ЭНАФФ Марсель

Найдено 1 определение
ЭНАФФ Марсель
(р. 1942) – философ, антрополог, культуролог. Философское образование получил в Лионском университете. В Абиджанском университете изучал этнологию. Диссертацию по философии защитил в Копенгагенском университете (1980). В 1971–1983 читал лекции в Романском Институте Копенгагенского университета, преподавал в Международном философском коллеже в Париже. С 1988 – профессор французской литературы, философии и антропологии в Калифорнийском университете. Исследовательскую деятельность Э. начинал в рамках семиотики и позднего структурализма, его ориентирами были труды Ж. Делёза, М. Фуко, Ж. Лакана, Ж. Женетта. В центре внимания ученого – проблема изначальной связи одного человека с другим, символы и церемониальные жесты взаимности людей, дающие начало их совместной жизни и делающие человеческое общество жизнеспособным. В этой связи Э. задается вопросом о том, является ли история нашей цивилизации исключительно историей экономических отношений – историей подсчета благ и их распределением, где ничто не ускользает от контроля со стороны рынка вплоть до произведений искусства и интеллектуальной деятельности. Интересующий его вопрос, как он считает, не может быть ни сугубо психологическим, ни философским, ни экономическим, ни социологическим, но антропологическим – он восходит к онтологическим структурам рода человеческого, которые мыслитель называет символическими, в корне отличными от торговли и прибыли. Основополагающие черты взаимного признания людей мыслитель ищет в ходе изучения этнографических, исторических, философских, социологических трудов, посвященных церемониальному обмену дарами, совершаемому в архаических обществах, и в опыте современной социальной жизни Африки (Кот д’Ивуар), где он столкнулся с явлениями гостеприимства, отношения к другому как отношения дара и взаимности. Речь идет о связи, которая рождается в жесте, имеющем целью восславление встречи и потребность ответить подобным жестом. Поднятые Э. вопросы заставляют его вместе с тем задуматься над тем, что делало изначальную связь людей непрочной и порой трагическим образом отвергало ее (господство, унижение, отказ от помощи, социальное неравенство, эксплуатация, рабство). Именно такие проблемы, по мнению Э., центральные для современности, должны сегодня стоять перед философией, что заставляет по-новому прочитать труды Аристотеля, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, М. Мосса.
Соч.: Маркиз де Сад. Изобретение тела либертена. СПб., 2005; Клод Леви-Строс и культурная антропология. СПб., 2010; Дар философов. Переосмыслить взаимность. М., 2014; Le prix de la Vérité: le don, l’argent, la philosophie. P., 2002; La Ville qui vient. P., 2008; Naissance du monde global. Actualité de Michel Serres. P., 2012. И.С.Вдовина

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.