ЭМПИОКРИТИЦИЗМ

Найдено 1 определение
ЭМПИОКРИТИЦИЗМ
(греч. етреша — опыт) — буквально «философия критического опыта», одно из течений буржуазной философии кон. 19 — нач. 20 в., разновидность позитивизма. Его основатели и главные представители — швейцарский философ Авенариус и австрийский физик и философ Мах (отсюда второе название этой философии — «махизм»). Их взгляды получили широкое распространение в среде научной интеллигенции ряда стран Европы. В России они распространились после первой русской революции 1905—07 гг. среди части социал-демократической интеллигенции (Богданов, Базаров и др.), пытавшейся соединить махизм с марксизмом. Последнее обстоятельство представляло большую опасность для русского революционного движения и вынудило Ленина подвергнуть Э. критике в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Мах и Авенариус претендовали на создание абсолютно новой философии, якобы основанной на «естественном понятии, о мире», устраняющей такие «мнимые» проблемы, как соотношение бытия и мышления, субъекта и объекта, и преодолевающей противоположность материализма и идеализма. Главное внимание они сосредоточили на теории познания. Однако, анализируя процесс познания, Мах и Авенариус не могли уйти от проблемы соотношения мира вещей и мира представлений, но решали ее в духе субъективного идеализма, облеченного в изощренную «научную» терминологию. «Дуализму» идеализма и материализма, к-рые якобы вкладывают внешний мир в сознание человека («интроекция») и тем самым удваивают мир — на материальный и идеальный, внешний и внутренний, Э. противопоставляет более «простую», «монистическую» точку зрения: материальное и идеальное, внешнее и внутреннее (среда и Я) представляются пм как неразрывно связанные, друг без друга не существующие, находящиеся в «принципиальной координации». Они составлены из однородных «элементов мира», или ощущений, к-рые в одной связи (определяемой в конечном счете субъектом) выступают как физические, а в другой — как психические; так объект оказывается неотделимым от субъекта, ощущения неотделимыми от вещи, а вещь выступает как комплекс ощущений. Та же субъективно-идеалистическая линия просматривается и в учении Э. об опыте. Хотя содержание опыта объявляется «нейтральным», т. е. ни материальным, ни идеальным, он, согласно Э., представляет собой в конечном счете поток ощущений, очищается от субстанции, причинности и вообще от объективной реальности, существующей вне и независимо от воспринимающего субъекта. При этом игнорируется тот факт, что кролю непосредственно данного, т. е. чувственного, эмпирического знания, опыт включает в себя элементы опосредованного, теоретического знания, ибо познает не изолированный, а социально обусловленный индивид. В связи с пониманием опыта как непосредственно данного, по сути дела, отвергается значение гипотез, теорий в науке, в качестве принципа научного исследования выдвигается простое описание фактов. Поскольку познание понималось как средство биологического приспособления к среде, к нему предъявлялось требование не соответствия действительности, а простоты и целесообразности. Таков смысл принципа «наименьшей траты сил» (Авенариус) и «экономии мышления» (Мах). Э. объявил себя «философией естествознания 20 века». Между тем, как показал Ленин, Э. был связан не со всем естествознанием, а с одной его школой — «физическим» идеализмом, к-рый из открытия радиоактивности, электрона, изменчивости массы делал идеалистические выводы в духе «исчезновения материи». Претензии Э. создать «третью линию» в философии, свести философию к анализу научного познания, спекуляция на новейших открытиях в также были подхвачены в дальнейшем неопозитивизмом.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970