ЭМЕРСОН Ралф Уолдо
Эмерсон Ральф Уолдо
американский эссеист, руководитель движения трансцендентальности. Эмерсон был служителем второй унитарианской церкви Бостона (1829-1832), однако по богословским причинам отказался от своей должности и стал независимым лектором и писателем. Его философия вобрала религии йоги, соединив рационализм с мистицизмом. Также Эмерсон отводил значительное место самоуверенности, веря в способность человека преодолевать любые трудности. Эмерсон стал предтечей Дейла Карнеги и других позитивных мыслителей (хотя его работы были намного глубже), которые оказали влияние на формирование популистского благочестия Америки. Работы Эмерсона по своей сущности секулярны, но, несмотря на это, ими оказанное влияние заметно просматривается в так называемом движении Новый Век и ряде других популярных духовных течений, занятых поисками внутренней истины.
Источник: Новые религиозные движения.
ЭМЕРСОН Ралф Уолдо
25. 5.1803, Бостон - 27. 4. 1882, Конкорд, близ Бостона), амер. философ-идеалист, основоположник трансцендентальной школы (см. Трансценденталисты), поэт и эссеист. Изучал теологию в Гарвардском ун-те, был священникомунитарием, в 1832 отказался от церк. сана. Через Карлейля Э. усвоил идеи нем. классич. идеализма. В 1836 Э. основал в Конкорде «Трансцендентальный клуб», издавал с 1840 журн. «The Dial». Учение Э. носило характер спиритуализма: дух, по Э., - единственная реальность, природа - символ духа. С позиций пантеизма и панпсихизма Э. рассматривал природу как одушевленную, проникнутую «сверхдушой». Этика Э., при всей ее пантеистической настроенности, резко индивидуалистична: главное ее устремление - совершенствование личности. По своему социально-политическому мировоззрению Э. был мелкобурж. демократом: он остро критиковал окружавшую его капиталистич. действительность, вскрывал ее несоответствие нравств. идеалам. Обществ. идеал Э. - частнособственнич. утопия, предписывающая каждому человеку иметь ферму или быть независимым ремесленником. Э. настойчиво проповедовал идеи свободолюбия, выступал против рабовладения, был яростным врагом милитаризма.
Источник: Советский философский словарь
ЭМЕРСОН (Emerson) Ралф Уолдо
род. 25 мая 1803, Бостон - ум. 27 апр. 1882, Конкорд, близ Бостона) - амер. философ; был дружен с Карлейлем, познакомил Северную Америку с нем. идеализмом. Сам он называл себя "бесконечным искателем без прошлого", отклонял в принципе догматизм философских школ и систем и боролся против материализма и прагматизма. В его философии можно различить три осн. момента: 1) дух есть единственно реальное, он является носителем божественного; имманентные мысли о божественном существуют как в природе, так и в душе; 2) центральное метафизическое значение души как первоисточника ценностей и истин; философия есть возникающий в самой человеческой душе взгляд на строение мира; 3) одушевление всей природы или понимание ее как духовного абсолюта: природа есть все и все есть природа, также и душа; дух есть сверхдуша. Эмерсоновский идеал личности есть сама себя формирующая, идеалистически-активная личность; чем сильнее личность человека, тем в большей степени он является "репрезентативным" - намек на (абсолютную) истину. Особенным успехом пользовалась его работа "Essays on representative men" (1849). Осн. философские произв.: "Nature", 1836; "Essays", 1841 - 1844; "Complete works", 14 vol., 1890.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Эмерсон Ралф Уолдо
(1803—82) - амер. философ, публицист и поэт. Глава трансценденталистов. Родился в семье священника-унитария, в 1821 окончил Гарвардский колледж, готовил себя к духовному званию, но порвал с церковью. С 1835 жил в Конкорде. Воззрения Э. противоречивы. Наибольшее влияние на него оказали Платон, Карлейль и англ. поэт-романтик
У. Вордсворт. «Вечная проблема» философии, по Э., состоит в отношении духа и материи. Он решает ее как объективный идеалист: «Природа есть символ духа» (Соч., т. I, 1901, с. 27). Высший синтетический принцип бытия — сверхдуша. В гносеологии же Э. близок к интуитивизму; созерцание, затем интуиция и экстаз — лучшие способы проникновения в сущность вещей. Всюду в мире присутствует красота; основные ее черты — гармония, совершенство и духовность. «Созидание красоты есть искусство» (там же, с. 26). Решающая роль в истории принадлежит великим людям; они способствуют прогрессу об-ва, к-рый состоит в моральном совершенствовании личности. Э. отмечал, что «на земле царит вечная борьба и антагонизм интересов между богатыми и бедными»; его симпатии были на стороне бедных. Э. резко критиковал буржуазный строй и выступал против рабства в США, против захватнических войн. В конце жизни склонялся к мистицизму. Осн. работы: «Природа» (1835)-; «Опыты» (1841, 1844), «Представители человечества» (1850).
У. Вордсворт. «Вечная проблема» философии, по Э., состоит в отношении духа и материи. Он решает ее как объективный идеалист: «Природа есть символ духа» (Соч., т. I, 1901, с. 27). Высший синтетический принцип бытия — сверхдуша. В гносеологии же Э. близок к интуитивизму; созерцание, затем интуиция и экстаз — лучшие способы проникновения в сущность вещей. Всюду в мире присутствует красота; основные ее черты — гармония, совершенство и духовность. «Созидание красоты есть искусство» (там же, с. 26). Решающая роль в истории принадлежит великим людям; они способствуют прогрессу об-ва, к-рый состоит в моральном совершенствовании личности. Э. отмечал, что «на земле царит вечная борьба и антагонизм интересов между богатыми и бедными»; его симпатии были на стороне бедных. Э. резко критиковал буржуазный строй и выступал против рабства в США, против захватнических войн. В конце жизни склонялся к мистицизму. Осн. работы: «Природа» (1835)-; «Опыты» (1841, 1844), «Представители человечества» (1850).
Источник: Философский словарь. 1963
ЭМЕРСОН Ралф Уолдо (1803—82)
амер. философ, публицист и поэт. Глава трансценденталистов. Значительное влияние на него оказали Платон и неоплатоники, Гете, Карлейль, англ. поэты-романтики У. Вордсворт и С. Колридж, а также вост. мистики. “Вечная проблема” философии, по Э., состоит в отношении духа и материи. Он решает ее идеалистически: “Природа есть символ духа”. Высший синтетический принцип бытия — сверхдуша, бог. В гносеологии же Э. близок к интуитивизму; созерцание, интуиция, экстаз (“пророческое вдохновение”) — лучшие способы постижения истины. Всюду в мире присутствует красота; осн. ее черты — гармония, совершенство и духовность. “Созидание красоты есть искусство”. Решающая роль в истории, по Э., принадлежит великим людям (и вообще “все глубокие прозрения — удел индивидуализма”) ; они способствуют прогрессу об-ва, к-рый состоит в моральном совершенствовании людей. Индивидуализм Э. включал и веру человека в свои силы (принцип “доверия к себе”), идею самоценности личности, борющейся за самобытность национальной культуры. Э. отмечал, что “на земле царит вечная борьба и антагонизм интересов между богатыми и бедными”; его симпатии были на стороне работников. Социально-этический идеал Э.— утопическая мечта о цельности личности, о всеобщем благе и равенстве, основанном на труде и справедливом распределении частной собственности. Э. критиковал буржуазный строй и выступал против рабства в США, против захватнических войн. “Нынешняя демократия,— писал он,— не имеет ничего общего с демократическим началом. Насквозь проникнутая торгашеским духом, она обречена на гибель”. Осн. соч.: “Природа” (1836); “Опыты” (1841—44); “Представители человечества” (1850); “Общество и одиночество” (1870).
Источник: Философский энциклопедический словарь
ЭМЕРСОН Ральф Уолдо
25 мая 1803, Бостон — 27 апреля 1882, Конкорд, близ Бостона) — американский философ, основоположник трансцендентальной школы, поэт и эссеист. Изучал теологию в Гарвардском университете, был священником унитарием, в 1832 отказался от церковного сана. Через Карлейля Эмерсон усвоил идеи немецкого классического идеализма. В 1836 основал в Конкорде «Трансцендентальный клуб», издавал с 1840 журнал «The Dial». Его учение носило характер спиритуализма: дух — единственная реальность, природа — символ духа. С позиций пантеизма и панпсихизма он рассматривал природу как одушевленную, проникнутую «сверхдушой». Этика Эмерсона, при всей ее пантеистической настроенности, резко индивидуалистична: главное ее устремление — совершенствование личности. По своему социально-политическому мировоззрению он был мелкобуржуазным демократом: остро критиковал окружавшую его капиталистическую действительность, вскрывал ее несоответствие нравственным идеалам. Общественный идеал Эмерсона — частнособственническая утопия, предписывающая каждому человеку иметь ферму или быть независимым ремесленником. Он настойчиво проповедовал идеи свободолюбия, выступал против рабовладения, был яростным врагом милитаризма.
Соч.: Complete works, v. 1—12. Boston—N. Y, 1903—04; в рус. пер.: Нравственная философия, ч. 1—2. СПб., 1868; Соч., т. 1—2. СПб., 1902—03; Высшая душа. М., 1902; Избранники человечества. М., 1912.
Лит.: Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли, пер.с англ., т. 2. М., 1962, ч. 3, гл. 2; CookeG. W. B.W. Emerson: his life, writings and philosophy. Boston, 1881; Rusk K. L. Life ofR. W. Emerson. N. Y, 1949; Bishop J. Emerson on the soul. Cambr., 1964.
H. E. Покровский
Соч.: Complete works, v. 1—12. Boston—N. Y, 1903—04; в рус. пер.: Нравственная философия, ч. 1—2. СПб., 1868; Соч., т. 1—2. СПб., 1902—03; Высшая душа. М., 1902; Избранники человечества. М., 1912.
Лит.: Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли, пер.с англ., т. 2. М., 1962, ч. 3, гл. 2; CookeG. W. B.W. Emerson: his life, writings and philosophy. Boston, 1881; Rusk K. L. Life ofR. W. Emerson. N. Y, 1949; Bishop J. Emerson on the soul. Cambr., 1964.
H. E. Покровский
Источник: Новая философская энциклопедия
ЭМЕРСОН Ралф Уолдо
североамериканский философ; р. 25. 5. 1803 (Бостон) — ум. 27. 4. 1882 (Конкорд, близ Бостона); был дружен с Карлейлем (Correspondance of Th. Carlyle and R. Emerson, 1834—1872, 2 vol, 1883); познакомил Северную Америку с немецким идеализмом. Сам себя он называл «бесконечным искателем без прошлого», отклонял принуждение всех философских школ и систем и боролся против материализма и прагматизма. В его мышлении можно различить три основных момента: 1) дух есть единственно действительное, он является носителем божественного в природе и в душе; 2) центральное метафизическое значение души как первоисточника ценностей и истин; философия есть взгляд на устройство мира, который человеческая душа дает самой себе; 3) одушевление всей природы или понимание ее как духовно-абсолютного: природа есть все, и все есть природа, также и душа; дух есть сверхдуша (oversoul). Эмерсоновский идеал личности есть сама себя формирующая, идеалистически-активная личность; чем сильнее личность человека, тем в большей степени он становится «репрезентативным человеком» — намеком на (абсолютную) истину. Особенным успехом пользовались его «Essays on Representative Men». Осн. соч.: Nature, 1836, нем. изд. 1868 (рус. пер.: Природа, 1986); Essays, I—II, 1841—1844, нем. изд. 1897 (рус. пер.: Опыты, — частично, 1986); Essays on Representative Men, 1849, нем. изд. 1895; The Journals, I—X, hg. 1909—1914, нем. изд. 1955 (Auswahl); The Journals and Miscellaneous Notebooks, I—XVI, hg. 1961— 1982; The Complete Works, I—XII. New York; Boston;Cambridge, 1903—1904; The Collected Works, 1971 ff. (На рус. яз.: Нравственная философия, ч. 1—2, 1868; Соч., т. 1—2, 1902—1903; Высшая душа, 1902; Избранники человечества, 1912.) — Библиография: R. Е. Burkholder. Е. An Annotated Secondary Bibliography. Pittsb., 1985; W. G. Cooke (ed.). A Bibliography of R. W. E. New York, 1966. R Sakmann. E., 1927; J. Simon. R. W. E. in Deutschland, 1937; F. J. Carpenter. E.-Handbook. New York, 1953; E. Baumgarten. Das Vorbild E.s im Werk u. Leben Nietzsches, 1957; S. Hubbard. Nietzsche und E., 1958; K. W. Cameron. E. the Essayist. An Outline of his Philosophical Development. Hartford Conn., 1972; T. Krusche. R. W. E.s Naturauffassung und ihre philos. Ursprünge, 1987.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ЭМЕРСОН (Emerson) Ралф Уолдо
1803—82) —амер. философ-идеалист, поэт, глава литературно-философской группы трансценденталистов, сторонник аболиционизма. Испытал влияние европ. романтиков, Платона, Гете и Карлейля. Мир представлялся Э. «живым» единством природы (материального) и духа, где ведущим началом выступает духовная субстанция («сверхдуша»), к-рая все «проникает и объем-лет», так что в конечном итоге мир являет собой движение души, универсальной и человеческой одновременно. Философия Э. определяет и его романтико-эстетические взгляды: красота, подобно истине и добру,— объективное свойство действительности, явлений космоса (включая и жизнь); человек чувствует и созерцает ее непосредственно, прежде всего в виде внешних «естественных форм», но уже сквозь эти «первичные формы» (звезды, дерево, животное и т. п.) просвечивает духовное начало — сущностное свойство прекрасного. Более полно красота выражается в духовно-нравственных, обычных или героических, деяниях личности. Совершенство, гармоничность, целостность — всеобщие характеристики прекрасного, к-рые мысль человека находит в предметах и явлениях,— коренятся, по мнению Э., во всеобщем разуме, в «сверхдуше». Сознание индивида выступает посредником между природой и сферой идеального, вечного. Любовь к красоте, пишет Э., рождает эстетический вкус, а ее созидание — искусство. В худож. произв. важно изобразить не внешнее сходство с предметами и событиями, а их внутренний смысл, передать особенности культуры, политики, морали своего народа, дух эпохи. Вслед за Карлейлем и Рескином Э. подчеркивал не только эстетическое (воспитание прекрасного вкуса), но и «нравственное назначение» иск-ва, отмечал единство красоты и пользы. Поскольку реальные, природные объекты, по Э.,— это эмблемы, символы духовного, художник (его интуиция) может выразить задуманное только с помощью символики, принятой в его стране, понятной в его время. Культура личности формируется постепенно — от созерцания и усвоения внешне прекрасного до понимания и наслаждения идеальными формами, «вечными тайнами» абсолютной души. Хотя Э. преувеличивал роль «духовных вождей» человечества в истории (особенно «служителей красоты», считая их пророками, ясноиндцами), он справедливо полагал, что худож. гений может плодотворно творить лишь тогда, когда его сердце бьется в УНИСОН со своим народом и временем, когда он опирается на самобытную «почву народной традиции» (принцип «доверия к себе»), Возвышая труд (более всего земледельческий), выступая за справедливое распределение богатства, Э. полагал, что совр. ему об-во, в к-ром «родники таланта и красоты... почти пересохли», а иск-во влачит жизнь «жалкую и низменную», враждебно творческой личности. Эстетика Э. изложена в соч.: «Природа» (1836), «О литературной морали» (1838), «Опыты» (1841, 1844), «Избранники человечества» (1850), «Общество и одиночество» (1870).
Источник: Эстетика: Словарь
Эмерсон, Ральф Уолдо
(Emerson, Ralph Waldo, 18031882).
Американский трансценденталист, эссеист, поэт. Воспитывавшийся в семье пуритан, Эмерсон положил начало культурной традиции, края могла бы вызвать только сожаление у его духовных предшественников. Он постарался обрубить последние нити, связывающие эту традицию с историческим христианством.В то же время Эмерсона считают главной фигурой зародившейся и набиравшей силу собственно американской литературы. Он оказал непосредственное влияние на Торо, Готорна, Уитмена, Мелвилла и Эмили Дикинсон; воздействие его творчества испытали столь разные люди, как У. Джеймс, Р. Фрост и Г. Форд. Невозможно представить себе развитие американской литературы и культуры без Эмерсона.
Вслед за своим отцом, пастором одной из наиболее влиятельных церквей Бостона, Эмерсон готовился к пасторскому служению. Унитаризм тех дней лишь в малой степени требовал определенных теологических убеждений, но Эмерсон счел даже эти ограниченные требования непомерными. В 1832 г., во время спора о Вечере Господней, он сложил с себя пасторские обязанности. Понастоящему радикальный протестант, Эмерсон поставил под сомнение и нравственный аспект, и практическую ценность всякого исторического события или обряда, крые претендуют на посредничество в прямом переживании Бога.
В дополнение к тому духу либерального христианства и реализму здравого смысла, крые были привиты ему дома и в Гарварде, на Эмерсона, чья юность прошла под знаком интенсивного чтения, оказали глубокое влияние противоречивое творчество Э. Сведенборга, произведения неоплатоника Плотина, английского поэта и критика С. Кольриджа, а через Кольриджа и немецкого философа И. Канта. В дневниках Эмерсона встречаются многочисленные ссылки на самые разные источники, крые позже перекочевали в принесшие ему известность лекции и статьи кон. 1830х40х гг. Отвергнув церковную кафедру, он избрал в качестве трибуны кафедру лекционную.
С этой трибуны Эмерсон проповедовал романтический идеализм, специфически "эмерсоновский" испецифически американский. В своих работах "Природа" (Nature, 1836), "Статьи. Часть первая" (Essays. First Series, 1841), "Статьи. Часть вторая" (Second Series, 1844), "Образцовый человек" (Representative Man, 1850) Эмерсон призывает читателей вести высоконравственную и целеустремленную жизнь, основанную на ответственности перед самим собой. Почерпнув из американской действительности многие характерные черты пренебрежение к прошлому, недоверие к властям, неограниченную веру в будущее, он придал им ключевую роль в своем художественном и религиозном мире. " Подражание это самоубийство ", говорит Эмерсон в книге "Уверенность в себе", настойчиво призывая американских писателей отбросить всякую зависимость от традиционных для английской литературы формы и содержания, а американскую духовность от исторического христианства. Вместо веры, привязанной, по его мнению, к мертвой букве Св. Писания и предания, он звал "верить, как Христос, в бесконечность человека" ("Семинарская лекция"). Вершиной его мечтаний было кардинальное обновление исторического бытия, секуляризированное Тысячелетнее Царство, путь к к-ром у могут проложить американские принципы жизни.
R. LuNDiN(nep. Ю.Т.) Библиография: The Complete Works of Ralph Waldo Emerson, 12 vols.; The Journals and Miscellaneous Notebooks of Ralph Waldo Emerson. IXIV; F.O. Matthiessen, American Renaissance: Art and Expression in the Age of Emerson and Whitman; J. Porte, The Representative Man: Ralph Waldo Emerson in His Time; G.W. Allen, Waldo Emerson: A Biography.
См. также: Трансцендентализм.
Американский трансценденталист, эссеист, поэт. Воспитывавшийся в семье пуритан, Эмерсон положил начало культурной традиции, края могла бы вызвать только сожаление у его духовных предшественников. Он постарался обрубить последние нити, связывающие эту традицию с историческим христианством.В то же время Эмерсона считают главной фигурой зародившейся и набиравшей силу собственно американской литературы. Он оказал непосредственное влияние на Торо, Готорна, Уитмена, Мелвилла и Эмили Дикинсон; воздействие его творчества испытали столь разные люди, как У. Джеймс, Р. Фрост и Г. Форд. Невозможно представить себе развитие американской литературы и культуры без Эмерсона.
Вслед за своим отцом, пастором одной из наиболее влиятельных церквей Бостона, Эмерсон готовился к пасторскому служению. Унитаризм тех дней лишь в малой степени требовал определенных теологических убеждений, но Эмерсон счел даже эти ограниченные требования непомерными. В 1832 г., во время спора о Вечере Господней, он сложил с себя пасторские обязанности. Понастоящему радикальный протестант, Эмерсон поставил под сомнение и нравственный аспект, и практическую ценность всякого исторического события или обряда, крые претендуют на посредничество в прямом переживании Бога.
В дополнение к тому духу либерального христианства и реализму здравого смысла, крые были привиты ему дома и в Гарварде, на Эмерсона, чья юность прошла под знаком интенсивного чтения, оказали глубокое влияние противоречивое творчество Э. Сведенборга, произведения неоплатоника Плотина, английского поэта и критика С. Кольриджа, а через Кольриджа и немецкого философа И. Канта. В дневниках Эмерсона встречаются многочисленные ссылки на самые разные источники, крые позже перекочевали в принесшие ему известность лекции и статьи кон. 1830х40х гг. Отвергнув церковную кафедру, он избрал в качестве трибуны кафедру лекционную.
С этой трибуны Эмерсон проповедовал романтический идеализм, специфически "эмерсоновский" испецифически американский. В своих работах "Природа" (Nature, 1836), "Статьи. Часть первая" (Essays. First Series, 1841), "Статьи. Часть вторая" (Second Series, 1844), "Образцовый человек" (Representative Man, 1850) Эмерсон призывает читателей вести высоконравственную и целеустремленную жизнь, основанную на ответственности перед самим собой. Почерпнув из американской действительности многие характерные черты пренебрежение к прошлому, недоверие к властям, неограниченную веру в будущее, он придал им ключевую роль в своем художественном и религиозном мире. " Подражание это самоубийство ", говорит Эмерсон в книге "Уверенность в себе", настойчиво призывая американских писателей отбросить всякую зависимость от традиционных для английской литературы формы и содержания, а американскую духовность от исторического христианства. Вместо веры, привязанной, по его мнению, к мертвой букве Св. Писания и предания, он звал "верить, как Христос, в бесконечность человека" ("Семинарская лекция"). Вершиной его мечтаний было кардинальное обновление исторического бытия, секуляризированное Тысячелетнее Царство, путь к к-ром у могут проложить американские принципы жизни.
R. LuNDiN(nep. Ю.Т.) Библиография: The Complete Works of Ralph Waldo Emerson, 12 vols.; The Journals and Miscellaneous Notebooks of Ralph Waldo Emerson. IXIV; F.O. Matthiessen, American Renaissance: Art and Expression in the Age of Emerson and Whitman; J. Porte, The Representative Man: Ralph Waldo Emerson in His Time; G.W. Allen, Waldo Emerson: A Biography.
См. также: Трансцендентализм.
Источник: Теологический энциклопедический словарь