ЭПИХАРМ

Найдено 1 определение
ЭПИХАРМ
?????????) (550–440 до н.э.) – др.-греч. комедиограф и философ. Об Э. известно, что он слушал Пифагора (Diog. L. VIII, 78), был связан с деятельностью пифагорейцев (Jambl. V. Pyth. 266), осн. часть жизни провел в Сицилии. Э. – автор множества небольших комедий, в к-рых в острой форме излагал и критиковал филос. системы Парменида, Гераклита и др. Филос. сторона творчества Э. подчеркнута в т.н. "Письмах Алкима Аминте" (Diog. L. III, 9–17), в к-рых утверждается, что именно у Э. заимствовал Платон нек-рые важнейшие идеи своей философии: вечность богов и их неподверженность изменению, абс. характер блага, априорную природу знания и роль воспоминания в познании, различие между необходимостью и свободой. В рим. лит-ре (Цицерон, Варрон) реконструируется космогонич. теория Э. Элементы мира: огонь, земля, дыхание и солнце. Душа человека – огонь, взятый от солнца. Небо и земля образовались из огня и воды, а природа – через смешение теплого и холодного, сухого и влажного. Мать-земля порождает людей и возвращает их в свое лоно (Varro d. re. r. I 4, 1; I 1, 64). Несколько особняком стоит свидетельство Ямвлиха, по к-рому Э. во многом предвосхищает философию Эмпедокла и Парменида (Jambl. V. Pyth. 166). Э. известен также как автор множества популярных в древности этич. сентенций (Xenoph. Mem. I 1, 20; Plat., Axioch. 336 С; Arist. Phet. 1394 b). Фрагменты: Die1s H., Die Fragmente der Vorsokratiker, 5 Aufl., Bd 1, В., 1934. Лит.: Дынник ?. ?., Очерк истории философии классич. Греции, М., 1936. М. Петров. Ростов-на-Дону.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.