ЭНЕСИДЕМ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭНЕСИДЕМ
по-гр. ainesidemos): греческий философ (Кнос, I в. после Р.Х. — ?). Преподавал в Александрии и оставил след в истории скептицизма. Сформулировал основные аргументы в защиту скептицизма, так называемые десять Тропов.

Источник: Философский словарь

ЭНЕСИДЕМ
древнегреч. философ из Кносса; учил в 70-х годах до Р. X. в Александрии, восстановил учение Пиррона, был основателем новой школы скептиков, которые выдвигали десять "тропов" (т. н. "скептические тропы", способы опровержения) для оправдания сомнения.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭНЕСИДЕМ
из К н о с а (1 в. до н.э.), др.-греч. философ-скептик, последователь Пиррона. Восстановил филос. школу скептиков (традицию Пиррона), после того как платоновская Академия в лице Антиоха Аскалонского отошла от скептицизма. Сформулировал десять аргументов против возможности точного знания - т. н. скептич. тропы (Диоген Лаэртий IX 79-88; Секст Эмпирик, Против ученых VII 345). Написал «Введение к Пиррону», не дошедшее до нас, и «Пирроновы речи», от к-рых сохранились краткие извлечения (Phot. Bibl. God. 212).

Источник: Советский философский словарь

ЭНЕСИДЕМ (1 в. до н. э.)
греч. философ-скептик, один из учеников Пиррона и тех сторонников платоновской Академии (Академия платоновская), к-рые защищали скептицизм. По Э., невозможно никакое подлинное познание вещей, поскольку каждому нашему утверждению можно противопоставить др. утверждение, ему противоположное. Лучше всего отказаться вообще от всяких утверждений, т. к. только т. обр. и можно достигнуть внутреннего наслаждения. Поступать надо так, как обычно поступают все или как подсказывает та или др. необходимая потребность. Философия Э. была продуктом поздней греч. классической философии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭНЕСИДЕМ
(Änesidemos) — греческий философ из Кносса на Крите; учил в 70-х гг. до н. э. в Александрии, восстановил учение Пиррона, был основателем новой школы скептиков, исходившим из учения о десяти причинах, основаниях (так называемые «Скептические тропы», способы опровержения) для оправдания сомнения. Энесидемом называл себя также философ Г. Э. Шульце, который известен также как Шульце Энесидем.
J. Bekker (Hg.). Photius, Bibliotheca, 1824; А. Goedeckemeyer. Die Gesch. des griech. Skeptizismus, 1905; H. Krüger. Zur Philos. des A. v. K., in: Archiv für die gesamte Psychologie, 48 (1924); U. Burkhard. Die angebl. Heraklit-Nachfolge des Skeptikers Aenesidem, 1973.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЭНЕСИДЕМ
???????????) (1 в. до н.э.) – антич. философ, учивший в Александрии, представитель скептицизма. Осн. соч. Э. – "Пирроновы речи в восьми книгах" (известны по изложению Фотия), ему приписываются также соч. "О мудрости" и "Пирроновы очерки". В "Пирроновых речах" Э. выступил с резкой критикой Новой Академии (Аркесилай, Карнеад), ввел понятия о равновероятных противоположных суждениях и о практич. критерии выбора, к-рый связан с необходимостью "следовать жизни" без предвзятости и "горячего отношения", исследовал противоречия движения, изменения, рождения и гибели, связь рационального и чувственного, логич. непостижимость богов и природы, логич. противоречия причинности; логич. несостоятельность осн. понятий этики. По Сексту Эмпирику, Э. видел в скепсисе предпосылку философии Гераклита (Pyrrh. hyp., 210–226); в отличие от последней, относил противоречивость к миру мнения, а не к миру истинного бытия. Высшим благом у Э., как и у др. философов эллинистич. периода, выступает невозмутимость духа (атараксия). Средством ее достижения является, по Э., воздержание от догматич. суждений, претендующих на окончательную и неизменную истинность. Э. сформулировал 10 "тропов" – гносеологич. аргументов против догматизма, являющихся также и теоретич. основами морали (см. изложение тропов, в кн.: "История философии", т. 1, М., 1941, с. 357–60). Тропы Э., как и дополнит. тропы Агриппы, вскрывают несостоятельность онтологич. понимания истины как чего-то вечного, неизменного, неподвижного и непротиворечивого. Вслед за Гегелем (см. Соч., т. 10, М., 1932, с. 431–32) Ленин высоко оценивал тропы позднего скептицизма, видел в их направленности против абсолютов "...зародыш диалектического материализма" (см. "Филос. тетради", 1965, с. 275). Тропы Э. прочно укоренились в истории философии; они были использованы Монтенем, Ф. Бэконом (учение о "призраках"), Юмом, Кантом и др. Лит.: Рихтер ?., Скептицизм в философии, т. 1, СПБ, 1910, Natorp ?., Forschungen zur Geschichte des Erkenntnisproblems im Althertum, В., 1884, Quellenstudien zu Philo von Alexandreia, в кн.: Arnim H. von, Philologische Untersuchungen, H. 2, В., 1888, p. 53–100; D´Оrazio A., Enesidemo e lo scetticismo greco, Roma, 1901, Capone Braga G., L´eraclitismo di Enesidemo, "Rivista di Filosofia", 1931, an. 22, No 1, p. 33–47. См. также лит. при ст. Скептицизм M. Петров. Ростов-на-Дону

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЭНЕСИДЕМ
1 в. до н. э.) — греческий философ, глава Александрийской школы скептиков. Называл себя последователем Пиррона. Его книга «Пирроновы рассуждения» (около 43 до н. э.) содержит систематическое изложение доктрины скептиков. Считается также, что в ней Энесидем довольно полно изложил взгляды самого Пиррона, который не оставил никаких письменных свидетельств о своем учении.
Скепсис Пиррона Энесидем противопоставляет взглядам философов, которые, по его мнению, основывают свои рассуждения на догмах, т. е. на произвольных утверждениях, без всяких оснований выдаваемых за истину Задача философа состоит в том, чтобы уметь воздерживаться от суждений, не утверждая чего-либо и ничего безоговорочно не отрицая. Смысл скепсиса Энесидем видит не в отрицании познания, а в обнаружении его относительности: «Что для одного познаваемо, то для другого нет». Нельзя говорить ни о достижении истины, ни о невозможности познать что-либо. Чтобы показать невозможность истинного знания, основанного на восприятии или наблюдении, Энесидем последовательно излагает десять аргументов («десять тропов»): (1) разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно»; (2) среди людей также не существует единства. Их чувства и их отношение к одним и тем же вещам настолько различны, что нет смысла доверять ни своему, ни чужому суждению; (3) один человек имеет несколько разных органов чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому нужно отдать предпочтение; (4) состояние человека постоянно меняется, и в зависимости от этого он выносит разные суждения; (5) суждение или оценка ситуации также зависят от обычаев того народа, к которому человек принадлежит. Эти оценки могут быть прямо противоположны; (6) ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами. Поэтому ни о чем нельзя сказать, что оно есть на самом деле; (7) вещи представляются различными в зависимости от места, которое занимают; (8) вещи различны в зависимости от их количества и качества; (9) восприятие вещей зависит также от того, насколько часто они встречаются; (10) суждения о вещи выражают не ее саму, а ее отношение к другим вещам и к воспринимающему Все десять тропов свидетельствуют о необходимости воздерживаться от суждений, поскольку составленные на основании чувств суждения имеют лишь относительную ценность и не могут быть ни однозначно истинными, ни однозначно ложными. Энесидем во многом воспроизводит учение Гераклита, т. к. основой его аргументации является указание на текучесть вещей и невозможность никакого устойчивого схватывания (на зависимость Энесидема от Гераклита указывал, в частности, Секст Эмпирик).
Энесидем настаивает также на необходимости, воздерживаться от суждений по поводу каких-либо умопостигаемых сущностей, якобы определяющих бытие воспринимаемых чувством вещей. Эти сущности, которые почитаются как начала и причины вещей, рассматриваются многими как начала знания. Благодаря им (а не чувству) знание делается истинным. Такой взгляд, согласно Энесидему, требует рассматривать всякую вещь как знак, указывающий на иное бытие. Однако утверждение о том, что существует некоторая устойчивая связь между чувственно явленным знаком и его умопостигаемым смыслом, обретающемся где-то в IDIOM мире, совершенно произвольно. Для такого рода суждений нет никаких оснований, и от них также следует воздерживаться. Из учения о воздержании от суждений Энесидем делает важные этические выводы. В жизни следует воздерживаться от оценки чего-либо как благого или злого. Нет никаких оснований утверждать что-либо о добродетели, мудрости или счастье. Даже о самом себе человек не может сказать, хорошо ему или плохо, добродетелен он или зол, счастлив или несчастен. Но в таком случае незачем мучить себя бессмысленными устремлениями, а следует удовлетвориться любым положением дел и достичь полной невозмутимости (атараксии) во всех жизненных обстоятельствах.
Г. Б. Гутнер

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭНЕСИДЕМ
ЭНЕСИДЕМ (???????????) из Кносса (сер. 1 в. до н. э.?), античный философ-скептик, первоначально - сторонник платоновской Академии, с которой порвал по причине «догматизма» современных ему академиков (Филона из Ларисы и др.) и основал собственную школу, возобновив скептическое учение Пиррона (согласно Арисшоклу, apud Eus. Pr. ??. XIV 18, 29). Традиционно считается, что он был родом из Кносса (???????, D. L. IX 115-116), согласно Фотию, Э. был из Эг (о ?? ????? - Phot. Cod. 212, 169b 19), однако, согласно Аристоклу, цитируемому Евсевием, некий Э. возобновил скептический «вздор» в Александрии египетской (XIV 18,29), что может соответствовать различным местам рождения Э. и его преподавания (более или менее продолжительного).     Э. был автором сочинений «Пирроновы рассуждения» в 8 кн. (?????????? ????? - Sext. Adv. math. VIII215; D. L. IX 106; 116), «Против мудрости» (Ката ?????? - IX 106; Eus. Pr. ??. XIV 18, 11); еще три сочинения: «Краткое введение в пирронизм» (??? та ????????? ?????????? - D. L. IX 78), «Основы» (???????????? — Ibid. 16); «Введение» (????? ???????? — Sext. Adv. math. X 216), - возможно, не являются самостоятельными трактатами. Сводку основных положений первого из упомянутых сочинений см. у Фотия (Phot. Cod. 212, р. 169Ы8—171а4 Bekker). Сочинения Э. (ныне утраченные) широко использовал Секст Эмпирик, основной источник сведений о пирронизме.     Э. известен формулировкой 10 скептических тропов (аргументов, ??????) в пользу воздержания от суждения (см. D. L. IX 79-88; Sext. Adv. math. VII 345). Первые 5 тропов - или, по Диогену, «апорий согласования видимого (??????????) и мыслимого (?????????)» - сформулированы применительно к субъекту суждения: трудно судить, что же на самом деле истинно, когда 1) у различных существ (людей, животных, птиц) представления об одних и тех же вещах различаются, ибо различна сила их чувства; 2) различны особенности восприятия различных людей (кому-то и на солнцепеке холодно); 3) чувства дают свой специфический срез опыта: яблоко одно, а глаз видит только его желтизну, а вкус - только сладость и т. д.); 4) судящий всегда пребывает в каком-либо состоянии (болезнь, страх, старость, любовь, печаль и т. д.); 5) судящий находится во власти определенных обычаев, верований и законов (которые у персов и эллинов, массагетов и египтян и т.д зачастую противоречат друг другу), - «отсюда - воздержание (?????) от суждения об истинности».     Остальные 5 тропов делают акцент на объекте суждения: 6) ничто не является в чистом виде, но всегда внутри определенной среды, что влияет на наше восприятие (пурпур при свете солнца имеет один оттенок, а при луне - другой; камень в воздухе тяжел, а в воде - легок); 7) восприятие всех предметов искажается пространством (большой предмет издалека кажется маленьким); 8) одинаковые вещи действуют по-разному в зависимости от их количества (вино и пища могут и укреплять, и расслаблять); 9) события по-разному воспринимаются в зависимости от их обычности или необычности (где землетрясения часты, там им не удивляются); 10) все соотносительно: верх мыслится в паре с низом, правое с левым и т. д., но прежде всего все мыслимое соотнесено с нашим мышлением, — т. е. все непознаваемо (???????) само по себе. Диоген отмечает разный порядок расположения 8-го, 9-го и 10-го тропов у Э., Секста и Фаворина (D. L. IX 87), составивших школьные руководства по этому вопросу. О широкой известности тропов Э. может свидетельствовать (хронологически первое) упоминание о них у Филона Александрийского (1 в. н. э.). Ср. также 5 тропов Агриппы.     К «Пирроновым положениям» Секста Эмпирика восходит сообщение о сопоставлении Э. скептической философии и философии Гераклита (Sext. Pyrrh. I 210-212: «Последователи Э. говорили, что скептический способ рассуждения служит путем к философии Гераклита»); сходство усматривалось в том, что скептики говорят: «кажется, что противоположности относятся к одному и тому же», а Гераклит: «противоположности существуют в отношении одного и того же», так что первый тезис предшествует второму (догматическому). Сам Секст Эмпирик, напротив, считает, что скептический способ рассуждения не способствует пониманию философии Гераклита (I 212, 2-3). Как полагают исследователи, из сообщения Секста не следует, что Э. был в каком-то смысле последователем Гераклита, но что он либо предлагал свою интерпретацию (ср., напр., представление учения Гераклита в платоновском «Теэтете»), либо полемизировал со стоической интерпретацией и адаптацией учения Гераклита.     Лит.: Zeller Е., Pappenheim ?. Der angebliche Heraclitismus des Skeptikers Ainesidemos. В., 1889; Rist J. The Heracleteanism of Aenesidemus, - Phoenix 24, 1970, p. 309-319; Burkhard U. Die angebliche Heraklit-Nachfolge des Skeptikers Aenesidem. Bonn, 1973; Striker G. The ten tropes of Aenesidemus, - Burnyeat M. (ed.). The Sceptical Tradition. Berk., 1983, p. 95-115; Decleva Caizzi F. Aenesidemus and the Academy, - CQ 42, 1992, p. 176-189; Mansfeld J. Aenesidemus and the Academics, - The Passionate Intellect. Essays on the transformation of Classical Traditions. Ed. by L. Ayers. N. Bruns.; L., 1995, p. 235-248; Perez B. ?n?sid?me, - DPhA III, 2000, p. 90-99. См. тж. лит. к ст. Скептицизм.     М. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Философия без умозрения: кантовский ответ Энесидему

Аронсон Даниил Олегович
Критика систем И. Канта и К.Л.