих страстей (II 1, 24 сл.). Подлинная свобода приносит человеку победу над самим собой (II 18), и таким образом он уподобляется божеству (I 12, 21). Желая стать «из человека богом» (II 19, 27), «терпи и воздерживайся» (?????? ??? ?????? - Gell. N. Att. XVII 19). Величие человеческого духа проявляется в возможности быть счастливым в скорбях этой жизни, но на тот случай, если кого это не устраивает, выход всегда есть -«человек, выйди и не вини» (III 8, 6), «удались как благодарный, как совестливый. Дай место другим» (IV 1, 106). Традиция. Э. оказал несомненное влияние на Марка Аврелия. Записи бесед Э. широко ходили уже во времена Арриана, который именно по этой причине решил опубликовать свою, «правильную» версию. Однако с 4 в. Э. был известен гл. обр. благодаря «Руководству». Неоплатоник Симпликий использовал его как учебно-пропедевтический текст и составил к нему комментарий. Многие мотивы паренетики Э. были так же близки христианскому сознанию, как и мироощущение Сенеки. Вероятно, в 6-7 вв. появилось переложение «Руководства» для нужд монастырской жизни, приписываемое Нилу Анкирскому; позже (возм., в 8—9 вв.) появился анонимный парафраз. Вероятно, к 7-8 вв. относится анонимное соч. Altercatio Hadriani Augusti et Epicteti philosophi, излагающее ответы Э. на вопросы Адриана. На протяжении Средних веков «Руководство» (54 рукописи 12—14 вв.) было неизмеримо популярнее «Бесед» (1 рукопись 11-12 вв.). В эпоху Возрождения и Нового времени Э. приобрел дополнительную известность после лат. перевода «Руководства» Анджело Полициано (издан 1497) и editio princeps «Бесед» Тринкавелли (1553) и оказал значительное влияние на неостоицизм 16-17 вв. Тексты: Dissertationes ab Arriano digestae. Enchiridion. Fragmenta. Rec. H. Schenkl. Lipsiae 1916 (Stuttg., 19652); The Discources as reported by Arrian. The Manual and fragments. With an engl. transi, by W. A. Oldfather. Vol. 1-2. Camb. (Mass); L., 1926-1928 (19502) (LCL); Entretiens. Texte ?tabli et trad, par J. Souilh? avec la coll. de A. Jagu. Vol. I-IV. P., 1949-1965. Рус. пер.: Беседы Эпиктета. Пер. Г. А. Тароняна. М., 1997; Основания стоицизма. Пер. В. Алексеева. СПб., 1888. Лит.: Bonh?ffer А. Epictet und die Stoa. Stuttg., 1890 (19682); Idem. Epiktet und das Neue Testament. Giessen, 1911; Oldfather W. A. Contributions towards a bibliography of Epictetus. Chicago, 1927; Jagu A. Epict?te et Platon. Essai sur les relations du Sto?cisme et du Platonisme. P., 1946; Bonforte J. The Philosophy of Epict?te. N. Y., 1955; Hijmans B. L. Askesis: notes on Epictetus´ Educational System. Assen, 1959; Bodson A. La morale sociale des derniers sto?ciens, S?n?que, Epict?te et Marc Aur?le. P., 1967; Gretenkord J. Der Freiheitsbegriff Epiktets. Bochum, 1981; HershbellJ. P. The stoicism of Epictetus. Twentieth century perspectives, - ANRW II 36, 3, 1989, p. 2148-2163; Stephens W. O. Stoic Strength. An Examination of the Ethics of Epictetus. Diss. Philad., 1990; Dobin R. ?????????? in Epictetus, - AncPhil 11, 1991, p. 111-135; Duhot J.-J. ?pict?te et la sagesse sto?cienne. P., 1996; Boter G. The Encheiridion of Epictetus and Its Three Christian Adaptations. Leiden, 1999; Маковельский А. Мораль Эпиктета. Казань, 1912; Штаерман ?. ?. Эпиктет и его место в римском стоицизме, - ВДИ, 1975, 2, с. 197-210; А. А. СТОЛЯРОВ