ЭНЦИКЛИКИ ПАП СОЦИАЛЬНЫЕ
Энциклики пап социальные
послания римских пап к католич. духовенству и верующим с изложением основ социального учения католич. церкви. Энциклики, посвященные социальным вопросам, появляются в конце 19 в. и становятся систематическими в 20 в. Необходимость разработки своего социального учения возникла перед католич. церковью в связи с огромными изменениями, происшедшими в мире в эпоху империализма, и прежде всего с распространением марксизма-ленинизма, с развитием массового рев. рабочего движения. Первой социальной энцикликой была энциклика Льва XIII «Rerum novarum» («Новые вещи»), опубликованная в 1891 г. Она была прямо направлена против идей научного социализма. Ее основные положения получили развитие в последующих энцикликах. Признавая факт концентрации капитала и роста обнищания трудящихся масс, «Rerum novarum» отстаивала незыблемость частной собственности и вечность капитализма, страдания людей объявляла их уделом в земной жизни. Проповедуя классовый мир и отказ от рев. борьбы, она призывала к созданию католич. орг-ций рабочего класса. Через сорок лет, в 1931 г., папа Пий XI обнародовал энциклику «Quadragesimo anno» («В год сороковой»), к-рая подтверждала все положения «Rerum novarum», пропагандировала классовый мир, клеветала на социализм и коммунизм. В 1961 г. папа Иоанн XXIII опубликовал энциклику «Mater et magistra» («Мать и наставница»). Подтверждая незыблемость принципов социальной доктрины католицизма, она содержит и ряд новых моментов, отражающих в известной мере изменения, происшедшие в мире. Это первая социальная энциклика, не содержащая прямых выпадов против социализма и коммунизма, хотя она и осуждает стремление создать общественный строй без бога; в ней содержатся призывы к отказу от применения ядерного оружия, к миру. Особенно ярко изменение позиций католич. церкви по вопросам войны и мира было продемонстрировано в энциклике Иоанна ХХШ «Pacem in terris» («Мир на земле»), опубликованной в 1963 г. Гл. идеей энциклики является призыв к мирному сосуществованию, к ядерному разоружению, к прекращению гонки вооружений и запрещению ядерного оружия. В 1967 г. папа Павел VI опубликовал энциклику — «Populorum progressio» («Прогресс народов»), посвященную помощи слаборазвитым странам. В ней признается тяжелое положение трудящихся масс в совр. кап. об-ве, особенно в слаборазвитых странах. Но энциклика не выступает против уничтожения частной собственности, увековечивая эксплуататорский строй. Хотя все Э. п. с. объединяют общие идеи — защита капитализма, враждебность к социализму и коммунизму, тем не менее под влиянием перемен, происходящих в мире, католич. церковь вынуждена вносить коррективы в свои социальные установки. Это проявилось и в последней энциклике Иоанна Павла II «Loborem exeicens» («O человеческом труде». 1981 г.).
ЭНЦИКЛИКИ ПАП СОЦИАЛЬНЫЕ
документы римск. пап, в к-рых излагаются осн. положения соц. доктрины католич. церкви, формулируется ее позиция в отношении собственности, классов, клас. борьбы, революции, гос-ва. Первой соц. энцикликой была энциклика папы Льва XIII -»Rerum novarum» («О новых вещах»), опубликованная 15 мая 1891 и считающаяся одним из осн. документов католицизма по соц. вопросам. Она осуждает социализм, освящает части, собственность, клас. неравенство, бурж. гос-во как божеств, установления, проповедует клас. мир, выступает против революц. борьбы, рекомендует создавать рабочие орг-ции, действующие под контролем церкви. Все содержание энциклики направлено против марксизма. Международ, буржуазия оценила «Рерум новарум» как антикомму-нистич. манифест. В ознаменование 40-й годовщины энциклики «Рерум новарум» папа Пий XI 15 мая 1931 опубликовал энциклику «Quadragesimo anno» («В год сороковой»), в к-рой повторялись осн. положения «Рерум новарум»— о частной собственности, классах, клас. борьбе, положительно оценивалась идея корпоративного строя, к-рую пыталось осуществить фашист. пр-во Италии. В этом документе Пий XI предал анафеме социализм и коммунизм. В связи с 70-летием «Рерум новарум» папа Иоанн XXIII 15 мая 1961 опубликовал энциклику «Mater et magistra» («Мать и наставница»), в к-рой наряду с традиц. положениями соц. документов папства содержатся и нек-рые новые моменты, свидетельствовавшие о переменах в соц. политике Ватикана. Характеризуются изменения, к-рые произошли за 70 лет после опубликования энциклики «Рерум новарум» в науке и технике, начало завоевания космоса, возрастающая роль гос-ва в управлении экономикой и в решении соц. проблем современности. В энциклике даны нек-рые рекомендации — о представительстве трудящихся в управлении крупными и средними предприятиями, о расширении гос. собственности, но не за счет ущемления частной собственности. Подробно описывается бедственное положение крестьян, однако о причинах его умалчивается. Иоанн XXIII предлагал некоторые меры, направленные на улучшение положения крестьян, не выходящие, однако, за рамки капитализма. В 1963 была опубликована энциклика Иоанна XXIII «Pacem in terns» («Мир на земле»), посвященная проблемам разоружения и сохранения мира. В ней безоговорочно осуждается гонка вооружений, поддерживается требование запрещения ядерн. оружия и требование решения споров между гос-вами посредством переговоров. Папа Павел VI 26 марта 1967 опубликовал энциклику «Populo- nun progressio» («Прогресс народов»), посвященную гл. обр. проблемам развивающихся стран. В ней, наряду с традиц, положениями, характерными для предыдущих соц. энциклик, содержится ряд новых формулировок, выражающих отход Ватикана от старого курса в нек-рых соц. вопросах, напр. по вопросу о частной собственности. Здесь пересматривается традиц. католич. концепция, говорится, что частная собственность не является безусловным и абсолют. правом. Допускается отчуждение собственности, когда того требует общее благо. Осуждая революц. восстание, папа в то же время допускал его законность против явной и продолжительной тирании. Папа призывал католиков сотрудничать со всеми людьми доброй воли без к.-л. исключений и в то же время осуждал ма-териалистич. философию и атеизм. В 1981 опубликована энциклика Иоанна Павла II «Laborem exer-cens» («О человеческом труде»), в к-рой рассматриваются глобальные проблемы современности, говорится об инфляции, безработице, международ, корпорациях, профсоюзах, затрагиваются проблемы экологии, критикуются отд. недостатки капитализма. На протяжении 90 лет католич. церковь учитывала происходящие в мире перемены и вносила соответствующие коррективы в свою соц. доктрину. Однако неизменной остается в ней защита бурж. строя.
Источник: Атеистический словарь