одна из основных категорий когнитивной социологии науки, введенная М. Малксем и Дж. Гибертом для обозначения дискуссий (переговоров) между членами профессионального научного сообщества по оценке веса и качества внутринаучной составляющей (эмпирических и теоретических факторов): данных наблюдения и эксперимента, их количества и качества, объяснительной и предсказательной силы гипотезы, ее математической репрезентации и т. д. при решении вопроса о приемлемости научной гипотезы или теории. Другой важной составляющей при решении данного вопроса является социальный репертуар переговоров. Априорно все сценарии каждого из репертуаров не могут быть заданы заранее, они — индивидуальны для каждого случая научной гипотезы и теории. Более того, как показали когнитивные социологи, они меняются со временем даже у одних и тех же участников переговоров по отношению к оценке степени научности, обоснованности и приемлемости одной и той же гипотезы или теории. Временным итогом переговоров является выработка определенного научного консенсуса, который всегда есть результат взаимодействия как эмпирического репертуара переговоров (чем ограничиваются позитивисты и интерналисты вообще), так и социального репертуара. (См. социальный репертуар, научный консенсус, когнитивная социология науки).