от греч. опыт и условный знак, символ), разновидность махизма. Разработан рус. философом П. С. Юшкевичем, согласно к-рому реальный мир - это совокупность символов опыта (ощущений). Субъективно-идеалистич. принципы Э. были подвергнуты критике в кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18).
ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ
ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ
Источник: Советский философский словарь
ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ
от греч. ???????? – опыт и ???????? – условный знак, символ) – термин, к-рый введен Юшкевичем, обозначившим так свою филос. концепцию, представляющую разновидность эмпириокритицизма. Осн. идея Э., что филос. понятия (истина, бытие, сущность и т.д.) только символы (точнее – условные знаки) и не отражают ничего существующего вне и независимо от сознания, была заимствована у Пуанкаре и Маха. Реальный мир, согласно Э., – это совокупность символов идеалистически понимаемого опыта, к-рые призваны систематизировать "первичные данные" коллективного человеч. сознания. Выбор той или иной символики диктуется характером опыта и удобством его интерпретации. Субъективно-идеалистические принципы Э. подвергнуты критике в книге В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм".
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ
греч. ernpeiria—опыт И symbolon—условный знак, символ) — термин, к-рым философ Юшкевич обозначил свою разновидность эмпириокритицизма. Осн. идея Э.— всеобщие понятия (истина, бытие, сущность и т. д.) суть только произвольные символы и ничего реального не отражают — была заимствована им у Маха (считавшего, напр., материю всего-навсего логическим символом). В статье “Современная энергетика”, помещенной в махистском сб. “Очерки по философии марксизма” (1908) и в книге “Материализм и критический реализм” (1908), Юшкевич пытался доказать, что объективный мир — это совокупность эмпириосимволов (т. е. символов идеалистически толкуемого опыта), к-рые призваны систематизировать “первичные данные” коллективного человеческого сознания. Выбор же той или иной системы символики диктуется, по Юшкевичу, удобством интерпретации опыта (здесь очевидно влияние на Э. прагматизма и конвенционализма). Ленин в книге “Материализм и эмпириокритицизм” показал, что Э.— субъективный идеализм, для к-рого внешний мир и его законы являются лишь символами познавательной способности человека.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ
от греч empeiria - опыт, symbolon - знак, символ) - разновидность эмпириокритицизма, предложенная Юшкевичем. Под истинным, подлинным, бытием он понимал "системы символов, объединяющих опыт" (Материализм и критический реализм. Спб., 1908. С. 128), а сам опыт толковал как "бесконечно-пеструю массу ощущений", или элементов, составляющих действительность. Осн. идея Э., заключающаяся в том, что общие понятия и отношения между ними (закон, причинность, время, пространство, сущность и т. д.) суть символы-конвенции (эмпириосимволы), не отражающие фактически ничего предметно-реального, была заимствована Юшкевичем у А. Пуанкаре и Э. Маха, видевшего, напр., в материи не более чем "мысленный символ относительно устойчивого комплекса чувственных элементов" (Анализ ощущений. Спб., 1908. С. 294). Справедливо подчеркивая возросшую роль знаков и символов в научном познании XX в., Юшкевич резко противопоставил знаки-копии и знаки-символы (соответственно понятия-копии и понятия-символы). При этом он умалил значение первых, сведя их к простым представлениям и отнеся к обыденному, донаучному мышлению, и преувеличил, а в ряде случаев абсолютизировал значение вторых, особенно их операциональные и гносеологические аспекты. В итоге он пришел к выводу, что лежащий в основе нашего познания иррациональный "поток данного", т. е. "поток сознания" (для него он также элементарная реальность, первичное бытие), систематизируется и рационализируется с помощью понятий-символов и только после этого становится "настоящей реальностью". По Юшкевичу, "вообще быть реальностью... значит собственно быть известным эмпириосимволом" (Современная энергетика с точки зрения эмпириосимволизма//Очерки по философии марксизма. М., 1910. С. 188). Это очень похоже на субъективно-идеалистический тезис Дж. Беркли: существовать - значит быть воспринимаемым. Именно субъективизм и недиалектичность взглядов Юшкевича (а не его конкретные соображения относительно роли символов в познании) были подвергнуты критике Лениным и Плехановым.
Источник: Русская философия: словарь