Эномай
Эномай
греч.) – царь Элиды, сын Ареса, отец Гипподамии. Оракул объявил, что Э. погибнет из-за жениха Гипподамии, и царь объявил, что руку дочери получит тот, кто сумеет победить его в беге колесниц. На чудесных квнях, подаренных Аресом, Э. всегда догонял жениха и пронзал его копьем. Пелоп выиграл состязание, подкупив Миртила, возницу Э. Миртил вынул из колесницы царя чеку, отчего колеса во время гонки отвалились, и Э. погиб.
Источник: Мифологический словарь
Эномай
Эномай – царь г. Писы в Элиде. Сын плеяды Стеропы и Ареса, отец Гипподамии. Эномаю была предсказана смерть от руки зятя; поэтому он всячески препятствовал выдаче замуж своей дочери Гипподамиии даже более того, старался убивать каждого. Сватавшиеся к ней женихи должны были вступать с Эномаем в состязание в беге на колесницах, которого никто не мог выиграть, так как Эномай обладал на редкость быстрыми лошадьми. Давая своему сопернику возможность начать соревнование первым, Эномай потом догонял его и поражал насмерть ударом копья в спину. Головы убитых он выставлял для устрашения на ограде дворца. Когда лидийский царь Пелоп, оставивший свою страну, прибыл в Пису и понял, что нет другого средства одолеть Эномая, кроме хитрости, он привлек на свою сторону его возницу Миртила, и тот заменил металлическую чеку в колеснице Эномая на восковую. Вследствие этого колесница перевернулась, и Эномай погиб либо от удара о землю, либо от копья вернувшегося Пелопа. Умирая, он понял, что стал жертвой предательства Миртила, и проклял его. Что касается Миртила, то Пелоп склонил его к измене хозяину, пообещав ему то ли половину царства, то ли ночь с Гипподамией. Однако, не желая сдержать слово, он во время объезда своих владений столкнул Миртила с утеса в море, и тот в свою очередь проклял Пелопа. Этим проклятьем афинские трагики нередко объясняли бедствия, обрушившиеся впоследствии на самого Пелопа и его потомков.
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.
ЭНОМАЙ
ЭНОМАЙ (????????) из Гадары в Галилее (вероятно, нач. 3 в. н. э.), античный философ-киник, согласно Суде, был «немного старше Порфирия». Возобновил литературную киническую традицию, связанную с именами Диогена, Кратета Фиванского и Мениппа. Возможно, тождествен упомянутому в Талмуде «Абниму», другу равви Мейра (2 в.). Известен как автор полемического сочинения «Обличение обманщиков» (?????? ????), направленного против верований в оракулы и судьбу (обширные цитаты см. у Евсевия Кесарийского в «Приготовлении к евангелию»). Другие сочинения Э.: «О Диогене», «Кратет и другие киники», «О философии Гомера», «Государство» и «Трагедии». Судя по сохранившимся фрагментам (Eus. Pr. ??. V 19, 1—36, 4; VI 7, 1-42), главное произведение Э., «Обличение обманщиков», было написано в форме диатрибы (диалог с воображаемым собеседником) с традиционной для киников язвительностью. В нем Э. высмеивает популярные верования в различные оракулы и опровергает попытки совместить понятия судьбы и свободы воли (имея в виду прежде всего платоников и стоиков). Подробно разбирая разнообразные примеры гаданий из древней и новейшей истории Греции, Э. желает изобличить «глупость как тех, кто дает оракулы, так и тех, кто их спрашивает» (V 26). Сам он исходит из допущения свободы воли, понимая свободу как способность двигаться по своему собственному побуждению (VI 7, 32-33). Существует определенная близость между стилем сочинений Э. и Лу-киана из Самосаты, а использование последним литературных приемов сатир Мениппа объясняется вероятным влиянием Э. Фрагм.: Hammerstaedt J. Die Orakelkritik des Kynikers Oenomaus. Fr./M., 1988; Oenomaus. Fragmenta, - MULLACH, FrPhilosGr II, 1867 (repr. Aalen, 1968), p. 361-385; Антология кинизма. Сост. И. M. Нахов. M., 19962, с. 244-269. Лит.: Goulet-Caz? M.-O., Golet R. (edd.), Le Cynisme ancien et ses prolongements. P., 1993, p. 399-418; Hammerstaedt J. Der Kyniker Oenomaus von Gadara, - ANRW II 36, 4, 1990, p. 2834-2865 (библ.); Goulet-Caz? M.-O. Oinomaos de Gadara, - DPhA IV, 2005, p. 751-761. M. A. СОЛОПОВА